МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИИ СУККУЛЕНТОВ ПЕНЗЕНСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА ИМЕНИИ.И. СПРЫГИНА»)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Роль учебной экскурсии в школьной биологии 6
1.2. Понятие «интерактивная экскурсия» и возможности её использования
для активизации познавательной деятельности обучающихся 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 25
3.1. Результаты инвентаризации коллекции 25
3.2. Интерактивная экскурсия для обучающихся 6 классов «По следам
покорителей пустынь» 27
3.3. Интерактивная экскурсия для 7 классов «Пришельцы из жарких
пустынь» 34
3.4. Интерактивная экскурсия для 8 классов «Суккуленты в нашем доме»... 41
3.5. Интерактивная экскурсия для 9-11 классов «Удивительный мир
суккулентов» 49
ВЫВОДЫ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
Экскурсия как одна из форм организации обучения и воспитания учащихся представляет собой учебную деятельность, которая позволяет проводить наблюдения и изучение природных явлений в естественных условиях.
Учителя биологии давно используют биологические экскурсии как одну из основных форм изучения живой природы. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников осуществляет принцип наглядности, повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, расширяет кругозор обучающихся.
Наглядность в обучении является основной составляющей при организации учебного процесса по каждому школьному предмету. В биологии наглядность достигается не просто демонстрацией отдельных предметов, слайдов, макетов, связанных с изучаемой темой, но и проведением учебных экскурсий. Экскурсии сплачивают детей, формируют коллективный дух, развивают духовно-нравственные качества, прививают любовь к окружающей среде [12].
Глобальные изменения во всех сферах современного общества требуют от подрастающего поколения способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в группах, реализовывать свои возможности, вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни.
Вопросы наглядности обучения в условиях современного мира не стали менее актуальными. В связи с этим в педагогической науке проблемы методики обучения биологии через организацию экскурсий, как одному из направлений подготовки школьников к самостоятельному мышлению активно изучаются, идет обмен опытом, разрабатываются методики по организации самих экскурсий и дальнейшего использования наработанного материала в последующей работе [24]...
1. Проанализирована литература о возможностях экскурсии для решения задач экологического образования, принципах организации; обобщён положительный опыт по организации экскурсий, в том числе на основе ботанических садов.
2. Изучено видовое разнообразие растений из экологической группы - суккуленты на территории оранжереи в Пензенском ботаническом саду им. И.И. Спрыгина. В настоящее время объем коллекций превысил 2500 видов, сортов и форм дикорастущих и культурных растений умеренных широт земного шара.
3. Разработаны интерактивные экскурсии для 6-11 классов по имеющимся на данный момент растениям из экологической группы «суккуленты» на базе Пензенского ботанического сада имени И.И. Спрыгина.
4. Разработаны задания с элементами научно-исследовательской деятельности для каждой из экскурсий, благодаря которым у школьников значительно активизируются интеллектуальные функции, в том числе такие, как абстрагирование, воображение, комбинаторная функция, оценочная функция, оперативная память.
5. На экскурсиях используются разнообразные методы: квест, работа с таблицами (их самостоятельное заполнение и анализ), решение задач проблемного и частично-поискового характера, дискуссия, «мозговой штурм», работа с дидактическими карточками, практическая работа.
1. Абрамова Н. Л., Савельева Т.В., Дьяченко Е.А., Овсянников А.Ю. Использование современных онлайн-технологий при организации экологических экскурсионных маршрутов в Ботаническом саду УРО РАН // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. С. 223-227.
2. Алексеев С.В., Груздева И.В., Тарасов С.В. Дидактические игры по экологии. СПб, 1993. 131 с.
3. Андреева Н.Г. Суккуленты и их секреты. К.: София-А, 2007. 96 с.
4. Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета). Самара, 2005. 25 с.
5. Бабаев М.Ш., Меджидов М.М. Методика преподавания биологии (переработанное второе издание). Учебник для вузов. Издательско- полиграфический центр "НУРЛАР’’, 2005. 184 с.
6. Батурин М.П. Методические рекомендации при проведении экологических экскурсий. М.: Турист, 1991. 97 с.
7. Белянина Л.А. Методика личностно-ориентированного обучения биологии на экскурсиях в 6-9 классах. Астрахань, 2008. 173 с.
8. Белянина Л.А., Манькова Н.Ю. Экскурсия - одна из форм развития творческих способностей личности // Биология в школе. 2008. № 2.
9. Боголюбов В.И. Использование инновационных технологий в педагогике // Школьные технологии. 2005. №°1. С. 39-58.
10. Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной работы школы (Теоретический аспект) / К.И. Бузаров// Серия 3: Педагогика и психология, 2012. №°2. С. 32-36.
11. Булякова ЗА., Рябова Т.Г. Методика организации и проведения экскурсий по ботанике. Инновационные технологии в обучении: коллективная монография, 2018. 162 с.
12. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974.
13. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1976. 384 с.
14. Вихор В.Т. Информационные технологии в системе образования. 2003. №5. С. 22-23.
15. Волкова И.А. Организация самостоятельной работы на уроках
биологии: [Электронный ресурс]. URL:
http://festival.lseDtember.ru/articles/419051 (Дата обращения: 07.02.2023)...55