Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №150503

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога -
психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению 8
1.1 Суицидальное поведение: понятие, характеристика 8
1.2 Причины суицидального поведения подростков 14
1.3 Особенности работы педагога-психолога с подростками
склонными к суицидальному поведению 20
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
подростков, склонных к суицидальному поведению, и специфики работы педагога-психолога с ними 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
склонными к суицидальному поведению 39
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Результаты диагностики склонности к суицидальному поведению у подростков 54
Приложение Б Лекция с родителями «Особенности подросткового суицида» 60
Приложение В Профилактическая игра «В чем смысл жизнь?» 63
Приложение Г Система занятий с подростками, склонными к суицидальному поведению 65

В последние годы количество суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди подростков и детей значительно увеличиваются. На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест по смертельным случаям суицидальных действий. По данным Всемирной Организации Здравоохранения около 20% самоубийства в мире приходится на подростковый возраст [4]. Суициды - показатель невозможности общества оказать необходимую и своевременную помощь человеку. Поскольку пубертатный период является сензитивным, подросток не всегда может самостоятельно и разумно справиться с проблемами, присущими его возрасту.
Причины суицида подростков могут быть разными: потеря близкого человека, низкая самооценка, сложности в общении со сверстниками, проблемы в семье, девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, преступность, виктимное поведение и т.д.
В жизни у каждого человека бывают кризисы, одни способны справиться с личностными переживаниями и найти конструктивный выход, другие же, не найдя необходимого решения, прибегают к самоуничтожению. Известно, что статистика показателей суицида снижается, но, тем не менее, часто приходится слышать о разных случаях самовольного ухода из жизни. Самоубийство занимает третье место по причинам смертности людей. Этим и объясняется актуальность данной проблемы. Необходима серьезная работа по профилактике суицида, а так же своевременное оказание психологической помощи и поддержки потенциальным суицидентам.
Цель: изучение специфики работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Объект исследования: суицидальное поведение как психологический феномен.
Предмет изучения: специфика работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, рассмотрев понятие, причины и основные характеристики суицидального поведения.
2. Описать особенности работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению.
3. Провести экспериментальное исследование склонности подростков к суицидальному поведению, проанализировать результаты исследования.
4. Разработать и описать систему работы с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические: тестирование (методики: «Опросник суицидального риска» (автор - Т. Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел));
3. Методы обработки данных: количественной и качественной анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды зарубежных психологов по проблеме суицидального поведения (Фрейд 3., Адлер А, Дюркгейм Э.), труды отечественных психологов, раскрывающих причины суицидального поведения в подростковом возрасте (Амбрумова А. Г., Орлова И. Б.), исследователей по проблемам самоубийства и методам работы с суицидентами (Асламазова Л. А., Исаев Д. С., Васильченко М. В.).
Экспериментальное исследование организовано на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска в феврале 2020 г. - марте 2020 г. Выборка представлена подростками 14-15 лет в количестве 48 человек.
Этапы исследования:
I этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы суицидального поведения подростков, определение методов и выборки экспериментального исследования,
II этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.) - проведение экспериментального исследования склонности к суицидальному поведению у подростков, анализ полученных результатов.
III этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.) - разработка и описание системы работы педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на II Всероссийской научно­практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019). По теме ВКР опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме изучения суицидального поведения в подростковом возрасте; проведено диагностическое исследование с целью изучения общей картины склонности подростков к суицидальному поведению. Представленный материал может быть использован педагогом-психологом, учителями при работе с данной категорией детей, а также студентами при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов, курсовых работ. Разработанная программа работы педагога-психолога может быть использована в работе с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, 1 таблица и 17 рисунков, 4 приложения. Объем работы составляет 53 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив труды зарубежных и отечественных психологов по вопросам суицидального поведения подростков, мы сделали вывод, что существует множество подходов к пониманию данной проблемы. Одним из ведущих отечественных психологов является А. Г. Амбрумова, она определяет суицидальное поведение как поведение, возникающее вследствие неудовлетворения потребностей личности, ее дезадаптация, приводящая к внутриличностному кризису, выходом из которого индивид видит в самоуничтожении. Суицидальное поведение протекает в трех стадиях: пассивные мысли о суициде, представление своей смерти; замыслы - продумывание деталей суицида: способ, время, место; намерения - к четко разработанному плану присоединяются осознанные суицидальные действия.
К основным причинам суицидального поведения подростков можно отнести, в первую очередь, ощущение собственной незначимости, чувство беспомощности, одиночества, стыда за себя, невозможности контролировать свою жизнь; отсутствие взаимопонимания в семье, смерть близких, развод родителей; депрессивные состояния, трудности в адаптации, проблемы в учебе; девиантное поведение, ранняя половая жизнь, беременность, утрата значимой привязанности; дефекты внешности, недостаточное физическое развитие.
Экспериментальное исследование с целью изучения склонности подростков к суицидальному поведению организовано на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками 14-15 лет. В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики: «Опросник суицидального риска» (автор - Т.Н. Разуваева), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел).
Проанализировав результаты диагностики, мы выдели 3 группы подростков в зависимости от уровня склонности к суицидальному поведению: первая группа (50%) - низкая склонность; вторая группа (25%) - со средней склонностью к суицидальному поведению, им характерно чувство собственной несостоятельности, агрессивное поведение, склонность к преодолению норм и правил, аффективность поведения в трудной ситуации; третья группа (25%) - с высокой склонностью суицидального поведения, для них свойственна склонность к делинквентному, аддиктивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Подростки с высокой склонностью к суицидальному поведению характеризуются слабым волевым контролем, сильной эмоциональной реакцией в критической ситуации, конфликтностью, склонны причинить физический вред самому себе, окружающим людям, способны пойти на правонарушение, не умеют найти конструктивный выход из ситуации.
Работа педагога-психолога с подростками, склонными к суицидальному поведению, включает в себя просветительское, профилактическое, диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее направления. Профилактическая работа направлена на формирование ценностного отношения к жизни, обучение подростков конструктивным способам решения проблем и конфликтных ситуаций. Диагностическая работа проводится для изучения уровня проявления суицидальных тенденций, определения возможных факторов суицидального поведения подростков. Целью организованной педагогом-психологом консультационной встречи является оказание подростку необходимой психологической помощи и поддержки. Грамотно выстроенная коррекционно-развивающая работа будет способствовать снижению уровня суицидального поведения, снятию эмоционального напряжения. Просвещение участников образовательного процесса расширит знания о сущности суицида, особенностей его проявления.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к суицидальному поведению, и грамотно организованная работа педагога-психолога помогут избежать и своевременно предотвратить попытки суицида в среде подростков.
Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, успешно выполнены.


1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - Москва : Академический проект, 2015. - 240 с.
2. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.- метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
3. Алексеева, О. А. Методические рекомендации по диагностике рисков делинквентного поведения подростков [Электронный ресурс] / О. А. Алексеева / Методические рекомендации по диагностике рисков делинквентного поведения подростков. - Санкт-Петербург, 2019. - 33 с. - Режим доступа: http://school522.ru/images/innovazii/tetris/metodrekomen diagnost.pdf.
4. Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков диагностика,
профилактика, коррекция [Электронный ресурс] / М. А. Алимова / Суицидальное поведение подростков диагностика, профилактика, коррекция. - Барнаул, 2014. - 100 с. - Режим доступа:
https://www.aksp.ru/work/sd/metod/files/suicide.pdf.
5. Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - Москва, 1980. - 55 с.
6. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийств / А. Г. Амбрумова, С. В. Бородин, А. С. Михлин. - Москва : Академия МВД СССР, 1980. - 164 с.
7. Асламазова, Л. А. Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях: Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций, осуществляющих профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. - Майкоп, 2016. - 124 с.
8. Банников, Г. С. Не допустить! / Г. С. Банников, Т. С. Павлова // Нарконет.
- 2015. - № 4. - С. 23-25.
9. Баринова, И. Р. Актуальные проблемы развития человека в современном обществе / И. Р. Баринова // Сборник научных статей II Всероссийской научно­практической конференции : Красноярск - Лесосибирск. - 2019. - С. 5-7.
10. Белова, В. А. Формы и методы социализации несовершеннолетних / В. А. Белова, А. В. Тарасова. - Москва : МИРОС, 2011. - 145 с.
11. Бычкова, А. М. Доведение до самоубийства посредством
использования интернет-технологий: социально-психологические,
криминологические и уголовно-правовые аспекты / А. М. Бычкова, Э. Л. Раднаева // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - № 1. - С. 101­115.
12. Васильченко, М. В. Профилактика и коррекция кризисных состояний и суицидального поведения подростков / М. В. Васильченко // Российский психологический журнал. - 2009. - № 1. - С. 87-90.
13. Васичева, А. Н. Игры в самоубийство: история возникновения и причины обращения детей к ним / А. Н. Васичева, А. Е. Маринина, М. А. Мартынова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 354-357.
14. Гонохова, Т. А. Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути / Т. А. Гонохова, Е. В. Благовская // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 282-285.
15. Григорьева, А. А. Выявление риска суицидального поведения у подростков в общеобразовательных школах / А. А. Григорьева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - № 3 (26). - С. 513­523....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ