Реферат
Введение 5
1 Лингвометодические основы работы над словами с непроверяемыми
написаниями 8
1.1 Традиционное написание как один из принципов русской
орфографии 8
1.2 Понятие «орфограмма» в методике русского языка 15
1.3 Приемы работы с непроверяемыми написаниями 18
2 Обучение школьников непроверяемым написаниям на уроках русского
языка 31
2.1 Анализ учебника по русскому языку для 5 класса на предмет
отражения содержания работы над словами с непроверяемыми написаниями 31
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по изучению
непроверяемых написаний 37
Заключение 54
Список использованных источников 55
Приложение А Работы обучающихся, выполненные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 59
Одна из важнейших целей обучения русскому языку в школе - формирование орфографической грамотности как основы языковой культуры личности, под которой понимается умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Если для проверяемых слов существуют правила, регламентирующие их написание, то слова, правописание которых основано на традиционном принципе орфографии, усваиваются исключительно через их запоминание. Это создает для учителей и обучающихся определенные трудности, которые усугубляются сложностью самой орфографической системы русского языка, низкой мотивацией учащихся к орфографической деятельности, недостаточной разработкой методики обучения непроверяемым написаниям. Разрешение обозначенной выше проблемы определяет актуальность бакалаврской работы.
Грамотное написание непроверяемых слов во многом зависит от активного словарного запаса обучающихся. Но для большей активизации словаря школьников, для закрепления в памяти орфографического облика трудных слов учителю систематически необходимо использовать упражнения, которые должны быть связаны со всеми видами работ учащихся на уроке.
Гипотеза исследования - использование разнообразных приемов обучения (этимологическая справка, фонетические ассоциации, графические ассоциации и др.) будет способствовать лучшему усвоению обучающимися правописания слов с непроверяемыми написаниями.
Цель: выявить и апробировать приёмы изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в 5 классе.
Объект исследования: процесс обучения правописанию слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 5 классе.
Предмет исследования: приемы работы над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в 5 классе.
Задачи:
1. Охарактеризовать лингвометодические основы обучения непроверяемым написаниям: основные принципы русской орфографии, понятие «орфограмма», приёмы обучения традиционным написаниям.
2. Проанализировать действующие учебники русского языка в аспекте содержания работы по усвоению традиционных написаний обучающимися 5 класса.
3. Провести опытно-экспериментальное обучение с целью подтверждения/опровержения выдвинутой гипотезы исследования.
4. Обработать результаты опытно-экспериментальной работы и сформулировать условия организации эффективной работы по изучению слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 5 классе.
Методологическую основу исследования составили научнометодические работы М.Р. Львова, В.В. Бабайцевой, В.Ф.Ивановой.
Методы исследования:
1. Анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
2. Эксперимент.
Этапы эксперимента:
• констатирующий этап: первичный словарный диктант, наблюдение за ответами учащихся на уроке и проверка письменных работ обучающихся с последующим анализом ошибок;
• формирующий этап: апробация отобранных приемов работы по усвоению традиционных написаний в 5 классе;
• контрольный этап: диктант для выявления результатов усвоения традиционных написаний учащимися 5 класса и для определения эффективности предложенных приёмов работы с непроверяемыми написаниями.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Верхнепашинская СОШ №2», количество участников эксперимента - 12 человек.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителями в образовательных учреждениях на уроках русского языка, а также студентами в ходе педагогической практики.
Апробация выпускной квалификационной работы состоялась в форме публикации «Работа над словами с традиционным написанием в 5 классе» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития», научно-издательского центра «Аэтерна» (февраль 2020г.) и в форме выступления с докладом «Работа над словами с непроверяемым написанием в 5 классе» на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (май 2020г.).
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, 33 использованных источников и 4 приложений.
Одна из основных целей обучения русскому языку в школе - воспитание орфографически грамотной личности, то есть владеющей всеми правилами письменной речи. А что же делать со словами, правил для которых в современном русском языке нет? Методом механического заучивания всю базу непроверяемой лексики освоить невозможно, но возможно научить грамотно работать с такими словами. Те особенности организации работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в 5 классе, которые были выявлены в ходе нашей опытноэкспериментальной работы, позволят учителям повысить эффективность усвоения традиционных написаний на своих уроках.
Действующие учебно-методические комплексы по русскому языку для 5 класса по-разному подходят к проблеме усвоения словарных написаний. Но какой бы из них не был выбран, работа, организованная исключительно в рамках программного материала, не сформирует у школьников качественного орфографического навыка. Основным катализатором в этом процессе является учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы были выявлены еще несколько факторов эффективности усвоения традиционных написаний - это доступность и системность. Когда обучающийся способен в полной мере осознать, что он учит, зачем он учит, а самое главное, как ему это учить, процесс запоминания протекает более эффективно.
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование различных приёмов при работе с непроверяемыми словами, отобранных в соответствии с возрастными и индивидуальными характеристиками класса, использование материала, доступного для усвоения всеми участника учебного процесса способствует прочному запоминанию и усвоению традиционных написаний школьниками.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукина. - М. : Икар, 2009. - 448 с.
2. Арефьева, C. А. Методика обучения орфографии: страницы истории / C. А. Арефьева // Вестник научных конференций. - 2016. - №3 - 3(7). - С. 11- 12.
3. Бабайцева, В. В. Избранное. 2005-2010 : Сборник научных и научно- методических статей / Под ред. д-ра филол. наук проф. К. Э. Штайн. - М. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2010. - 400 с.
4. Бабайцева, В. В. Принципы русской орфографии / В.В. Бабайцева // Русский язык в школе. - 2009. - №3. - С. 33-39 .
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] : // Научная педагогическая электронная библиотека имени К. Д. Ушинского. 2020. - Режим доступа : http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy izbrannye-pedagogicheskie-
trudy 1989/go,0;fs,0/
6. Бессонова, Н. В. Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе / Н. В. Бессонова // Педагогический опыт : теория, методика, практика / Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - Чебоксары, 2016. - № 4(9). - С. 142-144.
7. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии
[Электронный ресурс] : // Режим доступа :
http://padaread.com/?book=182713&pg=1
8. Бронникова, Ю. О. Использование этимологической справки при работе со словами с непроверяемыми написаниями / Ю. О. Бронникова // Вестник современной науки. - 2015. - № 7. - С. 120 - 122.
9. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку.
5 класс / Н. В. Егорова // В помощь школьному учителю. 2-е изд., перераб. - М. : ВАКО, 2014. - 416 с.
10. Ераткина, В. В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в школе : Науч.-метод. рекомендации для студентов / В. В. Ераткина - Рязань : Изд-во РГПУ, 2013. - 208 с.
11. Желтова, И. П. Формирование представлений об орфограмме у младших школьников / И. П. Желтова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире / Информационный издательский учебный центр «Стратегия будущего». - Санкт-Петербург, 2013. - Т. 3, № 4(04). - С. 166 - 170.
12. Золотых, Н. А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка / Н. А. Золотых // Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 9-15.
13. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] : // Электронная библиотека. - Режим доступа : https://www.litmir.me/br/?b=185723
14. Князев, С. В. Современный русский литературный язык : Фонетика, орфоэпия, графика и орфография : учебное пособие для вузов / C. В. Князев, С. К. Пожарицкая. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический проект; Гаудеамус, 2012. - 430 с.
15. Комиссарова, Л. Ю. Содержание и организация словарноорфографической работы в непрерывном курсе русского языка / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №6. - С. 84 - 88....33