Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЦЕНИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

Работа №150388

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Литературоведческая и сценическая интерпретации пьесы
М. Г орького «На дне» 7
1.1 Драма как род литературы 7
1.2 Пьеса М. Г орького «На дне» в обзоре литературоведов 11
1.3 Театральные трактовки пьесы М. Горького «На дне» 15
2 Изучение пьесы М. Горького «На дне» на уроках литературы в
школе 24
2.1 Обзор программ и методических разработок по литературе в
аспекте изучения пьесы М. Горького «На дне» 24
2.2 Интерпретация пьесы М. Горького «На дне» в спектакле театра
«Современник» 1972 года 28
2.3 Методические рекомендации к изучению изучении пьесы «На
дне» в 11 классе с использованием сценической
интерпретации 37
Заключение 44
Список использованных источников 46

Пьеса М. Горького «На дне» - одна из самых популярных, это подтверждают многочисленные сценические постановки в разных театрах страны. Интерес к произведению обусловлен, с одной стороны, злободневностью, вечностью вопросов, поднимаемых в произведении, с другой, - мастерством Горького-драматурга. Также, несмотря на свою уже более чем столетнюю историю, пьеса до сих пор вызывает разночтения и споры, связанные с трактовкой образа Луки.
Пьеса М. Горького «На дне» включена в школьную программу по литературе, имеется определенный опыт ее изучения, представленный в работах Петриевой Л. И. и Пестовой М. С.
Научно-методической анализ литературы показал, что обстоятельных методических рекомендаций, посвященных изучению пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценических интерпретаций, нет, поэтому тема исследования является актуальной. Художественная природа драмы (ориентированность на театр), сложность в постижении авторской позиции определяет необходимость использования сценической интерпретации на уроках литературы.
Объект исследования: процесс изучения пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценической интерпретации на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценической интерпретации на уроках литературы.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности сценической интерпретации пьесы М. Горького «На дне» и разработать методические рекомендации к изучению пьесы на уроках литературы с использованием сценических трактовок.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать драму как род литературы;
2) обобщить опыт литературоведов по изучению пьесы М. Горького «На дне»;
3) изучить литературную и сценическую историю пьесы М. Горького «На дне»;
4) выявить особенности интерпретации пьесы М. Горького «На дне» Московским театром «Современник» в спектакле 1972 года;
5) изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения пьесы М. Горького «На дне» в школе;
6) разработать методические рекомендации по использованию сценической интерпретации при изучении пьесы «На дне» на уроке литературы в 11 классе.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования: сравнительный, структурно­семантический, метод интерпретации.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.Е. Хализева, В.Е. Головчинер, посвященные драме; В.Г. Маранцмана, Е.Р. Ядровской, посвященные методике изучения литературы.
Разработанные методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты- практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация работы:
• публикация статьи «Изучение пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценических интерпретаций»;
• выступление на научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 22 апреля 2022) с докладом «Изучение пьесы М. Горького «На дне» с использованием сценических интерпретаций».
Работа выполнена по заказу МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирск.
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс МБОУ «Машуковская СОШ».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований. Общий объем работы - 50 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Драма - это род литературы, предназначенный для реализации на сцене, потому драматическое произведение во многом подчиняется законам театра: небольшой объем; минимализация авторского слова; четко обозначенное действие, выраженное в конфликте; ориентированность на зрелищность. В связи с этим изучение драмы в школе связано с определенными трудностями. Сопоставление со сценической постановкой становится одним из эффективных приемов постижения авторского замысла.
Пьеса М. Горького «На дне» входит в школьные программы по литературе, изучается в 11 классе. Анализ УМК по литературе показал, что изучению сценических постановок пьесы уделено не так много внимания. Учебники либо предлагают задания, связанные с постановками: посмотреть и составить рецензию или просто посмотреть какую-либо постановку. Отдельное внимание стоит уделить учебнику Б.А. Ланина, в котором содержится обширный анализ постановок и задания, в которых фигурируют сценические интерпретации.
В предложенных в работе методических рекомендациях использована постановка театра «Современник» 1976 года, которая является классической (сохранены все диалоги и монологи, декорации соответствуют тексту). Постановка может привлечь внимание учителя также и тем, что в ней интересно решение сценографии в декорациях и в расстановке действующих лиц в мизансценах, световые акценты. Несмотря на соответствия тексту, в режиссерских решениях в спектакле есть интересные находки, которые отличаются от задуманного автором, и это открывает большое пространство для рассуждений.
В начале изучения пьесы необходимо рассказать обучающимся об истории создания и сценической истории пьесы, которая впервые была поставлена при жизни М. Горького. Данная информация позволит понять замысел автора и его взгляд на театральную интерпретацию.
При сопоставлении спектакля и пьесы рекомендуем обратить внимание на декорации, костюмы актеров, световые решения. Данные наблюдения позволят понять идею спектакля и пьесы, связанную с возможностью возрождения героев. Поскольку основная трудность в интерпретации пьесы связана с образом Луки, обращается к анализу сцен с его участием. Если в спектакле театра «Современник» Лука представлен как праведник, то в пьесе, на наш взгляд, Лука ближе к искусителю. Такая же точка зрения представлена и в отзывах самого М. Горького.
При изучении в школе драмы М. Горького «На дне» использование сценической интерпретации помогает учителю формировать у обучающихся представление о драме как особом роде литературы, близком к театру, а также анализ пьесы в контексте другого вида искусства позволяет развивать умение сравнивать, сопоставлять, интерпретировать не только вербальные, но и невербальные знаки.


1. Анненский, И.Ф. Драма на дне/ И.Ф. Анненский // Книги отражений. - Москва : Наука, 1979. - С. 71-82. - ISBN 5-280-00082-5.
2. Ариас-Вихиль, М.А. Пьеса М. Горького «На дне» в Италии : постановка труппы Татьяны Павловой 1926 г. (по материалам архива
A. М. Горького) / М.А. Ариас-Вихиль // Studia Litterarum. - 2018. - Т. 3, № 1. - С. 266-281.
3. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии / Аристотель// Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Литература. - Минск, 1998. - С. 1064-1112. - ISBN 985-437-401-7.
4. Белинский, В. Г. Разделение поэзии на роды и виды /
B. Г. Белинский // Lib.ru / Классика. - 2021. - Т. 5. - URL: http://az.lib/belinskijshtml (дата обращения: 25.04.2022).
5. Богданова, О.В. Концептуальные основы образа Актера в пьесе Горького «На дне» / О.В. Богданова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - №2. - С.54-58.
6. Быков, Д. Л. Был ли Горький? : библиографический очерк / Д. Л. Быков. - Москва: ACT, 2008 - 353с. - ISBN 978-5-17-054542-1.
7. Бялик Б. А. Наследие М. Горького и современность. Б.А. Бялик. - Москва: Наука, 1986 - 277с. - ISBN 978-5-63131-227-5.
8. Гамула Н.В. М. Горький «На дне». Спор о человеке, проблема правды
9. Гачев, Г.Д. Логика вещей и человек. Прение о правде и лжи в «На дне» М. Горького / Г.Д. Гачев. - Москва : Высшая школа, 1992. - 95 с. - ISBN 5-06-002485-7.
10. Гачев, Г. Д. Что есть истина? Прения о правде и лжи в «На дне» М. Горького / Г. Д. Гачев // Литература. Первое сентября. - 2018. - №24. -
C. 535-554.
11. Гладков, А. К. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде / А. К. Гладков. - Москва : СТД РСФСР, 1990. - 287 с. - ISBN 978-5-91631­277-5.
12. Головчинер, В.Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне» / В. Е. Головчинер // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - № 3 (40). - С. 20-26.
13. Горький М.А. Собрание сочинений в 30 тт. Пьесы 1901-1906 гг./ Горький М.А. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1950. - 562с. ISBN 978-5-8368-1121-6.
14. Демкина, С.М. Пьеса М. Горького «На дне» на немецкой сцене (по материалам музея А.М. Горького ИМЛИ РАН) / С.М. Демкина // Studia Litterarum. -2018. - Т. 3, № 1. - С. 252-265.
15. Добролюбов, Н.А. Избранное / Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. - Москва : РОССПЭН, 2010. - 231 с. - ISBN 978-2-8243-1184-6....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ