Введение
Глава 1. ИТО в обучении школьников математике
1.1. Что понимают под ИТО. История развития и современные ИТО.
1.2. Плюсы и минусы применения ИТО в обучении школьников.
1.3. Опыт педагогов применения ИТО в обучении математике в школе.
1.4 Требования и правила использования ИКТ (может не ИКТ, а ИТ средств) в учебном процессе школы
1.5. Описание возможностей «Живой математики» в обучении школьников геометрии.
Глава 2. ИТО в обучении геометрии учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы
2.1. Анализ теоретического и практического содержания курса геометрии 7-8 классов средней общеобразовательной школы с точки зрения возможности и целесообразности применения ИТО
2.2. Рекомендации по применению ИТО на уроках геометрии при изучении конкретных разделов.
2.3. Описание апробации рекомендаций параграфа 2.2.
Заключение
Список литературы
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. [16] Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, в центр внимания выходит решение проблемы личностно-ориентированного образования, в основе которого личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Осуществление этого наиболее эффективно происходит через использование новых информационных технологий.
Введение новых ФГОС, задачи индивидуализации обучения, гуманистические основы учебно-воспитательного процесса в современной школе требуют в первую очередь формировать думающую личность, обладающую достаточной математической культурой и мышлением.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей.
Существует множество инновационные технологий, наиболее известные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология. Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Применение информационных технологий в образовании одна из важнейших задач информатизации современного общества. Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику информационных и коммуникативных технологий. [43]
Стремление использовать компьютерные технологии на уроках математики, продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:
• сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;
• педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения;
• компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.
Использование информационных технологий на уроках математики способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога. [33]
Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: - развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; - сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; - обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; - включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью. В настоящее время главной задачей учителей, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках - достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи.
Гипотеза исследования: использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной дидактической задачей уроков в школе.
Цель исследования: разработка рекомендаций по применению информационно-технических средств в обучении учащихся 8-х классов геометрии.
Объект исследования: процесс обучения школьников математике.
Предмет исследования: информационно-технические средства обучения школьников.
Задачи исследования:
1. Определить существующие информационно-технические средства обучения школьников;
2. Выявить плюсы и минусы применения информационно-технических средств обучения в школе;
3. Изучить условия правильного применения информационно -
технических средств обучения в школе;
4. Подробно описать применение Живой математики на уроках геометрии. Разработать на примере одной параллели рекомендации по применению Живой математики в обучении геометрии и провести их апробацию
В настоящее время компьютерные технологии проникают во все сферы жизни общества, в том числе и в систему школьного образования. Многие школы оборудованы современными компьютерами и мультимедийными проекторами, и преподавателям, учителям раскрываются широкие возможности для творческой и продуктивной работы с детьми.
На сегодняшний день главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт после прохождения практики в школе показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя активные формы обучения, проводя нетрадиционные уроки: уроки - игры, уроки - экскурсии, уроки творчества. На практике, работая с информационными технологиями эффективно использовала различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные при подаче нового материала, репродуктивные, методы проблемного обучения, метод проектов, методы контроля и самоконтроля, методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В ходе работы над проектом изучается теоретический материал, выполняются отдельные практические задания, входящие в проект. Проект заканчивается презентацией творческой работы.
Математическое направление пронизывает всю структуру школьного образования. Математическая компетентность ученика складывается из нескольких критериев:
• знание математических понятий, формул;
• знание различных приемов, способов решения задачи;
• умение выбрать способ решения в зависимости от ситуации;
• умение находить наиболее эффективный способ решения поставленной задачи.
На современном этапе одним из приоритетных методов повышения уровня математической компетентности ученика является использование мультимедиа технологий.
Использование информационных технологий в процессе образования направлено на цель: повышение познавательной активности. И эта цель достижима, так как при внедрении ИКТ я учитывала особенности каждого ученика, создавала благоприятный психологический фон на уроке. На уроках - контролях использовала методы, сохраняющие интерес к предмету, использовала разнообразные методы деятельности, усиливающие мотивацию к учебной деятельности.
(добавила)Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует интересу к ученью.
С развитием информационных технологий профессиональная деятельность учителя выходит за рамки классно-урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика средствами Интернет. Внедрение образовательных технологий в массовую школу и практическое использование компьютерных обучающих программ показывает, что роль педагога остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении. Ему важно лишь определить свое место и установить новые роли в образовательном процессе.
В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого учителя. Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удаленных друг от друга. Для профессионального взаимодействия учителей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности.
Значение информационных технологий велико, т.к. они способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках мирового сообщества.
Опыт работы по применению новых технологий в школе, позволяет говорить, что при умелом использовании информационных, компьютерных технологий, учитель получает мощнейшее средство, позволяющее ему добиваться высоких результатов при изучении стереометрии в старшей
школе.
1. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев // Школьные технологии. - 2007. - №3. - С. 151-170.
2. Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия 7-9», М. «Просвещение»
3. Безгодова О. С. Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика» (г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 177-179.)
4. Бордуков Н. И. Анализ информационных ресурсов и средств, применяемых учителями математики в школьной практической работе. 2012.
5. Васильева Г.Н. О видах деятельности учащихся на уроках математики// Реализация деятельностного подхода при обучении математике: Сборник научно-методических статей. Пермь: ПГПУ, 2003.
6. Васильева Г.Н., Ситникова Н.А., Шестаков А.П., Широких А.А. Использование ИКТ в обучении математике: Учебно-методическое пособие. Пермь. ПГУ, 2006.
7. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252с.
8. Гаврилова И. Н. Использование информационно - коммуникативных технологий в преподавании математики, Диссертация. М., 2009
9. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987
10. Гин. А. Приемы педагогической техники. - М. «Вита-Пресс», 1999, стр.72-73.) см. журнал «Математика в школе» №6, 2001г Научно-теоретический и методический журнал.
11. Глизбург, В.И. Информационные технологии при освоении
топологических и дифференцировано-геометрических знаний в условиях непрерывного математического образования / В.И. Глизбург // Информатика и образование. - 2009. - №2. - С. 122-124.
12. Гомулина Н. Н. Применение новых информационных и
телекоммуникационных технологий в школьном образовании. Диссертация. М., 2003
13. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8
14. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХ! века: деятельность, ценности, успех. — М.,Центр «Педагогический поиск» 2004
15. Гусева В.А - М.: Академия.2004. Методика обучения геометрии./ Под редакцией профессора
16. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
17. Дубровиной И.В. Практическая психология образования / Под ред... - СПб., 2004. - С.320. 2) Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). - М., 2000. - С.28.
18. Евсеева И. В. Плюсы и минусы применения презентаций на уроках математики, Диссертация. М., 2008
19. Елисеев Николай. Плюсы и минусы использования электронных
учебников в школах «Просвещение».
20. Жарова О. В. «Плюсы и минусы применения интерактивной доски» Диссертация. М., 2013
21. Журнал «Медиум», инновационные решения в образовании и в бизнесе, Москва, выпуск 11, 2007 г.
22.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
23.Золотарева В. В., Из опыта работы «Применение ИКТ на уроках
математики»
24. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- №1
25. Ильясова, Р.А. Пути формирования методического мастерства будущего
учителя математики в использовании информационно¬
коммуникационных технологий / Р.А. Ильясова // Информатика и образование. - 2009. - №3. - С. 100-102.
26. Иманова, О.А. Развитие деятельностной и креативной компонент медиакомпетентности учащихся старших классов средней полной школы средствами мультимедийных технологий / О.А. Иманова, О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2009. - №5. - С. 106-109.
27. Кабакова С. В. Электронный учебник: за и против.
28. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.
29. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.
30. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.
31. Кнышенко Л.Н., Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 20 г.Старый Оскол
32. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 1989
33. Ларина О. Ю. Статья по теме: Применение информационных технологий на уроках математики (из опыта работы)
34. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» - Педагогическое Общество России, М., 2001
35. Мироненко О. В. Использование современных информационных
технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668
36. Никифорова М.А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7.
37. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного
обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: Изд-во РАО, 1998, с. 7.
38. Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. Авторы: 2-е изд. - М.: 2014 - 240 с.
39. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с
40. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007
41. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и
коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.
42. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
43. Сайков Б.П. Организация информационного пространства
образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
44. Сафиуллина Ф. С. Статьи журнала «Информатизация образования. Проблемы и поиски»
45. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе.
- М.: Народное образование, 2002. 7. Селевко Г.К. Педагогические
технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
46. Селютина М. Б., Энтина С. Б. О достоинствах и недостатках электронных учебных программ.
47. Старцева Надежда Алексеевна Информационные технологии на уроках математики., с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
48. Талькова Т. Т., методист отдела общеобразовательных дисциплин Витебского областного института развития образования
49. Хеннера. Е.К Методические рекомендации по использованию
информационно-коммуникационных технологий в школе: Учебно¬
методическое пособие/ Под редакцией. Пермь, ПРИПИТ, 2004
50. Шаниной И.В. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики (Из опыта работы учителя математики МОУ «СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
51. Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 10