Введение 4
1 Теоретические основы маркетинга территории как стратегии продвижения
сельского туризма 6
1.1 Маркетинг территорий как технология продвижения сельского туризма 6
1.2 Роль выбора маркетинговой стратегии в процессе продвижения сельского
туризма 13
1.3 Реализация плана маркетинга территорий на основе маркетинговой стратегии
18
2 Анализ особенностей территориального продукта Бейского района Республики
Хакасия как объекта продвижения на туристском рынке 27
2.1 Анализ специфики и опыта продвижения территориального продукта
Республики Хакасия 27
2.2 Анализ возможностей Бейского района как основы для развития сельского
туристского бизнеса 34
3 Разработка маркетингового плана организации сельского туризма в Бейском районе 42
3.1 Постановка цели маркетингового плана и стратегии её достижения 42
3.2 Разработка реалистичных планов достижения поставленных целей 47
3.3 Финансовый план и контроль результатов маркетингового плана 52
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение А 59
Актуальность темы исследования. В последние годы в регионах России появляется все больше объектов и маршрутов сельского туризма. Сельские предприниматели, некоммерческие организации, активисты, деятели культуры разрабатывают туристские программы для гостей. Но многие подобные инициативы не развиваются дальше, или даже сворачиваются в течении первого года работы. В большинстве случаев причина состоит в том, что придумать хорошую идею и даже оформить ее в предложение для туристов - недостаточно. Важно научиться понимать, для кого разработан продукт, каковы потребности целевой аудитории и в чем ее особенности, где брать находить туристов, и как сделать так, чтобы в море разнообразных предложений они выбрали конкретную территорию или продукт.
В России очень много неизвестных территорий, которые представляют собой потенциальную дестинацию притяжения туристов. Мы предполагаем, что удачно выбранная маркетинговая стратегия и созданный маркетинговый план организации сельского туризма на территории, будет способствовать развитию сельского туризма в Республике Хакасия.
Объектом исследования является маркетинг сельских территорий
Предмет исследования - план маркетинга территории Бейского района.
Цель исследования - разработка маркетингового плана организации сельского туризма в Бейском районе Республики Хакасия.
Достижение цели выпускной квалификационной работы предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинга сельских территорий.
2. Проанализировать туристский потенциал Республики Хакасия.
3. Провести маркетинговое исследование Бейского района Республики Хакасия и выявить конкурентные преимущества.
4. Разработать маркетинговый план для организации сельского туризма на территории Бейского района.
Теоретической и методологической основой нашей работы являются: анализ литературных, документальных и интернет трудов авторов, рассматривающих маркетинг территорий и сельский туризм; описание; полевые исследования; анализ и обработка статистических данных; маркетинговые исследования: SWOT-анализ; обобщение и интерпретация полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных практических рекомендаций местными жителями для продвижения туризма на территории Бейского района.
В результате проведённого исследования была достигнута цель работы и на основе поставленных задач были сформированы следующие выводы:
1. При изучении теоретических аспектов маркетинга территорий было выявлено следующее:
• Маркетинг территорий является особым видом управленческой деятельности с использованием инструментов маркетинга.
• Территориальный маркетинг направлен на:
повышение притягательности территории;
повышение престижа территории;
ознакомление с сосредоточенными на территории ресурсами.
• При выборе стратегии маркетинга нужно определиться с целями ведения маркетинга территорий и характеристиками самой территории;
• Для построения плана маркетинга необходимо провести всестороннее маркетинговое исследование территории, определить конкурентные преимущества и подобрать инструменты через которые можно достигать поставленных целей.
2. В ходе анализа туристского потенциала Республики Хакасия выяснилось следующее:
• Для Республики Хакасия важность развития туризма и сельского туризма, в частности, определяется благоприятными природными условиями, богатым историческим и культурным наследием, географическим положением и доступностью ресурсов, уникальным в масштабах Сибири туристско- рекреационным потенциалом, основанным на сочетании богатого культурноисторического наследия с природно-ресурсными возможностями. Республика богата разнообразными туристскими ресурсами, которые создают условия для многих видов туризма, в том числе и для сельского туризма.
• Туроператоры Республики Хакасия активно продвигают экологический туризм на территории, однако, сельский туризм пока остаётся на заднем плане.
• Количество турпакетов, реализованных населению растёт, турпоток на территорию Республики также вырос, туристы приезжают в Хакасию с целью деловых поездок и проведением отпусков.
• Республика Хакасия произвела ребрендинг и представила новых бренд на Московской туристской выставке, сейчас идёт активное производство сувенирной продукции Республики и продвижение созданного бренда.
3. В ходе проведения маркетингового исследования Бейского района Республики Хакасия были выявлены следующие конкурентные преимущества:
• Неразвитость в производственном плане даёт возможность сохранять природу в первозданном виде, заниматься животноводством, а также сохранять культуру и обычаи предков.
• Ухудшение социально-экономического состояния Бейского района дало толчок для развития малого предпринимательства.
4. В заключение исследования, на основе полученной информации, были разработаны предложения по организации и продвижению сельского туризма на территории Бейского района:
• Организация на базе имеющейся инфраструктуры в сёлах и аалах гостевых домов с проживанием в деревенской семье с организацией сельского досуга и участием в быте сельской семьи.
• Были разработаны пути продвижения на рынке туристских услуг с помощью механизмов продвижения, рассмотрены «плюсы» и «минусы» использования различных социальных сетей, а также были созданы рекомендации по их использованию (Фейсбук и Инстаграм), созданию собственного сайта, печати рекламной и сувенирной продукции, использованию специализированных рекламных сайтов, привлечению заинтересованных партнёров.
• Был рассчитан финансовый план организации гостевых домов и план чек- лист по контролю результатов.
1. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации: законопроект о сельском туризме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.rU/news/51123/
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция). - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Концепция развития туризма в Республике Хакасия [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РХ. - Режим доступа: https://r- 19.ru/management/5723/53688.html
4. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р ред. от 13.01.2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Правительство Республики Хакасия: сельский туризм в Республике Хакасия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://r-19.ru/
6. Проект по развитию сельского туризма в Республике Хакасия [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РХ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-po-razvitiyu-selskogo-turizma-v-respublike- hakasiya/viewer
7. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933
8. Статистические данные по Республике Хакасия: Республика Хакасия
статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://krasstat.gks.ru/folder/45012
9. Архипов, А.Е. Маркетинг территорий как базис формирования туристского имиджа региона // А.Е. Архипов, Э.Н. Климова, А.С. Алимпиева / Международный научно-исследовательский журнал / Соколова Марина Владимировна. - Екатеринбург, 2015. - № 10-1 (41). - С. 8-11.
10. Борисова, О. М. Имиджевые инструменты продвижения стратегической концепции маркетинга территорий // Борисова О. М., Тимофеев А. В. / Вестник сибирского института бизнеса и информационных технологий / Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (Омск). - Омск, 2015. - №2 (14). - С. 9-16.
11. Вавилкина, А.В. Сельский туризм как перспективное направление развития туристской отрасли регионов России / А. В. Вавилкина, И. С. Шернина // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства / Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - Рязань, 2019. - С. 53-56.
12. Виноградова, Т.Г. Маркетинг и брендинг территорий // Т.Г. Виноградова, Я.И. Семилетова / Журнал: Известия санкт-петербургского государственного аграрного университета / Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. - С-Пб., 2014. - № 37. - С. 81-85.
13. Воинова, Н. Е. Анализ концепции развития сельского туризма в Российской Федерации / Н. Е. Воинова, Ю. А. Романова // Актуальные исследования / ООО Агентство перспективных научных исследований. - Белгород, 2020. - № 5 (8). - С. 10-14.
14. Воинова, Н. Е. Особенности услуг сельского туризма / Н. Е. Воинова, Ю. А. Романова // Актуальные исследования / ООО Агентство перспективных научных исследований. - Белгород, 2020. - № 6 (9). - С. 21-24.
15. Гагошидзе, Т. Д. Маркетинг территории в системе повышения инвестиционной привлекательности региона // Т. Д. Гагошидзе, С. П. Сазонов / Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты / Закрытое акционерное общество "Университетская книга". - Курск, 2015. - С. 45-47....60