Разработка концепции проекта продвижения франчайзинговой сети (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Уральский институт управления))
Объект исследования - компания «Жизньмарт». Это российская сеть продуктовых магазинов «у дома», которая работает по системе франчайзинга в Свердловской области, Перми, Санкт-Петербурге, Тюмени, Уфе, Челябинске и Магнитогорске.
Рассмотрена деятельность компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга.
Проведен анализ деятельности за период 2021-1 квартал 2024 годов.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки концепции проекта продвижения франчайзинговой сети компании 6
1.1 Понятие и содержание концепции проекта 6
1.2 Сущность франчайзинга и специфика его развития в сфере торговли 11
1.3 Виды инструментов продвижения 17
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» 22
2.2 Текущее состояние маркетинговой деятельности компании 27
2.3 Проблемы продвижения франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга 34
Глава 3. Концепция проекта продвижения франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга и оценка ее эффективности 37
3.1 Основные элементы концепции проекта 37
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 56
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложения 66
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, как следствие, предприниматели ищут новые возможности, позволяющие развивать свой бизнес. К таким направлениям относится франчайзинг.
Для российских предпринимателей использование франчайзинга является привлекательным, поскольку данный инструмент позволяет сократить количество ошибок и защитить свои инвестиции за счет вложений в развитие известных брендов. Безусловно, использование франчайзинга не гарантирует стопроцентный успех на рынке, но их вероятность минимизирована. Франчайзинг сегодня – это модель ведения бизнеса, в рамках которой сильные компании дают начинающим предпринимателям получить конкурентные преимущества на рынке при выполнении определенных условий. Для эффективного продвижения франчайзинговой сети на рынке активно используется проектное управление, что обусловлено динамичным развитием общества и экономики.
Многие современные российские компании в настоящее время активно внедряют проектное управление, поскольку оно позволяет значительно улучшить результаты их работы, существенно снижает сроки выполнения работ, уменьшает расходы, которые необходимы для реализации проекта.
Любой проект начинается с идеи, которая требует реализации. Но, прежде чем, внедрить идею в жизнь, необходимо оценить ее эффективность. Для этого разрабатывается концепция проекта, описывающая его актуальность, цели и задачи. Если в рамках разработанной концепции идея получает положительную оценку, она получает возможность для развития. Это говорит о значимости этапа разработки концепции проекта и необходимости тщательной ее проработки, что и обусловило выбор темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка концепции проекта продвижения франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга и расчет эффективности предложенной концепции.
Объектом исследования выступает франчайзинговая сеть компании «Жизньмарт».
Предмет исследования – маркетинговая деятельность франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы разработки концепции проекта продвижения франчайзинговой сети компании;
- представить организационно-экономическую характеристику франчайзинговой сети компании «Жизньмарт»;
- провести анализ маркетинговой деятельности франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга;
- разработать концепцию проекта продвижения франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга и оценить ее эффективность.
При написании выпускной квалификационной работы выступают учебники, учебные пособия, статьи в журналах и сборниках, которые посвящены вопросам разработки концепции проекта продвижения франчайзинговой сети компании. В частности, были использованы труды таких авторов, как Антонов Г.Д., Балашов А.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В., Ткаченко Е.А., Григорьев М.Н., Карпова С.В., Корнеева И.В., Хруцкий В.Е., Третьяк В.П. и др.
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:
1. Общенаучные теоретические методы исследования:
- библиосемантический анализ – изучение данных литературных источников по вопросам разработки концепции проекта продвижения франчайзинговой сети компании;
- нормативно-правовой анализ в области проектного управления;
- синтез, направленный на объединение исследуемых элементов в единую систему;
- анализ для разделения на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.д.) изучаемых объектов и явлений;
- сравнение для выявления сходства и различия изучаемых предметов и явлений.
2. Эмпирические методы исследования:
- наблюдение;
- измерение;
- сравнение;
- описание;
- анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная концепция проекта продвижения может быть реализована в практической деятельности франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических исследований, посвященных вопросам разработки концепции проекта продвижения франчайзинговой сети.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 30 источников.
В первой главе рассматриваются теоретические основы разработки концепции проекта продвижения франчайзинговой сети компании. Вторая глава посвящена анализу маркетинговой деятельности франчайзинговой компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга. В третьей главе разработана концепция проекта продвижения франчайзинговой сети компании «Жизньмарт» на рынке города Екатеринбурга и дана оценка ее эффективности.
Концепция проекта является своего рода дорожной картой, в которой прописаны основные события и этапы реализации проекта. Данный документ позволяет руководителю проекта разработать детальный план работ, сформировать показатели эффективности и контрольные точки. Это основа для разработки бюджета проекта, а также регламента коммуникаций между участниками проекта. С помощью концепции не просто описывается, а формализуется идея, обосновывается ее актуальность, возможность реализации и эффективность, показываются в цифрах результаты реализации проекты, ключевые факторы успеха и т.д.
Был сделан вывод, что концепция проекта – это незаменимый инструмент, который защищает проект на стадии инициализации, а также выступает базой для разработки ряда документов на стадии планирования.
В современных условиях предприниматели обращают внимание на такую модель ведения бизнеса, как франчайзинг, поскольку он позволяет быстро «раскрутиться» и получать доход, а также минимизирует коммерческие риски. Если торговая компания самостоятельным образом развивает свою сеть, то ее развитие происходит медленными темпами, поскольку для данных процессов необходимо задействовать большое количество ресурсов, в том числе инвестиции и квалифицированный персонал. Если же компания использует франчайзинг, в данном случае, франчайзи, осуществляют формирование первоначального капитала для открытия торговой точки, осуществляют поиск персонала и его развитие.
Развитие экономики любой страны зависит от количества предпринимателей. В рамках модели франчайзинга осуществляется увеличение количества предпринимателей, при этом за счет сопровождения со стороны франчайзера, риски в деятельности начинающих предпринимателей являются минимальными. Связано это с тем, что торговая компания, которая выбрала данную бизнес-модель, обладает большим опытом работы на рынке.
Для развития франчайзинговой сети необходимо использовать инструменты продвижения, которые принято делить на две основные группы:
- ATL-технологии включают в себя классические формы рекламы, которые позволяют охватить широкий круг потенциальных клиентов, поскольку рекламное сообщение видят большое количество людей;
- BTL-технологии представляют собой форму адресной коммуникации. Для этого выбираются инструменты и места продвижения для взаимодействия с целевой аудиторией. Это, например, спонсорские мероприятия, презентации и т.д.
Было отмечено, что стратегия продвижения франчайзинговой сети торгового предприятия должна включать в себя комплекс мероприятий, как из BTL, так и ATL-группы. Связано это с тем, что в условиях высокой конкуренции на рынке, предприятия вступают в борьбу за постоянное внимание со стороны потребителей, их лояльность к бренду, что обеспечивает конкурентное преимущество на рынке.
В качестве объекта исследования выступила компания «Жизньмарт», которая представляет собой российскую сеть продуктовых магазинов «у дома», которая работает по системе франчайзинга в Свердловской области, Перми, Санкт-Петербурге, Тюмени, Уфе, Челябинске и Магнитогорске.
Первый магазин был открыт в 2019 г., при этом была использована концепция супермаркета-кафе. В 2020 г. было принято решение открыть второй формат – мини-маркет с ассортиментом наиболее «ходовых» блюд и напитков из ассортимента бренда.
Франчайзинговая сеть компании «Жизньмарт» включает в себя магазины двух форматов: большой формат и мини-формат. Для открытия магазина большого формата требуются инвестиции в размере 14,5 млн. руб., для мини-формата – 4,5 млн. руб. При этом потребность в площадях составляет соответственно 100-200 и 20 м2.
Наибольшее количество магазинов сохраняется в Екатеринбурге, при этом сохраняется возможность экспансии других регионов России. В качестве преимуществ развития схемы франчайзинга в компании «Жизньмарт» можно назвать следующие: собственная IT-система, автоматизирующая многие рутинные бизнес-процессы; положительное отношение к бренду; система обучения партнеров и стартап-команда; аналитическая система всех бизнес-процессов магазина. Было отмечено, что компания развивается.
Для прогнозирования спроса осуществляется анализ продаж по магазинам и товарным группам за предыдущие периоды, оценивается изменения спроса в будущем под влиянием изменения численности населения, развития рынка сбыта, а также опроса клиентов на предмет их готовности посещать магазины компании «Жизньмарт». Магазины сети относятся к магазинам «у дома», в связи с чем, ориентированы на население, проживающее рядом.
Анализ показал, что за три года произошел существенный рост продаж вследствие открытия новых магазинов, в структуре выручки товарные позиции по состоянию на 2023 г. занимают примерно равные доли – это продукты; готовая еда и кофе.
В своей деятельности компания использует «0» канал реализации – конечному потребителю, физическим лицам. При этом магазины большого формата осуществляют доставку товаров в районе расположения магазина.
Для стимулирования продаж компания реализует следующие акции и специальные предложения:
- акция «Доброе утро» и «Добрый день»;
- акция «Доставка 20 минут или подарок»;
- акция «Скидка 100 рублей на доставку и самовывоз по промокоду из листовки»;
- акция «6-ой кофе в подарок».
Для продвижения компании используются следующие инструменты:
- продвижение собственного сайта;
- разработка узнаваемого бренда и оформление всех магазинов сети в едином стиле;
- SEO, SMM-продвижение;
- реклама в социальных сетях и на других ресурсах интернета;
- ведение официальных страниц компании в социальных сетях;
- возможность заказа и оплаты через мобильное приложение.
В целом компания осуществляет эффективную маркетинговую деятельность, в связи с чем, узнаваемость бренда растет, растет спрос на расширение торговой сети с использованием механизма франчайзинга.
В ходе исследования было установлено, что в компании «Жизньмарт» не достаточно эффективно ведется работа с фактическими и потенциальными франчайзи. Поэтому в рамках исследования был разработан комплекс мероприятий, направленный на эти две группы партнеров.
Предложенные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность предприятия в части использования франчайзинга компании «Жизньмарт», сохранив лидирующие позиции в данном направлении.
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (в ред. от 25.12.2023).
2.Другие источники
2. Годовые отчеты Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://rusfranch.ru (дата обращения 20.01.2024).
3. Руководство по управлению проектами РМВОК-6.
4. Статистические данные о каталоге франшиз [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://www.franchexpert.ru/ (дата обращения 20.01.2024).
3.Литература
5. Антонов Г.Д. и др. Управление проектами. М.: Инфра-М, 2020. С. 93.
6. Балашов А.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В., Ткаченко Е.А. Управление проектами. М.: Юрайт, 2023. С. 88.
7. Баранова К.А. Элементы управления проектами в современной экономике // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 38-40.
8. Газизова О.В., Бердникова Е.Ф., Жолобов С.В. Франчайзинг как главный драйвер развития предпринимательства // Оригинальные исследования. 2022. Т. 8. № 2. С. 38-43.
9. Горбачева Н.И. Франчайзинг как инструмент развития внешнеэкономического потенциала компании: мировой опыт // Современные аспекты международного бизнеса. Саратов, 2022. С. 57-60.
10. Григорьев М.Н. Маркетинг. – М.: Юрайт, С. 102.
11. Громова Я.О., Шукаева А.В. Франчайзинг и его роль в развитии бизнеса // Аллея науки. 2022. Т. 8. № 5 (21). С. 760-764.
12. Евланова Д.Е. Франчайзинг как форма организации бизнеса // Аллея науки. 2022. Т. 4. № 1 (17). С. 581-584.
13. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. 2021. № 2 (9). С. 44-55.
14. Каленина М.Ю. Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности // Бизнес информ. 2021. № 5 (472). С. 160-165.
15. Карпова С.В. Маркетинг: теория и практика. – М.: Юрайт, 2023. С. 269.
16. Кожемякина А.М. Email-маркетинг в системе продвижения предприятия // Молодые исследователи: взгляд в прошлое, настоящее, будущее. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений II Международной научно-практической конференции. 2022. С. 404-408.
17. Константинова М.М., Бурдо Е.С. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса // Вектор экономики. 2022. № 2 (20). С. 38.
18. Корнеева И.В., Хруцкий В.Е. Маркетинг. – М.: Юрайт, 2023. С. 111.
19. Короткова Т.Л. Маркетинг инноваций. М.: Юрайт, 2023. С. 133.
20. Крюкова А.Д. Управление проектами – эффективный метод управления на предприятии // Научно-практические исследования. 2021. № 1-5 (36). С. 22-24.
21. Миролаев А.А., Петров Р.А. Интеграция торговых структур с использованием инструментов франчайзинга // Научные стремления. 2023. № 25. С. 63-65.
22. Омаров А.О., Харченко В.А. Управление проектами в системе развития инновационного управления // Экономика. Наука. Инноватика. Материалы I Республиканской научно-практической конференции. 2020. С. 426-428.
23. Павличенко Ф.А., Михайлова В.М. Основные этапы разработки стратегии продвижения предприятия // Структурная и технологическая трансформация России: проблемы и перспективы. От НЭПа до наших дней: материалы международной научно-практической конференции. 2021. С. 243-249.
24. Ромашкова И.А., Максимова Т.П. Франчайзинг как механизм развития промышленности России // Новые вызовы и перспективы развития российской экономики. Международная научно-практическая конференция. 2021. С. 119-124.
25. Саадулаева Т.А. Франчайзинг в России: теория и практика // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 102-104.
26. Смирнова Н.С. Франчайзинг как основная стратегия развития малого бизнеса в России // Аллея науки. 2022. Т. 8. № 5 (21). С. 764-767.
27. Терентьев С.А. Формирование эффективной системы управления проектами на предприятии // Экономика и социум. 2023. № 6-2 (109). С. 1011-1015.
28. Третьяк В.П. Маркетинг. – М.: Инфра-М, 2022. С. 118.
29. Харюшин В.В., Подкорытов В.Н. Стратегический подход к управлению проектами на предприятии // Уральская горная школа – регионам: материалы научно-практической конференции. 2023. С. 549-550.
30. Худощаева А.А. Особенности социальных медиа как инструмента продвижения предприятий // Современные технологии: тенденции и перспективы развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2021. С. 84-89.