Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение практико-ориентированного метода при изучении темы «Техногенные опасности» у обучающихся 8-х классов

Работа №150361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ» В КУРСЕ ОБЖ. 6
1.1. Процесс изучения темы: «Техногенные опасности» в курсе ОБЖ.6
1.2. Теоретические основы применения практико-ориентированных методов обучения. 9
1.3. Применение игровых методов как педагогической технологии практико-ориентированного метода обучения. 12
1.4. Особенности, цели и задачи применения игровых методов на уроках ОБЖ. 24
1.5. Важность изучения техногенной безопасности в программе школьного курса ОБЖ. 30
Выводы по 1 главе. 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ. 34
2.1. Первичная диагностика уровня знаний по теме: «Техногенные опасности» у обучающихся 8-х классов. 34
2.2. Организация формирующего этапа исследования. 39
2.3. Анализ эффективности использования практико-ориентированных методов обучения при изучении темы: «Техногенные опасности» в курсе
43
ОБЖ у обучающихся 8-х классов. 43
Выводы по 2 главе. 45
ВЫВОДЫ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1. 52
Приложение 2. 55
Приложение 3.


Проблема защиты растущего поколения от различного рода опасностей возникла единовременно с зарождением человечества. Изначально людям угрожали опасные природные явления, а также представители биологического мира. Но по истечению времени стали появляться опасности, виновником которых был, собственно, сам человек [20].
В настоящее время человечество все чаще сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, которые сопровождаются массовой гибелью людей. Данное обстоятельства гибели связано с тем, что большая часть населения некомпетентна в вопросе принятия правильного алгоритма действий при возникновении экстренной ситуации. Поэтому вопросы формирования культуры безопасности личности выходят на первый план. Именно поэтому не возникает ни единого сомнения о надобности обучения подрастающего поколения безопасному не только для себя, но и для всех окружающих, поведению. Поэтому представленная задача выступает ключевой при изучении курса ОБЖ.
В образовательном учреждении каждый педагог исследуют и применяет такие формы занятий, которые максимально обеспечивают активную включенность в образовательный процесс каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи прекрасно решаются с применением различного вида педагогических технологий [32].
Одной из таких технологий является практико-ориентированный метод обучения. Данный методов обучения направлен на то, чтобы научить учащихся понимать мотивы их обучения, их поведение в игре и в жизни, то есть формировать цели и содержание своей самостоятельной деятельности и, собственно, предвидеть ее непосредственные результаты.
Применение различных технологий практико-ориентированного обучения способствует развитию у обучающихся в первую очередь логического мышления, а также развитию познавательных интересов, помимо этого представленный метод обучения помогает в развитии внимательности и воспитании выдержки, а также в достижении различного рода целей [33].
Именно поэтому можно утверждать, что применения практико-ориентированных методов, особенно при изучении такой насущной темы как техногенные опасности, является как никогда актуальной.
Тема исследования: Применение практико-ориентированного метода при изучении темы «Техногенные опасности» у обучающихся 8-х классов.
Цель исследования: изучить эффективность использования практико-ориентированного метода обучения в процессе освоения темы: «Техногенные опасности» в курсе ОБЖ.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: использование практико-ориентированного метода обучения при изучении темы: «Техногенные опасности».
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование практико-ориентированного метода обучения в курсе ОБЖ по теме: «Техногенные опасности» способствует повышению уровня знаний обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать научную, научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести первичную диагностику уровня знаний обучающихся, по теме «Техногенные опасности», подобрать оптимальные практико-ориентированные методы обучения для формирующего этапа исследования.
3. Провести опытно-экспериментальную работу с использованием практико-ориентированных методов обучения.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: тестирование, педагогическое наблюдение учащихся, эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.
Экспериментальная база исследования:
Практическое исследование проводилось в период с 2.09.2021 по 25.05.2022 на базе Лицея №6 в 8-х классах. Общее количество обучающихся 56, 28 из которых были отнесены в контрольную группу, 28 обучающихся были отнесены в экспериментальную группу. Занятия проходили один раз в неделю, тема урока «Техногенные опасности», которая разработана с применением практико-ориентированных методов. Исследование включало в себя следующие методы: ситуационные задачи, кроссворды, ролевые игры, ребусы, а также викторины. Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о формировании знаний по теме «Техногенные опасности».
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы на занятиях ОБЖ в общеобразовательных школах

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В ходе изучение и анализа научно-методической литературы было сделан вывод, что метод практико-ориентированного обучения, является оптимальным для максимально большего включения обучающихся в образовательный процесс.
проблема безопасности обучающихся в обществе характерна на всех этапах обучения.
2. Исходя из изученной литературы были составлены тестовые задания, для того чтобы определить первичные знания по теме исследования, а также после проведения тестирования были подобраны оптимальные практико-ориентированные методы обучения, для проведения уроков в экспериментальном классе.
3. После проведенных занятий был проведен итоговый контроль с оценкой анализа результативности усвоения знаний. Результаты тестирование в экспериментальной группе были следующими: высокий уровень знаний показали 46% обучающихся, в сравнении с тем, что на I этапе процент ровнялся 0.В контрольной же группе высокий уровень усвоения знаний поднялся всего на 4%. Исходя из полученных результатов, было установлено, что подобранные ранее нами методы практико-ориентированного обучения являются эффективными.



1) Абрамова, И.Г. “Активные методы обучения в системе повышения квалификации” - С.Пб., 1988
2) Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М. и др. Надежность технических систем и техногенный риск. - М: Издательство «Деловой экспресс», 2002. - 15 с.
3) Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2017. - 592 с.
4) Андреева, Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ / Е. Андреева // ОБЖ, 2003. - № 4. - С. 54-59.
5) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. - 334 с.
6) Анисимов, В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе: учеб. для вузов / В.В. Анисимов. - М.: Просвещение, 2014. - 574 с.
7) Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.: "Дашков и К", 2001.
8) Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
9) Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2009.-№ 5.-с.26- 30.
10) Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2017. - 678 с.
11) Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.
12) Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 272 с.
13) Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович.- М.:Педагогика, 2007. — М.: Просвещение, - 324 с.
14) Бондаренко М. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ. - 2013. - № 3.
15) Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
16) Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 - 446 с.
17) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1991.
18) Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2007.- 127 с.
19) Графкина, М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. - 424 с.
20) Евгения, Комлева Методология оценки техногенного риска: моногр. / Комлева Евгения , Виктор Харьковский и Мира Байтуганова. - М, 2014. - 104 с.
21) Емельянов, В.М. «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» [Текст]: учебное пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов. -- Москва: Академический проспект, 2014. -- 358 с
22) Занъко, С.Ф. и др. Игра и ученье - М., 1992.
23) Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе - М., 2012.
24) Латчук, В.И. Методическое пособие по ОБЖ. 5-9 классы, Дрофа, 2004
25) Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения; М.: Московский психолого¬социальный институт, 2003. 320 с.
26) Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
27) Лында, А.С. и др. Педагогика; М.: Высшая школа, 2005. 368 с.
28) Мастрюков, Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2017. - 320 с.
29) Михайлов Л. А, Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.
30) Михайлов, Л.А. «Безопасность жизнедеятельности» [Текст]/Л.А. Михайлов.-- Санкт-Петербург: Питер, 2012. -- 302 с.
31) Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. - Барнаул: АГИК, 1992
32) Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008
33) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2008.- 456 с.
34) Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них - Москва: НЦ Энас, 2008
35) Пидкасистый, П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение,
1992.
36) Рыков, В.В. Надежность технических систем и техногенный риск. Учебное пособие. Гриф МО РФ / В.В. Рыков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 992 c
37) Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. М.: Винтаж, - 2011. - 298 с.
38) Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 125-129.
39) Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
40) Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя Издатель: М.: ТЦ СФЕРА, 2015.
41) Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2006.
42) Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. -М., 1999;
43) Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности - Ростов н/Д: Феникс, 2000
44) Чернышев, Г.Я. «Защите населения в чрезвычайных ситуациях» [Текст]/ Г.Я. Чернышев, А.Н. Голда, А.П. Зайцев. -- Москва: Военные знания, 2012.
45) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ