ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников 8
1.2. Использование экспериментирования с водой в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Ошибка! Закладка не определена.4
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ВОДОЙ
2.1. Деятельность педагога ДОО по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в
процессе экспериментирования с водой 31
2.2. Результаты экспериментальной работы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно- исследовательская деятельность, этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование.
Экспериментирование позволяет на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательноисследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»...
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами познания: причинно-следственными,
пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
В результате теоретического и практического анализа, было выявлено, что благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность,
целеустремленность.
Результаты практического исследования показали, что комплекс мероприятий по активному включению совместного экспериментирования с водой в различные виды деятельности и формы работы оказался достаточно эффективным для формирования у детей познавательно-исследовательской деятельности.
В ходе теоретического и практического исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Таким образом, гипотеза о том, что педагогически правильно спланированная и проведенная работа по экспериментированию с водой детей старшего дошкольного возраста будет способствовать наиболее эффективному развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, подтвердилась.
Материалы исследования могут использоваться педагогами для
планирования и проведения работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста. - Москва: Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 136 с.
2. Безматерных, Т. В. Развитие интереса к познавательно
исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования / Т. В. Безматерных // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская
площадь, 2014. - 63 с.
3. Валова, Л. Б. Исследовательская деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие / Л. Б. Валова. - Бийск: БПГА им. В.М. Шукшина, 2008. - 69 с.
4. Веракса, Н. Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования - Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.
5. Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. - 392 с.
6. Виноградова, А. Н, Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров; - Москва: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
7. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения. Пособ. для работ.дош. образов. учреждений и родителей. - Москва: АРКТИ, 2013. - 12 с.
8. Гогоберидзе А. Г, Солнцевой О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
9. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам. - Москва: «Приор-издат», 2014. - 192 с.
10. Дыбина, О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - Москва: ТЦ «Сфера», 2001. - 78 с.
11. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - 92 с.
12. Карелова, И. И. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование - Волгоград: Учитель, 2013. - 141 с.
13. Козлова, А. М., Никифорова, И. К. Дошкольное образование: Уч.- метод. пособ.- Москва: ЦГЛ, 2014. - 80 с.
14. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Ребенок в детском саду. 2003. №3. - 93 с.
15. Костюченко, М. Экспериментируем! / Дошкольное воспитание. - 2006. - №8. - 56 с...40