СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога -
психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению 8
1.1 Суицидальное поведение: понятие, характеристика 8
1.2 Причины суицидального поведения подростков 14
1.3 Особенности работы педагога-психолога с подростками
склонными к суицидальному поведению 20
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
подростков, склонных к суицидальному поведению, и специфики работы педагога-психолога с ними 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
склонными к суицидальному поведению 39
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Результаты диагностики склонности к суицидальному поведению у подростков 54
Приложение Б Лекция с родителями «Особенности подросткового суицида» 60
Приложение В Профилактическая игра «В чем смысл жизнь?» 63
Приложение Г Система занятий с подростками, склонными к суицидальному поведению 65
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога -
психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению 8
1.1 Суицидальное поведение: понятие, характеристика 8
1.2 Причины суицидального поведения подростков 14
1.3 Особенности работы педагога-психолога с подростками
склонными к суицидальному поведению 20
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
подростков, склонных к суицидальному поведению, и специфики работы педагога-психолога с ними 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
склонными к суицидальному поведению 39
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Результаты диагностики склонности к суицидальному поведению у подростков 54
Приложение Б Лекция с родителями «Особенности подросткового суицида» 60
Приложение В Профилактическая игра «В чем смысл жизнь?» 63
Приложение Г Система занятий с подростками, склонными к суицидальному поведению 65
В последние годы количество суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди подростков и детей значительно увеличиваются. На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест по смертельным случаям суицидальных действий. По данным Всемирной Организации Здравоохранения около 20% самоубийства в мире приходится на подростковый возраст [4]. Суициды - показатель невозможности общества оказать необходимую и своевременную помощь человеку. Поскольку пубертатный период является сензитивным, подросток не всегда может самостоятельно и разумно справиться с проблемами, присущими его возрасту.
Причины суицида подростков могут быть разными: потеря близкого человека, низкая самооценка, сложности в общении со сверстниками, проблемы в семье, девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, преступность, виктимное поведение и т.д.
В жизни у каждого человека бывают кризисы, одни способны справиться с личностными переживаниями и найти конструктивный выход, другие же, не найдя необходимого решения, прибегают к самоуничтожению. Известно, что статистика показателей суицида снижается, но, тем не менее, часто приходится слышать о разных случаях самовольного ухода из жизни. Самоубийство занимает третье место по причинам смертности людей. Этим и объясняется актуальность данной проблемы. Необходима серьезная работа по профилактике суицида, а так же своевременное оказание психологической помощи и поддержки потенциальным суицидентам.
Цель: изучение специфики работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Объект исследования: суицидальное поведение как психологический феномен.
Предмет изучения: специфика работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, рассмотрев понятие, причины и основные характеристики суицидального поведения.
2. Описать особенности работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
3. Провести экспериментальное исследование склонности подростков к суицидальному поведению, проанализировать результаты исследования.
4. Разработать и описать систему работы с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические: тестирование (методики: «Опросник суицидального риска» (автор - Т. Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел));
3. Методы обработки данных: количественной и качественной анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды зарубежных психологов по проблеме суицидального поведения (Фрейд 3., Адлер А, Дюркгейм Э.), труды отечественных психологов, раскрывающих причины суицидального поведения в подростковом возрасте (Амбрумова А. Г., Орлова И. Б.), исследователей по проблемам самоубийства и методам работы с суицидентами (Асламазова Л. А., Исаев Д. С., Васильченко М. В.).
Экспериментальное исследование организовано на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска в феврале 2020 г. - марте 2020 г. Выборка представлена подростками 14-15 лет в количестве 48 человек.
Этапы исследования:
I этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы суицидального поведения подростков, определение методов и выборки экспериментального исследования,
II этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.) - проведение экспериментального исследования склонности к суицидальному поведению у подростков, анализ полученных результатов.
III этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.) - разработка и описание системы работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на II Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019). По теме ВКР опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме изучения суицидального поведения в подростковом возрасте; проведено диагностическое исследование с целью изучения общей картины склонности подростков к суицидальному поведению. Представленный материал может быть использован педагогом-психологом, учителями при работе с данной категорией детей, а также студентами при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов, курсовых работ. Разработанная программа работы педагога-психолога может быть использована в работе с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, 1 таблица и 17 рисунков, 4 приложения. Объем работы составляет 53 страницы.
Причины суицида подростков могут быть разными: потеря близкого человека, низкая самооценка, сложности в общении со сверстниками, проблемы в семье, девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, преступность, виктимное поведение и т.д.
В жизни у каждого человека бывают кризисы, одни способны справиться с личностными переживаниями и найти конструктивный выход, другие же, не найдя необходимого решения, прибегают к самоуничтожению. Известно, что статистика показателей суицида снижается, но, тем не менее, часто приходится слышать о разных случаях самовольного ухода из жизни. Самоубийство занимает третье место по причинам смертности людей. Этим и объясняется актуальность данной проблемы. Необходима серьезная работа по профилактике суицида, а так же своевременное оказание психологической помощи и поддержки потенциальным суицидентам.
Цель: изучение специфики работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Объект исследования: суицидальное поведение как психологический феномен.
Предмет изучения: специфика работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, рассмотрев понятие, причины и основные характеристики суицидального поведения.
2. Описать особенности работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
3. Провести экспериментальное исследование склонности подростков к суицидальному поведению, проанализировать результаты исследования.
4. Разработать и описать систему работы с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические: тестирование (методики: «Опросник суицидального риска» (автор - Т. Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел));
3. Методы обработки данных: количественной и качественной анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды зарубежных психологов по проблеме суицидального поведения (Фрейд 3., Адлер А, Дюркгейм Э.), труды отечественных психологов, раскрывающих причины суицидального поведения в подростковом возрасте (Амбрумова А. Г., Орлова И. Б.), исследователей по проблемам самоубийства и методам работы с суицидентами (Асламазова Л. А., Исаев Д. С., Васильченко М. В.).
Экспериментальное исследование организовано на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска в феврале 2020 г. - марте 2020 г. Выборка представлена подростками 14-15 лет в количестве 48 человек.
Этапы исследования:
I этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы суицидального поведения подростков, определение методов и выборки экспериментального исследования,
II этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.) - проведение экспериментального исследования склонности к суицидальному поведению у подростков, анализ полученных результатов.
III этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.) - разработка и описание системы работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на II Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019). По теме ВКР опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме изучения суицидального поведения в подростковом возрасте; проведено диагностическое исследование с целью изучения общей картины склонности подростков к суицидальному поведению. Представленный материал может быть использован педагогом-психологом, учителями при работе с данной категорией детей, а также студентами при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов, курсовых работ. Разработанная программа работы педагога-психолога может быть использована в работе с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, 1 таблица и 17 рисунков, 4 приложения. Объем работы составляет 53 страницы.
Изучив труды зарубежных и отечественных психологов по вопросам суицидального поведения подростков, мы сделали вывод, что существует множество подходов к пониманию данной проблемы. Одним из ведущих отечественных психологов является А. Г. Амбрумова, она определяет суицидальное поведение как поведение, возникающее вследствие неудовлетворения потребностей личности, ее дезадаптация, приводящая к внутриличностному кризису, выходом из которого индивид видит в самоуничтожении. Суицидальное поведение протекает в трех стадиях: пассивные мысли о суициде, представление своей смерти; замыслы - продумывание деталей суицида: способ, время, место; намерения - к четко разработанному плану присоединяются осознанные суицидальные действия.
К основным причинам суицидального поведения подростков можно отнести, в первую очередь, ощущение собственной незначимости, чувство беспомощности, одиночества, стыда за себя, невозможности контролировать свою жизнь; отсутствие взаимопонимания в семье, смерть близких, развод родителей; депрессивные состояния, трудности в адаптации, проблемы в учебе; девиантное поведение, ранняя половая жизнь, беременность, утрата значимой привязанности; дефекты внешности, недостаточное физическое развитие.
Экспериментальное исследование с целью изучения склонности подростков к суицидальному поведению организовано на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками 14-15 лет. В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики: «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел).
Проанализировав результаты диагностики, мы выдели 3 группы подростков в зависимости от уровня склонности к суицидальному поведению: первая группа (50%) - низкая склонность; вторая группа (25%) - со средней склонностью к суицидальному поведению, им характерно чувство собственной несостоятельности, агрессивное поведение, склонность к преодолению норм и правил, аффективность поведения в трудной ситуации; третья группа (25%) - с высокой склонностью суицидального поведения, для них свойственна склонность к делинквентному, аддиктивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Подростки с высокой склонностью к суицидальному поведению характеризуются слабым волевым контролем, сильной эмоциональной реакцией в критической ситуации, конфликтностью, склонны причинить физический вред самому себе, окружающим людям, способны пойти на правонарушение, не умеют найти конструктивный выход из ситуации.
Работа педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению, включает в себя просветительское, профилактическое, диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее направления. Профилактическая работа направлена на формирование ценностного отношения к жизни, обучение подростков конструктивным способам решения проблем и конфликтных ситуаций. Диагностическая работа проводится для изучения уровня проявления суицидальных тенденций, определения возможных факторов суицидального поведения подростков. Целью организованной педагогом-психологом консультационной встречи является оказание подростку необходимой психологической помощи и поддержки. Грамотно выстроенная коррекционно-развивающая работа будет способствовать снижению уровня суицидального поведения, снятию эмоционального напряжения. Просвещение участников образовательного процесса расширит знания о сущности суицида, особенностей его проявления.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к суицидальному поведению, и грамотно организованная работа педагога-психолога помогут избежать и своевременно предотвратить попытки суицида в среде подростков.
Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, успешно выполнены.
К основным причинам суицидального поведения подростков можно отнести, в первую очередь, ощущение собственной незначимости, чувство беспомощности, одиночества, стыда за себя, невозможности контролировать свою жизнь; отсутствие взаимопонимания в семье, смерть близких, развод родителей; депрессивные состояния, трудности в адаптации, проблемы в учебе; девиантное поведение, ранняя половая жизнь, беременность, утрата значимой привязанности; дефекты внешности, недостаточное физическое развитие.
Экспериментальное исследование с целью изучения склонности подростков к суицидальному поведению организовано на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками 14-15 лет. В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики: «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел).
Проанализировав результаты диагностики, мы выдели 3 группы подростков в зависимости от уровня склонности к суицидальному поведению: первая группа (50%) - низкая склонность; вторая группа (25%) - со средней склонностью к суицидальному поведению, им характерно чувство собственной несостоятельности, агрессивное поведение, склонность к преодолению норм и правил, аффективность поведения в трудной ситуации; третья группа (25%) - с высокой склонностью суицидального поведения, для них свойственна склонность к делинквентному, аддиктивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Подростки с высокой склонностью к суицидальному поведению характеризуются слабым волевым контролем, сильной эмоциональной реакцией в критической ситуации, конфликтностью, склонны причинить физический вред самому себе, окружающим людям, способны пойти на правонарушение, не умеют найти конструктивный выход из ситуации.
Работа педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению, включает в себя просветительское, профилактическое, диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее направления. Профилактическая работа направлена на формирование ценностного отношения к жизни, обучение подростков конструктивным способам решения проблем и конфликтных ситуаций. Диагностическая работа проводится для изучения уровня проявления суицидальных тенденций, определения возможных факторов суицидального поведения подростков. Целью организованной педагогом-психологом консультационной встречи является оказание подростку необходимой психологической помощи и поддержки. Грамотно выстроенная коррекционно-развивающая работа будет способствовать снижению уровня суицидального поведения, снятию эмоционального напряжения. Просвещение участников образовательного процесса расширит знания о сущности суицида, особенностей его проявления.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к суицидальному поведению, и грамотно организованная работа педагога-психолога помогут избежать и своевременно предотвратить попытки суицида в среде подростков.
Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, успешно выполнены.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция склонности к суицидальному поведению подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА УРОВЕНЬ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление или правонарушение
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020





