Введение 3-8
Глава I. Теоретические основы исследования 9-29
1.1. Основные понятия поэтики 9-15
1.2. Гендерный аспект в литературе 15-20
1.3. Читательские предпочтения мальчиков и девочек 20-25
1.4. Отличительные черты «произведений для девочек» 25-29
Глава II. Тематическая и жанровая специфика творчества детских писательниц конца XIX - начала XX века 30-40
Глава III. Особенности поэтики «повести для девочек» в детской литературе конца XIX - начала XX века 41-67
3.1. Идейно-художественное своеобразие повести «Записки маленькой
гимназистки» Лидии Чарской 41-47
3.2. Традиционные и индивидуально-авторские черты «повести для девочек»
«Дневник гимназистки» Веры Новицкой 48-54
3.3. Поэтика повести «Институтки» Надежды Лухмановой 54-60
Глава IV Методические рекомендации по изучению повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки» в школе 61-71
Заключение 72-75
Список литературы 76-78
В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных направлениях гуманитарных наук. Впервые как междисциплинарная отрасль знания они возникли на Западе в конце 60-х - начале 70-х годов. Данными исследованиями занимались американский психоаналитик Роберт Столлер, писатель Уолтер Липпман.
Со II половины 1990-х годов категория гендер проникает в отечественную филологию: сначала происходит ее освоение в лингвистике, а потом в литературоведении. Проводниками понятия в российское литературоведение стали Ирина Савкина, русская исследовательница, и немецкая русистка Элизабет Шоре. Их работы о толковании категории гендера появились примерно в одно время.
Акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, искусстве обнажает новые аспекты развития социума, даёт возможность глубже проникать в суть происходящих процессов, акцентируют внимание, прежде всего, на социокультурных доминантах, влияние которых определяет статус человека, формы его реализации, способность быстро ориентироваться в постоянно меняющемся мире [2; с. 312].
Но гендер также определяет отношения индивида с окружающим миром. Гендерная парадигма, зафиксированная, например, в художественном тексте, есть одновременно и конструкт, и система, определяющая степень значимости личности в общественной жизни.
В российской научной среде очень медленно, но всё же утверждаются гендерные исследования, а вот гендерные подходы к художественной литературе в литературной критике еще развиты слабо. Кроме того, гендерные литературоведческие труды выходят за узкие рамки филологии, требуют междисциплинарного подхода к проблеме, образу, тексту.
Детская литература - это социокультурное явление, способствующее формированию детской субкультуры, которая является частью общей культуры. А поскольку культура включает в себя ценности и нормы, характеризует мир людей (женщин и мужчин, девочек и мальчиков), то детская литература, являясь ее частью, формирует ценности и нормы поведения - стереотипы. В процессе чтения дети усваивают те полоролевые и гендерные стереотипы, которые присутствуют в тексте [28].
Если проанализировать существовавшую в советские времена детскую литературу, то мы не найдем преднамеренную «раздельность», так как годы СССР были «пропитаны» социальным равенством во всех сферах, в том числе и в воспитании детей. Тем не менее в это время были некоторые писатели, которые создавали свои произведения, ориентированные на мальчиков или девочек, например, В.П. Крапивин ««Сказки Севки Глущенко», «Оруженосец Кашка» и Л.Ф. Воронкова «Девочка из города», «Подружки идут в школу», но следует отметить, что в написании данных произведений отсутствовал гендерный подход.
Литература для девочек была весьма популярна до Октябрьской революции, но после Октября этот особый тип детской литературы очень быстро пропал: большевики не признавали деление литературы согласно гендерным интересам. В постреволюционные годы детская литература создавалась как гендерно нейтральная [9; с. 270].
После ухода от «советского равенства» стали появляться первые книги, ориентированные на девочек. Но, как правило, такой литературы в России было очень мало в отличие от Европы и Америки, где жанр рассказов для девочек не исчезал из литературного творчества, например, произведения женской направленности Элисон Ноэль. Не так давно книги отечественного издания стали пополнять полки книжных магазинов. Часто можно встретить целые книжные серии для девочек. Появились авторы, которые стали писать только «девичьи» книги.
«Повести для девочек» - это специальная литература, рассчитанная на определённую аудиторию - девочек в возрасте 10-17 лет, так называемый подростковый период. Именно в это время девочка на подсознательном уровне впитывает в себя те правила и нормы поведения, которые в будущем ей пригодятся как женщине.
Художественная литература для подростков может иметь двойное влияние на детей: уводит ребёнка в вымышленный мир, мир фантазий и иллюзий; вызывает желание как можно больше узнать о настоящем мире, о самом себе. Именно второй вариант становится целью написания «повестей для девочек».
В «повестях для девочек» главные героини сталкиваются с такими же проблемами, что и читательница - отношения с подружками, родителями, противоположным полом, разрешение конфликтов, выходы из сложных жизненных ситуаций. Героини повестей находятся в той же среде, что и маленькая читательница, - школа, гимназия, семья. Всё это способствует правильному пониманию жизни у читательницы.
В досоветское время популярность такой литературы была очень велика, так как писательницы хоть и прибегали к художественному вымыслу и фантазированию, но они описывали события и ситуации, случившиеся в их собственной жизни, то есть их произведения были частично биографичны. Именно эта реалистичность притягивала юных читательниц, они видели в образах героинь самих себя, находили ответы на свои вопросы.
В настоящее время «повести для девочек» снова стали актуальны из-за своей непосредственности, невинности. Такие книжки легко читать, так как они не вызывают трудности в понимании читательницами, хоть и были написаны очень давно, в конце XIX в. - начале XX в.
Наше время немного изменилось по сравнению с прошлым, сейчас уже нет таких гимназий, некоторых правил, по которым жили героини повестей, и много другого. Но неизменным осталось одно, это то, что девочки тянутся к прекрасному, они пытаются разобраться в жизни, понять, что хорошо, а что плохо, кому можно доверять, а кому нельзя, как дружить и как уметь не враждовать, как общаться с родителями и с противоположным полом. Казалось бы, это бытовые вопросы, на которые очень легко найти ответы, но так думает взрослый, прожив уже достаточно большую часть своей жизни, обретя некоторый опыт. Поэтому маленькие читательницы за неимением своего жизненного опыта могут обратиться только к писательницам, которые в доступной и интересной форме передают свои накопленные знания. Такими писательница как раз являются Лидия Чарская, Вера Новицкая и Надежда Лухманова.
Данные писательницы были выбраны по тематическому принципу - повести «Записки маленькой гимназистки», «Институтки», «Дневник гимназистки» раскрывают школьную тематику, что является одной из отличительных черт «повести для девочек».
Актуальность данного исследования продиктована назревшей необходимостью детально рассмотреть литературные произведения русских писательниц рубежа XXI-XX веков. Это актуально в теоретическом плане, то есть в осмыслении поэтики женской прозы в гендерном аспекте. Мы обратимся к таким именам, как: Лидия Чарская, Вера Новицкая, Надежда Лухманова. Данные писательницы незаслуженно забыты, но это яркие творческие индивидуальности, относимые к одному периоду женской прозы. Интерпретация их произведений в гендерном аспекте будет интересна для широких кругов читателей и учащейся молодежи, будет способствовать ее нравственно-эстетическому воспитанию.
Объект исследования - повесть «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской, повесть «Институтки» Надежды Лухмановой, повесть «Дневник гимназистки» Веры Новицкой.
Предметом исследования являются особенности поэтики «повестей для девочек».
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить особенности поэтики «повести для девочек» в творчестве Лидии Чарской, Надежды Лухмановой, Веры Новицкой.
Задачи:
• определить термины «поэтика» и «гендерная поэтика»;
• осветить философско-теоретические основы гендерного литературоведческого анализа и интерпретации текста;
• выявить традиционные и индивидуально-авторские особенности поэтики «повестей для девочек» в творчестве Лидии Чарской, Веры Новицкой и Надежды Лухмановой;
• предложить вариант практического использования исследуемого художественного материала на уроках литературы в школе.
Методологической базой исследования будут являться работы Е.З. Тарланова, М. Михайловой, О.А. Уткиной, Е. Здравомысловой и др.
Методы, которые будут использованы в работе: ведущим методом исследования является структурный, также задействован биографический метод, сравнительно-сопоставительный анализ, системно-целостный анализ произведения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы использовать ее результаты в процессе преподавания литературы в школе: на уроках внеклассного чтения, на уроках литературы. Также данное исследование можно взять за основу элективных курсов. Полученные результаты могут пригодиться и в университете, а именно на курсах по выбору для студентов-филологов. Следовательно, данной работой могут воспользоваться разные группы лиц, начиная от школьников, студентов и заканчивая преподавателями школ и вузов.
Структура работы включает:
• Введение, где обозначается практическая значимость, актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования;
• Теоретические главы, посвящённые вопросам гендерности в литературе, тематической и жанровой специфике творчества детских писательниц конца XIX - начала XX века. Практическая глава, связанная с анализом художественных текстов Лидии Чарской, Веры Новицкой и Надежды Лухмановой и выявлением традиционных и индивидуально-авторских черт в «повестях для девочек». Методическая глава, включающая общие рекомендации по изучению повести «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской, а также разработку урока внеклассного чтения в 6 классе;
• Заключение, в котором подводятся итоги исследования;
• Список литературы, включающий 33 источника.
В детской литературе стал актуален вопрос о гендерности произведений. В годы СССР какая-либо «раздельность» людей по половой принадлежности отсутствовала, советская политика провозглашала социальное равенство во всех сферах человеческой жизни. Литература была гендерно-нейтральной, а это значит, что не было разделения произведений отдельно для мальчиков и для девочек. После ухода советской власти в детской литературе стали происходить изменения, всё больше стало создаваться литературы для девочек.
В России стали изучать гендерность во многих науках: психологии, литературе, истории, философии. Создавались работы о значимости понятия гендера в понимании художественного текста, так как гендерный фактор можно проследить буквально в каждом произведении, которое непосредственно влияет на читателей. Данным вопросом занимались М. Михайлова, Н. Пушкарева, Е.И. Трофимова, Е.3. Тарланов. Благодаря их работам был создан термин «гендерная поэтика».
Одним из методов воспитания ребёнка является литература. Опыт писателей и писательниц передаётся посредством текста ребёнку, который должен на подсознательном уровне понять и принять те или иные факты о жизни. В связи с этим литература для мальчиков и для девочек должна быть разной, так как мальчики в реальной жизни имеет одну роль, а девочки - совершенно другую. Важно уже в детские годы заложить в ребёнке те принципы, которые ему пригодятся во взрослой жизни. То есть посредством литературы, ребёнок воспитывается таким образом, чтобы ему было легче находиться во взрослой жизни, в которой заложены свои правила и нормы поведения.
Благодаря такому подходу в обучении детей появилось отдельное направление в детской литературе - это «повести для девочек», которые предназначены для девочек-подростков. Сюжет таких повестей максимально приближен к реальной жизни, героиня чаще всего имеет такой же возраст, что и сама читательница. Такие произведения можно назвать «книгами жизни», так как они содержат в себе ответы на те вопросы, которые интересуют маленьких читательниц в их возрасте. С помощью «повестей для девочек» читательницы учатся общаться с родителями, сверстницами, противоположным полом, уметь находить выход из каких-либо ситуаций, уметь любить, прощать, ценить, уважать.
В связи с этим стали создавать списки литературы, предназначенные для чтения только мальчикам и только девочкам. Эти произведения имеют не только различные сюжеты, но также имеются различия в поле главного героя, в жанре, в наличии сентиментальности и так далее.
В конце XIX - начале XX веков появлялись писатели, которые создавали преимущественно произведения для девочек, такими писательницами являются: Лидия Чарская, Вера Новицкая, Надежда Лухманова. Мы изучили их биографии, так как некоторые факты из их жизни повлияли на создание «повестей для девочек». А также проанализировали поэтику некоторых повестей: «Записки маленькой гимназистки», «Дневник гимназистки», «Институтки».
У данных писательниц есть схожие черты в написании произведений:
• Главная героиня повести - девочка-подросток;
• События преимущественно происходят на территории образовательного учреждения - гимназии, хотя присутствуют и другие территории - это дома главных героинь и их подружек;
• Счастливый конец и счастливый финал некоторых ситуаций в повести;
• Героиням свойственны чувства прощения, самопожертвования, чести, достоинства, справедливости;
• Присутствуют образы учителей, наставников, родителей, братьев, сестёр, то есть тех людей, с которыми контактируют героини на протяжении всей повести;
• Дневниковый стиль повествования, которое ведётся от лица главной героини;
• Особый стиль с приметами чувствительности, такими как: восклицательные предложения, междометия, повторы фраз и слов.
Но, тем не менее, у Лидии Чарской, Веры Новицкой и Надежды Лухмановой есть свои, индивидуально-авторские черты, которые можно увидеть в «повестях для девочек».
Значимыми для авторского стиля Лидии Чарской уровнями поэтики можно считать образы отрицательных и положительных героев, частое использование мотивов сна, темы дружбы и вражды.
Характерной чертой стиля Веры Новицкой является своеобразная лексика главной героини и окружающих её людей. Они используют типичный подростковый язык, содержащий частое употребление слов в несвойственном ему значении. Также в повести используются несколько иностранных языков, которые делают чтение более интересным.
Индивидуально-авторской чертой Надежды Лухмановой стало введение в сюжет повести других жанров, таких как: сказки, стихотворения, рассказы, дразнилки. Такой подход в написании повести делают сюжет данного произведения более интересным и запоминающимся. Другой не менее интересной чертой «повести для девочек» является присваивание многим героям прозвищ, а затем их дальнейшее употребление в речи героев.
Данное исследование послужило разработке одного урока, который можно применить в обучении учащихся 6 класса, так как именно такого возраста представлены героини названных повестей. Урок разработан по повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Это произведение не включено в программу по литературе, поэтому данная повесть может быть прочитана в качестве внеклассного чтения. В разработке урока учтён гендерный подход: мальчики читают рассказ Н.С. Лескова «Кадетский монастырь», а девочки - повесть Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки».
«Повести для девочек» формируют в девочке некоторые стереотипы поведения и характера, а именно: девочка должна быть миролюбивой и мягкой, её удел - это любовь, которая проявляются в потребности заботиться о своих близких, а также в сочувствии, понимании и поддержке тех, кто рядом с ней находится, установление гармонии во взаимоотношениях с семьёй и друзьями.
1. Бахтин М.М. Словарь литературоведческих терминов // Новое и интересное. - 2005. - №2.
2. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. - 708 с.
3. Данько Е. О читателях Чарской // Звезда. - 1934. - № 3.
4. Денисенко В.А. Урок литературного чтения. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/11/06/urok-literatumogo-chteniya-4-klass-l-charskaya-zapiski
5. Квасова В.А. Характеристика героя, его поступки и мотивы в произведении Л. Чарской «Записки гимназистки». URL: http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-tema-harakteristika-ger.html
6. Кобалецкая В., Ячевский А. О мальчиках и девочках, книга для подростков. - Профиздат, 1991. - 128 с.
7. Лесков Н.С. Кадетский монастырь - Детская литература, 2008. - 268 с.
8. Литература для девочек. URL:http: //supermams.ru/literatura-dlya-devochek.htm
9. Литовская М. Образ достойного будущего в постсоветских изданиях для девушек-подростков. // Образ достойной жизни. - 2008. - С. 270¬286.
10. Лухманова Н. Институтки. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2010. - 224 с.
11. Маршак С.Я. Воспитание словом. — М.: Сов.писатель, 1964. - 331 с.
12. Минералова И.Г. Детская литература: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.
13. Михайлова М. [Из “женской прозы” начала ХХ века] // Лепта.- 1996. - N33.
14. Михеева М.А. Разработка урока литературного чтения. Л. Чарская
«Записки маленькой гимназистки». URL:
https://infourok.ru/material.html?mid=43816
15. Новицкая В.С. Весёлые будни. Дневник гимназистки. - М.: ЭНАС- КНИГА, 2011. - 112 с.
16. Новицкая Вера Сергеевна. Об авторе. URL:
http://www.rulit.me/authors/novickaya-vera-sergeevna
17. Одесский М.П. Четвёртое измерение литературы. Статьи о поэтике - М.: РГГУ - 2011. - 522 с.
18. Остапенко И.С. Урок чтения. Л. Чарская. «Записки маленькой гимназистки». URL: http://festival.1september.ru/articles/577307/
19. Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Ч. 2. - Иваново, 2002. - С. 273-279.
20. Очерковые и романные принципы в произведении Н.А. Лухмановой «В глухих местах» / Е.Н. Эртнер // Поэтика писателя и литературный процесс / Отв. ред.: Т.В. Захарова. - Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1988. - С. 63-69.
21. Пособие по гендерному анализу. - М.: Эслан, 2001. - 47 с.
22. Поэтика слов, актуальных терминов и понятий / Гл. науч. редактор Н. Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
23. Поэтика. Виды поэтик. URL:http://studopedia.ru/4 6184 poetika-vidi-poetik.html
24. Пушкарева Н.Л. Гендерные подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. - 1998. - № 6.
25. Розанов В.В. Женщина перед великою задачею. Н.А. Лухманова. Черты общественной жизни. - Спб., 1898.
26. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов. - Москва, 1999.
27. Тарланов Е.З. Женская литература в России рубежа веков [XIX-XX] (социальный аспект) // Русская литература. - 1999. - № 1.
28. Уткина О.А. Гендерный аспект в детской литературе: что читают девочки. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева - 2012. - №2.
29. Уткина О.А. Гендерный аспект в детской литературе: что читают мальчики // Педагогическое образование в России. - 2013 - №6.
30. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. - 119 с.
31. Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки. - Москва: Оникс, 2009. - 192 с.
32. Чуковский К.И. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Худож. лит., 1969. — Т 6. — С. 150-162.
33. Щеглова Е. Возвращение Лидии Чарской // Нева. — 1993. — № 8.