Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические аспекты арт - терапии как метода коррекции эмоциональных нарушений детей с ОВЗ

Работа №150559

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы49
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Школа № 1 города Лесного, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Выборка: 40 детей.
Есть приложения.

Введение 3
ГЛАВА 1. Особенности развития детей с ОВЗ 5
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ 5
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья...15
ГЛАВА 2. Арт - терапия как метод коррекции эмоциональных состояний детей с ОВЗ 18
2.1 История возникновения и развития арт-терапии 18
2.2 Виды арт-терапии 23
2.3 Влияние арт-терапии на эмоциональную сферу детей с ОВЗ 28
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование арт - терапии эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ 35
3.1 Общая характеристика испытуемых 35
3.2 Подборка и обоснование применяемых методик 37
Выводы 41
Заключение 42
Библиографический список 43
Приложение 1 47
Приложение 2 49


Понимание особенностей эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями позволяет создать эффективные методики коррекционной работы и помочь им в их психическом развитии. Изучение эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями показывает, что у них могут быть как особенности в выражении эмоций, так и восприятии окружающего мира. Они могут испытывать трудности в распознавании и понимании своих собственных эмоций, а также в восприятии эмоций других людей. В связи с этим, важно проводить индивидуальную коррекционную работу с такими детьми, направленную на развитие их эмоциональной компетенции. Таким образом, изучение эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями является важным аспектом психологической работы с ними и позволяет разработать эффективные методики помощи в их психическом развитии.
Дети — объект защиты и охраны государства, программы которого нацелены на обеспечение их гармоничного физического и нравственного развития.
Дети с ОВЗ не являются исключением: им требуется особая помощь и поддержка на всех этапах становления и взросления.
Важное место в процессе обучения и воспитания особенных детей отводится социально-психологической реабилитации, которая помогает ребенку-инвалиду адаптироваться в социуме и приспособиться к различным условиям жизни.
В связи с этим психологами используются самые многообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является арт- терапия. Она выступает существенным инструментом коммуникации ребенка, дозволяя ему возместить недостаток общения и выстроить более гармоничные отношения с внешним миром. В силу своих ограниченных физиологических ресурсов, ребенок-инвалид сталкивается с различными социальными и психологическими барьерами, справиться с которыми невозможно без помощи специалистов.
Актуальность выбранной для исследования темы:
Достаточно часто дети с ОВЗ характеризуются отставанием в развитии эмоций и эмоциональной сферы в целом, что находит свое проявление в неустойчивости, лабильности, недостаточности, слабости волевых усилий. Описываемая категория детей склонна к повышенному беспокойству, тревожности, неустойчивости эмоциональной сферы.
Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты арт - терапии как метода коррекции эмоциональных нарушений детей с ОВЗ.
Объект исследования: проблема эмоциональных нарушений детей с ОВЗ.
Предмет исследования: содержание работы по коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:
1. Изучение теоретических материалов на тему: Особенности эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
2. Подобрать и проанализировать литературу по вопросу: Влияние арт - терапии на формирование и развитие детей с ОВЗ.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; анализ имеющихся программ по эмоциональному развитию детей с ОВЗ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подведем итоги проделанного теоретического исследования.
Нами была проведена работа по поиску теоретических материалов и анализу результатов исследований по данной теме; изучены психологические особенности детей с ОВЗ и особенности развития их эмоциональной сферы; раскрыта сущность понятия «арт - терапия», рассмотрены цели, задачи, виды, функции, принципы, правила организации данного вида технологии. Более детально представлены характерные свойства арт - терапевтического метода.
Раскрыты трудности и проблемы, с которыми сталкиваются особенные дети. Проанализированы специфические особенности организации арт -терапевтической работы с особенными детьми, влияние арт-терапии на их социализацию.
Таким образом, формирование фасилитирующей среды и использование творческих методов взаимодействия – это эффективный подход к устранению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. Он помогает создать условия для полноценного развития ребенка, его успешной социализации и адаптации в обществе.



1. Абашкина А.А. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития. / А.А. Абашкина // Социально-психологическая интеграция детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 2012. – С. 13 – 18 с.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. –СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 2011. – 220с.
6. Власова Т.А Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
7. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика/ И.А. Зайцева, Под ред. В.С. Кукушкиной. – Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2010. - 352 с.
8. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Иванова, Г. В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
9. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты/ -М.: Когито-Центр, 2006.-336 с
10. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
11. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков/ А. И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито центр, 2006. — 197 с.

12. Касен Г.А., Айтбаева А.Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании. – Алматы: Казак университет, 2019– 184 с.
13. Красикова Ю.Ю. Методы арт-терапии в психокоррекционной работе с сотрудниками: учеб. пособие/Ю.Ю.Красикова, И.В.Лаврентьева, Т.И.Савельева; под общ. ред. Ф.И.Ушкова. – ISBN 978-5-7743-0661-9, Рязань:Академия ФСИН России, 2014. – 113 с.
14. Kramer E. Art as therapy. Collected papers. London: Jessica Kingsley Publishers, 2000. - 272 с.
15. Лебединская К.С. Задержка психического развития / К.С. Лебединская. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
16. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста / Н. Г. Морозова // Дефектология. –1985. –№ 3. –14 с.
17. Naumburg M. An introduction to art therapy: studies of the «Free» art expression of behavior problem children and adolescents as a means of diagnosis and therapy. - New York and London: Teachers College, Columbia University, 1973. – 874 с.
18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1986.
19. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М.: Просвещение, 1990. – 198 с.
20. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда/ А.Ю. Татаринцева. – СПб.: Речь, 2006. –102 с.
21. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. / З. Тржесоглава. - М.: Медицина, 1996. – 324с.
22. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2013. – 68 с.
23. Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: Монография. — Москва: Моск. гос. гум. унив-т, Нижний Новгород: Нижегород. гос. пед. унив-т, 2008. — 225 с.

Диссертации, авторефераты, выпускные квалификационные работы
1. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием). Автореферат дисс.канд. психол. наук. / Л.Н. Костина. – М., 1999. – 32с.

Электронные ресурсы, в том числе ресурсы Internet

1. Абрамова, Л. И. Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости / Л. И. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78207/ ;
2. Аллик Татьяна «Терапия музыкой и другими видами искусства в реабилитации детей-инвалидов / Татьяна Аллик , Екатерина Черникова — Текст : непосредственный//МЕДИЦИНА И ИСКУССТВО – 2023.-Том 1 , № 3.- URL: https://medicine-art.ru/ru/nauka/article/72288/view;
3. Вычкина Е. В. Дети с ОВЗ: кто они // Логопед : [сайт]. URL: https://logoped-nfdou29.edumsko.ru/articles/post/2706213
4. Евтушенко И. В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью //Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10919;
5. Евтушенко И. В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью //Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10919;
6. Копытин А.И. Социальная и клиническая арт-терапия [Электронный ресурс]//Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч.журн. — 2013.—N 2 (2), URL: http://www.medpsy.ru/climp/2013_2_2/article10.php;
7. Киселёва О.А. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2022. 3(93). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13216;

8.Кононыхина В.Б. Влияние методов арт-терапии на эмоциональную сферу детей с ОВЗ /В.Б. Кононыхина— Текст : непосредственный // Электронный научный архив УрФУ.— 2022. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117736/1/978-5-7996-3516-9_2022_093.pdf;
9. Новицкая Л. ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка // Рос. учебник : [сайт]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/;
10. Пецка М. В. Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2015. — № 2 (64). — С. 53–56. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24415613;
11. Пецка, М. В. Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Пецка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27772/;
12. Старостина Л. Д. «Сравнительный анализ эффективности изотерапии в реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью» / Л. Д. Старостина. — Текст: непосредственный // ВЕСТНИК СВФУ. —2023. —№ 3 (31) . — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-effektivnosti-izoterapii-v-reabilitatsii-detey-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu;
13. Трефилова Ю.С. Арт-терапия, ее суть и применение на практике // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021341#w0-tab0;
14. Элюар П. Свободные листья. Номер, посвященный искусству " дураков "(так в оригинале) / тексты Дрие ла Рошель, Реверди П.,., Цара т., Сати э., Некоторые дураки, - неопубликованные рисунки Fous_Bolliger IV. 1924, №35, январь–февраль.
. — URL: https://www.edition-originale.com/en/literature/first-and-precious-books/collectif-les-feuilles-libres-n35-5eme-annee-1924-28524
15. Кристиан Голд, Мартин Ворачек, Тони Вигрэм Эффекты музыкальной терапии для детей и подростков с психопатологией: метаанализ . Journal of Child Psychology & Psychiatry Child and Adolescent Mental Health. — URL: https://acamh.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-7610.2004.t01-1-00298.x;
16.Тейшейра-Мачадо Л., ДеСантана& Жосимари Мело
Влияние танца на диапазон движений нижних конечностей у молодых людей с церебральным параличом: слепое рандомизированное контролируемое клиническое исследование. Adolesc Health Med Ther. 2019; — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30988649/ .

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ