Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ

Работа №150352

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2015
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в подростковом возрасте 6
1.1. Понятие конфликта в современной психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 19
1.3. Особенности внутригрупповых конфликтов в подростковом возрасте 25
1.4. Стратегии разрешения конфликтов в подростковой группе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование стратегий разрешения конфликтов в подростковом возрасте 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ уровня конфликтности и стратегий поведения в конфликте 40
2.3. Основные принципы построения и реализации коррекционно-развивающей программы 49
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение

В настоящее время у современных подростков проявляется большая нетерпимость, агрессивность, что приводит к частым конфликтам, которые подростки предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом. У большинства подростков высокий уровень враждебности. Они не терпят критику в свой адрес, преувеличиваю собственные возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто немного слаб, большинство из них несдержанные и импульсивные.
В этой связи актуальна проблема овладения конструктивными стратегиями поведения в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания, чувства потребности в общении со сверстниками, в установлении интимно-личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических норм. Общение подростков - это своеобразная форма воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.
Готовность подростков к конструктивному поведению в условиях межличностного конфликта, делающему реальностью его позитивный потенциал - не есть природная данность. Она формируется в особых условиях, создание которых является предметом профессиональной деятельности учителей, но прежде всего, педагогов-психологов, специалистов, владеющих методами научного самоанализа, особенностей личностного развития подростков и социально-психологических особенностей подростковых групп.
Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Раппопорта, Р. Доза, Л. Томпсона и другие, психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Изучением подростковыми конфликтами занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс и другие. Ряд ученых, таких как П.П. Бельский, И.А. Невский, С.А. Беличева, Х. Дженкинс в своих работах предложили типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
В психологии и педагогике настоящее время основное внимание в уделяется изучению следующих направлений: изучение конфликтов в коллективе школьников (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); причины возникновения конфликтов в подростковых коллективах (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова); исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г.М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова).
Цель работы: разработать комплекс занятий, направленных на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов у подростков.
Объектом исследования: стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации.
Предметом исследования: развитие навыков конструктивного поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Гипотеза: развитие навыков конструктивного поведения в конфликте возможно в результате проведения занятий, направленных на самопознание, управления эмоциями, отработки навыков активного слушания, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Задачи:
1 .Рассмотреть представления о конфликтах, выявить основные компоненты конфликта.
2. Рассмотреть особенности поведения конфликтов в подростковом возрасте, выделить причины их возникновения.
3. Определить стратегии поведения в конфликте, характерные для подростковой группы.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий для подростков и оценить ее эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
теоретические методы: системный анализ, обобщение, сопоставление источников;
эмпирические методы: опроса «Тест на оценку склонности к конфликту» методика В.А. Алексеенко, опросник «Поведение личности в конфликтной ситуации» К. Томаса, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;
методы обработки данных: сравнительный анализ с помощью критерия UМанна-Уитни и сопоставление значений с помощью критерия знаков и Т Вилкоксона. Обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA v6.0.
База исследования: исследование было проведено среди учащихся одного из 8 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Свердловского района, г. Красноярска. В исследовании приняли участие 25 учащихся. Реализация программы проходила в период с февраля по май 2015 года.
Практическое значение. Данная работа может быть использована для работы педагогов-психологов, учителей, родителей при изучении конфликтов школьников и их разрешениях. Предложенные упражнения могут быть использованы в работе школьных психологов для развития навыков конструктивного общения подростков и урегулирования конфликтов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. В работе содержится 13 таблиц и 4 рисунка. Библиографический список составляет 62 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие навыков конструктивного поведения в конфликте возможно в результате проведения занятий, направленных на самопознание, отработки навыков активного слушания, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Нами были рассмотрены теоретические подходы к пониманию конфликтов, его структуры, функции. Выяснили, что конфликт понимается как острый вариант решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В ситуации конфликта могут быть использованы различные стили поведения в конфликте. Сам стиль поведения в конфликте определяется мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. На стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп - индивидуальные или совместные. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Были выделены основные стили, которые рассматриваются как стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Данные стратегии могут быть разделены на конструктивные и неконструктивные способы поведения.
Неконструктивные способы поведения подростков проявляются в открытой агрессии, применении физической силы, разные формы защитных реакций, позволяющих субъективно овладеть конфликтной ситуацией, реакциях переноса агрессии, вымещения, рационализации, отвлечение, фантазирование.
Конструктивные стратегии позволяют разрешить конфликт с учетом интересов различных сторон, обоснование своей позиции при учете позиции другой стороны. К конструктивным стратегиям мы отнесли стратегию сотрудничество и компромисс.
Проанализировав возрастные особенности подростков, мы увидели, что в подростковом возрасте происходят изменения психофизиологические (половое созревание, гормональные изменения), и социальные (вступление в мир взрослых, перестройка отношений с ними, изменение своей позиции), что отражается в «чувстве взрослости». Открытие своего внутреннего мира, сложности самосознания и самоопределения, трудности в понимании того, что происходит с ними, приводят к внутренним противоречиям. Данные особенности возраста могут приводить к агрессивным формам поведения, эгоцентризму, вспыльчивости, ощущения непонимания других, к неконструктивным способам поведения в конфликте.
В связи с этим развитие навыков конструктивного общения возможно через демонстрации подросткам способов взаимодействия, изменений отношений к конфликту, понимания своих состояний, позиции, целей своих и других в конфликте, отработки навыков взаимодействия с другими через активное слушание и аргументации своей позиции. Данные аспекты были положены в основу разработки программы занятий, направленных на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов. Для проверки эффективности предложенных занятий была определена группа подростков с высоким уровнем конфликтности, использованием неконструктивных стратегий разрешения конфликтов.
В результате проведенных занятий произошли изменения в стратегиях поведения в конфликте, стратегиях психологических защит в конфликте и уровне конфликтности. Разработанные занятия помогли изменить стратегии подростков в конфликтах. Подростки до занятий проявлявшие агрессию, соперничество и имевшие высокий уровень конфликтности после проведения занятий стали проявлять стратегию защиты миролюбия, идти на компромисс. Большинство подростков стали готовы к сотрудничеству, в меньшей степени стали проявлять стратегию соперничество. Данные занятия позволили проанализировать себя, увидеть, как их видят другие, помогли понять, как наилучшим образом можно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, поставленные задачи были решены и наша цель достигнута.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М.: Изд-во Педагогика, 1998. - Т. 1: Избранные психологические труды. - 486 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психологии. - М.: Аспект Пресс, 2011. -362 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2009. - 490 с.
4. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
- М.: ГАВС, 1992. - 262 с.
5. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Академический проект, 2012. - 207 с.
6. Березин С.В, Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов // Вестник СамГУ. - 2000. - № 1. - C.38-48.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2012.- 400 с.
8. Бородин И.И. К вопросу о типологии (классификации) социальных конфликтов // Социальный конфликт. - 2009. - № 3 (27). - С. 38-41.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.
- СПб.: Питер, 2010. - 687 с.
10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 1999.
- 69 с.
11. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно- психических нарушений у детей и подростков. - Кострома: Изд- во Костром. гос. пед. ун-та, 2004. -250 с.
12. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 315 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Изд-во Педагогика, 1984. - Т. 4: Педология подростка. - 238 с.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
15. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: дис. д-ра психол. наук. - СПб, 2005. - 361 с.
16. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2011. - 320 с.
17. Дольто Ф. На стороне подростка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
18. Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб.: ЛЕНАТО, 2004.
19. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект Пресс, 2005. -319 с.
20. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М: Логос. 2004. - 384 с.
21. Исаев Д.Н. Психологическая медицина детского возраста. - СПб. : Изд-во Специальная литература, 2007. - 463 с.
22. Исаев Е.И., Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2010. - С. 291-329.
23. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб.: Питер, 2008.
24. Кле М. Психология подростка // Психология подростка: Хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 2008.
25. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1999. - 391 с.
26. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2011. - 176 с.
27. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 2006. - 80 с.
28. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Изд-во Просвещение, 1989. - 234 с.
29. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 940 с.
30. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 464 с.
31. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 2006.
32. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях
деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и
предупреждения / Под ред. Е.А. Шумилина. - М., 1986. - С. 26-39.
33. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1994. - 288 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 456 с.
35. Мясищев В.И. Психология отношений. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 400 с.
36. Мокшанцев Р.И. Конфликтология.: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2007. - 88 с.
37. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.
38. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону, 2004. - 224 с.
39. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.20-33.
40. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии - 1996. - № 1. - С. 116-121.
41. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
42. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Изд-во ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 195-199.
43. Райгородский Д.Я. Подросток и семья: учебное пособие по детской и возрастной психологии для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. - Самара : Издательство БАХРАХ-М, 2002. - С. 3-12.
44. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.
45. Реан А. А. Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 2003. - 523 с.
46. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Мир, 2004. - С. 118-127.
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 712 с.
48. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. // Под ред. И.В. Дубровиной. - М.; Академия, 2008. - 472 с.
49. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологи. - СПб.: Речь, 2007. - 305 с.
50. Социальная конфликтология: Учебное пособие / Под ред. А.В.Морозова. - М.: Академия. - 2002. - 336 с.
51. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Аракелова. - М.: Высшая школа, 1990. - 124 с.
52. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.
53. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. - 1985. - №1 - С. 98-112.
54. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
55. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. - М.: Издательствово Мир, 2003. - 511 с.
56. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательство Педагогика, 1987. - С. 130-146.
57. Холл К.С., Линдсей Т. Теория личности. - М.: КСП+, 1997. - 326 с.
58. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк. - М.: Педагогическое общество России, 2004. -С.217-226.
59. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия. - Новосибирск: СибАГС, 2000. - 171 с.
60. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск: Амалфея, 2007. - 288 с.
61. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 342 с.
62. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 54-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ