ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖЕСТОВОГО
ЯЗЫКА 7
1.1. Термин «иконичность» в лингвистике 7
1.2. Жестовый язык в лингвистике9
1.2.1. Жестовый язык как основная система общения глухих людей 9
1.2.2. История возникновения ЖЯ и его популяризация в науке 12
1.2.3. Система дактильной азбуки 17
1.2.4. Фонемный уровень жестового языка 21
1.3. Иконичность жестового языка 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ДИАХРОНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИСПАНСКОМ
И АМЕРИКАНСКОМ ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКАХ 30
2.1. Жестовый язык в диахронии 30
2.2. Диахронические изменения в испанском жестовом языке 31
2.2.1. Жесты с высоким уровнем диахронических изменений 31
2.2.2. Жесты с частичным совпадением 37
2.2.3. Жесты с полным совпадением 46
2.3. Диахронические изменения в американском жестовом языке 48
2.3.1. Жесты с высоким уровнем диахронических изменений 48
2.3.2. Жесты с частичным совпадением 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Невербальное общение играет в нашей жизни важную роль. Жесты постоянно участвуют в непосредственном межличностном общении, составляя его невербальный компонент. Тем не менее, необходимо различать язык жестов, который является вторичной системой коммуникации слышащих людей, от жестового языка, который является полноценной лингвистической системой общения слабослышащих [Зайцева, 2000]. В данной работе жестовый язык рассматривается как самостоятельная семиотическая система общения глухих [Русакович, 2016б: 10].
Оливер Сакс, американский невролог и нейропсихолог, работавший с глухими, отмечал следующее: «Глухота, а в особенности врожденная глухота, ставит человека в необычное и исключительное положение; она предлагает человеку целый ряд лингвистических, а, следовательно, интеллектуальных и культурологических возможностей, каковые мы, слышащие и прирожденные носители фонетического языка, не можем себе даже вообразить» [Sacks; цит. по: Заварицкий, 2015: 8]. Жестовый язык, таким образом, представляет собой значительно отличающуюся от звучащего языка систему человеческой коммуникации. Основное различие заключается в визуально-мануальном канале передачи информации [Прозорова, 2007: 44].
Жестовый язык, как и звучащий язык, развивается каждый день и проходит через изменения с течением времени, что не может не отражаться на его языковых единицах. Являясь полноценным живым языком, он не обладает высокой востребованностью для изучения. Исключительно люди, которые так или иначе связаны с глухими и слабослышащими или являются таковыми, владеют им. Именно в малой изученности, а также недостаточных лингвистических исследованиях заключается актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является иконичность испанского и американского жестовых языков.
Предметом исследования выступают особенности изменения свойства иконичности испанского и американского жестовых языков в диахроническом аспекте.
...
Жестовый язык - основная система общения глухих людей, которая отличается от звучащих языков задействованием исключительно визуальнокинетической модальности для передачи знаковой информации, в следствие чего жесты часто напоминают предметы или действия, которые они означают. Это обуславливается тем, что жестовый язык обладает высокой степенью иконичности, которая является одним из его главных свойств и заключается в сходстве между воспроизводимым жестом и его референтом.
Лингвистике жестовых языков, молодой науке, зародившейся во второй половине XX века, удалось установить наличие фонемного уровня жестового языка и выявить, что жестовые языки фонологически подразделяются на пять компонентов: конфигурация руки, локализация, ориентация, направление и характер движения жеста, немануальные компоненты (мимика при исполнении жеста). Компоненты жеста играют ключевую роль, так как при изменении любого из них может измениться и значение слова или предложения. Более того, при помощи компонентов жеста описывается и его структура.
В практической части исследования был проведен сравнительный анализ диахронических изменений на материале испанского и американского жестовых языков для выявления особенностей изменения свойства иконичности с течением времени и ее роли в жестовых языках.
Исследование позволило разделить жесты по уровню диахронических изменений на следующие категории: жесты с высоким уровнем диахронических изменений; жесты с частичным совпадением; жесты с полным совпадением.
В ходе исследования было установлено, что современные жесты обладают более низким уровнем иконичности, чем старые так как исполнение жеста стало более схематичным и абстрактным, что затрудняет
интерпретацию значения. Согласно полученным результатам, уровень
69
иконичности испанского и американского жестовых языков снижается на 12,5% каждые 143 года в среднем. При сохранении выявленного тренда представляется возможным спрогнозировать тотальную утрату иконичности данными жестовыми языками за более чем тысячелетие, а именно 1144 года. В свою очередь, такой результат указывает на предположительно необходимый срок для развития человеческим языком конвенциональных свойств и приобретения языковым знаком полной произвольности и немотивированности своей формы. Более того, было выявлено, какие из компонентов жеста остаются стабильными и практически не претерпевают диахронических изменений, а какие наиболее им подвержены. В испанском и американском жестовом языках, согласно результатам, три из пяти компонентов, а именно ориентация (направление ладони), локализация (место исполнения жеста) и мимика при исполнении жеста почти не изменились с течением времени, в то время как направление и характер движения и конфигурация (форма руки) наиболее подвержены изменениям с течением времени. Следовательно, большая часть иконичности передается в жестовых языках именно за счет таких компонентов жеста, как движение и конфигурация, в то время как визуально продемонстрировать подобие через ориентацию, локализацию и мимический компонент сложнее.
Перспективы исследования заключаются в продолжении изучения иконичности жестового языка, не только с точки зрения её изменения с течением времени, но также ее роли и влияния на процесс распознавания, интерпретации, применения жестов в процессе коммуникации и обучения, что позволило бы получить представление об общеязыковых процессах и выявить глобальные тенденции в развитии человеческих языков. Стоит также отметить, что из-за малой изученности значения иконичности, дальнейшая работа по расширению ареала исследуемых национальных жестовых языков сможет качественно дополнить современную лингвистику жестового языка.
1. Афанасьева О.О., Камнева В.П., Харламенков А.Е. Учебное пособие для обучения переводчиков русского жестового языка в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Москва, 2016. 170 с.
2. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. 295 с.
3. Борисова Л.В. Категория иконичности в современной лингвофилософии // Национальный исследовательский университет «МИЭТ». 2019. Т.2. Вып. 22. С. 41-45.
4. Галиева Д.А., Науразбаева Л.В. История возникновения
и распространения жестовых языков // Вестник Уфимского юридического института МВД России. Серия: Общие вопросы языкознания. Язык и право. Юрислингвистика. 2022. Т.3. Вып. 89. С. 152-158.
5. Гейльман И.Ф. Изучаем жестуно: учеб. пособие.
Л.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1980. 89 с.
6. Гейльман И.Ф. Знакомьтесь: ручная речь: учеб. пособие.
М.: Загрей, 2001. 172 с.
7. Димскис Л.С. Изучаем жестовый язык: учеб. пос. для дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
8. Дрога М.А., Юрченко Н.В., Фуникова С.В. Языковая природа
ономатопеи // Верхневолжский филологический вестник. 2020. 4 (23).
С. 67-73.
9. Заварицкий Д.А. 100 фраз на русском жестовом языке: разговорник для священнослужителей. М.: Лепта Книга, 2015. 288 с.
10. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
11. Камнева В.П., Константинова А.А., Полонская О.Ю. Русский жестовый язык: учеб. пособие. Иркутск: ВСИ МВД России, 2016. 39 c.
12. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2008. 354 с.
13. Карпова Ю.А. Средства выражения эмотивно-эмпатийного взаимодействия в условиях речевого общения // Вестник Пермского университета. 2011. Т.16. Вып. 4. С. 73-79.
14. Кибрик А. Иконичность // Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. 2001. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistik a/IKONICHNOST.html (дата обращения: 26.02.2024).
15. Комарова А.А. Русский жестовый язык: основные проблемы изучения лексики // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т.164. Вып. 1-2. С. 116-134.
... всего 60 источников