Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №150571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2015
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основания развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
1.1 Выразительность речи в структуре речевого развития детей дошкольного возраста
1.2 Механизмы и закономерности развития выразительности речи у дошкольников
1.3 Педагогические условия развития выразительности речи
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание методов и методик исследования развития интонационной выразительности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты диагностического исследования развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.3. Описание психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ результатов исследования интонационной выразительности речи старшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложения

В современном образовании приоритетной задачей становится разностороннее и своевременное развитие личности ребенка. Целью педагога становится построение учебного процесса с учетом современных достижений науки, использование вариативности образовательных программ, которые обеспечивают личностно ориентированное обучение и воспитание.
Развитие речи является одним из важнейших условий в полноценном развитии ребенка.
Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается как важный показатель речевой культуры личности.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а так же педагогов — А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.
Новые требования к развитию речи детей дошкольного возраста, регламентируемые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г., указывают, что в дошкольном детстве одной из первостепенных задач является формирование интонационной выразительности речи.
Владение интонационной выразительностью речи, способствует более эффективной коммуникации, помогает человеку донести до слушателей ход своих мыслей, идей, переживаний, доводов, придает раскованность и уверенность в своих взглядах.
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и несомненной значимости формирования выразительности речи у старших дошкольников обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: обосновать и реализовать педагогические условия формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешнее при реализации следующих условий:
1. Создание образовательных ситуаций, побуждающих ребенка к передаче эмоционально-выразительного образа.
2.Обогащение опыта интонационно-выразительной речевой активности детей в условиях театрализованной деятельности.
3. Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей самостоятельную театрализованную деятельность детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования
интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать становление интонационной
выразительности речи в дошкольном возрасте.
3. Обосновать условия формирования интонационной
выразительности речи в условиях ДОО.
4. Разработать и реализовать педагогические условия формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: концепция деятельностного подхода (работы А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна); идея развивающего обучения (Л.С. Выготский); положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова; теория игры (представлена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.).
В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития речи в разных видах художественно-творческой деятельности уделялось пристальное внимание в работах таких авторов, как Н.Н. Поддьяков, ЕА Флерина, Н.П. Сакулина, НАВетлугина.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• Теоретический метод сравнительного анализа
педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы: естественные педагогические
эксперименты (констатирующий, и формирующий);
• метод статистической обработки полученных результатов (t-критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в разработке малоизученной проблемы, касающейся роли интонации в выразительности речи у дошкольников в период подготовки к школе.
Практическая значимость: содержащиеся в диссертации выводы по научно - методическому обеспечению формирования у детей старшего дошкольного возраста интонационной выразительности речи позволяют повысить эффективность работы воспитателей с детьми, использовать материалы исследования в системе повышения квалификации педагогических кадров.
База исследования: МБДОУ №217 с приоритетом по физическому развитию детей г. Красноярска. Выборку для исследования составили дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет в количестве 24 человек, из них 12 человек контрольная группа и 12 — экспериментальная. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие интонационной выразительности речи ребенка дошкольного возраста составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки его к школе и ко всей будущей жизни. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность речи. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр.
Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Она усиливает значение слова.
Для развития интонационной выразительности речи необходимо создание определенных педагогических условий, в которых каждый ребенок дошкольного возраста мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Важное значение для этого имеет организационная работа по созданию педагогических ситуаций побуждающих ребенка к передаче эмоционально-выразительного образа.
В данной работе было проведено теоретическое и экспериментальное исследование развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в системе специально созданных образовательных ситуаций и предметно-развивающей среды стимулирующий самостоятельную театрализованную деятельность и решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
2.Охарактеризовано становление интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте.
3. Обоснованы условия формирования интонационной выразительности речи в условиях ДОО.
4. Разработаны и реализованы педагогические условия формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ №217 был проведен констатирующий эксперимент.
По результатам констатирующего эксперимента были выделены и реализованы следующие условия:
1. Создание образовательных ситуаций, побуждающих ребенка к передаче эмоционально-выразительного образа.
2.Обогащение опыта интонационно-выразительной речевой активности детей в условиях театрализованной деятельности.
3. Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей самостоятельную театрализованную деятельность детей.
Основные задачи, которые решались с помощью созданных педагогических ситуаций: приобщение к театральной культуре, выработка умения владеть разнообразными интонационными структурами в импрессивной речи; сформировать у дошкольников умение чувствовать и передавать логическое ударение: выделять главные по смыслу слова в предложениях и изменять громкость голоса в соответствии со смыслом; сформировать у дошкольников умение определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз; владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса; создавать условия для развития силы голоса, темпа речи; создать условия для развития голосовых возможностей дошкольников: умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способностей передавать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, умения подражать голосам сразу нескольких животных; создать условия для развития творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности.
Контрольное исследование уровня сформированности интонационной выразительности речи экспериментальной группы показало положительный результат проведенной работы.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что проведенная работа по развитию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством создания образовательных ситуаций оказалась эффективной. Это дает основание заключить, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза — доказана.



1. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Акулова О. Театрализованные игры [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 60-64.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2013.-400С.
4. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 — 7 лет. — М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век», 2008. - 218 с.
5. Алмазова Е.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. - М.: Сфера, 2003 - 189 с.
6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: игры, упражнения, сценарии / Е.А Антипина. - 3-е изд., перераб. - М.: Сфера, Творческий Центр, 2009. - 128 с.
7. Антипова A.M. Просодия //Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Гардарики. 2006 - 276 с.
8. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с.
9. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями/Монография - М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 123 с.
10. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. -127 с.
11. Артоболевский Г. Художественное чтение. / - М., 1978,
12. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
13. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов — М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
14. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. [Текст]:Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». М., «Просвещение», 1977. 175 с. с ил.
15. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной
выразительности речи у заикающихся дошкольников [Текст] / Е. А. Борисова // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 17-23.
16. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] — Брызгунова Е.А. — М.: Просвещение, 1981.
17. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.
18. Всеволдский-Гергросс, В. Н. Русский театр [Текст] / В. Н. Всеволдский — Гергросс. — М. : Наука, 1992. — 182 с. : ил.
19. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО. 2002. — 458 с.
20. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие /сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс. 2005. — 224 с.
21 . Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика- Синтез, 2007. — 64 с.
22. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
23. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. — СПб.: Детство — Пресс, 2007.
24. Горбина, Е.В. В театре нашем для вас поем и пляшем: Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. — Ярославль: Академия развития: Академия, КО: Академия Холдинг, 2000. - 112 с.: ил.
25. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985.
26. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
27. Дошкольник / Под редакцией Белкиной В.Н., Васильевой Н.Н., Елкиной Н.В. — Яр.: Академия Холдинг, 2003.
28. Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 2005
29. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.: Просвещение, 2006.
30. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.
31. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 224с.
32. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Учпедгиз, 1968.
33. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб., Речь, 2008. - 240 с.
34. Князева Т.С. Интонационная основа художественной выразительности — М., Институт психологии РАН, 2000. — 121 с.
35. Кутьмин С.П Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с
36. Ласкавая Е., Радциг М. Практикум по художественному чтению. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. — 112с.
37. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Учпедгиз, 1978.
38. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.
39. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: Изд-во «Союз», 2006. - 151с.
40. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие./ Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. — СПб.: Изд-во «Союз», 2001. — 191с.
41. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного
возраста. — СПб: Союз, 2012.
42. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.
43. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. — 320 с.
44. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. — Великий Новгород, 2006. — 126 с.
45. Николаева, Т. М. Просодия Балкан: слово —высказывание — текст / Т. М. Николаева. — М. : Инд-рик, 1996. — 349 с.
46. Петрова Л. Техника сценической речи. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010. — 144с., ил.
47. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.).
48. Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А. Поваляева. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 608с
49. Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: авториф. дисс. к.п.н. / Л.А. Позднякова — СПб., 2004. — 21с.
50. Попова Т. Интонационная выразительность речи // Дошкольное воспитание, 2008г. - №5. — С.46-48.
51. Примерная программа от рождения до школы по ФГОС Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2014 - С. 130 - 132.
52. Сохин Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников - М.: МОДЭК МПСИ, 2002 - 240 с.
53. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. —
М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
54. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. ЛКИ, 2010. — 504 с.
55. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.А. Сародубова. — 3- изд.,стер. — М.:Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с. С.116 — 122.
56. Торсу ева И. Г. Название: Интонация и смысл высказывания Издательство: Едиториал УРСС Страницы: 112 Дата издания: 2009
57. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 204. — 287 с.
58. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников — М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.-240с.
59. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи. — М.: Сфера. 2009 — 2040
60. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.-224с.
61. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. и др. Занятия по развитию речи. М.: Совершенство, 2001.-225c.
62. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М.: Владос, 2011.
63. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — 99с.
64. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. — М. : Владос, 2013. - 160 с.
65. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 240 с.
66. Швачкин Н.Х. Развитие первых слов ребенка — М.: НПО «МОДЭК», 2001 — 138 с.
67. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 222с.
68. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. — М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. — 208 с.
69. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-
Синтез, 2007.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ