Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии портфолио в общем образовании 6
1.1. Портфолио как педагогическая технология 6
1.2. Портфолио в системе оценивания новых образовательных результатов .. 9
1.3. Виды портфолио и способы их разработки 19
Глава 2. Организация профессионально-ориентированного портфолио в процессе обучения информатике в старшей школе на базовом уровне 25
2.1. Анализ образовательной программы по информатике в старшей школе 25
2.2. Структура и содержание портфолио выпускника по информатике на
базовом уровне 31
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы 37
Заключение 48
Список литературы 49
Новые социальные требования к концепции российского образования требуют необходимость ее усовершенствования. За последнее время наблюдается положительная тенденция к оценке учебных достижений, модернизируются и внедряются в образовательную практику новые формы. Проблема оценки учебных достижений, учащихся относится к главным проблемам образования. Следует сделать систему оценивания более гибкой и разноплановой, учитывая индивидуальные достижения учащихся в ходе современной деятельности педагогов, целых творческих коллективов, создающих приемлемые формы оценки учебных достижений, учащихся в образовательном процессе.
Важная основа образовательного процесса - развитие универсальных учебных действий школьников. Одинаково с их влиянием на качество образования, главную роль играет умение ставить цель при преподавании учебных предметов. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает постановку целевых установок при изучении предметов, направленных на достижение знаний и на развитие личностных возможностей учащихся.
Модернизация теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования. В концепции новых ФГОС образовательные результаты понимаются как достижение познавательного, общекультурного и личностного развития учащегося, именно поэтому ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию с помощью активного и сознательного усвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися определенных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов.
Новые ФГОС впервые нормативно закрепляют изменчивость, разделение, индивидуализацию обучения, на деле реализуют в жизнь идею личностно-ориентированного образования. В стандарте прописаны виды деятельности. Самообразование является важным аспектом в современном обществе. Необходимо передавать знания учащемуся, и учить его добывать их самостоятельно, приобретать новые виды деятельности. На уроках необходимо уделить основное внимание развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных исследовательских, проектных работ.
Сама жизнь требует, чтобы использовались новые информационные и педагогические технологий, позволяющие развивать инновационное поведение человека, которое помогает его креативной деятельности, позволяет ему приспосабливаться к меняющимся условиям экономики, окружающей среды и т.д. Ученик должен увидеть результаты своего труда, динамику своего развития, собственно это видение вызывает еще большую мотивацию к достижению успеха. Поэтому введение в образовательный процесс такой формы, как портфолио, папки достижений учащегося, очень существенно и необходимо. Учитель должен оценивать не только достижения ученика, но и, какие изменения, произошедшие с ним по сравнению с тем временем, когда он только приступил к учебе. В течение конкретного учебного периода происходят изменения личностных качеств учащегося.
Говоря о роли портфолио в образовательном процессе, многие сторонники этой формы оценки видят в портфолио гораздо больше, чем просто собрание работ или форму оценки.
Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с целями образования по новому стандарту. Портфолио служит процессу обучения и воспитания личности, согласно достижениям учащегося. Работа над портфолио дает возможность ученику становиться субъектом процесса учения, в который входят наряду с результатом и процессы оценивания, рефлексии и планирования своего образа жизни.
Цель исследования: разработать структуру и содержание портфолио достижений по информатике выпускника общеобразовательной школы.
Объект исследования: технология портфолио.
Предмет исследования: организация портфолио достижений по информатике в старшей школе (базовый уровень, по одному из направлений профилизации).
Задачи исследования:
• Выявить теоретические аспекты технологии портфолио и условий ее использования в общеобразовательной школе.
• Провести анализ образовательной программы старшей школы и выявить условия создания портфолио по информатике на базовом уровне.
• Разработать структуру и содержание профессионально-ориентированного портфолио по информатике на базовом уровне.
Анализ литературы о портфолио, как средство оценивания, показывает, что портфолио является эффективным инструментом и показателем оценки качества образования. В портфолио заключены возможности для изменения школьного обучения, улучшения процесса обучения в свете новых требований ФГОС.
Я считаю, что в моей работе были выполнены все поставленные задачи: были выявлены теоретические аспекты технологии портфолио и условия ее использования в общеобразовательной школе, я провела анализ образовательной программы старшей школы и выявила условия создания портфолио по информатике на базовом уровне, была разработана структура и содержание профессионально-ориентированного портфолио по информатике на базовом уровне.
Так же был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что портфолио не может объективно оценить уровень подготовки учащегося по всему курсу информатики, но является хорошей платформой для поступления в ВУЗ.
Я считаю, что добилась цели, которую поставила перед собой, а именно разработала структуру и содержание профессионально-ориентированного портфолио по информатике выпускника общеобразовательной школы.
1. Босова Л. Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 288 с. : ил. ISBN 978-5-9963-3141-3
2. Босова Л. Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 256 с. : ил. ISBN 978-5-9963-3142-0
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической
диагностики.// Школьные технологии.-2005.-№1.-С.181.
4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической
диагностики.// Школьные технологии.-2005.-№2.-С.189.
5. Гужавина Н.А. Будущее начинается сегодня, или зачем нужно портфолио. (Положение о портфолио. Разработано в МОУ “СОШ №39 имени Г.А.Чернова” г.Воркуты.// Администратор образования.-2007.- №8.-С.72-76.
6. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты. //Психологическая наука и образование. - 2004. - № - С. 5.
7. Загвоздкин В. К. Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. [Электронный ресурс] URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/ id/10448.php.
8. Зачесова Е. В. Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении. [Электронный ресурс] URL: http://www.doob-054.narod.ru/ portfolio.html.
9. Ершова О.В., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Реализация
рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и
образования. - 2014. - № 6. [Электронный ресурс] URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16471обращения: 16.04.2017).
10. Коллекция достижений. Рекомендации по построению различных моделей портфолио. // Учительская газета. -2004.-№15-16.-С.15.
11. Крутова М. Портфолио и будущее ученика. // Управление школой (Первое сентября). -2005.-№10. - С.24-26 .
12. Лебедев О. Е. Оценивание образовательных достижений учащихся / О. Е. Лебедев// Народное образование. - 2012. - № 10. - С. 207-216.
13. Лобода Ю.О. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения. // Педагогическая диагностика. -2005.-№4. - С.71-80 .
14. Михеева В.Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы. // Педагогическая диагностика. -2005.- №5. - С.56-58 .
15. Новикова Т. Портфолио в профильной школе. // Оценка качества образования. -2008.-№3.-С.42-50.
16. Новикова Т. Оценивание с помощью портфолио. // Народное образование. -2006.-№7.-С.137.
17. Новикова Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио // Школ.технол. -2006.-№1. - С.139-147.
18. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника - “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 112 с.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева,
А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр
“Академия”, 2001. - 272 с.
20. Никитина С.И. Портфолио по информатике. // Информатика и образование. -2008.-№6.-С.29.
21. Орлова Л. Портфолио школьника. Портфолио ученика старших
классов. [Электронный ресурс] URL:
http://solnet.ee/parents/p1 61 2.html
22. Петренко А. Мониторинг, портфолио и электронные пособия.// Управление школой. -2008. -№ 14. -С.23 -26.
23. Портфолио как форма работы с одаренным ребенком: методические рекомендации [Текст] / Н.Н. Журба. - Челябинск: Издательство «ЧИППКРО», 2012. - 85 с.
24. Прутченков А., Новикова Т., Пинская М. Портфолио: типичные ошибки и затруднения. // Народное образование. -2005.-№2.-С.71.
25. Прутченков А.С. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы. // Методист. -2004.-№6.- С.33.
26. Прутченков А.С. Ролевая игра "Портфолио, или папка личных достижений ученика». // Методист-2005. -№2. - С.11-19 .
27. Семакин И. Г. Информатика. 10 класс. Базовый уровень : учебник / И.
Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2016. — 264 с. : ил. ISBN 978-5-9963-3129-1
28. Семакин И. Г. Информатика. 11 класс. Базовый уровень : учебник / И.
Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2016. — 224 с. : ил. ISBN 978-5-9963-3115-4
29. Сметанникова Н.Н. “Портфель” как технология аутентичного оценивания. // Школьные технологии. -2006.-№6.-С.160
30. Сулейманова З.Г. Портфолио ученика. // Заместитель директора школы по воспитательной работе. -2005.-№3. - С.84-87 .
31. Тавстуха О. Г., Моисеева А. Н., Муратова А. А. Технология портфолио как средство аутентичного оценивания учащихся в учреждении дополнительного образования // ОНВ. 2008. №2 (66) С.100-104.
32. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. -
Самара, 2004. С. 5
33. Устинова Л. Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 25-30.
34.Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
35.Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания. [Электронный ресурс] URL:http://avkrasn.ru/article-489.html
36. Шалыгина И.В. Портфолио - педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. - 2004.- № 2. - С.51-54.
37. Шамова, Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст] / Т. И. Шамова (и др.). - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с
38. Шитикова О.И. Положение о портфолио достижений учащихся. // Практика административной работы. -2006.-№2. - С.14-18.
39. Яценко, О. Ю. Модель системы оценивания результатов обучения
[Электронный ресурс]
URL:http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/01/04/model-sistemy-otsenivaniya-rezultatov-obucheniya