Введение 2
I глава
Педагогика и педагогические технологии
§1. Педагогика: история и современность 9
§2. Образовательный процесс 17
§3. Методики обучения 22
§4. Особенности возрастного обучения 31
II глава
ИКТ и Виртуальные экскурсии в школьном образовании
§1. Информатизация общества 45
§2. Образовательные технологии и ИКТ 48
§3. Виртуальная психология 55
§4. Виртуальная экскурсия и виртуальный тур 57
§5. Применение виртуальной экскурсии на уроках 72
Примеры применения виртуальной экскурсии на уроке история..86
Заключение 93
Литература
Актуальность работы. Экскурсии возникли еще в конце XVIII - начале XIX веков, как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. В течении XIX века экскурсии постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе.
С развитием современного общества к понятию экскурсии, добавляется слово «виртуальные». Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual - похожий, неотличимый. Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью самостоятельного изучения материала и интересующих деталей и фактов.
В интернете можно найти множество виртуальных экскурсий, таких как: Виртуальные прогулки по Русскому музею; Экскурсия по Третьяковской галерее 1898 года; Шедевры Государственного Эрмитажа; Виртуальный Мамаев курган; Музей-панорама "Сталинградская битва"; Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру "Варяг" и т.д.
Эти экскурсии содержат достаточно большой материал, как текстовый, так и фото материал. Экскурсии находятся в свободном доступе и возникает вопрос, а применяют ли подобные экскурсии на уроках в школе? С развитием современного общества изменения затрагивают все сферы жизни, в том числе и образование. С введение системы ФГОС меняются и требования к выпускникам школ. С помощью таких экскурсий можно развивать у учащихся способности к саморазвитию, самообразованию, познанию окружающего нас мира за пределами города, региона или даже страны (например, можно посмотреть, достопримечательности Италии, панораму Лондона или совершить виртуальный тур по знаменитому кораблю «Титаник»), так же можно привлечь учеников к созданию самостоятельного виртуального тура или экскурсии, что в свою очередь означает умение проектирования, что может в последующим быть полезным. Это мы можем проследить в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.
Из общего положения можно выделить, что в основе ФГОС «...лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. ...».
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования мы видим, что стандарт устанавливает следующие требования к выпускнику: «.личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.», «... метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;.», «.предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.. ..я .
Уникальность состоит в том, чтобы показать наглядно, как можно использовать виртуальные экскурсии на уроках в частности на уроках истории и как это можно связать с требованиями ФГОС.
Целью дипломной работы является создание урока с применением виртуальной экскурсии на уроках истории
Задачи:
1. Рассмотреть место практическое применение виртуальных экскурсий, в том числе и в образовании
2. Определить наиболее привлекательные виртуальные экскурсии с точки зрения уроков истории
3. Систематизировать и классифицировать изученные информационные данные в различных формах - WEB-сайт, презентация.
4. Применить виртуальные экскурсии на уроках истории.
Объект исследования: виртуальная экскурсия
Предмет: применение виртуальной экскурсии на уроках истории. создание урока с применением виртуальных экскурсий
Степень изученности проблемы.
Литература, посвященная виртуальным экскурсиям и виртуальным турам в России, стала появляться только с начала 2000-х гг.
Среди немногочисленных статей, которые посвящены организации виртуальных экскурсий стоит выделить следующие. Как составляющую и неотъемлемую часть современного туризма виртуальные экскурсии рассматривает И.Е. Карасёв и Б.К. Смагулов . Н.П. Тарханова и П.В.
Писклаков в своей статье рассматривают понятие виртуальных экскурсий и виртуальных туров как часть инновационного туризма. К.В. Асламова и И.Е. Карасёв акцентируют внимание на определении виртуальной экскурсии, её составляющих, положительных и негативных сторонах. Т.Б. Климова и Е.В. Вишневская говорят о повышении интереса к экскурсиям через использование мобильных систем.
В последнее время появляются статьи, посвященные виртуальным музеям и виртуальным музейным экскурсиям. В этом направлении работает В.И. Гвазава .
В 2010-е гг. публикуются работы, посвященные разработке и организации виртуальных экскурсий - А.А. Кошкарова , Н.А. Пакшина и Д.В. Шмаков , А.В. Пронькина .
Достаточно часто виртуальные экскурсии и виртуальные туры изучают как составляющую часть образовательного процесса. Е.В. Александрова рассматривает один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе - виртуальную экскурсию, а также виды виртуальных литературных экскурсий. Помимо этого, виртуальные экскурсии рассматривают как эффективное средство обучения для учащихся с различными заболеваниями . Отдельные авторы рассматривают различные средства обучения как средства создания виртуальных экскурсий на уроках . Е.А. Снопок в своей статье пишет об использовании виртуальных экскурсий в образовании дошкольников . Уделяют внимание виртуальным экскурсиям на различных уроках - биологии , химии . Виртуальные экскурсии рассматривают как элемент воспитательной деятельности .
Появляются статьи, посвященные элементам разработки виртуальных экскурсий .
Рассмотрена литература по педагогике, психологии, педагогической инновации. Среди многочисленных книг и статей по педагогике, стоит выделить следующие. В первую очередь это произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения в трудах Я.А. Коменского, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци . Общие основы педагогики, вопросы содержания образования, соотношение педагогики с психологией можно подчерпнуть у И.П. Подласого . и В. В. Краевского .
Книга Д. Зицер и Н. Зицер ., расширяет представления о содержании и формах современной педагогики, позволяющие внедрение новых методов и технологий в процесс обучения школьника и неформальных технологий образования. Методологические особенности педагогики, обучение в традиционных и инновационных формах обучения и современные дидактические теории описаны у В.И. Андреева и А.В. Хуторского .
Методология исследования. В работе использованы общенаучные методы познания и основанные на них научные методы исторического исследования: анализ применения виртуальных экскурсий в школе, аналогия применения виртуальных экскурсий на других школьных предметах и перенесение информации, полученной при исследовании на применение виртуальных экскурсий на уроках истории. Помимо этого был использован историко-сравнительный метод в сравнении обычных экскурсий и виртуальных, в сравнении преподавания традиционного урока и нетрадиционного, их сходства и отличия.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые предпринято комплексное изучение применения виртуальной экскурсии на уроках истории, дана характеристика применения с точки зрения ФГОС и применения виртуальной экскурсии для разного возраста школьника. Вклад в разработку темы исследования заключается в обобщении накопленного материала по виртуальной экскурсии, виртуальной реальности, педагогике и психологии школьника. Выявлены разработки по данной тематике и продолжается разработка и привлечение новых источников по данной теме.
Научно-практическая значимость исследования заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по применению виртуальных экскурсий на уроках истории, изучение которых в отечественной исторической науке еще не проводилось.
Материалы исследования будут полезны для историков, краеведов, музееведов. Выводы могут быть использованы при подготовке специальных курсов лекций и семинаров по краеведению и музееведению. Модель изучения сети контактов может быть использована для исследования зарубежных связей других учреждений.
Апробация работы проведена в докладах на научных конференциях: Мартьяновские краеведческие чтения (Минусинск, 2016), Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск,2016), VIII Краеведческие чтения (Красноярск, 2016), «Аннинские чтения-2017» (Подгорный, 2017), Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск,2017).
Основные положения исследования публикованы в 1 печатной работе, относящейся к материалам конференций:
ГМартьяновские краеведческие чтения (2014-2015гг.) доклад «Виртуальная экскурсия «Изумрудный камень» (на примере г.Канска)».
В печати : 1. Krasnoyarsk territory virtual excursion project (the keys of Kansk).
2. «Виртуальная экскурсия в образовании». Сборник научных материалов, электронная версия на сайте Российского индекса научного цитирования (elibrary.ru).
Образование прошло длительный путь развития. На каждом этапе в связи с потребностью общества в процесс образования вносились дополнения и новые элементы обучения. С развитием информационного общества изменения затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и образование. С введением ФОГС меняются и требования к выпускникам школ. От них требуют большей самостоятельности, креативности, творческих подходов в решении тех или иных задач. Применение виртуальных экскурсий, как элемент развития компетентностей, входит в перечень применения новых технологий в образовании.
Виртуальные экскурсии понемногу начали применяться в школьном курсе преподавания. Но они еще недостаточно популярны т.к. при их создании возникают определенные сложности (не все знают структуру создания экскурсий и т.д.). Виртуальная экскурсия имеет большой интерактивный характер, нежели просто просмотр картинок т.к. виртуальная экскурсия, содержит множество переходов и гиперссылок, текстовой, аудио, видео информации. Урок с использованием виртуальной экскурсии имеет интерактивный и мультимедийный характер (видео, звук, картины, карты, фото) и может использоваться как с сетью Интернет, так и с ее отсутствием. Виртуальная экскурсия - программно-информационный продукт с использованием гипертекста. Ее может создать любой учитель по своему усмотрению и со своим видением урока с использованием виртуальной экскурсии. При поставлении проблемного вопроса перед началом экскурсии, можно добиться большей заинтересованности и креативности в поиске и ответе на поставленный вопрос. На таком уроке происходит активный поиск информации, что позволяет прийти к наибольшему проценту запоминания нужной информации, т.к. учитель направляет учеников в нужное русло.
В ходе работы были рассмотрены готовые виртуальные экскурсии, например, по музею «Кунсткамера». Эту экскурсию можно применять на уроках истории как в готовом виде, так и составить свой индивидуальный маршрутный лист по готовому экскурсионному продукту. Так же был разработан урок для 6 класса, по теме: «Рыцарский замок», в программе PowerPoint, без использования сети Интернет. В этом уроке использованы различные мультимедийные средства (видео, картины). И урок для 10 класса по теме: «Отечественная война 1812 года», созданный в программе FrontPage, с использование гипперсылок, текста и картинок. Составлен маршрутный лист по которому будет выполняться сбор информации по данной теме. Этот урок так же выполняет функции виртуальной экскурсии - поиск информации, в нем имеются мультимедийные элементы (карты, картины). Но так как этот урок составлен для 10 класса, в нем может отсутствовать интерактивность в связи с возрастными особенностями и другими требованиями к результатам обучения.
1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. - 2010. - № 10. - с. 22-24
2. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с
3. Аржакова М.И., Андреева М.П. Использование виртуальных экскурсий на уроках химии // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. - Красноярск,2014. - С. 7-10.
4. Асламова К.В., Карасев И.Е. Виртуальный туризм // Современное состояние и потенциал туризма в России. - Омск, 2013. - С. 146-147.
5. Белова Н.А. Виртуальные экскурсии на уроках биологии // Современные тенденции в образовании и науке. - Тамбов, 2013. - С. 35-36.
6. Большая Российская Энциклопедия
7. Гайфуллина Ф.Ш. «Развитие критического мышления на уроках
истории и обществознания» [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/6096--q-q.pdf (дата
обращения: 22.04.17)
8. Гвазава Г.И. Виртуальный музей в вузовском образовании // Мир русского слова. - 2014. - №3. - С. 99-102.
9. Гвазава Г.И. Мультимедийные технологии в музейной образовательной среде // Наука и образование в XXI веке: теория, практика, инновации. - М.,2014. - С. 84-86;
10. Гейман Г.Н. Статья на сайте ИНФОУРОК «Современный учитель 21 века» (дата добавления 22.09.15)
11. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики: Конспект лекций| Общие основы педагогики: конспект лекций[Электронный документ]
12. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
13. Карасёв И.В., Смагулов Б.К. Виртуальная экскурсия в туристской сфере // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг. - Омск,2013. - С. 174-175.
14. Климова Т.Б., Вишневская Е.В. Мобильные технологии в развитии туристских дестинаций // Научное обозрение. - 2014. - №8-2. - С. 666-669.
15. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.
16. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М.: Педагогика, 1989 - 416с
17. Кошкарова А.А. Методическая разработка виртуальной экскурсии по городу «Ишим как дуновение вдохновения...» // Художественная жизнь Ишима и Приишимья. - Ишим, 2012. - С. 73-81.
18. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с
19. Куанышева Т.Е. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/netradicionnye formy uroka na nachalnom etape obucheniya_kak_sposob_dostizheniya_effektivnoy-410107.htm(дата обращения: 22.04.17).
20. Ляш О.И. Использование Unreal Development kit для реализации элементов трехмерных экскурсий // Исследовательские инициативы студенческой молодежи как социальная практика современного профессионального образования. - СПб., 2015. - С. 116-121;
21. Ляш О.И. Разработка элементов виртуальных экскурсий // Современное образование: традиции и инновации. - 2014. - №2. - С. 63-68.
22. Марченко О.П. «Создание виртуальной экскурсии в музее образовательного учреждения». Волгоград 2010.
23. МожаевД.Л. Интернет. [Электронный ресурс] URL: Ьйр://шедаЬоок.ги/агйс1е/Интернет
24. Пакшина Н.А., Шмаков Д.В. Виртуальная экскурсия по Нижнему Новгороду: взгляд из прошлого // Культура, наука, образование: влияние на нравственное развитие общества. - Нижний Новгород, 2014. - С. 37-40
25. Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996
26. Полтарадняя Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке краеведения для учащихся с ОВЗ // Современные тенденции в науке и образовании. - М.,2014. - С. 43-44.
27. Пронькина А.В. Цикл виртуальных экскурсий по истории культуры Рязанского края // Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере. - Рязань,2009. - С. 160-161.
28. Сагдиев Р.М., Маликов Р.Ф. Виртуальные экскурсии как форма учебно-воспитательной деятельности // Современные информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании. - Уфа,2008. - С. 23-26.
29. Свирина Л.В. «Инновационные методы в преподавании истории и обществознания» [электронный ресурс] URL:https://xn--j 1ahf1.xn--p1ai/b1ogs/innovatcionnie metodi v prepodavanii istorii i obshe 181404(дата обращения: 22.04.17)
30. Семенова Е.Е Активные формы и методы проведения уроков. Интернет статья (дата обращения 22.04.17)
31. Серавин А.И. ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ [Электронный ресурс]: URL
seravin.narod.ru>virtua1/Virtpsi.doc (дата обращения: 20.02.17)
32. Снопко Е.А. Интерактивная экскурсия - новая форма работы с дошкольниками // Современное состояние психологии и педагогики. - Уфа,2015. - С. 244-246.
33. Современный словарь иностранных языков
34. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология // Вопросы психологии. - 2004, №3.
35. Тарханова Н.П., Писклаков П.В. Инновации в туризме на основе использования информационных и коммуникационных технологий // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. - 2013. - т. 1. - С. 538-540.
36. Токарева О.Ю. Применение виртуальных экскурсий на уроках литературы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6445(дата обращения: 20.11.2016).
37. Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова
38. ФГОС ООО
39. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 с.
40. Шмаков Д.В., Пакшина Н.А. Использование виртуальных карты для проведения виртуальных экскурсий // WEB-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы. - Нижний Новгород, Арзамас, 2015. - С. 302-306
41. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» статья: «Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления работы в современных условиях» (дата обращения 22.04.17)
Интернет ресурсы
42. М1р://Ью1!1е.ги/Ью/21509.Мш1(дата обращения: 19.02.17)
43. http://center-yf.ru/data/stat/inforшacionnoe-oЬshchestvo.php(дата обращения: 13.03.17)
44. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19903дата обращения 13.03.17
45. http://fb.ru/article/176075/chto-takoe-virtualnyiy-tur (дата
обращения 9,02,17)
46. http://fb.ru/article/236390/tipyi-i-formyi-urokov-formyi-provedeniya-urokov-istorii-izo-chteniya-okrujayuschego-mira. (дата обращения 22,04.17)
47. http://festival.1september.ru/articles/514405/(дата обращения 22.04.17)
48. http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/metody-obucheniya-v-pedagogike.html(дата обращения 13.03.17)
49. http://ivezha.ru/threads/9369.html(дата обращения: 20.02.17)
50. http://mirznanii.com/a/197328/vozrastnye-osobennosti-sovremennykh-shkolnikov(дата обращения: 22.04.17)
51. http://mirznanii.com/a/197328/vozrastnye-osobennosti-sovremennykh-shkolnikov(дата обращения: 22.04.17)
52. http://mirznanii.com/a/197328/vozrastnye-osobennosti-sovremennykh-shkolnikov(дата обращения: 18.04.17)
53. http://mirznanii.com/a/197328/vozrastnye-osobennosti-sovremennykh-shkolnikov(дата обращения: 18.04.17)
54. http://naukatechnika.narod.ru/articles/Virtual.htm(дата обращения: 15.02.17)
55. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/03/01/planirovanie-vneurochnoy-deyatelnosti(дата обращения: 22.04.17)
56. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/03/01/planirovanie-vneurochnoy-deyatelnosti(дата обращения: 22.04.17)
57. http://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2011/06/15/statya-ispolzovanie-netraditsionnykh-form-urokov-v-prepodavanii(дата обращения: 22.04.17)
58. http://pandia.ru/text/79/223/52221.php(дата обращения: 22.04.17)
59. http://pedsovet.su/fgos/6025 formy i metody obuchenia po fgos(дата обращения 22.04.17)
60. http://txtb.rU/82/2.html(дата обращения 13.03.17)
61. http://womanadvice.ru/virtualnaya-realnost-i-ee-psihologicheskoe-vozdeystvie(дата обращения: 19.02.17)
62. http://womanadvice.ru/virtualnaya-realnost-i-ee-psihologicheskoe- vozdeystvie(дата обращения: 19.02.17)
63. http://womanadvice.ru/virtualnaya-realnost-i-ee-psihologicheskoe- vozdeystvie(дата обращения: 19.02.17)
64. http://www.computerer.ru/?p=1278179183(дата обращения : 15.02.17)
65. http://www.e-reading.club/chapter.php/149430/88/Isaev
%2C Slastenin%2C Shiyanov-Pedagogika.html(дата обращения 13.03.17)
66. http://www.e-reading.club/chapter.php/149430/88/Isaev
%2C Slastenin%2C Shiyanov-Pedagogika.html(дата обращения 13.03.17)
67. http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/177141 -virtualnaya-realnost(дата обращения: 15.02.17)
68. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/sovremennaya-pedagogika.html(дата обращения 13.03.17)
69. http://www.psychologos.ru/articles/view/virtualnaya_psihologiya(дата обращения: 20.02.17)
70. http://www.psychologos.ru/articles/view/virtualnaya_psihologiya(дата обращения: 20.02.17)
71. http://www.studfiles.ru/preview/5552142/ (дата обращения 9.02.17)
72. http://www.studfiles.ru/preview/5552142/ (дата обращения 9.02.17)
73. http://www.studfiles.ru/preview/5552142/ (дата обращения 9.02.17)
74. http://www.studfiles.ru/preview/5780951/page:4/(дата обращения 13.03.17)
75. http://www.tinlib.ru/nauchnaj a literatura prochee/obshie osnovy pedagogiki konspekt lekcii/p1.php(дата обращения 13.03.17)
76. https://goodgame.ru/creative/18745/(дата обращения: 18.02.17)
77. https://goodgame.ru/creative/18745/(дата обращения: 18.02.17)
78. https://goodgame.ru/creative/18745/(gaTaобращения: 18.02.17)
79. https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-v-svete-realizacii-fgos-1185611.html(дата обращения 22.04.17)
80. https://infourok.ru/interaktivnoe-obuchenie-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-903638.html(дата 23.04.17)
81. https://infourok.ru/interaktivnoe-obuchenie-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-903638.html(дата обращения 23.04.17)
82. https: / / infourok.ru/ statya-innovacii-v-obrazovanii-583345.html(дата обращения 23.04.17)
83. https://infourok.ru/statya-po-teme-kriticheskoe-mishlenie-na-urokah-istorii-1666405.html(дата обращения: 22.04.17)
84. https://infourok.ru/statya-virtualnaya-ekskursiya-effektivnoe-sredstvo-povisheniya-informacionnoy-gramotnosti-uchaschihsya-505006.html(дата обращения 7.02.17)
85. https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizatsii-.html(дата обращения 5.02.17)
86. https://sites.google.eom/site/virtualnyeekskursiisveneroekoj/eto-takoe-virtualnaa-ekskursia[дата обращения 1.06.2015]
87. https://trashbox.ru/topics/93586/chto-takoe-virtualnaya-realnost(дата обращения: 19.02.17)
88. https: //uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika-_moyseyuk_nye/zagalni_zasadi_pedagogiki.htm(дата обращения 13.03.17)
89. https://www.slideshare.net/IldarKarymov/ss-53657335(дaтa обращения 13.03.17)
90. https://www.slideshare.net/IldarKarymov/ss-53657335(дaтa обращения 13.03.17)
91. https://xnj lahfl.xnplai/library/
%C2%ABtehnologiya razvitiya kriticheskogo mishleniya na 124403.
html(дата обращения: 22.04.17)