Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование изобразительной наглядности при моделировании речевых ситуаций на уроке иностранного языка

Работа №150580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования моделирования речевых ситуаций с применением принципа наглядности на уроке иностранного языка 8
1.1. Речевые ситуации и их моделирование 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика ученика среднего школьного
возраста 16
1.3. Использование принципа наглядности в процессе обучения иностранным
языкам 23
Выводы по главе 1 31
Глава II. Моделирование речевых ситуаций на уроке иностранного языка при помощи изобразительной наглядности 33
2.1. Изобразительная наглядность на уроках иностранного языка 33
2.2. Опыт использования наглядного материала для создания речевых
ситуаций на уроке иностранного языка 38
Выводы по главе II 43
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение А 49
Приложение Б 50
Приложение В 51
Приложение Г 52
Приложение Д


Обучение иностранному языку представляет собой организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия обучаемого и обучающего осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью. В нашем случае речь идет о речевом иноязычном опыте.
Обучение ИЯ, по определению И.В. Рахманова, есть «...процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать» [Рахманов, 2000, с.13].
Действия учащихся на уроке иностранного языка регламентируются целями обучения современному языку. Цель обучения языку - заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных методов, приемов, средств обучения [Щукин, 2006, с.25].
Рахманов выделяет следующие цели обучения: практическую цель, общеобразовательную, воспитательную, развивающую.
Реализация практической цели предполагает овладение учащимися языком как средством общения в пределах программного материала, то есть овладение 4 видами речевой деятельности. Подготовка учащихся к естественной коммуникации в основных сферах общения, а также формирование ряда общеучебных умений [Рахманова, 2000, с.18].
Образовательная цель - это цель обучения, которая предполагает использование иностранного языка для повышения общей культуры учащегося в расширении их кругозора, знаний о стране изучаемого языка [Рахманов, 2000, с.18].
Воспитательная цель предполагает то, что обучение иностранному языку должно способствовать развитию всех сторон личности школьника.
Т.е. предполагается воспитание уважительного отношение к народу- носителю языка, понимание важности изучения иностранного языка [Рахманов, 2000, с.19].
Развивающая цель проявляется в деятельности учителя по развитию языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, развитие памяти, мышления, воображения, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком и культурой как частью мировой культуры [Рахманов, 2000, с.19].
Для достижения цели обучения иностранному языку необходимо овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией в единстве ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной [Артемов, 1969, с.53].
Коммуникативная компетенция - это владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним коммуникативные образовательные, познавательные и другие задачи [Гальскова, 2000, с.56].
При обучении иностранному языку в школе, огромную роль играет принцип наглядности, который успешно применяется для формирования и развития языковой компетенции учащихся, развивает способность и готовность осуществлять общение на изучаемом языке, также способствует созданию мотивации для возникновения ситуации общения в процессе обучения [Гальскова, 2000, с.126]. Речевое общение является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Для того, чтобы ученик мог высказаться, ему необходима потребность в высказывании, так как именно мотивированность является главным условием для этого процесса. Создать мотивацию для возникновения коммуникации помогают наглядные материалы, которые выступают в роли основы, на которых строится речь. Благодаря этим материалам создаются ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация, с помощью которой ученики имеют возможность имитировать жизненные ситуации и реакции на эти ситуации. Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств [Пассов, 2007, с.95].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что данную тему изучают многие исследователи, кроме того наглядные материалы отражают предметы окружающего мира и организуют восприятие учащимися реальной действительности. Они развивают мышление, воображение, наблюдательность, стимулируют познавательную и творческую активность, помогают развить интерес к изучению иностранных языков. Важно помнить, что только правильное использование наглядности в процессе обучения способствует повышению эффективности изучения иностранного языка, облегчает запоминание материала, делает его более доступным.
Все это определило выбор темы данного исследования: «Использование изобразительной наглядности при моделировании речевых ситуаций на уроке иностранного языка».
Исследуемая проблема известна давно, но сегодня ей уделяется недостаточно внимания, как в теории, так и на практике. Об этом свидетельствуют источники. Самый «молодой» из них 2007 года.
Научно-методическую основу составили работы таких ученых как Гальскова Н.Д., Занков, Л. В., Коменский Я.А., Пассов Е.И., Ушинский К.Д., Щукин А. Н. и другие.
Цель данной работы - проанализировать применение изобразительной наглядности на уроке иностранного языка.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
• дать характеристику речевым ситуациям;
• рассмотреть виды и функции наглядности;
• определить эффективность использования изобразительной наглядности на уроках иностранного языка;
• проанализировать собственный опыт использования наглядности с целью активизации устной речи на уроке иностранного языка.
Объектом исследования являются речевые ситуации на уроке иностранного языка.
Предметом данного исследования является использование изобразительной наглядности при моделировании речевых ситуациях.
В работе применялись следующие методы исследования:
• анализ литературы по теме исследования;
• дескриптивный метод;
• метод анализа словарных дефиниций;
• метод сплошной выборки.
Практическая значимость настоящей работы определяется возможностью использования описанного в данной работе применения принципа наглядности на уроке иностранного языка.
Материалом для анализа послужила тема учебника немецкого языка Deutsch Mosaik IX Н.Д. Гальсковой «Die Mobel. Was steht wo».
Структура работы определена поставленными задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Во введении дается обоснование выбора данной темы, ее актуальность, формулируются цели, задачи, объект и предмет работы, определяются методы и материал исследования.
В первой главе дается характеристика речевых ситуаций на уроке иностранного языка, рассматривается их структура, виды, описывается процесс их создания и роль. Кроме того первая глава включает в себя психолого-педагогическую характеристику детей среднего школьного возраста, а также рассматривается принцип наглядности, описываются его основные виды и функции.
Во второй главе описывается характеристика изобразительной наглядности, рассматриваются критерии использования иллюстраций в процессе обучения, описывается процесс и результаты апробации данного исследования.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Библиографический список насчитывает 30 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена исследованию применению принципа наглядности для создания коммуникативных ситуаций на уроке иностранного языка. В работе дана характеристика речевой ситуации, дана психолого- педагогическая характеристика школьника среднего возраста, дано определение понятию принципа наглядности, охарактеризованы особенности, функции, виды и рассмотрены основные критерии использования данного принципа, а также процесс и результаты апробации данного исследования.
Итак, рассмотрев особенности использования изобразительной наглядности на уроках иностранного языка, можно сделать вывод о том, что она моделируют реальные жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация, позволяя имитировать реальное общение в искусственных условиях. Говорение - один из самых важных видов речевой деятельности, который необходимо развивать при обучении иностранному языку, чтобы ученики могли пользоваться изучаемым материалом в реальных жизненных ситуациях. Коммуникативные ситуации являются стимулом к говорению. Они необходимы для формирования речевых навыков и умений. Параметры, на основе которых создаются данные ситуации: мотивированность; целенаправленность; информативность процесса общения; новизна; ситуативность; характер взаимодействий общающихся; система речевых средств. Коммуникативные ситуации реализуются в трех этапах: ориентирующий, исполнительский и контролирующий. К их видам относятся - естественные и учебные ситуации, для создания используются следующие приемы: словесное описание, ролевая игра, печатный текст, научная конференция и наглядность. Создание коммуникативных ситуаций помогает развить речевые умения и коммуникативные возможности.
Наглядные материалы выступают основой, на которых строится речь. Существует три основных вида наглядности: предметная, изобразительная и словесная. Ее функции: обучающая, контролирующая, организующая. Основные критерии, на которые стоит обращать внимание при выборе наглядности: доступность; простота; однозначность трактовки; эстетичность; насыщенность деталями; пространственная, временная и социальная открытость; техническое качество; актуальность.
В процессе обучения изобразительная наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает учащимся усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Обеспечивает прочное закрепление языкового материала в памяти учеников, развивает творческие способности и помогает включить воображение в учебный процесс, повышает активность учащихся и выступает эффективным речевым стимулом.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
Опираясь на сделанные нами вводы, мы можем утверждать, что тема применения изобразительной наглядности при моделировании речевых ситуаций в процессе обучения иностранному языку достаточно перспективна для дальнейшего ее изучения и применения на практике в школе.



1. Алхазишвили А.А. Психологические основы создания естественных речевых ситуаций в учебной обстановке / А.А. Алхазишвили // ИЯШ. - 1974. - №2. - С.85-92.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью [Текст] / А.А. Алхазишвили - М.: Просвещение, 1988. - 124 с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. 279 с.
4. Архангельский А. С. Обученность - главная переменная шкала отметок, градации контингента и функции оценивания учителя - М.: Знание, 1985. - 102 с.
5. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян и др. - Мн.: Тетра Системс, 2003. - С.56-92.
6. Выготский Л.С. Психология. - М.: 2000 - 1008 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- пресс, 1999. - 533 с
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ - ГЛОССА, 2000.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
10.Занков Л. В. Наглядность обучения. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. / Л. В. Занков - М.: Советская энциклопедия, 1966 - 366 с.
11.Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.
12.Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. / Л. М. Зельманова. - М.: «Просвещение», 1984 - 280 с.
13.Зимняя И.А. Педагогическая психология - М.: Логос, 2000. - 384 с.
14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1955, с. 302-303.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. - 176 с.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997.- 456 с.
17. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2007.95 с.
18. Пассов Е. И. Основные вопросы обучения иностранной речи - Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1974. - 164 с.
19. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988.
20. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Рус. яз., 1989. - 246 с.
21. Педагогический словарь. Т 1 - М.: Академия пед. наук, 1960.
22. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. 336 с.
23. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
24. Рахманов И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе. В кн.: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А. — М.: Русский язык, 1991. — С. 9-20.
25. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам/ Г.В. Рогова // ИЯШ. - 2007. - № 4. - С.10-14.
26. Трифонова И.С. ценностный потенциал коммуникативной ситуации в обучении иностранным языкам [Текст] / И.С. Трифонова// ИЯШ. - 2012. - №3. - С.10-13.
27. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 6 - М.: Л., 1949.
28. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование. М.: Знание, 1984. - 82 с.
29. Щукин А. Н. - «Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов» 2-е изд., испр. И доп. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
30. Щукина Н.В. Наглядность как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов при обучении математическому анализу Текст. : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Щукина Н.В. Омск, 2005. -206 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ