Введение 3
Глава I. Теоретический аспект проблемы развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие «общее недоразвитие речи» 6
1.2. Развитие пространственных представлений у нормально
развивающихся детей 14
1.3. Особенности пространственных представлений детей с общим
недоразвитием речи 24
Глава II. Экспериментальное изучение пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Цели, задачи и методика экспериментального исследования 27
2.2. Результаты экспериментального исследования 32
Глава III. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Цель, организация работы по формированию пространственных
представлений 39
3.2. Система коррекционно-развивающих игр и упражнений 41
3.3. Результаты контрольного эксперимента 47
Заключение 52
Список литературы 54
Пространственные представления - форма представлений, отражающая величины, формы, движения и другие пространственные отношения предметов. Если у ребенка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести, например, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе. Такой ученик будет пытаться читать строчки текста и решать математические примеры не слева направо и сверху вниз, а наоборот - справа налево и снизу вверх. В дальнейшем могут возникнуть трудности с изучением геометрии, физики, литературы, предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений. Сформированность этих представлений является одним из аспектов готовности дошкольника к обучению в школе, и является одной из задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Развитие оптикопространственного гнозиса является необходимым условием для обучения детей грамоте. Нарушения указанной функции считаются характерными для многих детей с общим недоразвитием речи.
Изучением особенностей детей с ОНР занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и другие. Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление, им характерна особая форма усвоения речевых норм, обозначающих пространственные отношений...
Данное исследование посвящено проблеме изучения и формирования нарушений пространственных представлений у дошкольников с ОНР подготовительной логопедической группы детского сада.
Указанная проблема актуальна, так как несформированность умений и навыков пространственного ориентирования и пространственного различения являются одной из причин нарушений письма у младших школьников.
Целью нашей работы было формирование пространственных представлений детей с ОНР.
Вопрос коррекции пространственных представлений является важным, поскольку при несформированности пространственного ориентирования у детей с ОНР возникают трудности в процессе обучения. В частности, трудности при выполнении заданий, связанных с анализом взаиморасположения предметов и их элементов, трудности в выделении одного предмета из звеньев в цепи однородных предметов, изображений и графических знаков и др.
В своей работе мы провели экспериментальное исследование детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня. Нами было отмечено, что уровень пространственной ориентации у детей средний. Наиболее хорошо дети справились с заданиями по ориентировке на листе бумаги и ориентации «в схеме» собственного тела, а вот задания на понимание, употребление предлогов, ориентацию в «схеме» тела человека стоящего напротив справились плохо.
Изучив литературу по данной теме, мы подобрали систему упражнений и игр по обогащению пространственных представлений у детей с ОНР 3 уровня, которая была апробирована в течение 4 месяцев на детях экспериментальной группы. После проведенной нами работы у детей экспериментальной группы стало меньше возникать затруднений при выполнении заданий на понимание и употребление предлогов, они стали относительно хорошо ориентироваться в сторонах собственного тела и тела человека, стоящего напротив.
Результаты нашего исследования подтверждают тот факт, что при проведении на логопедических занятиях специальных корректирующих упражнений, направленных на развитие пространственных представлений с учетом структуры дефекта, можно добиться достаточно высоких результатов в обучении данной категории детей.