Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы тренировочных нагрузок в подготовке
лыжников-гонщиков 13-14 лет 8
1.1 Понятие термина (тренировочная нагрузка) 8
1.2 Характеристика объема и интенсивности тренировочных нагрузок в
годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков 20
1.3 Физиологические особенности лыжников-гонщиков 13-14 33
2 Исследование применения тренировочных нагрузок в подготовке
лыжников-гонщиков 13-14 лет 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Методические направления использования тренировочных нагрузок
лыжников-гонщиков 13-14 47
Заключение 54
Список использованных источников 56
Актуальность. Дети, занимающиеся спортом, становятся более уверенные, целеустремлённые, у них всегда распланирован день.
На сегодняшний день достижения в лыжном спорте значительно выросли. Ведущее место в мире принадлежит лыжному спорту. Численность спортсменов гораздо выше, нежели в других спортивных направлениях.
Лыжный спорт один из прекрасных средств для активного отдыха. Кроме того, занятия снижают утомление человека в целом. Передвижение на лыжах доступно людям, как младшего возраста, так и более зрелого.
В районах, где наибольшее количество снега в году - лыжный спорт является самым актуальным.
Такой период взросления как 13-14 лет, является основной базой для спортивного мастерства, и неправильно спланированный тренировочный процесс в данный период, может в дальнейшем негативно отразиться в карьере спортсмена.
Основой задачей является разработанный план тренировок, который включают в себя: скоростные, силовые, технические тренировки. Лыжный спорт один из зрелищных видов спорта, но чтобы повысить число болельщиков, стали отходить от раздельного старта, чтобы было видно борьбу на лыжне за первые места. В широкое применение стали входить различные виды спортивных дисциплин такие как: гонка преследования, спринт, командный спринт. И за счет того, у кого спурт сильней, тот и выигрывает. В связи, с чем появляются новые требования в тренировочном процессе, и основным моментом является скоростная, скоростно-силовая подготовка. Данное направление необходимо развить на начальных этапах, чтобы в дальнейшем выигрывать на дистанциях. Каждый спортсмен должен держать определенную планку на дистанции для того чтобы одержать победу над соперником. Поэтому для победы в соревнованиях весьма важны данные качества.
Если у спортсмена скоростная и скоростно-силовая подготовленность выше, то он находится выше соперника, у него всегда лучше результат.
В возрасте 13-14 лет необходимо принять за основу тренировочного процесса: быстроту, скоростные качества, выносливость. При подготовке детей надо рассматривать весь сектор нагрузок, такие упражнения в которые входит различная интенсивность, что в свою очередь будет являться основой тренировочного процесса лыжника. Исследование, которое мы сейчас рассматриваем, включает в себя: изучение интенсивности тренировочной нагрузки, динамики объема.
В литературе по лыжному спорту не в полном объеме дается характеристика планированию и интенсивности нагрузки, как в подготовительном, так и в соревновательном периоде.
Целью данной работы является изучение особенностей использования тренировочных нагрузок максимальной интенсивности в подготовке лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных
лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Предмет исследования: нагрузки максимальной интенсивности в подготовке лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Реализация данной цели предполагала решение следующих задач:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить физиологические особенности лыжников-гонщиков 13-14 лет.
3. Исследовать современные методики использования нагрузок
максимальной интенсивности в учебно-тренировочном процессе.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научных и учебно-методических литературных данных по избранной теме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математикой статистики.
Структура выпускной квалификационной работы. Бакалаврская работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, изучив и проанализировав использование тренировочных нагрузок максимальной интенсивности в подготовке лыжников-гонщиков 13-14 лет, на основе разных литературных источников от различных авторов было установлено, что улучшение показателей функциональной подготовленности лыжников-гонщиков оказывает существенное влияние на уровень их спортивных достижений в лыжных гонках. Степень выраженности избирательного характера функциональной специализации обусловлена главным образом параметрами (интенсивностью и объемом) тренировочной нагрузки, что во многом определяет степень ее воздействия на организм спортсмена.
Основным параметром является величина нагрузки, если не правильно распределить нагрузку то у спортсмена будет ярко выражено перенапряжение и перетренированность, тем самым ухудшается результат так как физическая нагрузка оказывает на организм воздействия , и зачастую изменяется гомеостаз. Но прежде всего необходимо уделять внимание медецинскому, биологическому, медицинскому и врачебному контролю за соянием спортсменов.
Оптимальное распределение нагрузок, которое позволит добиться наилучших результатов, во многом зависит от того, насколько будут учтены при этом общие и специфические закономерности спортивной тренировки.
Так же в ходе эксперимента было выявлено:
^Использование тренировочных нагрузок максимальной интенсивности в годичном цикле подготовки у юных лыжников-гонщиков экспериментальной группы 13-14 лет положительно сказалось на улучшении их спортивных результатов в лыжных гонках.
2. Равномерное распределение нагрузок максимальной интенсивности в годичном цикле подготовки повышает эффективность тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков 13-14 лет. В результате проведенного педагогического эксперимента можно рекомендовать использовать в учебнотренировочном процессе юных лыжников нагрузки, превышающие по интенсивности на 3,5-4% соревновательные, при общем объеме циклических нагрузок - 2193 км.
З.После проведенного педагогического эксперимента, отмечается прирост показателей физической работоспособности и МПК у спортсменов обеих групп. Достоверность различий между спортсменами контрольной и экспериментальной групп по показателям физической работоспособности и МПК не обнаружена (р> 0,05), поскольку нагрузки максимальной и высокой интенсивности не способствуют увеличению аэробной работоспособности. Однако наблюдается тенденция к увеличению этих показателей у спортсменов экспериментальной группы.
В связи с этим можно считать, что успешность решения задач подготовки юных лыжников-гонщиков во многом определяется оптимальным соотношением компонентов тренировочной нагрузки (в частности, объема упражнений различной интенсивности).
Таким образом. Задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Аграновский, М.А. Лыжный спорт: учебник для студентов физической культуры / М.А. Аграновский. - Москва: ФиС, 2004. - 322 с.
2. Антонова, О.Н. Лыжная подготовка: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов- Москва : Академия, 2009. - 208 с.
3. Бутин, ИМ. Лыжный спорт: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.М. Бутин. - Москва: Академия, 2011. - 368 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 2005. №5. 22 с;
5. Власенко, С. А., Носко Н. А. Возрастные аспекты морфофункционального развития организма юных лыжников-гонщиков / С.А. Власенко, Н.А. Носко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков. 2012. №. 5
6. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. 294 с.
7. Головачев, А.Н. Возрастные особенности физической подготовленности лыжниц-гонщиц /А.Н. Головачев. // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №2. - С.20-23.
8. Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб.метод. пособие : / Воронеж.гос. ун-т ; сост. Ю.А. Гончарова. Воронеж : ВГУ, 2008. 92 с.
9. Гужаловский А.А. Развитие физических качеств у школьников. - М.: ФиС, 2010. - 198 с.
10. Гусынин, П.С. Спортивная физиология / П.С. Гусынин. - Москва: Владос, 2011. - 298 с.
11. Демко, Н.А. учеб.пособие Лыжные гонки. Теория и методика обучения в лыжных гонках / Н.А. Демко [и др.]; под.ред. Н.А. Демко. Минск: БГУФК, 2010. 288 с.
12. Дмитриев, Л.Д. Влияние систематических физических упражнений на организм школьника / Л.Д. Дмитриев // Спорт в школе. - 2012. - №4.
13. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб.заведений по физической культуре / В.И.Дубровский.- Москва : ВЛАДОС, 2005.- 462 с.
14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории, методики воспитания / В.М. Зациорский. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.
15. Карпман В.Л., Гудков И.А., Койдинова Г.А. Непрямое определение максимального потребления кислорода у спортсменов высокой квалификации/ В.Л. Карпман,И.А. Гудков, Г.А. Койдинова// Теория и практика физической культуры. -1980. - N 1. - С. 37-41...31