ФОРМИРОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» 7
1.1 Отражение гигиенических понятий в учебно-методической литературе по биологии 7
1.2 Методические основы формирования гигиенических понятий на уроках
биологии 11
1.3 Особенности формирования гигиенических понятий в разделе «Человек и
его здоровье 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» 24
2.1 Выявление уровня сформированной гигиенических понятий у
обучающихся 8 класса 24
2.2 Организация педагогического эксперимента по формированию
гигиенических понятий у обучающихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» 28
2.3 Анализ результатов гигиенического воспитания обучающихся при
экспериментальном обучении разделу 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» 7
1.1 Отражение гигиенических понятий в учебно-методической литературе по биологии 7
1.2 Методические основы формирования гигиенических понятий на уроках
биологии 11
1.3 Особенности формирования гигиенических понятий в разделе «Человек и
его здоровье 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» 24
2.1 Выявление уровня сформированной гигиенических понятий у
обучающихся 8 класса 24
2.2 Организация педагогического эксперимента по формированию
гигиенических понятий у обучающихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» 28
2.3 Анализ результатов гигиенического воспитания обучающихся при
экспериментальном обучении разделу 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед образованием - забота о здоровье обучающихся, основой сохранения которого является гигиеническое воспитание, ориентированное, в том числе и на формирование и закрепление гигиенических понятий. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.
Ученику приходиться приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной гигиенической среды для обучающихся. Эти особенности изучает наука «Гигиена школы» и ее основы представлены в разделе биологии «Человек и его здоровье», что связывает здоровье с соблюдением требований гигиены. Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников [5].
Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующийся потребностей обучающихся. В результате такого противоречия у школьников возможно развитие психического перенапряжения, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них наблюдается деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге - ухудшается их здоровье.
Вторая причина связана с неспособностью самих обучающихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования - на сегодняшний день школа недостаточно занимается гигиеническим образованием детей.
Актуальность работы обусловлена высокими статистическими показателями снижения их здоровья. Гигиенисты отмечают, что большинство болезней взрослых «уходит корнями» в детство, что указывает на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни [26].
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические понятия, осознанное эмоционально-ценностное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования гигиенических понятий у обучающихся при изучении раздела «Человек и его здоровье»...
Ученику приходиться приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной гигиенической среды для обучающихся. Эти особенности изучает наука «Гигиена школы» и ее основы представлены в разделе биологии «Человек и его здоровье», что связывает здоровье с соблюдением требований гигиены. Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников [5].
Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующийся потребностей обучающихся. В результате такого противоречия у школьников возможно развитие психического перенапряжения, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них наблюдается деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге - ухудшается их здоровье.
Вторая причина связана с неспособностью самих обучающихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования - на сегодняшний день школа недостаточно занимается гигиеническим образованием детей.
Актуальность работы обусловлена высокими статистическими показателями снижения их здоровья. Гигиенисты отмечают, что большинство болезней взрослых «уходит корнями» в детство, что указывает на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни [26].
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические понятия, осознанное эмоционально-ценностное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования гигиенических понятий у обучающихся при изучении раздела «Человек и его здоровье»...
Здоровье детей школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в образовательном учреждении. Воспитание и обучение детей является одним из важнейших факторов, влияющих на их здоровье.
Специалистами подчеркивается роль школы как образовательного института в формировании у школьников знаний и умений, направленных на сохранение своего здоровья и ответственного отношения к нему. Это позволило с учетом содержания программ по разделу «Человек и его здоровье» курса биологии произвести отбор гигиенических понятий, обеспечивающих формирование целостных знаний о сохранении здоровья в процессе обучения. Выделение понятий, их поэтапное введение в образовательный процесс направлено на усвоение обучающими теоретических, эмпирических и методологических знаний о сохранении здоровья, культуры поведения и формирования ценностного отношения к здоровью.
Выявленные умения интеллектуального и практического характера по сохранению здоровья у школьников позволяют предупреждать заболевания, осуществлять несложные профилактические мероприятия, и тем самым управлять собственным здоровьем и сохранять его.
Ниже представлены педагогические условия формирования гигиенических понятий, которые были выявлены в ходе исследования.
1. Формы работы по формированию гигиенических понятий: уроки биологии, внеклассные мероприятия; фронтальные, групповые, индивидуальные.
2. Сотрудничество между учениками и учителем в поиске новых гигиенических понятий.
3. Обучающимся необходимо овладеть основами медицинских знании и умениями оказать первую помощь.
4. Формирование навыков здорового образа жизни и сохранение высокой работоспособности у школьников в течение всего периода обучения при условии соблюдения ими режима труда, отдыха и сна.
5. Обеспечение микроклиматических параметров учебного кабинета.
В процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» обучающиеся познакомились с гигиеническими понятиями.
Результаты практической части исследования наглядно показало успешное решение задач и подтверждении гипотезы, так как контрольный этап исследования продемонстрировал значительное улучшение гигиенических навыков у обучающихся экспериментальной группы.
Специалистами подчеркивается роль школы как образовательного института в формировании у школьников знаний и умений, направленных на сохранение своего здоровья и ответственного отношения к нему. Это позволило с учетом содержания программ по разделу «Человек и его здоровье» курса биологии произвести отбор гигиенических понятий, обеспечивающих формирование целостных знаний о сохранении здоровья в процессе обучения. Выделение понятий, их поэтапное введение в образовательный процесс направлено на усвоение обучающими теоретических, эмпирических и методологических знаний о сохранении здоровья, культуры поведения и формирования ценностного отношения к здоровью.
Выявленные умения интеллектуального и практического характера по сохранению здоровья у школьников позволяют предупреждать заболевания, осуществлять несложные профилактические мероприятия, и тем самым управлять собственным здоровьем и сохранять его.
Ниже представлены педагогические условия формирования гигиенических понятий, которые были выявлены в ходе исследования.
1. Формы работы по формированию гигиенических понятий: уроки биологии, внеклассные мероприятия; фронтальные, групповые, индивидуальные.
2. Сотрудничество между учениками и учителем в поиске новых гигиенических понятий.
3. Обучающимся необходимо овладеть основами медицинских знании и умениями оказать первую помощь.
4. Формирование навыков здорового образа жизни и сохранение высокой работоспособности у школьников в течение всего периода обучения при условии соблюдения ими режима труда, отдыха и сна.
5. Обеспечение микроклиматических параметров учебного кабинета.
В процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» обучающиеся познакомились с гигиеническими понятиями.
Результаты практической части исследования наглядно показало успешное решение задач и подтверждении гипотезы, так как контрольный этап исследования продемонстрировал значительное улучшение гигиенических навыков у обучающихся экспериментальной группы.
Подобные работы
- Формирование гигиенических знаний при изучении темы человек и его здоровье
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА "ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ"
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОНАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках биологии и химии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2024 - Формирование представлений о здоровье по окружающему миру при изучении раздела «Здоровье» у младших школьников (Окружающий мир)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015 - ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018



