ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты тьюторского сопровождения профориентации
выпускников, проживающих на Крайнем Севере 7
1.1. Тьюторское сопровождение профориентации выпускников,
проживающих на Крайнем Севере 7
1.2. Возрастные и психолого-педагогические особенности выпускников,
проживающих на Крайнем Севере 20
2. Анализ и разработка веб-сайта как тьюторского ресурса профориентации
выпускников, проживающих на Крайнем Севере 26
2.1. Анализ имеющихся веб-сайтов по профориентации выпускнике... 26
2.2. Разработка веб-сайта как тьюторского ресурса профориентации
выпускников, проживающих на Крайнем Севере 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методические рекомендации по использованию веб - сайта, как тьюторского ресурса профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценочный лист по бакалаврской работе на тему «Веб-сайт как тьюторский ресурс профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере» 5
Тьютор - это специалист, который организует совместное обсуждение с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений, в социуме [11].
Деятельность тьютора старшей школы направлена, во-первых, на организацию процесса овладения учащимися культурными способами деятельности, во-вторых, на формирование у старшеклассников навыков рефлексивно - аналитической работы и навыков разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и, в-третьих, на создание условий для профессионального самоопределения выпускника школы [10].
Выбор профессии - один из самых важных и ответственных шагов в жизни человека. Психологическое благополучие, удовлетворенность работой и успех во многом будут зависеть от правильного выбора профессии. В большинстве случаев при выборе профессии выпускники ориентируются на собственные интересы и способности, на мнение родителей и учителей, а также на доступность образования и популярность определенного вида профессиональной деятельности.
В последние годы в сфере образования много говорилось о проблеме профессионального самоопределения выпускников. Однако данные социологических исследований показывают, что многие выпускники выбирают профессию почти «вслепую». Таким образом согласно результатам опроса, около 50% всех выпускников мало осведомлены о существующих профессиях. Это связано с явно недостаточным количеством мероприятий, которые знакомили бы выпускников с содержанием различных видов профессиональной деятельности. Очевидно, что подобного рода профориентационная работа позволила бы выпускникам легче и быстрее определиться с областью профессиональных интересов и сформировать у них профессиональные предпочтения [16].
Поскольку современный мир меняется очень динамично, основным направлением в образовании является процесс индивидуализации. Обучающиеся выпускных классов все больше ориентируются на формирование собственной системы ценностей, индивидуальности и строят свою будущую картину мира исходя из факторов. Как правило, в старших классах подростки сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения, в связи с чем возникает профориентационный запрос и потребность в его качественном решении.
В данном случае на помощь приходит тьютор. Он выступает в роли наставника и сопровождающегося. Основная задача тьютора в работе с профориентационным запросом выпускника содержится в том, чтобы помочь тьюторанту самостоятельно прийти к решению своего профориентационного запроса.
Проблемы профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере состоят в том, что:
• географическая отдаленность от больших городов, имеющих образовательные ресурсы;
• ограниченный выбор профилей, направленности подготовки в образовательных организациях расположенных на территории Крайнего Севере;
• недостаток тьюторов в образовательных организациях, осуществляемых профориентационную работу со старшими школьниками.
На сегодняшний день профориентация школьников - это одна из самых обсуждаемых тем. Выбор профессии чрезвычайно важен для выпускников школ, потому что он будет определять их будущую жизнь, вот почему этому вопросу стоит уделить максимум внимания.
Цель бакалаврской работы состоит в разработке веб-сайта как тьюторского ресурса профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере.
Объект: процесс профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере.
Предмет: веб-сайт как тьюторский ресурс профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере.
Гипотеза: предполагается, что тьюторское сопровождение профориентации и создание специализированного веб-ресурса значительно облегчит выбор профессии выпускникам, проживающих на Крайнем Севере при условии, когда будет присутствовать:
• консультативная профориентационная работа (групповая и
индивидуальная) с выпускниками и родителями;
• организационно-отчетная работа - мониторинг динамики процесса становления выбора каждого учащегося;
• информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал, посвящённый тьюторскому сопровождению профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере;
2. Проанализировать возрастные и психолого-педагогические
особенности выпускников, проживающих на Крайнем Севере;
3. Проанализировать имеющиеся веб-сайты профориентации
выпускников;
4. Разработать веб-сайт как тьюторский ресурс профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере.
Методы:
• теоретический (анализ и синтез);
• эмпирический (сравнение).
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
При подготовке бакалаврской работы была определена цель - разработать веб - сайт, как тьюторский ресурс профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере.
Реализации цели бакалаврского исследования способствовало решению следующих задач:
• изучен теоретический материал, посвященный тьюторскому сопровождению профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере;
• проведен анализ возрастных и психолого - педагогических
особенностей выпускников, проживающих на Крайнем Севере;
• проведен анализ имеющихся веб - сайтов профориентации
выпускников;
• разработан веб - сайт как тьюторский ресурс профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере.
Изучение теоретического материала, посвященный тьюторскому сопровождению профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере позволил сделать нам вывод, что тьюторское сопровождение профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере строится на создании индивидуальной образовательной программе; проведение консультативной профориентационной работы; сопровождении выпускников в их профессиональном запросе и его качественном решение; организационно - отчетной работы.
Проведенный анализ возрастных и психолого - педагогических особенностей выпускников, проживающих на Крайнем Севере позволил нам выяснить, что особенности выпускников зависят от фактора такого, как географическое расположение территории, т.к. Крайний Север является экстремальной зоной для проживания выпускников. Географическое расположение территории и явления природы, такие, как полярная ночь и полярный день значительно влияют на физиологическую и умственную работоспособность, так же на изменение психического статуса выпускников.
Проведенный анализ имеющихся веб-сайтов профориентации выпускников выявил, что большинство сайтов информируют о профессиях, которые сейчас являются приоритетными на рынке труда. На сайтах предоставлены тесты на профориентацию, тесты на выявление свойств характера и личностных качеств. Также мы наблюдаем, что во многих сайтах предусмотрена обратная связь, работа с экспертами по профориентации.
На основе данных результатов был разработан веб - сайт, как тьюторский ресурс профориентации выпускников, проживающих на Крайнем Севере, также разработаны методические рекомендации по использованию сайта. Экспертная оценка подтверждает гипотезу исследования.
1. Александрова, Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России/ Е.А. Александрова // Известия Саратовского ун-та.- 2012.- Т.2.-78с
2. Батаршев, А.В. Диагностика способностей к общению/ А.В. Батаршев. - СПб: Питер, 2006. - 176 с.
3. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2001.-576с.
4. Бачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Бачков, М.Р. Битянова. - СПб. : Питер, 2009. - 192с.
5. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика 1984. 132с.
6. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема /М.Р. Гинзбург// Вопросы психологии. № 2.1988. С. 38-41
7. Дорожкин, Е. М. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика/ Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер // Сибирский психологический журнал. -2014.- № 52.- С. 67-78.
8. Ермаков, Д.С. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд/Д.С. Ермаков//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017.- №3.- 53с.
9. Змеев, С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов./ С.И.Змеев - М.: Флинта: Наука, 1999.-152с
10. Ковалева, Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: лекции 1-4/ Т.М.Ковалева. . -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.- 56с.
11. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор». /Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова, А.А. Теров, М.Ю. Чередилина // Москва 2012
12. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя./ И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
13. Кушаев. Н.А. Юность./ Н.А.Кушаев - М.: Педагогика, 1988; 297 - с.
14. Малков, В.В. Физическое воспитание учащихся X-XI классов в условиях Крайнего Севера : монография /В.В.Малков — Москва : РУСАЙНС, 2016. — 98 с.
15. Маркова, А. К. Психология профессионализма./ А.К.Маркова. - М.: Знание, 1996...26