ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Основные принципы организации сбалансированного и рационального
питания детей и подростков 7
1.1.1 Понятие «рационального питания» школьников 7
1.1.2 Роль витаминов в питании школьников, их классификация 12
1.2 Проблема витаминной обеспеченности школьников в современных
условиях 21
1.2.1 Причины возникновения и клинические проявления витаминной
недостаточности в школьном возрасте 23
1.2.2 Нормы потребления витаминов современными школьниками 26
Выводы по I главе 28
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
3.1 Статистика дефицитных состояний у школьников 5-х классов 32
3.2. Оценка рационов организованного питания школьников 5-х классов .... 34
3.3 Анализ аптечного ассортимента витаминов, витаминно-минеральных
комплексов. Препараты выбора 41
3.4 Содержание работы образовательного учреждения по организации рационального питания и профилактике гиповитаминозов современных школьников 52
Выводы по III главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
У детей школьного возраста прослеживаются интенсивные процессы роста, комплексная перестройка всего организма, в особенности гормональная, изменения функционирования нервной и сердечно-сосудистой систем, головного мозга. В связи с усилением потока информации существенно повышается физическое и умственное напряжение, которое в комплексе с множеством дополнительных нагрузок, порождает необходимость грамотного и серьёзного подхода к выстраиванию режима питания современных детей и подростков. Пищевой рацион обязан закрывать все энергетические нужды, которые связаны с резким ростом организма и насыщенной жизнедеятельностью обучающихся. Почти всегда это осуществляется за счет потребления продуктов с повышенным содержанием жиров и сахаров, что может повлечь за собой проблемы со здоровьем в будущем, в частности дефицит микронутриентов и гипо- или авитаминозы. В связи с этим одну из основных задач педиатров и педагогов составляет пропаганда ЗОЖ и рационального питания среди школьников и их родителей.
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема обеспеченности детей и подростков школьного возраста витаминами является особенно актуальной. Пониженное содержание витаминов в рационе питания, пристрастие к диетам и голоданию, повышенная необходимость в витаминах в периоды наиболее интенсивного роста, при усиленных физических и умственных нагрузках, после перенесённых инфекционных заболеваний, - всё это лишь малая часть источников возникновения гиповитаминоза того или иного витамина.
Объект исследования: организация рационального питания современных школьников.
Предмет исследования: витамины как необходимый компонент рационального питания в жизни современного школьника.
Цель исследования. Изучить обеспеченность витаминами в условиях организованного питания современных школьников...
В настоящее время витаминная недостаточность наблюдается повсеместно, но наиболее значимое влияние гиповитаминоз оказывает на организм в период интенсивного роста и развития. Таким образом, в группе риска оказываются дети и подростки школьного возраста. По этой причине одним из главных приоритетов педагогов и медицинского персонала является популяризация здорового образа жизни, а также рационального питания не только среди обучающихся, но и среди их родителей.
В ходе работы были достигнуты поставленные цели и задачи, получены следующие результаты: на основе анализа медицинской и учебно-методической литературы была раскрыта суть витаминов как компонента рационального питания современных школьников. При недостатке в рационе макро- и микронутриентов возникает риск развития множества заболеваний, работоспособность ребёнка снижается в разы, что не может не сказаться в том числе и на успехах в учёбе.
Были рассмотрены основные принципы организации сбалансированного и рационального питания детей и подростков, понятие «рационального питания». Проанализирована роль витаминов в питании школьников, продемонстрирована проблема витаминной обеспеченности школьников в современных условиях, рассмотрены причины возникновения и клинические проявления витаминной недостаточности в школьном возрасте.
В практической части ВКР собрана статистика дефицитных состояний у школьников 5-х классов, проведена гигиеническая оценка рациона питания школьников 5-х классов, классифицирован аптечный ассортимент витаминов, витам инн о-минеральных комплексов, выделены препараты выбора среди населения, продемонстрировано содержание работы образовательного учреждения по организации рационального питания и профилактике гиповитаминозов современных школьников.
В работе использовались научные труды отечественных и зарубежных специалистов, методические материалы и разработки по проблемам обеспеченности витаминами детей и подростков школьного возраста.
Данное исследование может быть интересно:
1. Родителям школьников при составлении здорового и сбалансированного рациона, при выборе витаминов и витаминно-минеральных комплексов для своего ребёнка.
2. Педагогам, которые ведут или будут вести информационно-просветительскую форму взаимодействия со школьниками и их родителями.
3. Обучающимся, которые увлекаются биологией и медициной, а также всем, кто интересуется вопросами своего здоровья.
Исследования в данном направлении могут быть продолжены. Например, это может быть изучение влияния на организм школьника не только витаминов, но и минеральных веществ. В перспективе было бы интересно провести исследование, в котором будут проанализированы успехи обучающихся с витаминной либо с витаминно-минеральной недостаточностью до и после исключения дефицитных состояний.
1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. - 3- е издание, стереотипное. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. - 214 с.
2. Амбросьева, Е.Д. Физиология питания (для бакалавров).учебник / Е.Д. Амбросьева. - М.: КноРус, 2015. - 384 с.
3. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
4. Бриленок, Н. Б. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся : учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Н. Б. Бриленок. - Саратов : Издательство Саратовского университета, 2019. - 29, [3] с.
5. Витамин К / ред. А.В. Палладии. - М.: Академии Наук УССР, 2017. - 119 с.
6. Воробьев А.А. Основы микробиологии и иммунологии: Учебник для студентов среднего профессионального образования / В.В. Зверев, Е В. Буданова, А.А. Воробьев; Под ред. В.В. Зверев. — М.: ИЦ Академия, 2018.—288 с.
7. Домбровская, Ю. Ф. Витаминная недостаточность у детей / Ю.Ф. Домбровская. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2017. - 312 с.
8. Закоркина, Н. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / Н. А. Закоркина. - Омск : Издательство ОмГПУ, 2019.-146 с.
9. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
10. Королев, А.А. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена: В 2 ч. Ч. 1: Учебник / А.А. Королев. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
Н.Крукович, Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы : монография / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская. - Владивосток : Медицина ДВ, 2018. - 216 с.
12. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
13. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
14. Мартинчик, А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник / А Н. Мартинчик. - М.: Academia, 2018. - 399 с.
15. Мэри, Ден Идз Витамины и минеральные вещества / Мэри Ден Идз. - М.: Комплект, 2017. - 503 с...40