Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ноосферная модель экологической безопасности «Экогород Тольятти» как основа устойчивого развития зеленой экономики

Работа №113062

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы113
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Методологические основы анализа концепции «Зеленая экономика» как основа устойчивого развития ноосферного города в контексте экологической безопасности 14
1.1 Теоретические аспекты анализа устойчивого развития 14
1.2 Ноосферная модель как императив устойчивого развития в перспективах концепции «зеленой» экономики 24
1.3 Факторы экологической безопасности 29
Глава 2. Концепция «Зеленая экономика» как основа формирования экологического ноосферного города 38
2.1 Эмпирические исследования отношения жителей г. Тольятти к различным аспектам экологической безопасности 38
2.2 Экспертная оценка перспектив ноосферной модели экологической безопасности «Экогород Тольятти» 52
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 68
Приложение А Программа исследования «Оценка экологической безопасности городской среды в Тольятти» 75
Приложение Б Анкета 86
Приложение В Таблицы распределений 91
Приложение Г Вопросы интервью 102
Приложение Д Стенограмма интервью 103
Приложение Е Материалы инфографики 112

Актуальность темы исследования. Экология всегда волновала общество. На сегодняшний день проблема окружающей среды и экологической безопасности является особенно актуальной. Чрезмерное потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды, являются главными причинами наступления цивилизации на природу, другая причина - резкий рост населения мира, рост потребностей и усиление давления на окружающую среду. Не менее важная роль - исходное представление, о том, что природа богата на ресурсы, а её главная задача служить людям.
Изменения, происходящие в мировоззрении человечества, которые существуют в данное время, показывают, что природные ресурсы истощаемы и конечны. Человек является частью природы, и к тому же всецело зависит от состояния биосферы. Задачи, которые выходят на передний план сегодня - это изменение отношения к окружающей среде и экономия природных ресурсов.
Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человека, когда экология становится мировоззрением, объединяющем результаты различных дисциплин, а также определяющим поведение человека по отношению к окружающему его миру и, непосредственно к себе.
Радикальные изменения, происходящие в биосфере, являются результатом человеческой деятельности. Сейчас, исчерпаны условия материальной и естественной жизни человечества, что лежат в основе защиты потребительских прав.
Новое поколение человечества должно приобретать и овладевать новыми навыками, основами экологического знания и культуры. А общеобразовательная школа должна играть важную роль в формировании заботы о природных ресурсах планеты. Следовательно, принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека и природы должны представлять собой основу современной концепции природопользования. [15]
В глобальной системе «человек - природа» выделяют пять систем, которые взаимодействуют между собой, это:
• природа (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера);
• человек;
• технологическая сфера;
• социальная сфера;
• информационная сфера.
Эти системы являются как объектами, так и субъектами безопасности, которые испытывают положительное или отрицательное взаимодействие. Объект глобальной безопасности - это биосфера, ее функционирование и защита, которая обеспечивает существование всех форм жизни на Земле. Человек, как самый уязвимый и опасный для самого себя, является главным объектом и субъектом безопасности.
Рассматривая концепцию экологической безопасности, можно понять, что она имеет свое выражение в защите прав государственных интересов, отдельных лиц, общества в целом и их воздействий на человека, которые представляют значительную угрозу для здоровья. Концепция экологической безопасности обеспечивает благоприятное существование всех поколений, учитывая различные угрозы и опасности экологии.
В настоящее время уровень социо-экологического знания дает возможность определить современное общество как социо-природную систему, которая охватывает сферы жизни людей, территориальные формы расселения, социальные институты и социокультурные ценности, регулирующую природные процессы и деятельность социальных общностей.
Важнейшим структурным элементом системы представляются экологические сферы жизни людей: агросфера, техносфера, ноосфера.
Для актуализации выбранной тематики в условиях функционирования современного мира, стоит обратить внимание на показатели стратегического развития и национальных проектов от 24 декабря 2018 года, которые были утверждены президиумом Совета при Президенте РФ. В рамках реализации Национального проекта (2019-2024 годы) рассмотрим следующие его направления:
• Образование. Для обучающихся 5-11 классов в период с 2019 по 2024 год будет создана возможность освоения индивидуальных программ общеобразовательных учреждений в сетевой форме.
• Демография. В 2019-2024 году будут проведены две информационно-коммуникационные кампании в условиях формирования проекта «Укрепление общественного здоровья» посредством 23,6 миллионов демонстраций по телевидению, радио и Интернету. Около 70% населения будет охвачено данным демонстрационным мероприятием к концу 2024 года.
• Культура. В аспекте целей и целевых показателей планируется увеличение количества обращений к цифровым ресурсам в 5 раз. В рамках укрепления гражданской идентичности и формирования духовно-нравственного воспитания молодёжи будет проводиться работа по созданию и распространению контента в сети Интернет (2019-2024 годы).
• Экология. В 2024 году планируется обеспечить продвижение различных туристических продуктов национальных парков в целях увеличения посетителей особо охраняемых природных территорий России.
• Предпринимательство. Федеральные информационные кампании в 2019 году будут предполагать разработку и реализацию систем мероприятий для популяризации института граждан, которые являются самозанятыми, либо задействованы в предпринимательской среде.
• Цифровая экономика. К концу 2019 года планируется подключение 13 958 населённых пунктов, численность которых варьируется от 250 до 500 человек, к сети Интернета. Базовыми значениями доли домохозяйств, подключенных к глобальной сети, будут выступать следующие показатели: 79% - 2019 год, 89% - 2021 и 97% - 2024; в 2020 году планируется создание системы отраслевого регулирования в аспекте функционирования киберфизических систем, среди которых стоит выделить «Интернет вещей», а в 2021 - обеспечение населения приоритетными массовыми социально-значимыми государственными (муниципальными) услугами и сервисами в виде цифровых ресурсов.
Степень научной разработанности темы. Вопросы формирования факторов экологической безопасности в контексте устойчивого развития рассматривались такими известными учеными-социологами как, К. Маркс и Ф. Энгельс, В. И. Вернадский, Н. Ф. Реймерс, Р. Парк, Р. Маккензи, Э. Бёрджесс, К. Ясперс, Ф. Бэкон, У Каттон, Р. Данлэп, В. Лаер и др.
В таких работах как: «Экологический энциклопедический словарь», (Дедю И.И.), «Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы», (Реймерс Н.Ф), «Толковый словарь по охране природы», «Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.» и. др.
Экология и экологическая безопасность рассматривалась в Новой Экологической Парадигме, как направление социальной экологии. Она получила распространение в 1960-х годах. Экологическая парадигма - устойчивая система норм, взглядов, различных установок, принципов и ориентационных ценностей, которые определяются в системе «природа- общество» для нынешнего времени. Данная парадигма есть специфическая форма парадигмы социальной. Её формирование происходит на этапах укоренения экологического сознания. Глобализация и ее процессы, которые происходят в мире, несут в себе нравственное наполнение деятельности человека, и особенно в части её отношения к биосфере.
Современное экологическое мышление должно заключаться в формировании общественного мировоззрения на основе подхода коэволюции - проблеме устойчивого развития системы «природа-общество».
Концепция устойчивого развития сочетает в себе два принципа:
- сохранение уровня удовлетворения общественных потребностей и индустриализация экономики в дальнейшем;
- обеспечение экологической безопасности и сохранение уровня капитала природы.
Требование концепции устойчивого развития в целом, есть сохранение естественного природного капитала.
Рассматривая концепцию с экономической точки зрения, можно обратиться к теории максимального потока совокупного дохода Хикса- Линдаля. Она предполагает использование ограниченных ресурсов, экологически чистых технологий, добычу и переработку сырья, рационально. [33]
Социальная сфера составляет другую часть устойчивости. Данный подход ориентирован на человека и направлен на поддержание устойчивости социальных и культурных систем, включая сокращение разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое распределение выгод.
Материальное значение и характеристики экологической безопасности в контексте устойчивого развития определяются тремя основными компонентами: экономической, социальной и экологической.
С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Большое значение имеет жизнеспособность экологических систем, которая связана с глобальной стабильностью всей биосферы.
Средством достижения устойчивого развития является координация различных точек зрения и перевод их на язык конкретных событий. Эта задача связана со значительными сложностями, поскольку все три элемента устойчивого развития должны быть уравновешены. Также немаловажны механизмы взаимодействия этих трех понятий. К появлению новых идей, касающихся оценки внешних воздействий на окружающую среду, привел механизм взаимодействия экономических и экологических элементов. Экономические и социальные элементы, взаимодействующие между собой, сталкиваются с новыми проблемами, такими как оказание адресной помощи бедным или достижение справедливости между поколениями.
Путь к целям обеспечения нормальной жизнедеятельности человечества состоит в преодолении экологически-социальной нестабильности и устранении причин конфликтов социума. Данная идея предполагает реализацию сохранения окружающей среды и процессов природы для удовлетворения потребностей человека, а также согласование социально-экономических задач. [29]
Одним из элементов экологической системы является экологическая политика, которая основана на принципах, обязательствах и намерениях предприятий. Она создает основу, позволяющую реализовывать собственные разработки экологических задач и целей. Экологическая политика, так же, важная составляющая системы экологического менеджмента, которая включает в себя структуру организации, практические работы, планирование и распределение деятельности и ответственности, позволяет дать оценку достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики. [9]
Следует отметить, что вопрос об экологии и экологической безопасности является основной проблемой человечества, предметом углубленных исследований и по-прежнему существует много нерешенных дискуссионных проблем, которые расширяют поле научного поиска. В контексте устойчивого развития существует необходимость дальнейшего исследования темы.
Целью бакалаврской работы является изучение ноосферной модели экологической безопасности «Экогород Тольятти».
Объект исследования - факторы экологической безопасности в контексте устойчивого развития зеленой экономики.
Предмет исследования - особенности и характеристики ноосферной модели экологической безопасности «Экогород Тольятти» как основы устойчивого развития зеленой экономики.
Задачи работы:
• Проанализировать теоретические аспекты устойчивого развития;
• Рассмотреть ноосферную модель как императив устойчивого развития в перспективах концепции «зеленой» экономики»;
• Выделить факторы экологической безопасности и экологические проблемы в г. о. Тольятти;
• Проинтерпретировать концепцию «Зеленая экономика» как основу формирования экологического ноосферного города;
• Произвести оценку населением экологической безопасности городской среды в Тольятти.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы:
• Системный подход или метод «эмпирических обобщений» является фундаментом методологии современной экологии рассматривает механизм моделирования и предсказания вероятных трансформаций экологического пространства. (И. М. Забелин, В. И. Вернадский, Л. Коган);
• Культурологический подход опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. (С.Н. Глазачев, Н.М. Мамедов, В.И. Панов);
• Феноменологический подход направлен на изучение социальных феноменов повседневного «жизненного мира» как объектов осознания людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной жизнедеятельности. (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман);
• Деятельностный подход исходит из того, что никаких опасностей вне и независимо от человека и его деятельности в природных системах не существует. (Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили);
• Социально-экологический подход является частной конкретизацией социогенетического подхода, в котором при этом четко прослеживаются интеракционистские влияния. (Р. Парк, Р. Маккензи, Э. Бёрджесс, У. Бронфенбреннер);
• Экологический подход позволяет рассматривать в широком смысле гармонизацию человека и его социального и физического окружения, в более узком смысле - взаимные адаптивные процессы, необходимые для такой гармонизации. (Д. Милль, Д. Марш, Г. Спенсер);
• Экоцентрический подход исходит из зависимости человека от природы и предполагает, что экологические законы продолжают управлять человеком, и опирается на представление об объективном существовании единой системы, в рамках которой все живые организмы взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Б.Т. Лихачев, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный);
• Экономический подход позволяет раскрыть роль экономических структур и институтов в обществе, а также понять какое влияние общество оказывает на характер экономических структур. (М. Вебер, Г. Зиммель, А. Токвиль, В. Зомбарт, Й. Шумпетер);
• Урбанизационный подход, в рамках которого город рассматривается в контексте становления и развития индустриального общества, перехода от традиционного к современному социуму. (У. Ростоу, Э. Шилз, М. Леви, Л. Рейсман).
Гипотезы исследования:
• Население с возрастом старше 45 лет имеет большее знание норм экологической безопасности, чем население с возрастом от 18 до 30 лет;
• Уровень участия населения в экологических движениях низкий в связи с недостаточным экологическим образованием.
Методы исследования: анкетный опрос, глубинное интервью (фокусированное, с использованием визуального материала).
Эмпирическая база исследования. Для получения необходимой информации об отношении представителей различных групп населения к различным аспектам экологической безопасности в г. Тольятти, был проведён анкетный опрос. В ходе исследования изучается выборочная совокупность (N=100 человек, по 50 человек в возрасте от 18 до 30 лет и от 45 и старше). Тип выборки представлен квотной, пропорциональной, где респонденты были распределены по ряду критериев: пол, возраст, уровень образования и материальное положение. Обработка и анализ полученной информации производились при помощи программ Microsoft Excel и IBM SPSS.
Для изучения оценки перспектив ноосферной модели экологической безопасности «Экогород Тольятти» был использован метод экспертного интервью. Форма проведения - очная и заочная. Выборочная совокупность составила 6 человек (N=6). Экспертами выступили члены различных экологических объединений и организаций. Возраст респондентов: от 20 до 40. Средний возраст - 29 лет.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная часть устойчивости развития предполагает, что человечество является центральным или главным членом экологически социальной системы, а человек представляет собой субъект развития. Это означает, что человек обязан принимать участие в процессах, формирующих сферу его жизнедеятельности, способствовать принятию и исполнению решений, осуществлять контроль над их реализацией. Создание более результативной системы принятия решений, которая будет ориентирована на поддержание культурного капитала и его многообразия в глобальных масштабах, стабильности социальных систем, на уменьшение количества разрушительных международных и межэтнических разногласий позволит современному обществу достичь устойчивости развития. А.Д. Урсул и А.Л. Романович отмечают, что устойчивое развитие должно исключить решение вопросов безопасности путем конфликтных, насильственных, мажоритарных и иных видов обеспечения безопасности. Требуется переходить на консенсусно-консолидирующие отношения и пути решения проблем как во взаимодействиях с окружающей природной средой, так и в системах «человек - социум - цивилизация». [48]
Результаты исследования методом анкетирования показали, что большая часть респондентов, заинтересованы экологией, а также удовлетворены качеством жизни и окружающей их средой. Население старшего возраста имеет достаточные знания норм экологической безопасности, в принципе так же, как и молодое население, но респонденты в возрасте от 45 лет и старше все же осведомлены в данном аспекте лучше. Конечно, это может быть связано с жизненным опытом.
Проанализировав результаты проведенного интервью, можно сделать вывод о том, что анализ связей города с окружающей его территорией выявил необходимость дифференцированного подхода к ее функциональной организации.
Три из семи гипотез оказались полностью подтвержденными.
Гипотеза о минимальной заинтересованности населением экологией города, оказалась не утвердительной. Гипотезе о том, что женщины и мужчины разных возрастных категорий считают, что состояние экологической среды в городе Тольятти удовлетворительное, не подтвердилась, так как в целом, население оценило состояние экологической среды в 2.63 балла из 5.
Гипотеза: «Население старше 45 лет имеет большее знание норм экологической безопасности, чем население с возрастом от 18 до 30 лет.» оказалась не подтвержденной, поскольку население в возрасте старше 45 лет имеет большее знание норм экологической безопасности, чем население в возрасте от 18 до 30 лет.
«Женщины и мужчины от 18 до 30 лет и старше 45 лет имеют практически одинаковое представление о тенденциях изменения экологической ситуации.», данную гипотезу, так же можно считать не подтвержденной, так как посредством анализа ответов респондентов выявилось, что женщины и мужчины от 18 до 30 лет и старше 45 лет имеют различное представление о тенденциях изменения экологической ситуации.
Гипотеза о том, что молодежь получает информацию об экологическом состоянии города, чаще от друзей, родственников и через Интернет, в то время как старшее поколение чаще обращается к телевидению и радио, является утвердительной.
Так же, подтверждена гипотеза: «Молодежь дает более низкую оценку экологической безопасности, чем люди старшего возраста.»
И подтверждена гипотеза о том, что по мнению населения, негативных факторов влияния экологических проблем на общество больше, чем позитивных.


1. Агафонов Н. Т. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития /Н. Т. Агафонов, Р. А. Исляев // СПб. 1995. С. 102-103.
2. Ахмедов Р. М. К вопросу об экологической безопасности / Р. М. Ахмедов, Ю. А. Иванова, Р. Н. Мородумов // Вестник экономической безопасности. - 2019. № 4. С. 108-110.
3. Бабичева Н. Э. Интегрированная методика экономического анализа развития организаций с использованием ресурсного подхода / Н.Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 1. С. 10­18.
4. Белик И. С. Оценка и диагностика эколого-экономического безопасного развития территории / И. С. Белик // Екатеринбург. УГТУ - УПИ, 2008. 271 с.
5. Блецхин И. Я. Стратегия устойчивого развития региональных систем/ И. Я. Блецхин // СПб.: Изд-во ИРЭ РАН. 2001. С. 5-7.
6. Боголюбов С. А. Законы природы и законы общества / С. А. Боголюбов // Государство и право. 2016. № 11. С. 21-31.
7. Ващекин Н. П. Устойчивое развитие: мнение ученых / Н. П. Ващекин, В. А. Лось. М.: Изд-во МГУК. 2002. 42 с.
8. Гичев Ю. П. Загрязнения окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России) / Ю. П. Гичев // Вестник КемГУ. 2010. № 2. 138 с.
9. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению: [Электронный ресурс] Режим доступа: «Техэксперт: экология», предоставленный ООО «Информпроект» (дата обращения: 18.06.2020).
10. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году. - М.: МЧС России. 2015. 318 с.
11. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие теоретико-методологический анализ / В. И. Данилов-Данильян // Экономика и математические методы. 2003. № 2. С. 123-135.
12. Данилов-Данильян В. И. Экосистема - одно из важнейших фундаментальных понятий современной науки / В. И. Данилов-Данильян // Экосистемы: экология и динамика. 2017. Т.1. № 1. С. 5-9.
13. Данилов-Данильян В.И. О соотношении правового и экономического аспектов в охране природы // Право и экология: материалы Международной школы-практикума молодых ученых-юристов / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.А. Боголюбов. М. 2014. С. 48-58.
14. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю // Кишинев, 1990. 406 с.
15. Дежникова Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова // Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России. 2001. 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ