Введение 3
Глава I. Теоретический аспект проблемы развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие «общее недоразвитие речи» 6
1.2. Развитие пространственных представлений у нормально
развивающихся детей 14
1.3. Особенности пространственных представлений детей с общим
недоразвитием речи 24
Глава II. Экспериментальное изучение пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Цели, задачи и методика экспериментального исследования 27
2.2. Результаты экспериментального исследования 32
Глава III. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Цель, организация работы по формированию пространственных
представлений 39
3.2. Система коррекционно-развивающих игр и упражнений 41
3.3. Результаты контрольного эксперимента 47
Заключение 52
Список литературы 54
Пространственные представления - форма представлений, отражающая величины, формы, движения и другие пространственные отношения предметов. Если у ребенка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести, например, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе. Такой ученик будет пытаться читать строчки текста и решать математические примеры не слева направо и сверху вниз, а наоборот - справа налево и снизу вверх. В дальнейшем могут возникнуть трудности с изучением геометрии, физики, литературы, предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений. Сформированность этих представлений является одним из аспектов готовности дошкольника к обучению в школе, и является одной из задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Развитие оптикопространственного гнозиса является необходимым условием для обучения детей грамоте. Нарушения указанной функции считаются характерными для многих детей с общим недоразвитием речи.
Изучением особенностей детей с ОНР занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и другие. Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление, им характерна особая форма усвоения речевых норм, обозначающих пространственные отношений...
Данное исследование посвящено проблеме изучения и формирования нарушений пространственных представлений у дошкольников с ОНР подготовительной логопедической группы детского сада.
Указанная проблема актуальна, так как несформированность умений и навыков пространственного ориентирования и пространственного различения являются одной из причин нарушений письма у младших школьников.
Целью нашей работы было формирование пространственных представлений детей с ОНР.
Вопрос коррекции пространственных представлений является важным, поскольку при несформированности пространственного ориентирования у детей с ОНР возникают трудности в процессе обучения. В частности, трудности при выполнении заданий, связанных с анализом взаиморасположения предметов и их элементов, трудности в выделении одного предмета из звеньев в цепи однородных предметов, изображений и графических знаков и др.
В своей работе мы провели экспериментальное исследование детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня. Нами было отмечено, что уровень пространственной ориентации у детей средний. Наиболее хорошо дети справились с заданиями по ориентировке на листе бумаги и ориентации «в схеме» собственного тела, а вот задания на понимание, употребление предлогов, ориентацию в «схеме» тела человека стоящего напротив справились плохо.
Изучив литературу по данной теме, мы подобрали систему упражнений и игр по обогащению пространственных представлений у детей с ОНР 3 уровня, которая была апробирована в течение 4 месяцев на детях экспериментальной группы. После проведенной нами работы у детей экспериментальной группы стало меньше возникать затруднений при выполнении заданий на понимание и употребление предлогов, они стали относительно хорошо ориентироваться в сторонах собственного тела и тела человека, стоящего напротив.
Результаты нашего исследования подтверждают тот факт, что при проведении на логопедических занятиях специальных корректирующих упражнений, направленных на развитие пространственных представлений с учетом структуры дефекта, можно добиться достаточно высоких результатов в обучении данной категории детей.
1. Ананьев, Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных восприятий у детей / Б.Г. Ананьев // [Электронный ресурс]. - https://search.rsl.ru/ru/record/01005917081
2. Бортникова, Е.Ф. Чудо - обучайка. Пространственно-временные представления / Е.Ф. Бортникова. - М.: Айрис, 2006. - 52 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи / А.М. Бородич //
[Электронный ресурс]. - https://pedlib.rU/Books/5/0174/index.shtml
4. Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцикина // Логопед. - 2005. - №3. - С. 7-9.
5. Воронова, А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией / А.П. Воронова // Дефектология. - 1993. - № 1. - С. 9-12.
6. Якиманская, И.С. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. / И.С. Якиманская // [Электронный ресурс]. - https://search.rsl.ru/ru/record/01006068158
7. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов // Дефектология. - 1986. - № 6. - С. 11-14.
8. Горбачева, Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы / Л.С. Горбачева // Дефектология. - 1991. - № 3. - С. 21-23.
9. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О.В. Елецкая // Логопед. - 2009. - № 2. - С. 26-29.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастрюкова. - М.: Просвещение, 1990. - 305 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова // Соц.-полит. журн. - М. - 1994. - С. 22-29.
12. Иншакова, О.Б. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией / О.Б. Иншакова, О.Б. Колесникова. - М.: Владос, 2006. - 262 с.
13. Корнеева, Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусейибова. - М.: Академия, 1989. - 207 с.
14. Крушельницкая, О.И. Вправо-влево, вверх-вниз / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова - М.: Гном-пресс, 2007. - 62 с.
15. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 307 с...42