РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в подростковом возрасте 6
1.1. Понятие конфликта в современной психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 19
1.3. Особенности внутригрупповых конфликтов в подростковом возрасте 25
1.4. Стратегии разрешения конфликтов в подростковой группе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование стратегий разрешения конфликтов в подростковом возрасте 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ уровня конфликтности и стратегий поведения в конфликте 40
2.3. Основные принципы построения и реализации коррекционно-развивающей программы 49
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение
Глава 1. Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в подростковом возрасте 6
1.1. Понятие конфликта в современной психологии 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 19
1.3. Особенности внутригрупповых конфликтов в подростковом возрасте 25
1.4. Стратегии разрешения конфликтов в подростковой группе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование стратегий разрешения конфликтов в подростковом возрасте 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ уровня конфликтности и стратегий поведения в конфликте 40
2.3. Основные принципы построения и реализации коррекционно-развивающей программы 49
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение
В настоящее время у современных подростков проявляется большая нетерпимость, агрессивность, что приводит к частым конфликтам, которые подростки предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом. У большинства подростков высокий уровень враждебности. Они не терпят критику в свой адрес, преувеличиваю собственные возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто немного слаб, большинство из них несдержанные и импульсивные.
В этой связи актуальна проблема овладения конструктивными стратегиями поведения в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания, чувства потребности в общении со сверстниками, в установлении интимно-личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических норм. Общение подростков - это своеобразная форма воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.
Готовность подростков к конструктивному поведению в условиях межличностного конфликта, делающему реальностью его позитивный потенциал - не есть природная данность. Она формируется в особых условиях, создание которых является предметом профессиональной деятельности учителей, но прежде всего, педагогов-психологов, специалистов, владеющих методами научного самоанализа, особенностей личностного развития подростков и социально-психологических особенностей подростковых групп.
Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Раппопорта, Р. Доза, Л. Томпсона и другие, психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Изучением подростковыми конфликтами занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс и другие. Ряд ученых, таких как П.П. Бельский, И.А. Невский, С.А. Беличева, Х. Дженкинс в своих работах предложили типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
В психологии и педагогике настоящее время основное внимание в уделяется изучению следующих направлений: изучение конфликтов в коллективе школьников (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); причины возникновения конфликтов в подростковых коллективах (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова); исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г.М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова).
Цель работы: разработать комплекс занятий, направленных на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов у подростков.
Объектом исследования: стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации.
Предметом исследования: развитие навыков конструктивного поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Гипотеза: развитие навыков конструктивного поведения в конфликте возможно в результате проведения занятий, направленных на самопознание, управления эмоциями, отработки навыков активного слушания, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Задачи:
1 .Рассмотреть представления о конфликтах, выявить основные компоненты конфликта.
2. Рассмотреть особенности поведения конфликтов в подростковом возрасте, выделить причины их возникновения.
3. Определить стратегии поведения в конфликте, характерные для подростковой группы.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий для подростков и оценить ее эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
теоретические методы: системный анализ, обобщение, сопоставление источников;
эмпирические методы: опроса «Тест на оценку склонности к конфликту» методика В.А. Алексеенко, опросник «Поведение личности в конфликтной ситуации» К. Томаса, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;
методы обработки данных: сравнительный анализ с помощью критерия UМанна-Уитни и сопоставление значений с помощью критерия знаков и Т Вилкоксона. Обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA v6.0.
База исследования: исследование было проведено среди учащихся одного из 8 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Свердловского района, г. Красноярска. В исследовании приняли участие 25 учащихся. Реализация программы проходила в период с февраля по май 2015 года.
Практическое значение. Данная работа может быть использована для работы педагогов-психологов, учителей, родителей при изучении конфликтов школьников и их разрешениях. Предложенные упражнения могут быть использованы в работе школьных психологов для развития навыков конструктивного общения подростков и урегулирования конфликтов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. В работе содержится 13 таблиц и 4 рисунка. Библиографический список составляет 62 наименования.
В этой связи актуальна проблема овладения конструктивными стратегиями поведения в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания, чувства потребности в общении со сверстниками, в установлении интимно-личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических норм. Общение подростков - это своеобразная форма воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.
Готовность подростков к конструктивному поведению в условиях межличностного конфликта, делающему реальностью его позитивный потенциал - не есть природная данность. Она формируется в особых условиях, создание которых является предметом профессиональной деятельности учителей, но прежде всего, педагогов-психологов, специалистов, владеющих методами научного самоанализа, особенностей личностного развития подростков и социально-психологических особенностей подростковых групп.
Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Раппопорта, Р. Доза, Л. Томпсона и другие, психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Изучением подростковыми конфликтами занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс и другие. Ряд ученых, таких как П.П. Бельский, И.А. Невский, С.А. Беличева, Х. Дженкинс в своих работах предложили типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
В психологии и педагогике настоящее время основное внимание в уделяется изучению следующих направлений: изучение конфликтов в коллективе школьников (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); причины возникновения конфликтов в подростковых коллективах (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова); исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г.М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова).
Цель работы: разработать комплекс занятий, направленных на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов у подростков.
Объектом исследования: стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации.
Предметом исследования: развитие навыков конструктивного поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Гипотеза: развитие навыков конструктивного поведения в конфликте возможно в результате проведения занятий, направленных на самопознание, управления эмоциями, отработки навыков активного слушания, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Задачи:
1 .Рассмотреть представления о конфликтах, выявить основные компоненты конфликта.
2. Рассмотреть особенности поведения конфликтов в подростковом возрасте, выделить причины их возникновения.
3. Определить стратегии поведения в конфликте, характерные для подростковой группы.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий для подростков и оценить ее эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
теоретические методы: системный анализ, обобщение, сопоставление источников;
эмпирические методы: опроса «Тест на оценку склонности к конфликту» методика В.А. Алексеенко, опросник «Поведение личности в конфликтной ситуации» К. Томаса, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;
методы обработки данных: сравнительный анализ с помощью критерия UМанна-Уитни и сопоставление значений с помощью критерия знаков и Т Вилкоксона. Обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA v6.0.
База исследования: исследование было проведено среди учащихся одного из 8 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Свердловского района, г. Красноярска. В исследовании приняли участие 25 учащихся. Реализация программы проходила в период с февраля по май 2015 года.
Практическое значение. Данная работа может быть использована для работы педагогов-психологов, учителей, родителей при изучении конфликтов школьников и их разрешениях. Предложенные упражнения могут быть использованы в работе школьных психологов для развития навыков конструктивного общения подростков и урегулирования конфликтов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. В работе содержится 13 таблиц и 4 рисунка. Библиографический список составляет 62 наименования.
В работе нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие навыков конструктивного поведения в конфликте возможно в результате проведения занятий, направленных на самопознание, отработки навыков активного слушания, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Нами были рассмотрены теоретические подходы к пониманию конфликтов, его структуры, функции. Выяснили, что конфликт понимается как острый вариант решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В ситуации конфликта могут быть использованы различные стили поведения в конфликте. Сам стиль поведения в конфликте определяется мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. На стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп - индивидуальные или совместные. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Были выделены основные стили, которые рассматриваются как стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Данные стратегии могут быть разделены на конструктивные и неконструктивные способы поведения.
Неконструктивные способы поведения подростков проявляются в открытой агрессии, применении физической силы, разные формы защитных реакций, позволяющих субъективно овладеть конфликтной ситуацией, реакциях переноса агрессии, вымещения, рационализации, отвлечение, фантазирование.
Конструктивные стратегии позволяют разрешить конфликт с учетом интересов различных сторон, обоснование своей позиции при учете позиции другой стороны. К конструктивным стратегиям мы отнесли стратегию сотрудничество и компромисс.
Проанализировав возрастные особенности подростков, мы увидели, что в подростковом возрасте происходят изменения психофизиологические (половое созревание, гормональные изменения), и социальные (вступление в мир взрослых, перестройка отношений с ними, изменение своей позиции), что отражается в «чувстве взрослости». Открытие своего внутреннего мира, сложности самосознания и самоопределения, трудности в понимании того, что происходит с ними, приводят к внутренним противоречиям. Данные особенности возраста могут приводить к агрессивным формам поведения, эгоцентризму, вспыльчивости, ощущения непонимания других, к неконструктивным способам поведения в конфликте.
В связи с этим развитие навыков конструктивного общения возможно через демонстрации подросткам способов взаимодействия, изменений отношений к конфликту, понимания своих состояний, позиции, целей своих и других в конфликте, отработки навыков взаимодействия с другими через активное слушание и аргументации своей позиции. Данные аспекты были положены в основу разработки программы занятий, направленных на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов. Для проверки эффективности предложенных занятий была определена группа подростков с высоким уровнем конфликтности, использованием неконструктивных стратегий разрешения конфликтов.
В результате проведенных занятий произошли изменения в стратегиях поведения в конфликте, стратегиях психологических защит в конфликте и уровне конфликтности. Разработанные занятия помогли изменить стратегии подростков в конфликтах. Подростки до занятий проявлявшие агрессию, соперничество и имевшие высокий уровень конфликтности после проведения занятий стали проявлять стратегию защиты миролюбия, идти на компромисс. Большинство подростков стали готовы к сотрудничеству, в меньшей степени стали проявлять стратегию соперничество. Данные занятия позволили проанализировать себя, увидеть, как их видят другие, помогли понять, как наилучшим образом можно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, поставленные задачи были решены и наша цель достигнута.
Нами были рассмотрены теоретические подходы к пониманию конфликтов, его структуры, функции. Выяснили, что конфликт понимается как острый вариант решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В ситуации конфликта могут быть использованы различные стили поведения в конфликте. Сам стиль поведения в конфликте определяется мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. На стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп - индивидуальные или совместные. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Были выделены основные стили, которые рассматриваются как стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Данные стратегии могут быть разделены на конструктивные и неконструктивные способы поведения.
Неконструктивные способы поведения подростков проявляются в открытой агрессии, применении физической силы, разные формы защитных реакций, позволяющих субъективно овладеть конфликтной ситуацией, реакциях переноса агрессии, вымещения, рационализации, отвлечение, фантазирование.
Конструктивные стратегии позволяют разрешить конфликт с учетом интересов различных сторон, обоснование своей позиции при учете позиции другой стороны. К конструктивным стратегиям мы отнесли стратегию сотрудничество и компромисс.
Проанализировав возрастные особенности подростков, мы увидели, что в подростковом возрасте происходят изменения психофизиологические (половое созревание, гормональные изменения), и социальные (вступление в мир взрослых, перестройка отношений с ними, изменение своей позиции), что отражается в «чувстве взрослости». Открытие своего внутреннего мира, сложности самосознания и самоопределения, трудности в понимании того, что происходит с ними, приводят к внутренним противоречиям. Данные особенности возраста могут приводить к агрессивным формам поведения, эгоцентризму, вспыльчивости, ощущения непонимания других, к неконструктивным способам поведения в конфликте.
В связи с этим развитие навыков конструктивного общения возможно через демонстрации подросткам способов взаимодействия, изменений отношений к конфликту, понимания своих состояний, позиции, целей своих и других в конфликте, отработки навыков взаимодействия с другими через активное слушание и аргументации своей позиции. Данные аспекты были положены в основу разработки программы занятий, направленных на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов. Для проверки эффективности предложенных занятий была определена группа подростков с высоким уровнем конфликтности, использованием неконструктивных стратегий разрешения конфликтов.
В результате проведенных занятий произошли изменения в стратегиях поведения в конфликте, стратегиях психологических защит в конфликте и уровне конфликтности. Разработанные занятия помогли изменить стратегии подростков в конфликтах. Подростки до занятий проявлявшие агрессию, соперничество и имевшие высокий уровень конфликтности после проведения занятий стали проявлять стратегию защиты миролюбия, идти на компромисс. Большинство подростков стали готовы к сотрудничеству, в меньшей степени стали проявлять стратегию соперничество. Данные занятия позволили проанализировать себя, увидеть, как их видят другие, помогли понять, как наилучшим образом можно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, поставленные задачи были решены и наша цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КИНОКЛУБА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - «Я-КОНЦЕПЦИЯ» ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ
РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Развитие способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ KOНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОДНОКЛАССНИКАМИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



