Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные средства оценивания предметного портфолио

Работа №150400

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования предметного портфолио как средство оценивание 8
1. Сущность предметного портфолио 8
1.2 Нормативная база (ФГОС, ИКС) 16
1.3 Формирование УУД на уроках истории 26
ЧАСТЬ 2 Методический анализ учебников 6х классов по Истории России .. 36
2.1 Наполнение предметного портфолио 36
2.2 Приемы и методы использования предметного портфолио на уроках или
вне уроков истории 41
Заключение 60
Библиографический список 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

В русле общего процесса модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. С одной стороны, это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности, так как многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем. С другой стороны, неразвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности — одна из причин отставания школьников в учении.
Отсутствие навыков самооценивания является также препятствием в формировании способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстро меняющемся мире.
Между тем существует, но недостаточно адаптировано к учебному процессу такое эффективное средство обучения и контроля, как предметное портфолио ученика. Предметное портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое внимание с оценки на самооценку.
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» - Роджер Левин. Невозможно не согласиться с тезисом ученого, так как на сегодняшний день проблема методов обучения учащихся представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики.
Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую — на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.
Диагностическая функция выражается в том, что оценка должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника. Между тем информативность оценок, выставляемых в журнал, очень низка.
Ведение индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов деятельности, позволит:
— отразить степень активности школьников при изучении разных тем, разделов или предметов;
— проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
— глубже понять причины успехов и неудач в учебе, опираясь на анализ самоотчетов учащихся по изучаемым темам, разделам или предметам.
Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:
— выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы; процесс решения проблемы; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;
— обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений школьника в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);
— мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего для самого учащегося, поскольку, соединяясь в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает ученику совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.
На фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Поэтому на наш взгляд портфолио является эффективным педагогическим средством в рамках личностно-ориентированной модели образования. Это отличная возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности.
Таким образом, целью настоящей работы является, разработка варианта предметного портфолио по истории для 6го класса, как современное средства оценивания обучения.
Объект исследования: современные средства оценивания предметного портфолио.
Предмет исследования: предметное портфолио для 6го класса, как современное средство оценивания.
При написании работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение «портфолио»; установить потенциал и возможности его использования в образовательном процессе;
2. Оценить на сколько предметное портфолио отвечает требованиям ФГОС, ИКС;
3. Проанализировать какие УУД можно отрабатывать на предметном портфолио;
4. Экспериментально проверить эффективность модели активизации учебной деятельности школьников на основе предметного портфолио.
Новизна нашей темы состоит в том, что предметное портфолио является новым способом оценивания педагогического обучения, а также на основе его деятельности мы сможем проследить механизм индивидуального образовательного маршрута обучающегося, на пути к достижению качественных личностных, предметных и метапредметных результатов.
Помимо всего перечисленного, предметное портфолио можно использовать в инклюзивном образовании в качестве эффективного инструмента по организации и управлению образовательного процесса. С его помощью складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования по предмету (отдельным модулям, темам).
Основные источники, на которые мы будем опираться при написании предметного портфолио: нормативные документы ФГОС и ИКС, методические рекомендации для преподавателей, а также авторские издательства по истории для 6х классов - «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».
Степень изученности и научной разработанности темы «предметное портфолио» представляет собой краткий обзор, так как портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании учащихся.
Среди отечественных и зарубежных ученых, не так много работ которые посвящены именно предметному портфолио, тем не менее мы постараемся показать основные труды, которые послужили основой для написание данной работы.
Проблема расширения понимания образовательного результата и необходимой для его достижения модернизации учебного процесса поднималась и активно обсуждалась в течение ряда лет. Она всесторонне рассматривается в работах А.Б. Воронцова, В.В. Давыдова, В.К. Загвоздкина, Г.С. Ковалевой, Т.М. Ковалевой, Л.Л. Любимова, А.Н. Майорова, А.С. Обухова, М.М. Поташника, В.И. Слободчикова, А.Н. Тубельского, Е.В. Чудиновой, И.Д. Фрумина.
В статье В.К. Загвоздкина «Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты» раскрывается понятие портфолио в контексте образования. Выдвигается предположение, что идея портфолио может стать существенным элементом модернизации российской школы, при условии соответствующего психолого-педагогического и дидактико-методического обеспечения учебного процесса. Автор утверждает, что: «Введение портфолио в качестве метода оценки претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом изменения качества процессов обучения.» Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать, сделать непосредственно зримыми.
Профессор МГУ Т. М. Ковалева говорит о том, что: «нужно «приоткрыть дверь» в культуру индивидуализации образования, а также в пространство того, что сможет обеспечить реализацию ФГОС через индивидуальную линию образования. Линия культуры учебной деятельности должна быть поднята, и ее можно использовать во всех учебных материалах».
Новое качество образования и связанные с ним новые образовательные достижения анализировались специалистами в области педагогической психологии: Н.Н. Найденовой, К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман, Б.Д. Элькониным.
Так например в работе Н.Н. Найденовой «Роль международных сравнительных исследований в развитии стандартизации школьного образования» речь идет о стандарте образовательной оценки: - «Оценка должна быть сконструирована таким образом, чтобы имелся достаточно репрезентативный охват содержания и процессов обучения, как предметного, так и направленного на развитие межпредметных умений и способностей решения проблем повседневной жизни в неучебных ситуациях».
Наше предметное портфолио позволит в полной мере учесть разумные претензии по поводу измерения уровня подготовки учащихся, в котором заложено измерение не только знаний, навыков и умений, но и других атрибутов обучения, включая развитие социально-эмоционального развития или эмоционального интеллекта, с помощью специальных разработанных заданий, которые будут подходить к определенной цели оценивания.
Индивидуальный аспект в подходе к организации учебного процесса, постановке учебных задач и определении учебных достижений акцентируется в работах педагогов-классиков - СИ. Гессена, Д. Дьюи, М. Монтессори, С.Френе, и современных практиков, и исследователей: Ш.А. Амонашвили, М.А. Балабана, А.Д.Блинкова, М.Р.Бубмана, А.С.Обухова, А.Н. Тубельского.
В то же время такой эффективный инструмент оценивания индивидуальных образовательных достижений, как предметное портфолио, широко применяемый за рубежом и описанный в работах зарубежных авторов Bhaerman R., Brolin D., Kimbrell G., Wonacott M.E. пока не стал предметом целенаправленного изучения отечественных исследований и активного применения в педагогической практике.
Имеющийся опыт отдельных случаев использования портфолио в отечественной школе представлен в работах И.В. Галковской, Г.Б. Голуб, Е.С. Полат, Н.Ф. Родионовой, Т.В. Светенко, А.П. Тряпициной. Зарубежный опыт, включая варианты использования портфолио в профильной школе, описан в статье «Портфолио в зарубежной образовательной практике».
Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова. Они пишут о необходимости портфолио для выявления индивидуальной одаренности и индивидуальных склонностей. Рассматривают на чем основана популярность и успешность портфолио в зарубежном образовании.
В целом из анализа работ складывается мнение, что использование предметного портфолио априорно позволяет повысить успеваемость обучающихся. Таким образом, мы постараемся разработать вариант предметного портфолио по предмету история для 6х классов, как современное средство оценивания обучения, которое поможет реализовать основные компетенции учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе в конечном итоге мы получили разработанный вариант предметного портфолио по истории для 6го класса, как современное средства оценивания обучения, поэтому основная цель была достигнута.
В связи с кратким обзором степени изученности, мы представили определение предметного портфолио, а так же установили потенциал и возможности его использования в образовательном процессе, оценили на сколько портфолио отвечает требованием ФГОС и ИКС, а также какие УУД можно на нем отрабатывать.
Проанализировав три линейки учебников по истории России для 6 классов : издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово» поняли, что на данный момент идеального учебника нет, в каждом присутствуют свои плюсы и минусы, поэтому создавая предметное портфолио можно объединять различные задания, проекты, памятки при описании событий или личностей, в нем будут учитываться психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы, индивидуальные и возрастных особенностей ребенка.
Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной, всё больше школ применяют его в своей практике. Предметное портфолио наиболее актуально в средней и старшей школе, где в рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Это помогает школьнику осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.
Ведь основной целью является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Итогом подобной стратегии является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.
Итогом работы учащегося является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые являются в самоанализе презентационных работ по изученным и освоенным дисциплинам. Предметное портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками образовательного минимума.
Портфолио дает возможность делать, что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои собственные возможности. А учителю удается раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка.
Подводя итог, мы может сказать, что предметное портфолио это одна из инновационных технологий в оценивании, которое соответствует запросам ФГОС и выполняет следующие требования данного стандарта: поддержка высокой учебной мотивации школьников; поощрение ученической активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения; формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
В данной работе был проведен анализ по созданию предметного портфолио, так же было показано, что именно через учебное портфолио, можно проследить его эффективность в школьной программе. В процессе анализа портфолио, выяснилось, что появляется новое фиксирования индивидуальных достижений школьника. Показателем прогресса в работе над портфолио считается глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексия собственной деятельности.
Предметное портфолио формирует умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а самостоятельное создание авторских документов — это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие. Это и есть путь к успеху.



1. История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров - 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2019. - 239, [1] с.: ил., карт. - (Российский учебник)
2. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово
- учебник», 2016. - 240 с. - (Инновационная школа).
3. История России 6 класс.Учеб. для общеобразоват.
Организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С.
Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. - М.:
Просвещение,2016.- 128с.: ил., карт. - ISBN 978-5-09-037939-7.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 //http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=11025
Учебная и научная литература
5. Абасов З. А. Формирование субъектной позиции ученика в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - С. 11.
6. Александрова О.А. Образование: доступность или качество
— последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93
7. Антюхов А.В., Фомин Н.В. Инновационные подходы к
уровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования: учеб.метод.пособие.-Брянск:
«Курсив», 2009.-212с.
8. Вагин А.Л. Методика обучения истории в школе. — М., 1972.-354 с.
9. Голоднова Л. В. Технология портфолио - формальный и неформальный подход // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №5. С.9-21.
10. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе
педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 2.
11. Горелова Т. И. Портфолио - альтернативный способ оценивания результатов обучения // Управление начальной школой. 2009. № 6. С.17.
12. В.К. Загвоздкин Портфолио в учебном процессе // Вопросы образования. 2004. №2.
13. Зачесова Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся // Новые ценности образования - 2006 - №3 - с.74-82.
14. Зотикова Н. В. Личностные предпосылки субъектности младших школьников: автореф. канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2002. - 16 с.
15. Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
16. Т.Г. Новикова, М.А Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. №3.
17. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника - «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 112 с.
18. Найденова, Н.Н. Роль международных сравнительных исследований в развитии стандартизации в разных странах (начальное образование) [Текст] /И.С. Найденова, Н.Н. Найденова // Основные направления развития стандартизации общего образования за рубежом: Монография, Новое время. - Москва. - 2014.- С. 74-88.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
20. Новикова Т. Г., Прутченков А. С. Технология «Портфолио»: предостережение от ошибок // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.4-9.
21. Портфолио в школе / авт.-сост. Л. М. Волкова. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 128с. - (Деятельность классного руководителя).
22. Портфолио и будущее ученика // Управление школой. - 2005. - №10. - с. 24-25.
23. Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). - М., 2010. - 408 с.
24. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
25. Портфолио в современном образовательном поле: учебнометодическое пособие /под ред. Н.Н.Суртаевой. -СПб.; Тюмень:ТОГИРРОНМЦ, 2005. -40 с
26. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио -новая форма контроля и оценки достижений учащихся// Директор школы. -1998. - №3. - 76 с.
27. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности, Томск, 2001.
28. Свиридов А. Н. Портфолио ученика и учителя: структура, система сбора информации способы и ее хранения // Директор школы. М.: ООО Издательская фирма «Сентябрь», 01.2012. С. 43-49.
29. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко «Школьные технологии», 1996. № 6. - С. 3-43.
30. Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. - Иркутск: ИГЛУ, 2000. - 70 с. С. 14).
31. Старикова С. И. Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.21-23.
32. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. - 2005. - №5. - С. 27-33.
33. Шалыгина И.В. Портфолио - педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. - 2004.- № 2. - С.51-54.
34. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
35. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие /— Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 475 с.: ил. — (Высшее образование).
36. Юдина И. Г. Портфолио ученика средней школы / авт. -сост. И. Г. Юдина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 223 с.
37. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ