Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ» В КУРСЕ ОБЖ. 6
1.1. Процесс изучения темы: «Техногенные опасности» в курсе ОБЖ.6
1.2. Теоретические основы применения практико-ориентированных методов обучения. 9
1.3. Применение игровых методов как педагогической технологии практико-ориентированного метода обучения. 12
1.4. Особенности, цели и задачи применения игровых методов на уроках ОБЖ. 24
1.5. Важность изучения техногенной безопасности в программе школьного курса ОБЖ. 30
Выводы по 1 главе. 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ. 34
2.1. Первичная диагностика уровня знаний по теме: «Техногенные опасности» у обучающихся 8-х классов. 34
2.2. Организация формирующего этапа исследования. 39
2.3. Анализ эффективности использования практико-ориентированных методов обучения при изучении темы: «Техногенные опасности» в курсе
43
ОБЖ у обучающихся 8-х классов. 43
Выводы по 2 главе. 45
ВЫВОДЫ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1. 52
Приложение 2. 55
Приложение 3.
Проблема защиты растущего поколения от различного рода опасностей возникла единовременно с зарождением человечества. Изначально людям угрожали опасные природные явления, а также представители биологического мира. Но по истечению времени стали появляться опасности, виновником которых был, собственно, сам человек [20].
В настоящее время человечество все чаще сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, которые сопровождаются массовой гибелью людей. Данное обстоятельства гибели связано с тем, что большая часть населения некомпетентна в вопросе принятия правильного алгоритма действий при возникновении экстренной ситуации. Поэтому вопросы формирования культуры безопасности личности выходят на первый план. Именно поэтому не возникает ни единого сомнения о надобности обучения подрастающего поколения безопасному не только для себя, но и для всех окружающих, поведению. Поэтому представленная задача выступает ключевой при изучении курса ОБЖ.
В образовательном учреждении каждый педагог исследуют и применяет такие формы занятий, которые максимально обеспечивают активную включенность в образовательный процесс каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи прекрасно решаются с применением различного вида педагогических технологий [32].
Одной из таких технологий является практико-ориентированный метод обучения. Данный методов обучения направлен на то, чтобы научить учащихся понимать мотивы их обучения, их поведение в игре и в жизни, то есть формировать цели и содержание своей самостоятельной деятельности и, собственно, предвидеть ее непосредственные результаты.
Применение различных технологий практико-ориентированного обучения способствует развитию у обучающихся в первую очередь логического мышления, а также развитию познавательных интересов, помимо этого представленный метод обучения помогает в развитии внимательности и воспитании выдержки, а также в достижении различного рода целей [33].
Именно поэтому можно утверждать, что применения практико-ориентированных методов, особенно при изучении такой насущной темы как техногенные опасности, является как никогда актуальной.
Тема исследования: Применение практико-ориентированного метода при изучении темы «Техногенные опасности» у обучающихся 8-х классов.
Цель исследования: изучить эффективность использования практико-ориентированного метода обучения в процессе освоения темы: «Техногенные опасности» в курсе ОБЖ.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: использование практико-ориентированного метода обучения при изучении темы: «Техногенные опасности».
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование практико-ориентированного метода обучения в курсе ОБЖ по теме: «Техногенные опасности» способствует повышению уровня знаний обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать научную, научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести первичную диагностику уровня знаний обучающихся, по теме «Техногенные опасности», подобрать оптимальные практико-ориентированные методы обучения для формирующего этапа исследования.
3. Провести опытно-экспериментальную работу с использованием практико-ориентированных методов обучения.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: тестирование, педагогическое наблюдение учащихся, эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.
Экспериментальная база исследования:
Практическое исследование проводилось в период с 2.09.2021 по 25.05.2022 на базе Лицея №6 в 8-х классах. Общее количество обучающихся 56, 28 из которых были отнесены в контрольную группу, 28 обучающихся были отнесены в экспериментальную группу. Занятия проходили один раз в неделю, тема урока «Техногенные опасности», которая разработана с применением практико-ориентированных методов. Исследование включало в себя следующие методы: ситуационные задачи, кроссворды, ролевые игры, ребусы, а также викторины. Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о формировании знаний по теме «Техногенные опасности».
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы на занятиях ОБЖ в общеобразовательных школах
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В ходе изучение и анализа научно-методической литературы было сделан вывод, что метод практико-ориентированного обучения, является оптимальным для максимально большего включения обучающихся в образовательный процесс.
проблема безопасности обучающихся в обществе характерна на всех этапах обучения.
2. Исходя из изученной литературы были составлены тестовые задания, для того чтобы определить первичные знания по теме исследования, а также после проведения тестирования были подобраны оптимальные практико-ориентированные методы обучения, для проведения уроков в экспериментальном классе.
3. После проведенных занятий был проведен итоговый контроль с оценкой анализа результативности усвоения знаний. Результаты тестирование в экспериментальной группе были следующими: высокий уровень знаний показали 46% обучающихся, в сравнении с тем, что на I этапе процент ровнялся 0.В контрольной же группе высокий уровень усвоения знаний поднялся всего на 4%. Исходя из полученных результатов, было установлено, что подобранные ранее нами методы практико-ориентированного обучения являются эффективными.
1) Абрамова, И.Г. “Активные методы обучения в системе повышения квалификации” - С.Пб., 1988
2) Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М. и др. Надежность технических систем и техногенный риск. - М: Издательство «Деловой экспресс», 2002. - 15 с.
3) Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2017. - 592 с.
4) Андреева, Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ / Е. Андреева // ОБЖ, 2003. - № 4. - С. 54-59.
5) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. - 334 с.
6) Анисимов, В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе: учеб. для вузов / В.В. Анисимов. - М.: Просвещение, 2014. - 574 с.
7) Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.: "Дашков и К", 2001.
8) Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
9) Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2009.-№ 5.-с.26- 30.
10) Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2017. - 678 с.
11) Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.
12) Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 272 с.
13) Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович.- М.:Педагогика, 2007. — М.: Просвещение, - 324 с.
14) Бондаренко М. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ. - 2013. - № 3.
15) Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
16) Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 - 446 с.
17) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1991.
18) Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2007.- 127 с.
19) Графкина, М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. - 424 с.
20) Евгения, Комлева Методология оценки техногенного риска: моногр. / Комлева Евгения , Виктор Харьковский и Мира Байтуганова. - М, 2014. - 104 с.
21) Емельянов, В.М. «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» [Текст]: учебное пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов. -- Москва: Академический проспект, 2014. -- 358 с
22) Занъко, С.Ф. и др. Игра и ученье - М., 1992.
23) Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе - М., 2012.
24) Латчук, В.И. Методическое пособие по ОБЖ. 5-9 классы, Дрофа, 2004
25) Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения; М.: Московский психолого¬социальный институт, 2003. 320 с.
26) Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
27) Лында, А.С. и др. Педагогика; М.: Высшая школа, 2005. 368 с.
28) Мастрюков, Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2017. - 320 с.
29) Михайлов Л. А, Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.
30) Михайлов, Л.А. «Безопасность жизнедеятельности» [Текст]/Л.А. Михайлов.-- Санкт-Петербург: Питер, 2012. -- 302 с.
31) Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. - Барнаул: АГИК, 1992
32) Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008
33) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2008.- 456 с.
34) Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них - Москва: НЦ Энас, 2008
35) Пидкасистый, П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение,
1992.
36) Рыков, В.В. Надежность технических систем и техногенный риск. Учебное пособие. Гриф МО РФ / В.В. Рыков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 992 c
37) Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. М.: Винтаж, - 2011. - 298 с.
38) Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 125-129.
39) Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
40) Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя Издатель: М.: ТЦ СФЕРА, 2015.
41) Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2006.
42) Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. -М., 1999;
43) Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности - Ростов н/Д: Феникс, 2000
44) Чернышев, Г.Я. «Защите населения в чрезвычайных ситуациях» [Текст]/ Г.Я. Чернышев, А.Н. Голда, А.П. Зайцев. -- Москва: Военные знания, 2012.
45) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с