Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №150577

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Анализ содержания образовательных программ дошкольных образовательных учреждений по формированию представлений о семье детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Возможности проектной деятельности в работе педагога дошкольной образовательной организации как средства формирования представлений о семье детей старшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3. Проектная деятельность как средство развития представлений о
семье детей старшего дошкольного возраста 41
2.4. Анализ эффективности проделанной работы 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63

Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья - это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, которые греют своей добротой и бескорыстностью, это традиции, которые человечество перенимает из поколения в поколения. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья [5].
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Современные исследования, посвященные проблемам гражданского воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации ребенка, формирования у него социальной компетентности и гражданской позиции [1].
Общество на современном этапе его развития нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. А ведь именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей [1].
Вызывает тревогу тот факт, что большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям [5].
Целая плеяда известных ученых, таких как Т.А. Березина, Е.С. Бабунова, Т.М. Баринова, Н.В. Демидова, неоднократно предпринимала попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них самостоятельно, без посторонней помощи и постороннего влияния. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, скудной эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общих образовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделялось должного внимания [9].
Другие ученые (Н.И. Захаров, Н.А. Голиков) с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают под влиянием ряда объективных и субъективных факторов, причина детского одиночества в собственной семье среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывается каждый третий ребенок [10].
В Семейном кодексе [29] говорится, что родители являются первыми педагогами для своего ребенка. Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются [10].
Семья, является для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений. Домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения. Также она воздействует на формирование привычек, черт характера, и психических свойств. [23]
Как отмечалось выше, представления о семье у ребенка дошкольного возраста возникнуть самостоятельно не могут, либо возникают в довольно искаженном виде. А это означает, что процесс формирования этих представления должен протекать под пристальным и чутким руководством и помощи взрослых: как воспитателей, так и самих родителей, причем неразрозненно, а в тесном и плодотворном сотрудничестве. Решение данной проблемы мы видим в организации проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: выделить и апробировать психолого - педагогические условия, при которых проектная деятельность будет выступать эффективным средством развития представлений о семье детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: представления о семье детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, при которых проектная деятельность является эффективным средством развития представлений о семье детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: проектная деятельность является эффективным средством развития представлений о семье детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий:
1. четкий отбор представлений, нуждающихся в развитии и уточнении.
2. совместной деятельности детей и родителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития представлений о семье детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и изучить уровень развития представлений о семье детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать и описать выделенные педагогические условия, при которых проектная деятельность является эффективным средством развития представлений о семье детей старшего дошкольного возраста;
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ № Х г. Красноярска, МБДОУ № Y г. Красноярска

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У каждого ребенка в ходе его развития складывается своя собственная уникальная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Одним из таких представлений является образ семьи. Освоение ребенком социального содержания семейной жизни связано с формированием у него высокого уровня эмоциональной отзывчивости к близкому человеку, к его эмоциональному состоянию как специфическому компоненту социального окружения.
В детской дошкольной организации решение задачи развития представлений о семье у детей и воспитания будущего семьянина основывается на образовательных программах, которые в свою очередь отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательных программ в области формирования представления о семье у детей дошкольного возраста направлено на: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Формирование знания ребенка о семье, родственных связях, ролях, семейных традициях, формирование умения переживать события, связанные с семьей, воспитание любви к членам семьи, хлопоты о них, стремление оказывать посильную поддержку.
Развить представления о семье у детей дошкольного возможно лишь в процессе сотрудничества детей с взрослыми (педагог, семья). Где дети могут узнать для себя, что то, новое из личного опыта взрослого. Это действенное и плодотворное совместное сотрудничество возможно при реализации проекта в ДОУ. Вследствие этого действенным средством психолого -педагогической работы по формированию представления о семье у дошкольников считается проектная деятельность.
В ходе диагностики, нами были выявлены наиболее слабые стороны знаний детей: это имена и отчества родителей, бабушек и дедушек, понятие, что такое традиции семьи, неуверенная ориентация в назначениях слов, обозначающих родство внутри семьи, слабый интерес к профессиональной деятельности родителей, низкий уровень представлений, что такое семья и родословная.
В ходе теоретического анализа предпринятого в первой главе данной работы, нами было выделено два психолого-педагогических условия, способствующих эффективности проектной деятельности как средства развития представлений детей старшего дошкольного о семье: четкий отбор содержания представлений о семье и организация совместной работы детей и родителей.
С целью реализации первого условия - четкий отбор содержания представлений о семье - была проведена следующая работа. Мы проанализировали программные требования к уровню представлений детей старшего дошкольного возраста о семье, измерили уровень представлений у детей и увидели дефициты, которые требуют уточнения представлений. С учетом этого содержания нами был выделен ряд представлений о семье, которые одинаково слабо развиты у большинства детей, но в силу их сложности и специфичности сформировать их без участия родителей не представляется возможным.
В ходе работы учитывался разный уровень развития представлений детей. При работе в малых подгруппах объединялись дети разного уровня знаний, что давало возможность детям с высокими знаниями о семье, оказывать помощь своим товарищам, которые имеют затруднения по представленной теме, тем самым проявлять самостоятельность, инициативу.
Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. В ходе проекта у детей повысились знания в вопросах, касающихся своей семьи. Родители стали деятельнее принимать участие в мероприятиях, формы досуга стали разнообразнее, а время, проводимое с детьми более длительным. Закрепились семейные отношения, стали эмоционально-благополучными контакты между родителями и детьми. Увеличился интерес к семейным традициям и семейным увлечениям. Взрослые и дети заинтересовались своим родом, некоторые углубили свои знания, создав генеалогическое древо семьи.
В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои представления о семье. За время реализации проекта уровень представлений детей о семье значительно вырос.
Таким образом, наша гипотеза о том, что проектная деятельность может являться эффективным средством развития представлений детей старшего дошкольного возраста о семье, подтвердилась.



1. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. с. 165.
2. Бабинцева Т. Н. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. URL: http://doshkolnik.ru(дата обращения 02.08.2018 г.).
3. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ, 2008., №5. С. 134-136.
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 144-146.
5. Бурцева И.В Формирование представлений о семье как явлений общественной жизни. URL: http://nsportal.ru(дата обращения 29.08.2018 г.).
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г. 165 с.
7. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Минск, 2003. 174 с.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321с.
9. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва. 2002. 120 с.
10. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 112 с.
9. Дыбина О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания // Ребенок в детском саду. 2009. №2. С. 64
11. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007. 134 с.
12. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. С. 100-110.
13. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. И. Доронова, Л. Г. Госубева, Н. А. Гордова и др. М.: Просвещение, 2002. 143 с.
14. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
16. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. Волгоград: Учитель, 2014. 247 с.
17. Карандашев Ю.Н. Семейная биография ребенка. Минск, 2002.126 с.
18. Клышко А.Н. Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС ДО. URL:http://solncevet/ru(дата обращения 29.07.2018 г.).
19. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.142 с.
20. Козлова, С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. М.: Линка - Пресс, 2000. 224 с.
21. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 160 с.
22. Крылова Н.М. Формирование системных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Автореф.дис.: 2002. 204 с.65
23. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 164 с.
24. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ООО «Издательство ГНОМ иД»., 2007г., 64 с.
25. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. 200 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразователельная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
27. Психологическая энциклопедия Энциклопедии и словари URL:http://enc-dic.com/encpsy/Semja-25062/(дата обращения 24. 09.2018 г.). Радина Е.И. Забота о детях дошкольного возраста. М., Знание, 1959., С. 32.
28. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 164 с.
29. Семейный кодекс. URL: http://skodeksrf.ru (дата обращения
21.05.2018 г.)
30. Семья как субъект педагогики. URL: http://pedagogics(дата
обращения 24.02.2018 г.)
31. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1999г. №10. С. 29-40.
32. Султанова, Н.П. Духовно - нравственное воспитание дошкольников / Н. П. Султанова, Н. В. Цилько // Дошкольное воспитание. №5, 2000г., С. 7
33. Толковый словарь Ожегова. Энциклопедии и словари. http://encdik.com/ozhegov/Semja-31745.htm. (дата обращения 18.02.2018 г.)
34. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентированная монография / Под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти: ТГУ, 2009г., 124 с.
35. Формирование у ребенка представлений о семье. URL: http://studfiles.net/preview(дата обращения 07.02.2018 г.).
36. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990г., 420 с.
37. Что такое семья. URL: http://www.syl.ru(дата обращения 23.06.2018 г.).
38. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. М.: ЭКСО Пресс, 2000. 23 с.
1. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособ. Для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1993. 431 с.
2. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Профессиональное образование: приложение к журналу. 2004. № 12.
3. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ