Приемы и методы реализации практикоориентированного обучения на уроках истории в 5 классе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современные условия реализации практико-ориентированного обучения 11
1.1. Нормативно-правовые аспекты существования практико-ориентированного обучения 11
1.2. Место практико-ориентированного обучения в системе современных
педагогических технологий 14
1.3. Особенности практико-ориентированного обучения истории в средней
школе 18
ГЛАВА 2. Применение и использование практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5-х классах 26
2.1. Приемы и методы, способствующие реализации практико-ориентированного обучения 26
2.2. Реализация и внедрение приемов практико-ориентированного обучения
на уроках истории в 5-х классах 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. Современные условия реализации практико-ориентированного обучения 11
1.1. Нормативно-правовые аспекты существования практико-ориентированного обучения 11
1.2. Место практико-ориентированного обучения в системе современных
педагогических технологий 14
1.3. Особенности практико-ориентированного обучения истории в средней
школе 18
ГЛАВА 2. Применение и использование практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5-х классах 26
2.1. Приемы и методы, способствующие реализации практико-ориентированного обучения 26
2.2. Реализация и внедрение приемов практико-ориентированного обучения
на уроках истории в 5-х классах 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В современных условиях становится актуальным организовать процесс обучения таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся не только в развитии внутренней мотивации обучения, но и в формировании системы практически востребованных знаний и умений, что позволяет учащимся активнее адаптироваться к жизни.
Современная школа предполагает не только простое усвоение знаний, но, также, и общее развитие учащихся. Именно поэтому в последнее время все больше разрабатывается новых технологий образовательного процесса, одной из которых является практико-ориентированное обучение.
Однако, как показывает практика, инновационные направления реализуются медленно, имея некоторые проблемы. Главная из них - отрыв на учебных занятиях от практики и анализа ситуаций повседневной жизни. Вследствие этого у учащихся теряется позитивное отношение к изучаемому материалу, и он становится для них трудным к усвоению. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, а знания - востребованными. Только тогда деятельность учащихся станет успешной. На решение этой задачи как раз и направлено практико-ориентированное обучение. Сущность его заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Применение практико-ориентированного подхода предполагает значительное повышение эффективности обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их экологического сознания. Практико-ориентированное обучение раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью.
Система практико-ориентированного обучения включает в себя элементы традиционного и проблемного обучения, с одной стороны, и личностно-ориентированного и витагенного - с другой. Благодаря объединению в единое целое устраняются недостатки, присущие каждой системе в отдельности, так как недочеты одной системы уравновешиваются достоинствами другой.
Обстоятельства, актуализирующие разработку практико-ориентированного обучения:
• в рамках данного подхода повышение личностного статуса учащегося и практико-ориентированное содержание материала способствуют значительному повышению эффективности обучения;
• обратная связь и взаимодействие в системе «учитель - ученик»;
• развитие творческого потенциала у учащихся и их вовлеченность в творческую деятельность.
Степень изученности. Различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса учащихся, а также способы построения дидактического процесса находят свое отражение в различной психолого-педагогической и методической литературе. Так, И.Я. Лернер в своих работах разработал систему методов обучения, выявил связь между методами обучения и организационными формами, средствами и приемами обучения. М.Н. Скаткин рассмотрел актуальные проблемы теории обучения - дидактики, а также затронул вопрос о подготовке выпускников школ к трудовой деятельности. В работах этих же авторов подчеркивается закономерная связь между уровнем подготовленности педагога к проектированию учебного процесса и эффективностью его проведения.
В.Д. Семенов объяснял сущность дидактического процесса и предлагал различные способы его построения через ряд теорий обучения. И.С. Якиманская - автор разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения - в своей работе пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Таким его можно назвать только когда ученик признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
Существенный вклад внесли работы B.C. Безруковой, A.A. Кирсанова и др., посвященные проблеме реализации в процесс обучения системы принципов современной дидактики. Так, М.И. Махмутов в своей работе дает теоретическое обоснование проблемного обучения как дидактической системы и типа обучения.
Исследованию различных аспектов проектирования урока, разработке его структуры с учетом специфики усваиваемого содержания посвящен ряд работ В.А. Онищука, E.H. Ильина и др.
Научные положения о сущности дидактических принципов в обучении, об основах использования межпредметных связей в процессе обучения, а также рекомендации по организации коллективной работы учителей в использовании на уроках межпредметных связей раскрываются в работе В.Н. Максимовой .
Теоретические положения индивидуализации обучения можно найти в работах Б.И. Вершинина . Он обосновывает авторскую методику реализации функциональных возможностей полушарий головного мозга. Однако представленная им методика может рассматриваться лишь как вариант эмпирического обобщения отдельных аспектов учета физиологических факторов внимания, памяти и мышления в обучении. В ней не уделено специального внимания особенностям восприятия учебной информации с учетом функциональной специализации полушарий головного мозга.
Концептуальные работы в области теории и практики образования и обучения представлены следующими авторами. В.П. Беспалько предложил комплекс средств педагогической технологии и показал пути их практического применения и преодоления формализма в оценке деятельности учащихся. М.В. Кларин провел анализ инновационных дидактических поисков современной мировой педагогики, выделил их основу - метафоры научно-педагогического сознания. Предложил инструментарий дидактического мышления - модели обучения; представил технологические и поисковые модели обучения, привел примеры их использования на разных уровнях обучения.
Сущность практико-ориентированного обучения, обладающего образовательными возможностями, раскрывается у Л.И. Мартыновой, Е. В. Бондаревской, Л. Е. Солянкиной и др. В их работах проводится историко-
педагогический и философский анализ оснований практико¬ориентированного процесса, уточнено понимание практико-ориентированного принципа образования, приведен анализ данного принципа в контексте становления его в образовании.
Анализ вышеперечисленной литературы позволил сделать вывод о том, что практико-ориентированное обучение делает образование мотивированным и обладает значительными образовательными возможностями для учащихся.
Таким образом, в настоящий момент существует достаточная методологическая и теоретическая база по данной проблеме, которая позволяет более глубоко и с практической точки зрения раскрыть сущность и особенности практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе.
Научная новизна работы заключается в том, что появление федерального государственного образовательного стандарта второго поколения способствовало переходу на новую деятельностную модель образования - увеличению индивидуализации и концентрации внимания к полученным результатам обучения. В связи с этим усиливается роль компетентностного подхода к обучению и возрастает влияние практико¬ориентированного обучения на отбор и структурирование содержания учебного материала урока, выбор методов, средств и форм обучения.
Практическая значимость состоит в систематизации знаний о практико-ориентированном подходе к обучению, выявлении образовательных возможностей данного обучения, в проверке эффективности применения приемов практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе.
Апробация и внедрение. Исследование осуществлялось в учебном процессе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А.В.» г. Красноярска. Результаты исследования были представлены на всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2018); опубликованы в сборнике по итогам всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2018).
Объектом данного исследования являются современные педагогические условия внедрения и реализации практико-ориентированного обучения на уроках истории.
Предметом - приемы и методы реализации практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе.
Целью работы является выявление особенностей внедрения практико-ориентированного обучения истории в 5 классе в современных педагогических условиях.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории.
2. Выявить образовательные возможности практико-ориентированного обучения, особенности его использования.
3. Определить нормативно-правовые условия реализации практико-ориентированного подхода к обучению.
4. Выявить содержательный аспект применения практико -
ориентированного обучения.
5. Представить примерный перечень приемов использования практико - ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе
6. Апробировать приемы практико-ориентированного подхода к обучению на уроках истории в 5 классе.
Гипотеза исследования. Внедрение и применение практико-ориентированного подхода к обучению на уроках истории будет осуществляться более эффективно, если в педагогическом процессе будут реализованы следующие условия:
• определены современные требования к организации практико-ориентированного обучения;
• выявлены образовательные возможности обучения,
построенного на основе практико-ориентированного подхода;
• разработан примерный перечень использования приемов и методов практико-ориентированного обучения.
При написании работы были использованы следующие источники:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.07.2017 года
• ФГОС основного общего образования от 9.07.2017 года
• Историко-культурный стандарт 2018 года
• Методические работы
Методы исследования. Примененные для написания данной работы методы исследования можно разделить на общенаучные и конкретно-педагогические.
Под общенаучными методами исследования принято понимать приемы, направленные на широкое их применение в различных областях научного познания. К ним относятся:
• историко-педагогический метод познания. Основывается на изучении влияния истории педагогики как науки на формирование соответствующего предмета. Понимается как взаимодействие истории образования и педагогических теорий в контексте исторического человеческого развития в целом.
• обобщение педагогического опыта. Метод направлен на научное толкование опыта. Реализуется с целью формирования передового опыта педагогов.
• объективное педагогическое наблюдение. Метод трактуется как один из способов восприятия, фиксации точных фактов. Применяется при объективном педагогическом анализе.
• теоретический анализ научно-методической и педагогической литературы. Метод направлен на определение актуальности проводимого исследования, степени изученности выбранной темы предшественниками.
• построение мыслительного эксперимента. Метод понимается как система мыслительных процедур, как исследовательское воздействие на предмет. Заключается в построении абстрактных теоретических образов. Имеет в основе план-схему мыслительных действий.
Конкретно-научные методы познания представляют собой особые методы, применяемые к отдельным и конкретным наукам. Они формируются в зависимости от целевой функции определенной науки и характеризуются взаимной диффузией в однотипные разделы науки. К конкретно¬педагогическим методам исследования относится:
• анализ понятийного аппарата внеурочной деятельности по истории. Метод основывается на всестороннем изучении отдельных понятий, их сторон и частей. Объясняется краткая характеристика представления о выбранном слове (понятии).
• педагогический эксперимент. Это метод, основанный на поставленном опыте над педагогическим процессом с научной точки зрения в учитываемых условиях. В основе имеет преобразовательный и творческий характер.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Современная школа предполагает не только простое усвоение знаний, но, также, и общее развитие учащихся. Именно поэтому в последнее время все больше разрабатывается новых технологий образовательного процесса, одной из которых является практико-ориентированное обучение.
Однако, как показывает практика, инновационные направления реализуются медленно, имея некоторые проблемы. Главная из них - отрыв на учебных занятиях от практики и анализа ситуаций повседневной жизни. Вследствие этого у учащихся теряется позитивное отношение к изучаемому материалу, и он становится для них трудным к усвоению. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, а знания - востребованными. Только тогда деятельность учащихся станет успешной. На решение этой задачи как раз и направлено практико-ориентированное обучение. Сущность его заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Применение практико-ориентированного подхода предполагает значительное повышение эффективности обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их экологического сознания. Практико-ориентированное обучение раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью.
Система практико-ориентированного обучения включает в себя элементы традиционного и проблемного обучения, с одной стороны, и личностно-ориентированного и витагенного - с другой. Благодаря объединению в единое целое устраняются недостатки, присущие каждой системе в отдельности, так как недочеты одной системы уравновешиваются достоинствами другой.
Обстоятельства, актуализирующие разработку практико-ориентированного обучения:
• в рамках данного подхода повышение личностного статуса учащегося и практико-ориентированное содержание материала способствуют значительному повышению эффективности обучения;
• обратная связь и взаимодействие в системе «учитель - ученик»;
• развитие творческого потенциала у учащихся и их вовлеченность в творческую деятельность.
Степень изученности. Различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса учащихся, а также способы построения дидактического процесса находят свое отражение в различной психолого-педагогической и методической литературе. Так, И.Я. Лернер в своих работах разработал систему методов обучения, выявил связь между методами обучения и организационными формами, средствами и приемами обучения. М.Н. Скаткин рассмотрел актуальные проблемы теории обучения - дидактики, а также затронул вопрос о подготовке выпускников школ к трудовой деятельности. В работах этих же авторов подчеркивается закономерная связь между уровнем подготовленности педагога к проектированию учебного процесса и эффективностью его проведения.
В.Д. Семенов объяснял сущность дидактического процесса и предлагал различные способы его построения через ряд теорий обучения. И.С. Якиманская - автор разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения - в своей работе пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Таким его можно назвать только когда ученик признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
Существенный вклад внесли работы B.C. Безруковой, A.A. Кирсанова и др., посвященные проблеме реализации в процесс обучения системы принципов современной дидактики. Так, М.И. Махмутов в своей работе дает теоретическое обоснование проблемного обучения как дидактической системы и типа обучения.
Исследованию различных аспектов проектирования урока, разработке его структуры с учетом специфики усваиваемого содержания посвящен ряд работ В.А. Онищука, E.H. Ильина и др.
Научные положения о сущности дидактических принципов в обучении, об основах использования межпредметных связей в процессе обучения, а также рекомендации по организации коллективной работы учителей в использовании на уроках межпредметных связей раскрываются в работе В.Н. Максимовой .
Теоретические положения индивидуализации обучения можно найти в работах Б.И. Вершинина . Он обосновывает авторскую методику реализации функциональных возможностей полушарий головного мозга. Однако представленная им методика может рассматриваться лишь как вариант эмпирического обобщения отдельных аспектов учета физиологических факторов внимания, памяти и мышления в обучении. В ней не уделено специального внимания особенностям восприятия учебной информации с учетом функциональной специализации полушарий головного мозга.
Концептуальные работы в области теории и практики образования и обучения представлены следующими авторами. В.П. Беспалько предложил комплекс средств педагогической технологии и показал пути их практического применения и преодоления формализма в оценке деятельности учащихся. М.В. Кларин провел анализ инновационных дидактических поисков современной мировой педагогики, выделил их основу - метафоры научно-педагогического сознания. Предложил инструментарий дидактического мышления - модели обучения; представил технологические и поисковые модели обучения, привел примеры их использования на разных уровнях обучения.
Сущность практико-ориентированного обучения, обладающего образовательными возможностями, раскрывается у Л.И. Мартыновой, Е. В. Бондаревской, Л. Е. Солянкиной и др. В их работах проводится историко-
педагогический и философский анализ оснований практико¬ориентированного процесса, уточнено понимание практико-ориентированного принципа образования, приведен анализ данного принципа в контексте становления его в образовании.
Анализ вышеперечисленной литературы позволил сделать вывод о том, что практико-ориентированное обучение делает образование мотивированным и обладает значительными образовательными возможностями для учащихся.
Таким образом, в настоящий момент существует достаточная методологическая и теоретическая база по данной проблеме, которая позволяет более глубоко и с практической точки зрения раскрыть сущность и особенности практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе.
Научная новизна работы заключается в том, что появление федерального государственного образовательного стандарта второго поколения способствовало переходу на новую деятельностную модель образования - увеличению индивидуализации и концентрации внимания к полученным результатам обучения. В связи с этим усиливается роль компетентностного подхода к обучению и возрастает влияние практико¬ориентированного обучения на отбор и структурирование содержания учебного материала урока, выбор методов, средств и форм обучения.
Практическая значимость состоит в систематизации знаний о практико-ориентированном подходе к обучению, выявлении образовательных возможностей данного обучения, в проверке эффективности применения приемов практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе.
Апробация и внедрение. Исследование осуществлялось в учебном процессе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А.В.» г. Красноярска. Результаты исследования были представлены на всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2018); опубликованы в сборнике по итогам всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2018).
Объектом данного исследования являются современные педагогические условия внедрения и реализации практико-ориентированного обучения на уроках истории.
Предметом - приемы и методы реализации практико-ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе.
Целью работы является выявление особенностей внедрения практико-ориентированного обучения истории в 5 классе в современных педагогических условиях.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории.
2. Выявить образовательные возможности практико-ориентированного обучения, особенности его использования.
3. Определить нормативно-правовые условия реализации практико-ориентированного подхода к обучению.
4. Выявить содержательный аспект применения практико -
ориентированного обучения.
5. Представить примерный перечень приемов использования практико - ориентированного обучения на уроках истории в 5 классе
6. Апробировать приемы практико-ориентированного подхода к обучению на уроках истории в 5 классе.
Гипотеза исследования. Внедрение и применение практико-ориентированного подхода к обучению на уроках истории будет осуществляться более эффективно, если в педагогическом процессе будут реализованы следующие условия:
• определены современные требования к организации практико-ориентированного обучения;
• выявлены образовательные возможности обучения,
построенного на основе практико-ориентированного подхода;
• разработан примерный перечень использования приемов и методов практико-ориентированного обучения.
При написании работы были использованы следующие источники:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.07.2017 года
• ФГОС основного общего образования от 9.07.2017 года
• Историко-культурный стандарт 2018 года
• Методические работы
Методы исследования. Примененные для написания данной работы методы исследования можно разделить на общенаучные и конкретно-педагогические.
Под общенаучными методами исследования принято понимать приемы, направленные на широкое их применение в различных областях научного познания. К ним относятся:
• историко-педагогический метод познания. Основывается на изучении влияния истории педагогики как науки на формирование соответствующего предмета. Понимается как взаимодействие истории образования и педагогических теорий в контексте исторического человеческого развития в целом.
• обобщение педагогического опыта. Метод направлен на научное толкование опыта. Реализуется с целью формирования передового опыта педагогов.
• объективное педагогическое наблюдение. Метод трактуется как один из способов восприятия, фиксации точных фактов. Применяется при объективном педагогическом анализе.
• теоретический анализ научно-методической и педагогической литературы. Метод направлен на определение актуальности проводимого исследования, степени изученности выбранной темы предшественниками.
• построение мыслительного эксперимента. Метод понимается как система мыслительных процедур, как исследовательское воздействие на предмет. Заключается в построении абстрактных теоретических образов. Имеет в основе план-схему мыслительных действий.
Конкретно-научные методы познания представляют собой особые методы, применяемые к отдельным и конкретным наукам. Они формируются в зависимости от целевой функции определенной науки и характеризуются взаимной диффузией в однотипные разделы науки. К конкретно¬педагогическим методам исследования относится:
• анализ понятийного аппарата внеурочной деятельности по истории. Метод основывается на всестороннем изучении отдельных понятий, их сторон и частей. Объясняется краткая характеристика представления о выбранном слове (понятии).
• педагогический эксперимент. Это метод, основанный на поставленном опыте над педагогическим процессом с научной точки зрения в учитываемых условиях. В основе имеет преобразовательный и творческий характер.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Кроме того, требованием сегодняшнего дня выступает воспитание у учащихся самостоятельности, инициативы, активности. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций, а также другими средствами, активизирующими познавательную деятельность. Основная функция педагога - не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не научиться. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
Реализация практико-ориентированного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей,
формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей.
Образовательная эффективность практико-ориентированного
обучения предполагает максимально возможный развивающий учебно-воспитательный результат, выражающийся в устойчивом познавательном интересе, повышении уровня обученности, сформированности на определенном уровне потребительской культуры.
Практико-ориентированное обучение обладает образовательными возможностями и позволяет процесс обучения учащихся сделать познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся является успешной, а знания - востребованными, так как:
• используются возможности как левого, так и правого полушарий мозга и ученика, и учителя;
• происходит осознание учащимися социально-личностной необходимости приобретаемых знаний;
• организация содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения;
• отбор практико-ориентированного учебного материала,
усиливающего практическую направленность содержания школьного образования, находится в тесной связи с использованием эмоционально-образного компонента,
позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес, увеличить поток информации и обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала.
Структура учебного занятия, в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению, наполняется соответствующим содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус учащегося, сделать обучение 40
мотивированным. В отличие от традиционного урока, структура практико-ориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико¬ориентированного построения учебного процесса.
Внедрение в образовательный процесс приемов и методов практико-ориентированного обучения позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации. Приведенный перечень приемов и форм учебных занятий позволяет решать главные задачи практико-ориентированного обучения - приблизить обучение к жизни, учесть опыт учащегося, повысить уровень познавательного интереса, применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Практико-ориентированное обучение учащихся стало насущной потребностью образования. Это осознают и учителя, и учащиеся. Образование призвано адаптировать людей к жизни и ее реальным задачам, профессиональной и прочей деятельности. Только образование, ориентированное на практическую деятельность, может помочь в решении этой задачи.
Обобщение результатов педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что практико-ориентированное обучение учащихся обладает значительными образовательными возможностями и обеспечивает развивающий учебно-воспитательный результат, выражающийся в формировании устойчивого познавательного интереса, повышении уровня обученности и уровня потребительской культуры, подтвердив тем самым гипотезу исследования.
Таким образом, реализация технологии практико-ориентированного способствует лучшему усвоению материала, систематизации умений анализа и синтеза фактологической информации. Такая практическая работа по созданию собственного варианта учебного материала позволяет учащимся не просто запомнить, но, в нужном случае, разработать оригинальный материал через призму жизненного опыта, логики, представление. Эти умения позволяют лучше подготовиться, как минимум, к текущим и итоговым формам контроля знаний, а как максимум - применить полученные знания в дальнейшей учебной деятельности и просто в различных жизненных ситуациях.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
Реализация практико-ориентированного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей,
формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей.
Образовательная эффективность практико-ориентированного
обучения предполагает максимально возможный развивающий учебно-воспитательный результат, выражающийся в устойчивом познавательном интересе, повышении уровня обученности, сформированности на определенном уровне потребительской культуры.
Практико-ориентированное обучение обладает образовательными возможностями и позволяет процесс обучения учащихся сделать познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся является успешной, а знания - востребованными, так как:
• используются возможности как левого, так и правого полушарий мозга и ученика, и учителя;
• происходит осознание учащимися социально-личностной необходимости приобретаемых знаний;
• организация содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения;
• отбор практико-ориентированного учебного материала,
усиливающего практическую направленность содержания школьного образования, находится в тесной связи с использованием эмоционально-образного компонента,
позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес, увеличить поток информации и обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала.
Структура учебного занятия, в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению, наполняется соответствующим содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус учащегося, сделать обучение 40
мотивированным. В отличие от традиционного урока, структура практико-ориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико¬ориентированного построения учебного процесса.
Внедрение в образовательный процесс приемов и методов практико-ориентированного обучения позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации. Приведенный перечень приемов и форм учебных занятий позволяет решать главные задачи практико-ориентированного обучения - приблизить обучение к жизни, учесть опыт учащегося, повысить уровень познавательного интереса, применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Практико-ориентированное обучение учащихся стало насущной потребностью образования. Это осознают и учителя, и учащиеся. Образование призвано адаптировать людей к жизни и ее реальным задачам, профессиональной и прочей деятельности. Только образование, ориентированное на практическую деятельность, может помочь в решении этой задачи.
Обобщение результатов педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что практико-ориентированное обучение учащихся обладает значительными образовательными возможностями и обеспечивает развивающий учебно-воспитательный результат, выражающийся в формировании устойчивого познавательного интереса, повышении уровня обученности и уровня потребительской культуры, подтвердив тем самым гипотезу исследования.
Таким образом, реализация технологии практико-ориентированного способствует лучшему усвоению материала, систематизации умений анализа и синтеза фактологической информации. Такая практическая работа по созданию собственного варианта учебного материала позволяет учащимся не просто запомнить, но, в нужном случае, разработать оригинальный материал через призму жизненного опыта, логики, представление. Эти умения позволяют лучше подготовиться, как минимум, к текущим и итоговым формам контроля знаний, а как максимум - применить полученные знания в дальнейшей учебной деятельности и просто в различных жизненных ситуациях.
Подобные работы
- Историческое образование в условиях перехода на ФГОС
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Разработка и внедрение системы практикоориентированного обучения при изучении предмета биологии для учащихся основной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Избирательное право и избирательные системы» в курсе школьного обществознания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - Формирование умений работать в команде на занятиях по Технологии в основной школе
Дипломные работы, ВКР, технология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020



