Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ «ВЫМПЕЛ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРИРОДЕ

Работа №150404

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2.
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Безопасное поведение как объект педагогической деятельности 3.
1.2 Опасные ситуации природного характера и меры их преодоления 6
1.3 Формирование знаний о безопасном поведении младших школьников в
процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении 12
Выводы по главе 1 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ
ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРИРОДЕ
2.1 Актуальный уровень знаний о безопасном поведении в природе 25
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 33
2.3 Школа «Вымпел» как способ расширения знаний о безопасном
поведении в природе 37
2.4 Выявление актуального уровня знаний о безопасном поведении в
природной среде на стадии 2 констатирующего эксперимента 46
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Литература 56
Приложение А 61
Приложение Б 69
Приложение В 79

В современном мире все более сложно становится предостеречь ребенка от подстерегающих его опасностей. В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом.
Формирование знаний о безопасном поведении - процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит периоду обучения в школе, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на общеобразовательную школу ложится ответственность не только за обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры безопасного поведения.
Непосредственными целями любого школьного учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний, овладение определенными умениями и навыками. При этом под умением понимается способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности и совершаемому сознательно, а навык рассматривается как автоматизированное умение (способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности). Формирование у учащихся знаний о безопасном поведении - одна из важных задач школы.
Важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека, готового и способного предвидеть и избегать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасностей. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает, прежде всего, семья. Однако продолжительную часть времени ученик находится в школе, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, а именно за формирование у них навыков безопасного поведения.
Между тем, целевые установки общего образования не актуализируют формирование готовности учащихся к безопасной деятельности. Единая методологическая основа обучения в школьном образовании не всегда соответствует особенностям чрезвычайных ситуаций различных регионов. В концепции общественной безопасности утверждается, что современная деятельность людей во всех своих аспектах - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. В этих условиях вопросы обеспечения безопасности жизни становятся главной проблемой наступающей новой эпохи развития общества и, в первую очередь, XXI века. В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность.[21;с.56]
Цель исследования: оценить эффективность практических занятий школы выживания «Вымпел», как средства повышения уровня знаний о безопасном поведении детей в природных условиях. Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать критерии, подобрать соответствующие методики для изучения уровня знаний о безопасном поведении в природе.
3. Разработать программу занятий школы «Вымпел» и внедрить ее в учебный процесс во внеурочной деятельности.
4. Оценить эффективность использования разработанной программы.
5. Провести сравнительную обработку данных по выявлению уровня сформированности знаний о безопасном поведении в природной среде у учащихся до и после формирующего эксперимента.
Объект исследования: процесс повышения уровня знаний о безопасном поведении в природной среде у учащихся 4 класса.
Предмет исследования: практические занятия в школе выживания «Вымпел», как средство повышения уровня знаний младших школьников о безопасном поведении в природной среде.
Актуальность исследования. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, на базе которого закладываются основы безопасного образа жизни. Исследование данной темы особенно актуально для определения уровня знаний у учащихся, проживающих в сельской местности, так как они непосредственно контактируют с природой и условиями, которые могут встретиться в ней.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая обработка данных
Гипотеза: предполагается, что практические занятия в школе выживания «Вымпел» могут способствовать повышению уровня знаний о безопасном поведении младших школьников в природе, если они будут направлены на изучение лесных опасностей, растений и грибов; правил поведения на воде, а также - экстремальных ситуаций природного характера.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую литературу мы отметили актуальность данной тематики, во-первых дети, проживающие в сельской местности более подвержены влиянию природных факторов, поскольку, они более активно взаимодействуют с природной средой, во-вторых каждый ребенок должен быть осведомлен об опасностях, которые его могут подстерегать в природе и в-третьих ребенок должен знать как повести себя в той или иной ситуации и способен адекватно реагировать на определенные факторы.
Во время внеурочной деятельности в рамках курса «Исследователь» учащимся давался лишь теоретический материал, это было необходимо для диагностики уровня знаний у детей на этапе первого констатирующего среза.
Разработав критерии и проведя методики, мы определили актуальный уровень развития знаний о безопасном поведении в природе у учащихся 4 класса. Эти данные показали нам, что необходимо создание такой программы, которая сможет повысить уровень знаний у детей. для того чтобы подтвердить или опровергнуть наше гипотезу мы создали программу занятий в школе выживания «Вымпел», в которой отразили основные тематические аспекты нашей работы. В курс изучения программы входят темы направленные на изучение опасностей в природе, то есть погодные факторы, лесные опасности, в том числе насекомые, животные и растения, правила поведения на воде, а так же общее представление об опасных ситуациях.
Внедрив нашу программу, мы смогли провести второй констатирующий срез и определить, что уровень знаний у контрольной и экспериментальной групп различен. Экспериментальная группа показала более высокие результат, нежели контрольная, что позволяет судить об эффективности данной программы.
Основная цель учебно-воспитательного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» - формирование личности безопасного типа, безопасной для самого себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Нужно прививать детям навыки поведения в природной среде и опасностях встречающихся в ней, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей в природе.
Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения в природе; и главное, развивать у школьников самостоятельность и ответственность. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как вести себя в природных условиях тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.



1. Андросова, З.А. Экспертиза адаптированных (авторских) программ для учреждений дополнительного образования детей Текст. / З.А. Андросова // Методист. 2004. - № 2. - С. 48-52.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя Текст. / Н.П. Аникеева. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.
3. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков Текст. / М.В. Антропова. -М.: Просвещение, 1972. 336 с.
4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник Текст. / Э.А. Арустамов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2001. -254 с.
5. Ахмадуллина, X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГПУ. Программа учебной дисциплины «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» Текст. / X. Ахмадуллина // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. - № 4. - С. 47-48.
6. Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.
7. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография Текст. / И.А. Баева. СПб.: СОЮЗ, 2002. - 271 с.
8. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов Текст. / Под ред. JI.A. Михайлова. СПб.: Питер, 2007. - 301 с.
9. Белова, В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования Текст. / В.В. Белова // Сб. науч. тр.: Гос. НИИ семьи и воспитания. М., 1999. - С. 52-63.
10. Белов, C.B. Примерная лекция по дисциплине «Введение в специальность на тему «Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности» Текст. / C.B. Белов // Безопасность жизнедеятельности.- 2002.-№ 3.-С. 37-43.
11. Берсенева, Т., Мельникова, Т., Осокин, А. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
12. Текст. / Т. Берсенева, Т. Мельникова, А. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. -№ 10. - С. 11-16.
13. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья Текст. / В.М. Бехтерев. 2-е изд. - СПб.: Изд-во «КЛ риккера», 1905. - 187 с.
14. Бикмаев, И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах Текст. : дис. . канд. пед. наук / И.А. Бикмаев. — Омск, 2004. — 196 с.
15. Бойко, Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии Текст. / Е.И. Бойко // Вопросы психологии. М., 1957. -№ 1.-С. 21¬
16. Бондин, В.И., Лысенко A.B. Безопасность жизнедеятельности Текст. / В.И. Бондин, A.B. Лысенко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 351 с.
16. Брехман, И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье Текст. /И.И. Брехман. -М.-Л.: Наука, 1987. 125 с.
17. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников Текст. : дис. . канд. пед. наук / Т.П. Васильева. М., 1998. -185 с.
18. Виноградова, Н.Ф. Ознакомление с окружающим миром Текст. / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2002. - 112 с.
18. Вульфов, Б.З., Поташник, М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Текст. / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. — М.: Просвещение, 1978.— 188 с.
19. Головачев, М.В. Дидактические основы конструирования и реализации курса «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессиональной подготовки учителя подростков / Головачева М.В. Н.Новгород, 2004. - 24 с.
20. Гостюшин, A.B. Основы безопасности жизнедеятельности Текст. : Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений / A.B. Гостюшин. М.: Просвещение, 1997. - 256 с.
21. Давыдова, Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности Текст. : дис. . канд. пед.наук / Т.Ю. Давыдова. Тула, 1999. - 204 с.
22. Добрянская, Р.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников Текст. : дис. . канд. псих, наук / Р.Г. Добрянская — Томск, 1999. 201 с.
23. Евлахов, В., Сюньков, В. Человек в природных условиях Текст. / В. Евлахов, В. Сюньков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. - № 3. - С. 8—11; № 1. - С. 20-22.
24. Егорова, Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению Текст. : дис. . канд. пед. наук / Егорова Э.Я. Йошкар-Ола, 2004. - 201 с.
25. Зимонин, В.П. Формула безопасности для России Текст. / В.П. Зимонин // Безопасность. 1999. - № 5-6. - С. 37-41.
26. Ишухина, Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников Текст. : дис. . канд. пед наук / Е.В. Ишухина. Шуя, 2000. -186 с.
27. Казанцев, Г.А. Безопасность каждого гражданина безопасность общества Текст. / Г.А. Казанцев // Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. -№ 10.-С. 13-18.
28. Каргина, З.И. Значение дополнительного образования Текст. / З.И. Каргина // Воспитание школьников. 2000. - № 5. - С. 27—28.
29. Колесников, А.Н., Щировский, Ю.В. Проблемы концептуальной безопасности Текст. / А.Н.Колесников, Ю.В. Щировский // Безопасность.1998.-№7-8.-С. 29-32.
30. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности Текст. // Вестник образования России. 2005. - № 23. - С. 61-77; № 24. -С. 43¬66.
31. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.- 144 с.
32. Планета — наш дом: учебн. - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. /Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 228 с.
33. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273 с.
34. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО-1994-вып. 3-4-С. 3-7.
35. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина ,Барышева Ю.А.
36. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. - 104 с.
37. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников" Вестник образования - 1993. - № 6 - С. 72-80.
37. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс).
39. Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1993. - С.14-22.
40. Плешаков А.А. Экология для младших школьников - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.
41. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии
для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.
42. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: "Профиздат", 1989. - 143 с.
43. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. - 144


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ