Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование в сфере защиты прав ребенка 8
1.1. Международные акты в сфере защиты прав ребенка 8
1.2. Федеральное и региональное законодательство в сфере защиты прав
ребенка в РФ 13
1.3. Действие подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка в РФ 18
Глава 2. Основная проблематика совершаемых нарушений в сфере защиты прав ребенка в РФ 20
2.1. Деятельность института уполномоченного по правам ребенка в РФ 20
2.2. Существующие механизмы, регулирующие несоответствие локальных
актов с законом и нарушения прав ребенка 27
Заключение 33
Список использованных источников 37
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена нынешним положением дел в сфере защиты прав детей как неотъемлемой части системы защиты прав человека. В настоящее время методы и инструменты, используемые для защиты интересов детей являются недостаточно эффективными и нуждаются в определенном переосмыслении, так как становление этой области права началось лишь в середине прошлого столетия, до этого времени дети не рассматривались в качестве носителей прав.
Одним из примеров подтверждения данного тезиса можно назвать наблюдение выдающегося итальянского врача и педагога Марии Монтессори, которая по решению международной организации ЮНЕСКО является одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Антоном Макаренко: «ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей. Слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка. Никогда правами человека не пренебрегали так, как в случае с ребенком» .
Это означает, что существует ряд проблем, важность которых остается неизменной даже с течением времени. Одной из них можно назвать права ребенка и их защиту. По моему мнению международная система, осуществляющая защиту детей путём разработки международных стандартов в области прав ребёнка, а также внутригосударственные законы и подзаконные акты могут быть усовершенствованны путем исследования их соотношения между собой и выявления проблемных моментов. Поиск механизмов решения этих несоответствий обусловил выбор темы моей работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что деятельность учителя непосредственно сопряжена с юридической ответственностью. Поэтому в случае возникновения в будущем возможных конфликтных ситуаций, разрешение которых будет затруднительно, данная работа может быть использована как руководство для педагогического работника.
Разработанность данной темы в отечественной и мировой науке и практике находится на должном уровне.
С научной точки зрения исследовательский отдел ЮНИСЕФ, созданный в 1988 году, содействует лучшему пониманию международным сообществом вопросов, которые связанны с правами детей, а также осуществлению в полном объеме положений Конвенции о правах ребенка во всех странах мира. Публикации, издаваемые отделом, вносят значимый вклад в дискуссию по вопросам защиты прав детей и представляют широкий диапазон мнений для всего мирового сообщества.
«За последние два десятилетия был достигнут значительный прогресс в развитии независимых учреждений по защите прав детей. В 1989 году их было намного меньше по сравнению с более чем 200 независимыми учреждениями, существующими в настоящее время в более чем 70 странах. При всем многообразии форм (омбудсмены или уполномоченные по правам ребенка, комиссии по правам человека или комиссары по правам ребенка) их объединяет уникальная роль, заключающаяся в оказании содействия процессам управления в интересах детей» . Российская Федерация старается не отставать от мировых тенденций как в научной, так и в практической сфере защиты прав детей и с каждым годом совершенствует свой методический и государственный аппараты. «Появляется все больше случаев, когда решения Европейского суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе в сфере защиты прав ребенка» .
Степень изученности темы защиты прав ребенка в отечественной историографии. Становление общеправовой теории в сфере защиты прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в стране и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось только во второй половине 90-х гг. прошлого века. Причиной этому послужило принятие Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, после которой стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание (В. И. Абрамов, Н. Е. Борисова, Е. Б. Бреева,, Ю. А. Дмитриев, В. Д. Ермаков, A. B. Кортунов, Э. Б. Мельникова, Е. М. Рыбинский, С. А. Сорокин и др.).
Также свой вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, которые были написанные с общетеоретических правовых позиций и освещающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты.(О. В. Бутько, Л. Ю. Голышева, В. В. Кулапов, Ю. И. Стародубцев)
Но с изменением законодательства внутри государств в данной области потребовались новый комплексный анализ и новое осмысление проблемы. Многочисленные публикации в современных средствах массовой информации и научной литературе о нарушениях прав детей свидетельствуют не только о национальной, но и международной катастрофе, которая носит массовый характер.
Так же стоит отметить, что нормативно-правовая база, которая была мною использована, достаточно обширна. В ней представлены как международные нормативно-правовые акты, так и наше отечественное федеральное и региональное законодательство.
Объектом данного исследования является законодательство в сфере защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются закон и подзаконные акты в сфере зашиты прав ребенка.
Целью данной работы является анализ существующих проблем в соотношении законов и подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка.
Для реализации цели необходимо прибегнуть к следующим задачам:
1. изучить существующее законодательство в сфере защиты прав ребенка в международной и отечественной нормативно-правовой системе;
2. выделить локальные акты и подзаконные акты ведомств, которые регулируют права ребенка в РФ;
3. выделить основную проблематику совершаемых нарушений в сфере защиты прав ребенка в РФ
4. определить существующие механизмы, которые регулируют несоответствие локальных актов с законом и нарушения прав ребенка Характеристика источников. В данной работе мною были использованы
официальные письменные акты, именуемые нормативно-правовыми источниками, представленные в форме федеральных законов, региональных законов и локальных актов. Также я использовал договоры, регулирующие полномочия и предметы ведения между государственными органами власти и отдельными субъектами, именуемые нормативными договорами.
Научная новизна данной работы заключается в том, что не смотря на существующие исследования в сфере защиты прав ребенка с точки зрения педагогики и юриспруденции, мало кто обращает внимание на то, что многие проблемные ситуации возникают из-за того, что нарушается соответствие закона и подзаконных актов. По моему мнению важной темой является конфликтология федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов, исследование которой поможет их реформировании и эффективном использовании в дальнейшей практике.
Методы исследования. В своей работе я использовал общенаучные методы (анализ, сравнение и обобщение), частнонаучные методы (метод структурного анализа и статистический метода), специальные методы (анализ структуры правовых учений).
Практическое значимость данной темы заключается в том, что выпускники педагогического вуза как будущие участники образовательного процесса в своей работе будут иметь дело с конфликтными ситуациями, которые неизбежны. Моя работа даст им возможность быть готовыми к подобным ситуация и знать механизмы их решения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников.
В первой главе мною было рассмотрено законодательство в сфере защиты прав ребенка как в мировой, так и в отечественной практике, а так же действие подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка в РФ. Во второй главе мною была проанализирована деятельность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка, а так же существующие механизмы, регулирующие несоответствие локальных актов с законом и нарушения прав ребенка. В заключении я еще раз выделил основные моменты и подвел итоги моей выпускной квалификационной работы.
Таким образом, нормативно-правовая база защиты прав детей как на международном уровне, так и на уровне государства имеет длительный исторический период развития. Российская Федерация как участник международных отношений занимается законотворчеством в этой сфере, основываясь на положения международных договоров, конвенций и декларация о защите прав ребенка.
Не смотря на то, что Россия имеет четкую структура законодательства, представленную на уровне федерации, регионов и местных органов, зачастую между этими уровнями возникают противоречия, которые приводят к тому, что дети, та категория населения, которая особенно требуется в защите государства и социальных служб, оказываются в ситуации, когда их права нарушаются.
Основой законодательства в Российской Федерации являются нормативные акты, издаваемыми в соответствии с законом компетентными органами и направленными на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. В Российской Федерации подзаконные акты делятся на следующие уровни:
• федеральный уровень — сюда относятся указы и распоряжения, изданные Президентом; нормативные акты, изданные Правительством; нормативные акты, изданные министерств и ведомств федерации;
• региональный уровень — нормативные акты, изданные местной думой, губернатором и администрацией;
• местный уровень — нормативные акты, изданные органами местного самоуправления и локальные акты организаций.
Одним из основных механизмов защиты интересов ребенка по разным вопросам является институт Уполномоченного по правам ребенка, которые решает разнообразные вопросы:
• оказание юридической помощи и судебная защита;
• правоотношения внутри семьи;
• обеспечение жильем;
• вопросы социального обеспечения;
• вопросы образования;
• защиты от насилия и безопасность жизнедеятельности;
• охрана здоровья детей;
• алиментные обязательства;
• вопросы гражданства, а так же защита от насильственного перемещения и удержания на территории иностранного государства детей-граждан РФ;
• вопросы информационной безопасности и доступа к ней;
• право на отдых и получение медицинской помощи;
• возможность заниматься спортом и доступ к культурным ценностям.
Так же механизм решения конфликтных ситуация включает в себя деятельность федеральных, региональных и местных органов:
• управляющий образовательным учреждением
• управляющий совет
• комиссия по урегулированию споров
• Прокуратура
• Рособрнадзор
• инспекция по надзору за соблюдением прав в сфере образования
• Судебная власть (суд)
Так же действенным механизмом в ситуациях, когда противоречия федерального закона с подзаконными актами приводят к нарушению прав детей являются средства массовой информации (СМИ). Существует много примеров, когда конфликтные ситуации были разрешены после освещения в СМИ и предания проблеме общественной огласки.
1. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
2. Декларация прав ребенка 1924 года
3. Декларация прав ребенка 1959 года
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года
5. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила)
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398
7. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ
8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
11. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
12. Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.1999 N 1835)
13. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".
14. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. От 11.06.2021)
15. Закон Красноярского края от 22.10.1997 № 15-590 "Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае"
16. Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 "О защите прав ребенка"
17. Закон Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
18. Закон Красноярского края от 28.04.2005 № 14-3365 "Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае"
19. Постановление Правительства Красноярского края от 02.09.2016 № 441-п Об утверждении Порядка эксплуатации государственной информационной системы Красноярского края "Единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении" и признании утратившими силу постановлений Совета администрации Красноярского края, Правительства Красноярского края"
20. Бондаренко О.А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис....канд. юрид. наук / О.А. Бондаренко.- Челябинск. 2012
21. Вестник ТвГУ Серия «Право», 2013. Выпуск 34, 209 с.
22. Гайсина Г.И. Уполномоченный по правам ребенка как институт независимого контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей / Г.И. Гайсина // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 1(14). С. 91-96.
23. Данилова В.А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дис..канд. юрид. наук / В.А. Данилова. М., 2013.
24. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за
2019 год // Российская газета. 2020.
25. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за
2020 год // Российская газета. 2021.
26. Егорова Н.Е. Проблемы противоречий в законодательстве и пути их решения / Н.Е. Егорова, О.А. Иванюк, В.С. Потапенко // Журнал российского права. 2006. № 11. с. 136-152.
27. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области за 2019 год URL:https://www.obigazeta.ru/society/107244/(дата обращения 10.02.2020).
28. Ефремова О.В. Системные аспекты повышения эффективности деятельности института Уполномоченного по правам ребенка / О.В. Ефремова // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 4. С. 112-120.
29. Жидких А.А. Взаимодействие уполномоченных по правам человека и правам ребенка в субъектах Российской Федерации / А.А. Жидких // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2008. №4. С. 79-86.
31. Защита и поддержка прав детей Глобальное исследование независимых учреждений по защите прав детей (краткий доклад). - М.: Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) 2012. С. 4.
32. Ильиных И.Л. Модели формирования института Уполномоченного по правам ребенка в российской Федерации / И.Л. Ильиных // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011.- № 4-5
33. Киричёк Е.В. Особенности правового статуса уполномоченного по правам ребенка: российский и зарубежный опыт / Е.В. Киричёк // Мир образования - образование в мире. 2013.
34. Кулапов В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в РФ. Саратов 2004.
35. Леоненко Н.Т. Право законодательной инициативы в региональном законодательном процессе: сущность, проблемы, предложения / Н.Т. Леоненко // Российский юридический журнал. 2011.- № 5
36. Мария Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Карапуз, 2006 // Педагогика детства. - 2006. - С. 167.
37. Мархгейм М.В. Формы и способы деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации / М.В. Мархгейм, А.Е. Новикова А.Е. // Государственная власть и местное самоуправление.- 2009.
38. Новикова Т.Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив / Т.Ю. Новикова // Юридический мир.- 2009.- № 12
39. Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org(дата обращения 11.03.2021).
40. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка URL: //http://www.rfdeti.ru(дата обращения 11.03.2021).
41. Риа Новости «Омбудсмен назвал дискриминацией отстранение от уроков из- за цвета волос» URL:https://ria.ru/20i80910/1528i82868.htmi(дата обращения 11.03.2021).
42. Устинович Е. С., Фоломеева Н. В. Политико-правовые основы становления детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10
43. Эмих В.В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Эмих В.В. - Екатеринбург, 2008.
44. Федеральные законы по правам ребенка // URL: // Ьир://03.мвд.рф (дата обращения 03.03.2021).
45. Электронные фонд правовых и нормативно-технических документов. - Правовые акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. URL:http://pravo.gov.ru/(дата обращения 07.02.2021).