Введение 3
Глава 1. Особенности творчества А.Н. Островского 4
1.1. Творчество А.Н. Островского как культурный феномен 4
1.2. Законы жизни в драматургии А.Н. Островского 10
Глава 2. Трагические женские образы в творчестве А.Н. Островского 14
2.1. Белесова в пьесе «Богатые невесты» 14
2.2. Кручинина в пьесе «Без вины виноватые» 17
Заключение 20
Список литературы 22
А.Н. Островский является одним из самых известных русских драматургов XIX века, его произведения до сих пор любимы современными читателями и зрителями. Основной тематикой творчества Островского является изображение жизни русского общества XIX века, его проблем, обычаев, нравов и социальных отношений.
Исследование творчества А.Н. Островского позволяет лучше понять и оценить его вклад в развитие русской литературы и культуры, а также проследить влияние его произведений на современное искусство и литературу. Таким образом, изучение творчества Островского помогает нам расширить свои знания о русской литературе XIX века, о ее ценностях и идеалах, а также лучше понять современные социальные и культурные реалии.
Актуальность исследования творчества А.Н. Островского заключается в его значимости для современного общества, в его способности поднимать наиболее важные социальные и нравственные проблемы.
Объектом исследования являются трагические женские образы в драматургии А.Н. Островского 70-80 гг. XIX века, предметом исследования – творчество А.Н. Островского за указанный период.
Хронологические рамки исследования – 70-80-е гг. XIX века.
Целью исследования является анализ трагических женских образов в драматургии А.Н. Островского 70-80 гг. XIX века.
Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы:
1. Ключевыми чертами творчества А.Н. Островского были народность, индивидуализм и идеализм.
Народность открылась ему в русских песнях, которые исполнялись на заседаниях кружка в характерной для народной культуры традиции. В результате песенной стихией наполнились пьесы 1850-х гг. В процессе
усвоения музыкальной народной культуры Островский обнаружил ее особое звучание в диалектном слове. Он стал собирать эти слова, широко используя их в своих пьесах. Любой его герой или персонаж рождался из слова и в слове как социокультурном маркере обретал индивидуальность.
Индивидуализм в преломлении к самому Островскому обладает особенностями, исток которых следует искать в детстве будущего драматурга. Островский остался сиротой, рано потеряв любящую и бесконечно им любимую мать. Отсюда будущий мотив сиротства, без которого обходится редко какая пьеса Островского.
Идеализм Островского отразился в изображении купечества, которым автор населил свои пьесы. Островский увидел в купцах то, чего не видело большинство его современников: будущих хозяев жизни. Он показал их в разных ракурсах, отнюдь не всегда положительных, но никогда однозначных. Идеализм Островского проявился также и в изображении чиновников. Еще одна сторона феномена Островского – повторяемость фабул произведений.
2. Валентина Васильевна Белесова из пьесы «Богатые невесты» являет собой классический образ падшей женщины, широко представленный в мировой литературе. Этот образ испокон веков вызывал у общества самые противоречивые чувства: от сострадания до отвращения, от сочувствия до брезгливости. Белесова – бедная сирота, которую взял на воспитание и соблазнил богатый генерал Гневышов. Несмотря на суровые жизненные испытания, героиня сумела сохранить в себе нравственность и душевную чистоту. В финале пьесы Белесова достойно проходит испытание любовью.
Елена Ивановна Кручинина из пьесы «Без вины виноватые» во всех ситуациях проявляет благородство характера, самообладание, достоинство и чуткость. В характере Кручининой присутствуют черты, характерные для мифологического персонажа. Параллельно сюжету с ребенком в пьесе «Без вины виноватые» развивается менее явный, но не менее значительный сюжет, который можно охарактеризовать как идентификация актрисы. Демонстрация различных представлений об актрисе обрисовывает черты культурного облика служительницы Мельпомены. Для Кручининой не характерны ни возвышенная романтическая риторика, ни вообще какие бы то ни было рассуждения о смысле театра и актерства, однако ей свойственна саморефлексия, но в первую очередь по поводу собственной жизни, а не профессии. На долю героини выпадают тяжелые испытания: предательство любимого человека и известие о смерти сына. Однако ситуация, которая могла бы развиваться в трагическом ключе, в пьесе Островского получает благополучную развязку.
1. Бурдакова, Т. В. Смыслы и образы на пересечении реального, идеального и фантастического в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка / Т. В.
Бурдакова // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. – 2008. – № 4. – С. 182-188.
2. Виттакер, Р. Последний русский романтик: Аполлон Григорьев. – М.: Common place, 2020. – 672 с.
3. Гаипова, Н. У. Женские образы в пьесе «Богатые невесты» А. Н. Островского / Н. У. Гаипова // Вестник Педагогического университета. – 2023. – № 4(105). – С. 171-176.
4. Григорьев, А. А. Русская литература в 1851 году // Москвитянин. – 1852. – Т. 1, № 4. – С. 95-108.
5. Державин, К. Н. Александр Николаевич Островский. 1823-1886. – М.: Искусство, 1950. – 116 с.
6. Едошина, И. А. Феномен Островского / И. А. Едошина // Вестник Костромского государственного университета. – 2023. – № 5. – С. 10-19.
7. Кайдаш-Лакшина, С. Н. Откуда Островский черпал имена своих героев // А. Н. Островский и театральная культура конца XVIII – первой половины XIX века. – Кострома: Авантитул, 2017. – С. 191-208.
8. Лаврентьева, А. А. Фабула неравной любви в пьесе А. Н.
Островского «Снегурочка» / А. А. Лаврентьева // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2009. – № 13. – С. 72-74.
9. Лазурский, В. Ф. Дневник // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2 т. – М.: ГИХЛ, 1955. С. 24-59.
10. Любивая, А. Ю. Берендеево царство в «Снегурочке» А. Н.
Островского: истоки и эстетическая природа образа / А. Ю. Любивая // LITTERATARRA. – 2012. – С. 106-119.
11. Любивая, А. Ю. Снегурочка в "весенней сказке" А.Н. Островского: истоки и интерпретация образа / А. Ю. Любивая // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2013. – № 5. – С. 39-52.
12. Медведева, Н. А. Жанровые особенности пьесы А.Н. Островского "Без вины виноватые" / Н. А. Медведева // Вестник Костромского государственного университета. – 2020. – Т. 26, № 4. – С. 94-99.
13. Островский, А. Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. – М.:
Искусство, 1978-1980. – 1225 с.
14. Рыбакова, Д. А. Героиня-актриса пьесы А. Н. Островского "Без вины виноватые" и русский театральный миф / Д. А. Рыбакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 12-2(38). – С. 172-174.
15. Сахновский, В. В. Влияние Островского на русское сценическое искусство // Творчество Островского. – М.: ГИЗ, 1923. – С. 200-240.
16. Станиславский, К. С. Полный курс актерского мастерства. – М.:
АСТ, 2021. – 768 с.
17. Строганов, М. В. На всякого мудреца... Законы жизни в драматургии
Островского / М. В. Строганов // Альманах библиофила. – 2023. – № 46. – С. 160-174.
18. Улыбина, Е. В. Психология обыденного сознания. – М.: Смысл,
2001. – 264 с.
19. Улыбина, Е. В. Обыденное сознание в картине мира личности:
психосемантический подход: дисс. … д-ра псих. наук. – Ставрополь, 1999. – 368 с.
20. Штейн, А. Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве А. Н. Островского. – М.: Советский писатель, 1973. – 432 с.
21. Ярхо, В. Н. Греческая и греко-римская комедия. – М.: Лабиринт, 2002. – 256 с.