Введение 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 264 УК РФ 6
1.1 Объект состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ 6
1.2 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного статьей 264
УК РФ 12
1.3 Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 264УК
РФ 28
1.4 Субъект состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ 29
ГЛАВА 2. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 264 УК РФ 34
2.1 Квалифицированные составы преступлений, предусмотренных частями 3, 5
статьи 264 УК РФ 34
2.2 Квалифицированные составы преступлений, предусмотренных пунктом «а»
частей 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ 40
2.3 Квалифицированные составы преступлений, предусмотренных пунктом «б»
частей 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ 48
3.СООТНОШЕНИЕ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 264 УК РФ, СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ 56
3.1 Соотношение состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ,
со смежными составами преступлений, предусмотренными статьями 109, 118, 143 УК 56
3.2 Соотношение состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, с
составом преступления, предусмотренным ст. 263 УК 59
3.3 Соотношение состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, с
составом преступления, предусмотренным ст. 264.1 УК 61
3.4 Соотношение состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ,
с составом преступления, предусмотренным ст. 268 УК РФ 64
3.5 Соотношение состава преступления, предусмотренного статьей. 264 УК РФ,
с составом преступления, предусмотренным ст. 350 УК РФ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованных источников и литературы 71
На сегодняшний день автомобильный транспорт является очень востребованным, вместе с этим, данный сектор экономики стремительно развивается. Такая тенденция заметно нормализует положение финансовой и кредитной сферы. Также значительно вырос спрос на автотранспортные услуги, в связи с этим в Российской Федерации происходят масштабные структурные преобразования, изменениям подвергнуты организационно- правовые, финансово-экономические, и иные механизмы, призванные регулировать деятельность в области автомобильного транспорта.
По данным федеральной службы государственной статистики, количество дорожно-транспортных происшествий с каждым годом уменьшается, это уже говорит об эффективности принимаемых мер по совершенствованию правовых механизмов в области эксплуатации автомобильного транспорта. По данным на 2018 год произошло - 168099 ДТП, погибло - 18214 человек, ранено - 214853 человек. По данным за 2019 год произошло 164358 ДТП, погибло - 16981 человек, ранено - 210887 человек. По данным на 1 мая 2020 года произошло - 39192 ДТП, погибло - 4152 человек, ранено - 50339 человек.
В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия происходят из-за нарушения правил дорожного движения, в которых виновными являются водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры, велосипедисты, или же вследствии грубых нарушений правил технической эксплуатации автомобильного транспорта работниками автотранспортных предприятий, также в результате ненадлежащего контроля за состоянием дорог и регулирования дорожного движения.
Дорожно-транспортные происшествия, в которых причинен тяжкий вред здоровью либо смерть потерпевшему, являются дорожнотранспортными преступлениями, так как согласно уголовному законодательству, влекут уголовно-правовую ответственность.
Объект данного исследования - общественные отношения, связанные с реализацией уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, акты высших судебных инстанций и материалы судебной практики, а также специальная литература
Основная цель работы - юридический анализ и выявление проблем квалификации состава преступления - нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели в работе поставлен и решен ряд задач:
1) охарактеризовать объект преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
2) дать характеристику объективной и субъективной стороне данного состава преступления;
3) выявить квалифицирующие признаки данного состава преступления;
4) Дать соотношение нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств со смежными составами преступлений.
5) проанализировать основные проблемы при квалификации такого преступления.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и исторический методы.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной практики: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", кассационное определение президиума Московского областного суда от 14. 06. 2012 по уголовному делу № 43-4350, приговор Урицкого районного суда Орловской области от 12.11.2018 по уголовному делу № 1-1-45/2018, приговор Палласовского районного суда Волгоградской области от 05.02.2020 по уголовному делу № 1-6/2020, приговор Тбилисского районного суда Краснодарского края от 25.11.2019 по уголовному делу № 1-203/2019, приговор Предгорного районного суда Ставропольского края от 26.09.2019 по уголовному делу № 1-431/2018, приговор Выборгского городского суда Ленинградской области от 27.09.2019 по уголовному делу № 1-457/2019, приговор Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22.10.2019 по уголовному делу № 1-1049/2019, приговор Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 09.11.2018 по уголовному делу № 1-27/2018. Теоретическую базу исследования составляют труды ученых, таких как Коробеев А.И., Чучаев А.И., Пикуров Н.И., Горелик А.С., Малинин В.Б. и другие. Нормативную базу исследования составляют Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон от 21.11.2011 N 323- ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Исходя из задач и целей, что были поставлены, можно сделать следующие выводы: Основным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ является безопасность дорожного движения и эксплуатация транспортных средств. Наряду с основным объектом, данный состав преступления имеет обязательный дополнительный объект - жизнь и здоровье человека. Предметом анализируемого состава преступления выступают механические транспортные средства, т.е. такие транспортные средства, которые осуществляют движение с помощью двигателя. К таким относятся: автомобили, трамваи, трактора, самоходные дорожностроительные и иные самоходные машины, троллейбусы, мотоциклы, иные транспортные средства, для управления которыми, требуется получение специального права. Теперь таким транспортным средством также является мопед, в связи с изменениями Постановления Пленума Верховного суда № 25 в 2016 году, данное транспортное средство стало предметом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.
С объективной стороны проанализированный состав преступления представляет единство трех составляющих:
1) Деяние (действие либо бездействие), которое выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
2) Наступление последствий в виде причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть одному или более лицам;
3) Наличие причинно-следственной связи между деянием ( действием либо бездействием) виновного и наступившими последствиями.
Нарушение правил дорожного движения выражается в несоблюдении лицом, управляющим транспортным средством, предписаний установленных в нормативных правовых актах, таких как Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 26.03.2020) "О Правилах дорожного движения", и тому подобных. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении соответствующими лицами предписаний, обеспечивающих безопасное использование транспортных средств
Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ - материальный. То есть преступление является оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных данной статьей, ответственность
дифференцируется в зависимости от тяжести последствий. При квалификации преступного деяния по статье 264 УК РФ, должна быть установлена причинно-следственная связь между нарушением виновным лицом конкретного пункта правил, которые содержатся в нормативных правовых актах, и наступившими в результате данного нарушения, тяжкими последствиями.
Субъект рассмотренного состава преступления является специальным, им может быть любое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ не имеет значения, правомерно или неправомерно виновное лицо управляло транспортным средством. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
Для вменения квалифицированного состава преступления по части 3, 5 статьи 264 УК РФ виновному лицу, необходимо наступление последствий в виде смерти одного или более потерпевших. Квалифицирующими признаками по части 2,4,6 УК РФ кроме последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему, является состояние опьянения и оставление места происшествия.
Как показывает судебная практика, при назначении наказания за преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, в абсолютном большинстве случаев суды учитывает наличие или отсутствие судимости, а также характер и степень тяжести совершенного преступления. Суды принимают во внимание также признание вины и раскаяние в содеянном лицом, совершившим преступление. Назначая наказание, суды учитывают личность виновного, его возраст. Во внимание также принимаются такие обстоятельства как трудоустройство, наличие регистрации или постоянного места жительства, данные о нахождении на учете в диспансерах, состояние здоровья виновного лица, характеристика с места работы жительства, учебы и так далее. Также суды берут во внимание семейное положение виновного. Эти данные о личности наиболее распространены и учитываются в абсолютном большинстве приговоров.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд принимает во внимание извинения подсудимого, деятельное раскаяние в пользу потерпевшей стороны, отсутствие претензий у потерпевших, мнение потерпевшего касаемо строгости наказания.
Особое внимание судами к административным правонарушениям виновного в области дорожного движения.
Как правило, смягчающими обстоятельствами суды признают: полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное содействие следствию в расследовании преступления, наличие малолетних детей, беременность виновного лица либо супруги виновного, оказание помощи пострадавшим после совершения преступного деяния, добровольное, полное или частичное возмещение вреда пострадавшей стороне.
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. N 63ФЗ (ред. от 07.04.2020.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации от 18.12.2001 г. № 174 ФЗ (ред от. 07.04.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ред. от 30.07.2019) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 26.03.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 (ред. от 17.11.2015) "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 (ред. от 17.11.2011) "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 10.09.2016)
"Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского
освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Постановление Правительства РФ от 20.09.2012 N 950 "Об утверждении
Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека" [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Правила учета дорожно-транспортных происшествий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 (ред. от 04.09.2012) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 N 73 "Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий" [Электронный ресурс] // Справочная правовая систему «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
Специальная литература
14. Арзамасцев М. Состояние опьянения как квалифицирующий признак дорожно-транспортного преступления / М. Арзамасцев // Уголовное право. 2010. N 1. С. 4 - 8
15. Горелик А. С. Объективные основания и пределы уголовной ответственности за последствия при бездействии // Правоведение. 1963. № 2. С. 102 - 111...56