Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи при дистанционном способе

Работа №150573

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 История формирования законодательства о защите прав потребителей 11
1.2 Источники правового регулирования защиты прав потребителя в
Российской Федерации 14
1.3 Защита прав потребителей в условиях пандемии коронавируса 24
2 ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 29
2.1 Проблема определения момента заключения договора дистанционной
купли-продажи 29
2.2 Защита прав потребителей при ненадлежащем исполнении договора
дистанционной купли-продажи в Интернете 36
2.3 Особенности возврата товара, приобретенного дистанционным
способом 39
3 ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ 47
3.1 Отдельные проблемные аспекты в области защиты прав потребителей
при продаже товаров дистанционным способом 47
3.2 Ключевые направления совершенствования гражданского
законодательства в сфере продажи товаров дистанционным способом 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62


Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в условиях рыночной экономики гражданские правоотношения пронизывают фактически все области жизнедеятельности человека. Реализуя свое гражданское право на защиту, участники гражданских правоотношений могут защитить свои нарушенные права при совершении противоправных действий со стороны третьих лиц. Так на современном этапе развития экономических отношений важнейшим является эффективная защита прав потребителей, которая имеет решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного российского рынка. Защита прав - меры, применяемые государственными органами после совершения правонарушения для восстановления нарушенных прав и свобод граждан.
Несмотря на то, что институт защиты прав потребителей относительно новое для России явление, однако он оказывает очень большое влияние на развитие рыночных отношений и экономики, становление развитого товарного рынка. Основой стали права и интересы потребителя, как особого участника рынка товаров и услуг, государство создало для них особые социальные гарантии, которые и стали системой правового регулирования отношений. Впервые была создана правовая основа для становления и реализации целенаправленной государственной политики в сфере защиты прав потребителей, в том числе основанной на применении современных цифровых технологий. Данное положение закреплено в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-p.
Вместе с тем, как отмечают исследователи, в нашей стране отсутствует какая-либо целостная концепция развития правоотношений с участием потребителей, которая учитывала бы их специфику и базировалась на глубоком научном подходе. Кроме того, в условиях экономической нестабильности, вызванной распространением коронавирусной инфекции и обусловившей бурный рост оборотов дистанционного приобретения товаров, проблемы защиты прав потребителей приобрели особую значимость. Следовательно, возникает необходимость законодательного регулирования договора дистанционной купли-продажи. Дистанционная торговля по своей сути - это форма розничной торговли, которая осуществляется путем ознакомления покупателя с предложенными продавцом товарами на основе фотографий, каталогов или иными способами до заключения договора купли - продажи и оплаты за него. Она обладает рядом некоторых особенностей, которые в свою очередь порождают ряд обстоятельств, которые ограничивают распространение интернет-торговли. Во-первых, заключение договора производится в онлайн-формате, не подразумевает нахождение покупателя в специально оборудованном месте. Во-вторых, покупатель не имеет возможности увидеть товар вживую, он может с ним ознакомиться только на изображении (каталог, Интернет-магазин, буклет или реклама), а также прочитать описание. Следовательно, покупатель лишается возможности ознакомления с приобретаемым товаром. В-третьих, спорным остается вопрос о том, стоит ли относить к предмету договора дистанционной купли-продажи товары, которые могут иметь и нематериальную форму, например, фильм, музыку и т.д. Таким образом, можно сделать вывод можно сделать вывод о существенных условиях договора дистанционной купли-продажи - предмете договора. Договор будет считаться согласованным и заключенным, если определены количество и наименование товара. Таким образом, существуют определенные вопросы, связанные со спецификой договора дистанционной купли-продажи товаров, что вызывает спорные ситуации в судебной и правоприменительной практике по защите прав потребителей. Это в первую очередь связано с тем, что в настоящее время несмотря на то, что в действующий законодательный порядок дистанционного приобретения товаров вносятся определенные коррективы, не все еще вопросы дистанционной торговли до конца урегулированы, что в конечном итоге нарушает права потребителей. Поэтому, учитывая то, что дистанционный вид купли-продажи становится все более популярным, данная сфера требует дальнейшего совершенствования в части защиты прав потребителей при дистанционном способе приобретении товаров, что дополнительно подчеркивает актуальность настоящего исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ, проведенный в рамках настоящего исследования, позволяет сделать следующие выводы.
В нашей стране на протяжении последнего десятилетия проводится активная политика по защите прав потребителей, в нормы действующего законодательства вносятся определенные изменения, что непосредственным образом связано с развитие рыночных механизмов торговле, а также с экономической ситуацией, сложившейся в мире, обусловленной последствиями пандемии и развитию в этих условиях дистанционной продажи товаров, в рамках механизма которой, еще не до конца сформировалась цивилизованная система отношений между производителями, продавцами и потребителями.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что современное гражданское законодательство содержит подробные положения по исследуемой теме, но не до такой степени, чтобы исключить все возможные споры. Детальное регулирование общественных отношений в этой сфере, с одной стороны, восполняет пробелы, существовавшие в советском законодательстве, с другой — возникают коллизии между различными законами, а также проблемы реализации правовых норм на практике.
Современное законодательство, регулирующее понятие
«потребительство», характеризуется прежде всего детальной выработкой законодательных норм, устранением идеологического прошлого и стремлением соответствовать современному обороту имущества.
В настоящее время, правовое регулирование сферы защиты прав потребителей в Российской Федерации представлено в следующем виде:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.
2. Гражданский кодекс РФ как основополагающий акт в системы гражданского законодательства.
3. Закон «О защите прав потребителей».
4. Постановление Правительства РФ «Правилами продажи товаров дистанционным способом».
5. Нормативные-правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» определил объем прав потребителей и создал механизм реализации этих прав. Кроме того, права и интересы граждан защищают все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное и уголовное право.
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и производителями, продавцами, исполнителями при реализации товаров, выполнении оплачиваемых работ и оказании услуг, то есть в части удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на очевидное отличие отношений купли- продажи от отношений, связанных с оказанием различных услуг, работ, они имеют определенные общие черты, что позволяет регулировать их в едином законе. Исходя из названия Закона РФ «О защите прав потребителей», можно предположить, что в нем содержатся правовые нормы, целью которых является восстановление уже нарушенного положения «слабой стороны», то есть потребителя. Таким образом, многие вопросы, связанные со спецификой договора дистанционной купли-продажи товаров не урегулированы законодательством, что вызывает спорные ситуации в судебной практике. Необходимо закрепить соответствующие положения в отдельном нормативноправовом акте, так как данный вид купли-продажи становится все более популярным среди потребителей.
Что характерно, для законодателя и правоприменителей защита прав потребителей находится в приоритете, а в современных условиях пандемии, которая ударила по рыночной экономике, они приобрели особую социальную значимость, ведь пришлось перестраиваться в максимально короткие сроки, и ни у кого не было шансов на промедление. Это время, когда как никогда потребители стали уязвимы. Стабилизация методов и способов защиты станет хорошим подспорьем для преодоления современных проблем, поскольку это было и остается важнейшим правовым институтом в социально ориентированных государствах. Провозглашаемые в России все основные права и интересы потребителей, соответствуют международно-правовым нормам и стандартам.
В связи с последними изменениями в законодательстве и новыми тенденциями на потребительском рынке вопросы защиты прав потребителей становятся все более актуальными. Поэтому, поэтапная реализация законодательных инициатив, изложенных в данной работе, позволит значительно улучшить ситуацию в сфере защиты прав потребителей в России и способствовать снижению социальной напряженности в обществе.
У потребителя существует множество способов как судебной, так и внесудебной защиты. При этом, механизм защиты прав потребителей в России ставит ряд проблем, в их числе:
- множественность пробелов в правовом регулировании защиты прав потребителей;
- низкая правовая правовая грамотность потенциальных покупателей;
- низкий уровень контроля и надзора в данной области, а также отсутствие контроля со стороны ОМСУ;
- некорректность предоставленной продавцом информации о товаре;
- отсутствие эффективной системы выявления и устранения нарушений в этой сфере;
- непозволительная нагрузка на потребителя в доказывании недостатков товара;
- сложность определения и обоснования размера морального вреда.
Необходимо отметить, что существующий пласт законодательства недостаточен для проведения эффективной государственной политики. Мы нуждаемся в разработке комплексных планов, которые помогут с максимальной эффективностью регулировать дистанционную продажу товаров, вытекающую из этого защиту прав участников правоотношений. Нецелесообразно будет впускать новые виды торговли в уже проработанные институты гражданского общества. Несомненно, верным будет развитие цифровизации в стране, что повысит грамотность населения и снизит до нуля риск случайных покупок потребителями. В частности, для повышения эффективности защиты прав потребителей в этой сфере необходимо, прежде всего, активизировать деятельность по просвещению населения, обучению граждан навыкам разумного потребительского поведения и принятия практических мер по защите их интересов. Кроме того, необходимо разработать меры по стимулированию предприятий к созданию автономных центров технической диагностики, а также оказывать содействие общественным объединениям потребителей в проведении экспертиз потребления товаров. Потребитель должен иметь возможность за разумную плату получить экспертное заключение о причинах неисправности мобильного телефона. Также необходимо каждому гражданину знать основные положения законодательства о защите прав потребителей, так как это дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основании полной и достоверной информации о нем, а при необходимости - для защиты своих прав.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org (дата обращения 25.04.2022).
3. Соглашение «Об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей» (Москва, 25 января 2000 г.) // Бюллетень международных договоров. - март 2002 г. - № 3.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Российская газета, 7 апреля 1992 г.
8. Федеральный закон РФ от 22.06.1998 № 86-ФЗ (ред. от 12.04.2010) «О лекарственных средствах» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 26. - ст. 3006.
9. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 14. - ст. 1650.
10. Федеральный закон РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 2. - ст. 150.
11. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от
02.07.2021) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (часть I). - ст. 5140.
12. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 1. - ст.
2.
13. Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 24. - ст. 3390.
14. Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей» // Российская газета. - 2022. - № 98.
15. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 18.01.2021. - № 3. - ст. 593...81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ