ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Специфика предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» 6
1.2 История возникновения интерактивных методов обучения 14
1.3 Сущность и характеристика интерактивных методов, форм и
средств обучения 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТЕХНОГЕННЫН ОПАСНОСТИ» У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ 32
2.1 Разработка урока с использованием интерактивных методов при изучении темы техногенные
опасности 32
2.2 Проверка эффективности применения интерактивных методов 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Задаче формирования безопасного поведения и здорового образа жизни школьников не случайно сегодня уделяется значительное внимание. В современной школе уже недостаточно одних лишь традиционных методов обучения, дети приходят в школу с разным уровнем развития и требуют индивидуальности в образовательном процессе.
Решение этой проблемы требует интегрированных исследований в педагогике, психологии, культуре, безопасности жизнедеятельности личности. Одним из наиболее эффективных путей формирования безопасного поведения и здоровых привычек учащихся, является решение этой проблемы через образовательный процесс. Возможности разных предметов школьного образования в этом отношении отличаются.
Наибольшим потенциалом обладает курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ). Содержание курса ОБЖ позволяет полноценно решить проблему формирования безопасного поведения обучающихся в опасных и чрезвычайных ситуациях и сохранения здоровья в повседневной жизни, посредством использования современных интерактивных методов обучения. Кроме этого, курс содержит необходимую информацию о безопасности в современном мире, важным критерием которого является правильное поведение при чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) [15].
Правильное поведение при ЧС достигается умением учителя правильно спланировать, организовать и донести информацию до обучающихся. Таким образом, умение использовать интерактивные методы в обучении, позволяют достигать высокого уровня знаний о поведении при ЧС.
В этой связи возникает необходимость применения таких педагогических методов обучения и воспитания, которые бы повышали результативность преподавания курса ОБЖ. Таким образом актуализируется задача интерактивных методов обучения.
Вице-президент Российской академии образования Д.И. Фельдштейн в своем докладе 29 октября 2013 года подчеркнул: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело» [4]. Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Таким образом, для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, базирующейся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения.
Объект исследования: процесс обучения на уроках ОБЖ темы «Техногенные опасности».
Предмет исследования: интерактивные методы в процессе обучения темы «Техногенные опасности».
Цель исследования: изучение применения интерактивных методов обучения на уроках ОБЖ, темы «Техногенные опасности».
Задачи исследования:
1. Провести литературный обзор по теме исследования.
2. Сформировать контрольную и экспериментальную группы для оценки эффективности применения интерактивных методов обучения при изучении темы «Техногенные опасности».
3. Проанализировать полученные результаты педагогического эксперимента и сформулировать выводы.
Гипотеза: Мы предполагаем, что применение интерактивного метода обучения при изучении темы техногенные опасности по предмету ОБЖ, позволяет обучающимся усвоить больше материала.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование по применению интерактивных методов обучения при изучении темы «Техногенные опасности», позволяет сделать следующие выводы.
Интерактивность - это способность находиться в режиме диалога, где процесс обучения осуществляется в условиях постоянного взаимодействия всех участников. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, связанное с совместной деятельностью учащихся в процессе освоения учебного материала, где каждый из обучаемых вносит свой индивидуальный вклад в общий процесс обучения.
Интерактивные методы обеспечивают не только прирост знаний, умений и навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрывают новые возможности обучающихся, являются необходимым условием для включения участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
Существует три группы интерактивных форм обучения: дискуссионные, игровые, тренинговые. Одним из перспективных интерактивных методов является «сингапурский» метод обучения.
Применение интерактивных методов обучения проходит более эффективно при использовании различных средств обучения. К ним относятся: интерактивные доски, мобильные устройства, компьютерные программы и многое другое.
В данной работе мы применили игровую форму интерактивного метода обучения, такую как: «игра - анализ чрезвычайных инцидентов». Она показала свою практическую значимость и эффективность в формировании организационных и коммуникативных компетенций учащихся, таких как формирование умения школьников взаимодействовать между собой, умения вести диалог, обмениваться мнениями, принимать позицию другого, умения планировать свою деятельность, брать на себя ответственность в принятии решений и постановке целей, уважительно относиться к людям, а самое главное, школьники учатся учиться, что служит стимулом их развития и совершенствования в течение всей жизни.
Применение интерактивных методов обучения при изучении темы «Техногенные опасности» оказывает положительное влияние на усвоение обучающимися темы урока. Показания теоретических знаний в экспериментальной группе заметно увеличились (высокий уровень знаний вырос с 10% до 40%, средний уровень знаний вырос с 35% до 50%). Показания практических знаний в экспериментальной группе также не осталось без существенных изменений (высокий уровень знаний вырос с 5% до 40%, средний уровень знаний вырос с 10% до 35%). В экспериментальной группе произошло значительное снижение низкого уровня владения практическими знаниями (показатель снизился с 85% до 25%) и теоретическими знаниями (показатель снизился с 50% до 10%). В контрольной группе показатели теоретических знаний не значительно повысились (средний уровень знаний с 30% до 35%, высокий уровень знаний с 15% до 20%). Также заметен незначительный рост показателей практических знаний (средний уровень знаний с 15% до 25%, высокий уровень знаний с 0% до 15%). В контрольной группе произошло незначительное снижение низкого уровня владения практическими знаниями (показатель снизился с 85% до 60%) и теоретическими знаниями (показатель снизился с 55% до 45%). Благодаря использованию интерактивных методов при изучении «Темы техногенные опасности», учащиеся средних классов качественнее усвоили тему урока.
Таким образом положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы, о том, что применение интерактивного метода обучения при изучении темы техногенные опасности в школе, позволяет обучающимся усвоить больше материала, чем при традиционном обучении. Цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Абаскалова Н. П., Акимова Л. А., Петров С. В. Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 304 с.
2. Абаскалова Н.П., Казин Э.М., Шинкаренко А.С. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе. // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №3. - С. 180-185.
3. Акимова Л. А., Лутовина Е. Е., Зуев А. М. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - №7. - С. 43-49.
4. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. - 2010 - № 4 - с. 61-69.
5. Айзман Р.И., Королев В. А. Значение курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2012, - №7. -С.210-215.
6. Борзова Л. П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей/Л.П. Борзова. — М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2004 — 222 с.
7. Варфоломеева, Т.Н. Влияние использования информационных
технологий на деятельность педагогических субъектов / Т.Н. Варфоломеева, З.С. Хуббитдинов. [Электронный ресурс]: -
https://www.scienceforum.ru/2015/976/8481.
8. Гафнер В.В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД. 2013. № 4 (18). С. 32-38.
9. Григорьев, В.К. Технология электронного обучения одного класса пользователей программных продуктов / В.К. Григорьев // Дистанционное и Виртуальное обучение. - 2015. - №8. Август. - С. 12-27.
10. Дорожкина Н. И. Современный урок ОБЖ. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2017. - 288 с.
11. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 [Электронный ресурс]: - http://technomag.edu.ru/doc/172651
12. Ефимов, П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.
13. Жебровская, О. О. Игровой комплекс (начальный курс физической географии, VI класс) [Текст]// География в школе, - №6, - 1996.
14. Зуев А.М. Актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - №5(21). - С. 140-144.
15. Казин Э. М., Абаскалова Н. П. и др. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников //Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. - Казань, 2014. - С. 205-211.
16. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы/Е.А. Капранова// Вестник Полоцкого государственного университета. - 2012. - № 7.
17. Кинилев, В. Использование информационных и коммуникативных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум / В. Кинилев, Пит Коммерс, Б. Коцик. - Москва.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005. - 240 с.
18. Коротаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Коротаева // Директор школы. - 2014. - №9. - С. 45-48.
19. Кочергина, Н.В. Методология построения дистанционной общеобразовательной среды / Н.В. Кочергина, А.А. Машиньян // Дистанционное и Виртуальное обучение. - 2016. - №1. - С. 33-37.
20. Леушина, Е.А. Классификация методов обучения в педагогической деятельности / Е.А. Леушина, Н.А. Леушина // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - №3(22). - С. 119-122.
21. Лопуга В.Ф. Технологии проектного обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс]: http://www.valeo.akipkro.ru/index.php?id=94&Itemid=231&layout=blog&option=com content&view=category.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с.
23. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2011.
24. Мерекс, А.А. Современная спецификация электронного обучения
- Experience API / А.А. Мерекс // Дистанционное и Виртуальное обучение. - 2015. - №11. - С. 88-94.
25. Обвинцев, Г.Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников [Текст] / Г.Е. Обвинцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы V международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 170-172.
26. Пакало, А.И. Применение интерактивных методов обучения, как условие повышения мотивации школьников к изучению предмета ОБЖ. [Электронный ресурс]: http://ai.pakalo.name/nauchno-metodicheskajadejatelnost/ primenenieinteraktivnykh-metodov/.
27. Подласый, И.П., Педагогика: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009.
- 540с. - (Основы наук).
28. Репин Ю.В. ОБЖ - фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. - 2012. - №1. - С. 119-127.
29. Садыков Т. М. История развития интерактивных технологий // Проблемы современного образования. - 2016, № 4. - С. 158-161.
30. Скырков А.А. Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО.// Инфоурок [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/statya-sovremenniy-podhod-k-obucheniyu-obzh-v-ramkah-realizacii-fgos-ooo- 1010300.html.
31. Токтарова, В.И. Применение мобильных технологий в условиях контекстного обучения / В.И. Токтарова, А.Д. Благова // Дистанционное и Виртуальное обучение. - 2015. - №9. - С. 58-65.
32. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 201.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс].: http:// standart .edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
34. Фельдштейн, Д.И. Доклад в РАО на тему «Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества». 29 октября 2013 года.