Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вопросы культуры речи в школьных учебниках русского языка

Работа №150558

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
1.1. Культура речи как раздел языкознания в работах лингвистов и
методистов 5
1.2. Коммуникативные качества речи 17
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Методы и приемы работы по изучению раздела 32
2.2. Отражение раздела в действующих школьных учебниках по русскому
языку 47
2.3. Упражнения по разделу «Культура речи» в школьном курсе
русского языка 55
2.4. Трудности изучения культуры речи в школе 63
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78


Развитие знаний, умений и навыков в рамках изучения культуры речи у учащихся - одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Вопросам «умение говорить» посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
Грамотная речь современного школьника должна быть связна, логична и непоследовательна, но примеры на сегодня доказывают обратное: речь учащихся зачастую содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна, вследствие чего назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки. Роль культуры речи как раздела русского языка в рамках школьного предмета в учебном процессе недооценена, а с другой стороны, необходимо развивать навыки словообразования у современных школьников. Этим оправдана актуальность данной темы.
В основе нашей работы лежит ряд лингвистических исследований: монографии Беляевой О.П. «О культуре устной речи», Блинова И. Я. «О культуре речи», Борищук Н.К. «Развитие речи - развитие личности школьника», Веденской Л. А., Павловой Л. Г. «Культура и искусство речи» и др. Особую значимость в работе сыграли монографии Худенко Л. А. «Методологические приемы обучения учащихся русскому речевому этикету в контексте лингвокультурологического подхода» и Ширяева Е. Н. «Современная теоретическая концепция культуры речи». Исследование его функционирования в пословицах делает нашу работу актуальной.
Целью данной работы является изучение культуры речи в школьном курсе русского языка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры».
Культура речи как самостоятельная лингвистическая дисциплина окончательно сформировалась приблизительно в 70-80-е годы XX века.
В настоящее время проблемы речевой культуры волнуют не только представителей лингвистики, методики преподавания, психодидактики, педагогов, практикующих учителей и преподавателей русского языка, но и государственных и общественных деятелей. В связи с этим в 2005 году введен Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». Весомый вклад в становление культуры речи как науки в 3060-е гг. XX в. внесли В. И. Чернышёв, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов и другие советские исследователи. Самостоятельной дисциплиной культура речи становится в 70-е гг. ХХ в.: у неё формируется свой предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.
В рамках изучения русского языка в школе изучается раздел культуры речи. Он представлен в ведущих учебниках по русскому языку: в учебнике «Русский язык. 5-9 классы» (под редакцией Н. М. Шанского) в рамках программы 6-го и 7-го классов красной нитью проходит раздел «Культура речи», в комплекте учебников «Русский язык». 5-11 кл. (под редакцией
B. В. Бабайцевой), в учебнике «Русский язык. 5-9 классы» (под редакцией М. М. Разумовской), который рассчитан на повышение уровня культуры речи, в учебнике «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.», авторами которого являются А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, который ориентирован на базовые компоненты содержания образования по русскому языку. Наиболее подробно изучение вопросов культуры речи предусмотрено в учебниках: «Русский язык. 5-9 классы», авторами которого являются
C. И. Львова, В. В. Львов и «Русский язык. 10-11 классы», авторами которого являются Н. Г. Гольцова и И. В. Шамшин. В нем предусмотрено рассмотрение основных способов предъявления материала по культуре речи: специальный раздел «Культура речи», специальные параграфы внутри грамматических разделов, словарик «Говорите правильно», дополнительные задания по культуре речи к упражнениям и материал по речевому этикету.
Методика работы при изучении культуры речи в школе предполагает использование различных методов и приемов, актуальными из них на современном этапе развития образования являются моделирование, составление синквейнов и кластеров...


1. Арутюнова Н. Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. — М., 1997.
2. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. Проблемы обучения и изучения / Ю. А. Бельчиков. — Едиториал УРСС, КомКнига, 2005
3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., Наука, 2007.
5. Головин Б. Н. Как говорить правильно. — М.: Просвещение, 2009.
6. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.
7. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. - М.: Просвещение, 2011.
8. Жукова Л. О. Содержание «культуры речи» как раздела курса русского языка в общеобразовательных учреждениях. // Русский язык и литература. — 2008. - №6. — с. 9-13.
9. Иванова С. Ф. Воспитание культуры речи у школьников. Из опыта работы учителя. — М.: Просвещение, 2014.
10. Ицкович В. А. Норма и ее кодификация // Актуальные проблемы культуры речи. - М.: Просвещение, 2010.
11. Казарцева О. М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: уч. пос-е-2-е изд. — М.:ФЛИНТА:НАУКА, 1999.
12. Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм.: уч. пос. / Г.Н. Иванова-Ульянова. — М.: ФЛИНТА: НАУКА, 1998.
13. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. — Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001.
14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011.
15. Рамзаева Т. Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в
начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических инов. «Педагогика и методика начального обучения». — М.:
Просвещение, 2009...30



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ