Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты развития скоростных способностей юных
футболистов 6
1.1 Общая характеристика скоростных способностей 6
1.2 Особенности физического развития и физической подготовленности
футболистов на начальном этапе 10
1.3 Методы развития скоростных способностей 17
2 Организация и методы исследования 22
2.1 Организация исследования 22
2.2 Характеристика методов исследования 23
3 Обоснование эффективности комплекса упражнений развития скоростных
способностей юных футболистов на этапе начальной подготовке 26
3.1 Разработка комплекса упражнений 26
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 31
Заключение 40
Список использованных источников 41
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
В последние годы было показано, что успех в футболе сильно зависит от различных физических, технических, тактических и психологических факторов. Ряд ученых подчеркивает, что для успешной конкурентоспособности важно развитие скорости, ловкости, силы в сочетании с аэробными и анаэробными (даже максимальными) способностями для успешной спортивной футбольной карьеры.
Крайне важно, чтобы во время футбольных тренировок учитывались индивидуальные требования к положению игрока в отношении выполнения тактических задач. Игрокам требуются определенные навыки и превосходная физическая подготовка, чтобы эффективно выполнять эти задачи. Было показано, что различия в оценке параметров игроков коррелируют с игровыми позициями, как это наблюдалось во многих исследованиях в отношении различных параметров: различия в общей пройденной дистанции, различия в спринтерской дистанции, изокинетическая прочность, морфологию и состав тела, оценку мощности и потребление VO2max. Однако, игрокам во всех позициях требуются хорошие показатели скоростных способностей [11].
Проблема исследования заключается в поиске оптимального тренировочного комплекса упражнений, эффективно развивающих скоростные качества юных футболистов. Это должно учитываться в подготовке юных спортсменов.
Объект исследования - скоростная подготовка футболистов.
Предмет исследования - комплекс упражнений на развитие скоростных способностей футболистов на этапе начальной подготовке.
Цель исследования - выявление эффективности разработанной программы, направленной на развитие скоростных способностей футболистов на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности физической подготовленности, общую характеристику, средства и методы скоростно-силовых способностей, юных футболистов на начальном этапе развития.
2. Разработать комплекс упражнений для развития скоростных способностей юных футболистов.
3. Проверить эффективность применения программы развития
скоростных способностей юных футболистов.
Методы исследования:
• анализ научно-методической литературы
• педагогические тестирование
• педагогический эксперимент
• методы математической статистики.
Практическая значимость результаты наших исследований могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для тренеров и преподавателей спортивных школ по футболу для развития скоростных способностей юных спортсменов.
1. Выявлено, что скоростные способности оказывают значительное влияние на результативность спортивной деятельности футболистов. В возрасте 9-10 лет продолжается развитие основных функциональных систем, в том числе дыхательной и сердечно-сосудистой систем, но при этом не отмечается напряжение в функционировании этих систем, характерное для подростков. Также этот возраст является сенситивным для развития скоростных способностей у детей.
2. Большой опыт развития скоростных способностей накоплен как в футболе, так и в легкой атлетике. Наиболее часто рекомендуют использовать повторный метод, который предполагает выполнение упражнений с максимальной скоростью с достаточными для полного отдыха интервалами. Для развития скоростных способностей юных футболистов рекомендуется использовать такие упражнения, как бег, прыжки, старты из различных исходных положений. На начальном этапе подготовки предпочтительнее неспецифические упражнения. Нами был предложен комплекс упражнений, направленный на развитие скоростных способностей юных футболистов. Упражнения применялись во время тренировок три раза в неделю.
3. В ходе педагогического эксперимента мы получили следующие результаты: у экспериментальной группы, занимающейся по разработанному комплексу упражнений, выявлено достоверное различие результатов от контрольной группы. Это свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс упражнений развития скоростных способностей футболистов на этапе начальной подготовке эффективен.
1. Абзалов, Р. А. Развитие скоростных способностей / Р. А. Абзалов //
Журнал «Спорт в школе». - №9. - URL:
https://spo.1sept.ru/article.php?ID=200900901 (дата обращения: 20.02.2021)
2. Аль РубайеНухад Х Аббас. Методика технической подготовки футболистов на основе развития способности к дифференцированию мышечных усилий: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Аль РубайеНухад Х ; Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. - Тамбов, 2016. - 24 с.
3. Бег на короткие дистанции. - URL:
https://spo.1sept.ru/article.php?ID=200801702 (дата обращения: 28.02.2021)
4. Белаид, М. Структура и содержание тренировочного процесса юных футболистов в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белаид Моджахед; Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. - Тамбов, 2017. - 25 с.
5. Бобкова, Е. Н. Возрастная динамика коростных способностей мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития / Е.Н. Бобкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012 - № 4 - 41 с.
6. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. - М, Физкультура и спорт, 2011. - 208 с.
7. Экспериментальное обоснование эффективности применения средств и методов для развития скоростно-силовых качеств футболистов 10-12 лет / Бубунаури, А. Т., Петухов, К. Г., Соболева, Н. В., Власенко, А. А. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 5. - С. 389-389.
8. Волков, В. М. К проблеме развития двигательных способностей //Теория и практика физической культуры / В.М. Волков. - 1993. - №. 5-6. - С. 41.
9. Голомазов, С. В. Теория и методика футбола. Т. 1. Техника игры / С.В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 472 с.
10. Грецов, Г. В. Методика развития скоростных способностей. - URL: http://qweewq.ru:8888/moodle37/pluginfile.php/2290/mod_resource/content/1/10211 5893_Gretsov.pdf (дата обращения: 10.11.2020)
11. Губернский, А. Н. Индивидуализация спортивной подготовки юных
футболистов: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического
воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Губернский Андрей Николаевич; Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя. - Москва, 2013. - 10 с.
12. Дмитриев, Н. С. Организация учебно-тренировочного процесса скоростно-силовой направленности футболистов группы начальной подготовки / Н.С. Дмитриев // Актуальные вопросы и инновации в физической культуре и спорте.- 2017. - С 100-103.
13. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов //М.: Лептос. - 1994. - Т. 368.
14. Калинин, А. В. Футбол: методика тренировки / А.В. Калинин. - Москва: Физкультура и спорт.- 2009 - 162 с.
15. Комков, В. Ю., Блинов В. А. Обучение через игру как основной принцип подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет //Педагогический имидж / В. Ю. Комков, В. А. Блинов. - 2019. - №. 2 (43). - С. 189-201....50