Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты построения уроков географии в современной школе
1.1. Требования к построению уроков географии в соответствии с ФГОС 5
1.2. Роль практических работ в структуре уроков географии 13
1.3. Роль информационно-коммуникационных технологий на уроках
географии 21
1.4. Эффективность практических работ с использованием информационно-коммуникационных технологий при изучении географии 29
Глава 2. Методические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий при изучении географии
2.1. Методические рекомендации к использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках географии 32
2.2. Комплекс практических заданий для 8 класса с применением
информационно-коммуникативных технологий 36
Заключение 41
Список использованных источников
Актуальность исследования. Важная задача географии состоит в том, чтобы у детей сложилась целостная картина современного мира, о планете, на которой они живут, об открытии и изучения планеты. Воспитательная задача географии состоит в экологическом воспитании и образовании школьников, исходя из того, что экологическая проблема - одна из важнейших проблем в современном мире.
На современном этапе осуществления обучения и воспитания творческой личности информатизация общеобразовательного процесса - одна из приоритетных стратегических задач реформирования образования в нашей стране. Личность ученика ставится в центре учебного процесса, требует от учителя переосмысления целей и задач уроков с позиции школьников.
Методика введения мультимедиа является современной компьютерно-информационной технологией, обеспечивающей возможность объединять в одной компьютерной программе анимацию, звук, текст, графическое изображение и видео.
Преподавание с демонстрационно-моделирующими программными средствами, которые используются на этапах изучения нового материала, закрепления, демонстрации модели объекта обучения, показа видеофрагментов должно быть направлено на то, чтобы не давать готовых ответов, а нацеливать учеников на творческий поиск, формирование собственного мнения.
Главное не то, правильный или неправильный ответ, а то, как ученик обосновывает, мотивирует свой вывод, ищет собственный вариант решения задачи. Достижение этой цели возможно благодаря использованию разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности, стимулирования учащихся к высказываниям на основе увиденного, услышанного или смоделированного. Такую возможность предоставляют уроки с обеспечением информационно-компьютерного сопровождения учебных занятий по географии.
Объект исследования - процесс обучения географии.
Предмет исследования - информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся 8 класса.
Цель работы - разработать практические задания по географии с применением информационно - коммуникационных технологий для обучающихся 8 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать требования к построению уроков географии в соответственности ФГОС
2. Рассмотреть аспекты эффективности практических работ при применении ИКТ
3. Подготовить комплекс практических заданий для 8 класса с применением информационно-коммуникативных технологий
В процессе разрешения поставленных задач комплексно использовались такие методы исследования:
- анализ нормативных документов
- сравнительный
- обобщение
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, а также списка использованных источников.
Из анализа проблем и способов внедрения информационных технологий в процесс обучения географии следует, что компьютерная техника все в большей степени внедряется и применяется в учебном процессе. В настоящее время информационные технологии уже становятся частью педагогических технологий, составляя вместе с установившимися подходами единое целое педагогического цикла. Электронные ресурсы являются основой проектирования информационной образовательной среды школы, в том числе кабинета географии.
Применение компьютерных учебных программ способствует повышению эффективности учебного процесса по изучению физической географии благодаря тому, что повышается уровень усвоения знаний и умений, учащиеся самостоятельно прорабатывают учебный материал; учитель имеет возможность проводить учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения и эффективно проверять уровень знаний учащихся при минимальной затрате времени.
Применение информационно коммуникационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний, а также в организации различных видов учебной деятельности является одной из значимых особенностей системы образования.
Моя работа позволила сделать следующие выводы:
Главные проблемы - это проблемы психолого-педагогические. Они заключаются в низком уровне готовности учителей к проведению занятий с использованием ИКТ, отсутствие научно обоснованной методики использования ИКТ при проведении занятий, в том числе - и по географии, недостаточной обеспеченности количественно и качественно учебных заведений педагогическими программными средствами. Понятно, что это далеко не все проблемы, но без их решения невозможно положительно решить вопрос использования ИКТ в целом.
Современные ИКТ создавались отнюдь не для образовательного пространства, а привели к явной революции в образовании. Мы стали свидетелями того, как система образования встраивается в мировую информационную сеть, поэтому на личность учителя возложена ответственность по освоению и внедрению ИКТ в повседневную педагогическую практику.
Можно сделать вывод, что большинство компьютерных программ по географии содержит значительную часть учебной информации. Они могут широко использоваться на уроках географии. Одновременно данные программные средства по своему дидактическому назначением в основном является вспомогательным, иллюстративным источником знаний.
Преимуществом применения мультимедийных программ на уроках географии является то, что благодаря фактической достоверности и концентрации изложения материала ученики получают значительный объем учебной информации за сравнительно короткое время. Это освобождает учителя от длительных, порой достаточно неубедительных объяснений, что приводит к формальному усвоению учебного материала.
Благодаря информационо коммуникационных технологий, содержащих программы, ученики учатся связывать сложившиеся представления с учебной темой, делать нужные дополнения, самостоятельные выводы и обобщения.
1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе. Народное образование. - 2008.- №1.- С. 176-182
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник ля студентов. - М.: Академический проект,2001. - 704 с.
3. Баранов В. В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь - экзаменатор, 8 класс: пособия для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.В Баранов; Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, издательство «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 95 с.
4. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии . - М.: Издательство «Мысль», 1980.- 238 с.
5. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие // И.И. Баринова, В.П. Дронов. - М.: Дрофа,2003. - 193 с.
6. Баринова И.И. Дидактические материалы по географии России: 8-9 кл.: кн. для учителя / И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Путятин. - М.: Просвещение, 1996. - 126 с.
7. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ А.И. Башмаков, И.А. Башмаков - М.: Филинь. 2003. - 616 с.
8. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. - 352 с.
9. Буханцева Н.В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия. - Волгоград: Изд-во Волгоградского госуниверситета, 2008.
- 369 - 371 с.
10. Васильев А.В. Использование Web-технологий и мультимедиа в образовании // Информационные технологии в образовании. М.: Влаос, 2012.
- 6 с.
11. Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март»,2002.-206с.
12. Воробьева Н.Е. применение интерактивной доски в работе учителя // Применение новых технологий в образовании: материалы XIX Международной конференции, 27 июня 2008 г. - Троицк: Изд-во «Тровант», 2208. - 72 с.
13. Галиева Г.М. Информатизация учебно-воспитательного процесса
/Г.М. Галиева// Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества: материалы международной
научнопрактической конференции. - Казань, 2008. - 243-245 с.
14. Геоинформационные системы и технологии. Основы работы с ГИС ArcView: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия: сост. П.В. Другаков. Горки, 2007.
15. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
16. Гриншкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98с.
17. Гура В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; - Таганрог , 2001.
18. Дронов В.П. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие ля учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - М.: Просвещение 2011. - 176 с.
19. Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. кд. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013. - 47 с.
20. Душина И. В., Таможняя Е.А., Путятин В.Б. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 203с.
21. Кедь В. И. Повышение интереса к обучению географии за счет информационно-компьютерных технологий. Повышение мотивации к учению // Фестиваль педагогических идей « Открытый урок». М.: ИД «Первое сентября», 2013. - 56 с.
22. Корнев И.Н., Поздняк С.Н., Комарова Т.А. Положение о магистерской диссертации по направлению « Естественнонаучное образование» (магистерские программы: Биологическое образование, Географическое образование) / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург. - 26 с.
23. Коротеньков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. М.: Академия Айти, 2013. - 150с.
24. Кострева Е.Н. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под. ред. Е.Н. Костаревой, В.П. Прядеина; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2007. - 136с.
25. Куклев В.А. Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию // Компьютерные учебные программы и инновации. - 2006. - №3. - 70-74 с.
26. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 351 с.
27. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2013. -72 с.
28. Сарыбеков М. Н., Сыдыкназаров М. К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Алматы: Триумф «Т», 2008.
29. Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2011.
30. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224с.
31. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и наук (IT&ES2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика». - М.: ЭГРИ, 2007.
32. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов/ О.В. Шлыкова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.