Введение 2.
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Безопасное поведение как объект педагогической деятельности 3.
1.2 Опасные ситуации природного характера и меры их преодоления 6
1.3 Формирование знаний о безопасном поведении младших школьников в
процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении 12
Выводы по главе 1 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ
ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРИРОДЕ
2.1 Актуальный уровень знаний о безопасном поведении в природе 25
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 33
2.3 Школа «Вымпел» как способ расширения знаний о безопасном
поведении в природе 37
2.4 Выявление актуального уровня знаний о безопасном поведении в
природной среде на стадии 2 констатирующего эксперимента 46
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Литература 56
Приложение А 61
Приложение Б 69
Приложение В 79
В современном мире все более сложно становится предостеречь ребенка от подстерегающих его опасностей. В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом.
Формирование знаний о безопасном поведении - процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит периоду обучения в школе, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на общеобразовательную школу ложится ответственность не только за обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры безопасного поведения.
Непосредственными целями любого школьного учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний, овладение определенными умениями и навыками. При этом под умением понимается способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности и совершаемому сознательно, а навык рассматривается как автоматизированное умение (способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности). Формирование у учащихся знаний о безопасном поведении - одна из важных задач школы.
Важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека, готового и способного предвидеть и избегать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасностей. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает, прежде всего, семья. Однако продолжительную часть времени ученик находится в школе, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, а именно за формирование у них навыков безопасного поведения.
Между тем, целевые установки общего образования не актуализируют формирование готовности учащихся к безопасной деятельности. Единая методологическая основа обучения в школьном образовании не всегда соответствует особенностям чрезвычайных ситуаций различных регионов. В концепции общественной безопасности утверждается, что современная деятельность людей во всех своих аспектах - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. В этих условиях вопросы обеспечения безопасности жизни становятся главной проблемой наступающей новой эпохи развития общества и, в первую очередь, XXI века. В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность.[21;с.56]
Цель исследования: оценить эффективность практических занятий школы выживания «Вымпел», как средства повышения уровня знаний о безопасном поведении детей в природных условиях. Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать критерии, подобрать соответствующие методики для изучения уровня знаний о безопасном поведении в природе.
3. Разработать программу занятий школы «Вымпел» и внедрить ее в учебный процесс во внеурочной деятельности.
4. Оценить эффективность использования разработанной программы.
5. Провести сравнительную обработку данных по выявлению уровня сформированности знаний о безопасном поведении в природной среде у учащихся до и после формирующего эксперимента.
Объект исследования: процесс повышения уровня знаний о безопасном поведении в природной среде у учащихся 4 класса.
Предмет исследования: практические занятия в школе выживания «Вымпел», как средство повышения уровня знаний младших школьников о безопасном поведении в природной среде.
Актуальность исследования. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, на базе которого закладываются основы безопасного образа жизни. Исследование данной темы особенно актуально для определения уровня знаний у учащихся, проживающих в сельской местности, так как они непосредственно контактируют с природой и условиями, которые могут встретиться в ней.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая обработка данных
Гипотеза: предполагается, что практические занятия в школе выживания «Вымпел» могут способствовать повышению уровня знаний о безопасном поведении младших школьников в природе, если они будут направлены на изучение лесных опасностей, растений и грибов; правил поведения на воде, а также - экстремальных ситуаций природного характера.
Изучив психолого-педагогическую литературу мы отметили актуальность данной тематики, во-первых дети, проживающие в сельской местности более подвержены влиянию природных факторов, поскольку, они более активно взаимодействуют с природной средой, во-вторых каждый ребенок должен быть осведомлен об опасностях, которые его могут подстерегать в природе и в-третьих ребенок должен знать как повести себя в той или иной ситуации и способен адекватно реагировать на определенные факторы.
Во время внеурочной деятельности в рамках курса «Исследователь» учащимся давался лишь теоретический материал, это было необходимо для диагностики уровня знаний у детей на этапе первого констатирующего среза.
Разработав критерии и проведя методики, мы определили актуальный уровень развития знаний о безопасном поведении в природе у учащихся 4 класса. Эти данные показали нам, что необходимо создание такой программы, которая сможет повысить уровень знаний у детей. для того чтобы подтвердить или опровергнуть наше гипотезу мы создали программу занятий в школе выживания «Вымпел», в которой отразили основные тематические аспекты нашей работы. В курс изучения программы входят темы направленные на изучение опасностей в природе, то есть погодные факторы, лесные опасности, в том числе насекомые, животные и растения, правила поведения на воде, а так же общее представление об опасных ситуациях.
Внедрив нашу программу, мы смогли провести второй констатирующий срез и определить, что уровень знаний у контрольной и экспериментальной групп различен. Экспериментальная группа показала более высокие результат, нежели контрольная, что позволяет судить об эффективности данной программы.
Основная цель учебно-воспитательного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» - формирование личности безопасного типа, безопасной для самого себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Нужно прививать детям навыки поведения в природной среде и опасностях встречающихся в ней, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей в природе.
Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения в природе; и главное, развивать у школьников самостоятельность и ответственность. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как вести себя в природных условиях тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
1. Андросова, З.А. Экспертиза адаптированных (авторских) программ для учреждений дополнительного образования детей Текст. / З.А. Андросова // Методист. 2004. - № 2. - С. 48-52.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя Текст. / Н.П. Аникеева. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.
3. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков Текст. / М.В. Антропова. -М.: Просвещение, 1972. 336 с.
4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник Текст. / Э.А. Арустамов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2001. -254 с.
5. Ахмадуллина, X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГПУ. Программа учебной дисциплины «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» Текст. / X. Ахмадуллина // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. - № 4. - С. 47-48.
6. Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.
7. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография Текст. / И.А. Баева. СПб.: СОЮЗ, 2002. - 271 с.
8. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов Текст. / Под ред. JI.A. Михайлова. СПб.: Питер, 2007. - 301 с.
9. Белова, В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования Текст. / В.В. Белова // Сб. науч. тр.: Гос. НИИ семьи и воспитания. М., 1999. - С. 52-63.
10. Белов, C.B. Примерная лекция по дисциплине «Введение в специальность на тему «Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности» Текст. / C.B. Белов // Безопасность жизнедеятельности.- 2002.-№ 3.-С. 37-43.
11. Берсенева, Т., Мельникова, Т., Осокин, А. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
12. Текст. / Т. Берсенева, Т. Мельникова, А. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. -№ 10. - С. 11-16.
13. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья Текст. / В.М. Бехтерев. 2-е изд. - СПб.: Изд-во «КЛ риккера», 1905. - 187 с.
14. Бикмаев, И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах Текст. : дис. . канд. пед. наук / И.А. Бикмаев. — Омск, 2004. — 196 с.
15. Бойко, Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии Текст. / Е.И. Бойко // Вопросы психологии. М., 1957. -№ 1.-С. 21¬
16. Бондин, В.И., Лысенко A.B. Безопасность жизнедеятельности Текст. / В.И. Бондин, A.B. Лысенко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 351 с.
16. Брехман, И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье Текст. /И.И. Брехман. -М.-Л.: Наука, 1987. 125 с.
17. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников Текст. : дис. . канд. пед. наук / Т.П. Васильева. М., 1998. -185 с.
18. Виноградова, Н.Ф. Ознакомление с окружающим миром Текст. / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2002. - 112 с.
18. Вульфов, Б.З., Поташник, М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Текст. / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. — М.: Просвещение, 1978.— 188 с.
19. Головачев, М.В. Дидактические основы конструирования и реализации курса «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессиональной подготовки учителя подростков / Головачева М.В. Н.Новгород, 2004. - 24 с.
20. Гостюшин, A.B. Основы безопасности жизнедеятельности Текст. : Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений / A.B. Гостюшин. М.: Просвещение, 1997. - 256 с.
21. Давыдова, Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности Текст. : дис. . канд. пед.наук / Т.Ю. Давыдова. Тула, 1999. - 204 с.
22. Добрянская, Р.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников Текст. : дис. . канд. псих, наук / Р.Г. Добрянская — Томск, 1999. 201 с.
23. Евлахов, В., Сюньков, В. Человек в природных условиях Текст. / В. Евлахов, В. Сюньков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. - № 3. - С. 8—11; № 1. - С. 20-22.
24. Егорова, Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению Текст. : дис. . канд. пед. наук / Егорова Э.Я. Йошкар-Ола, 2004. - 201 с.
25. Зимонин, В.П. Формула безопасности для России Текст. / В.П. Зимонин // Безопасность. 1999. - № 5-6. - С. 37-41.
26. Ишухина, Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников Текст. : дис. . канд. пед наук / Е.В. Ишухина. Шуя, 2000. -186 с.
27. Казанцев, Г.А. Безопасность каждого гражданина безопасность общества Текст. / Г.А. Казанцев // Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. -№ 10.-С. 13-18.
28. Каргина, З.И. Значение дополнительного образования Текст. / З.И. Каргина // Воспитание школьников. 2000. - № 5. - С. 27—28.
29. Колесников, А.Н., Щировский, Ю.В. Проблемы концептуальной безопасности Текст. / А.Н.Колесников, Ю.В. Щировский // Безопасность.1998.-№7-8.-С. 29-32.
30. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности Текст. // Вестник образования России. 2005. - № 23. - С. 61-77; № 24. -С. 43¬66.
31. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.- 144 с.
32. Планета — наш дом: учебн. - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. /Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 228 с.
33. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273 с.
34. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО-1994-вып. 3-4-С. 3-7.
35. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина ,Барышева Ю.А.
36. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. - 104 с.
37. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников" Вестник образования - 1993. - № 6 - С. 72-80.
37. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс).
39. Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1993. - С.14-22.
40. Плешаков А.А. Экология для младших школьников - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.
41. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии
для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.
42. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: "Профиздат", 1989. - 143 с.
43. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. - 144