Проблема соотношения закона и подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка
|
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование в сфере защиты прав ребенка 8
1.1. Международные акты в сфере защиты прав ребенка 8
1.2. Федеральное и региональное законодательство в сфере защиты прав
ребенка в РФ 13
1.3. Действие подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка в РФ 18
Глава 2. Основная проблематика совершаемых нарушений в сфере защиты прав ребенка в РФ 20
2.1. Деятельность института уполномоченного по правам ребенка в РФ 20
2.2. Существующие механизмы, регулирующие несоответствие локальных
актов с законом и нарушения прав ребенка 27
Заключение 33
Список использованных источников 37
Глава 1. Правовое регулирование в сфере защиты прав ребенка 8
1.1. Международные акты в сфере защиты прав ребенка 8
1.2. Федеральное и региональное законодательство в сфере защиты прав
ребенка в РФ 13
1.3. Действие подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка в РФ 18
Глава 2. Основная проблематика совершаемых нарушений в сфере защиты прав ребенка в РФ 20
2.1. Деятельность института уполномоченного по правам ребенка в РФ 20
2.2. Существующие механизмы, регулирующие несоответствие локальных
актов с законом и нарушения прав ребенка 27
Заключение 33
Список использованных источников 37
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена нынешним положением дел в сфере защиты прав детей как неотъемлемой части системы защиты прав человека. В настоящее время методы и инструменты, используемые для защиты интересов детей являются недостаточно эффективными и нуждаются в определенном переосмыслении, так как становление этой области права началось лишь в середине прошлого столетия, до этого времени дети не рассматривались в качестве носителей прав.
Одним из примеров подтверждения данного тезиса можно назвать наблюдение выдающегося итальянского врача и педагога Марии Монтессори, которая по решению международной организации ЮНЕСКО является одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Антоном Макаренко: «ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей. Слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка. Никогда правами человека не пренебрегали так, как в случае с ребенком» .
Это означает, что существует ряд проблем, важность которых остается неизменной даже с течением времени. Одной из них можно назвать права ребенка и их защиту. По моему мнению международная система, осуществляющая защиту детей путём разработки международных стандартов в области прав ребёнка, а также внутригосударственные законы и подзаконные акты могут быть усовершенствованны путем исследования их соотношения между собой и выявления проблемных моментов. Поиск механизмов решения этих несоответствий обусловил выбор темы моей работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что деятельность учителя непосредственно сопряжена с юридической ответственностью. Поэтому в случае возникновения в будущем возможных конфликтных ситуаций, разрешение которых будет затруднительно, данная работа может быть использована как руководство для педагогического работника.
Разработанность данной темы в отечественной и мировой науке и практике находится на должном уровне.
С научной точки зрения исследовательский отдел ЮНИСЕФ, созданный в 1988 году, содействует лучшему пониманию международным сообществом вопросов, которые связанны с правами детей, а также осуществлению в полном объеме положений Конвенции о правах ребенка во всех странах мира. Публикации, издаваемые отделом, вносят значимый вклад в дискуссию по вопросам защиты прав детей и представляют широкий диапазон мнений для всего мирового сообщества.
«За последние два десятилетия был достигнут значительный прогресс в развитии независимых учреждений по защите прав детей. В 1989 году их было намного меньше по сравнению с более чем 200 независимыми учреждениями, существующими в настоящее время в более чем 70 странах. При всем многообразии форм (омбудсмены или уполномоченные по правам ребенка, комиссии по правам человека или комиссары по правам ребенка) их объединяет уникальная роль, заключающаяся в оказании содействия процессам управления в интересах детей» . Российская Федерация старается не отставать от мировых тенденций как в научной, так и в практической сфере защиты прав детей и с каждым годом совершенствует свой методический и государственный аппараты. «Появляется все больше случаев, когда решения Европейского суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе в сфере защиты прав ребенка» .
Степень изученности темы защиты прав ребенка в отечественной историографии. Становление общеправовой теории в сфере защиты прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в стране и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось только во второй половине 90-х гг. прошлого века. Причиной этому послужило принятие Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, после которой стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание (В. И. Абрамов, Н. Е. Борисова, Е. Б. Бреева,, Ю. А. Дмитриев, В. Д. Ермаков, A. B. Кортунов, Э. Б. Мельникова, Е. М. Рыбинский, С. А. Сорокин и др.).
Также свой вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, которые были написанные с общетеоретических правовых позиций и освещающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты.(О. В. Бутько, Л. Ю. Голышева, В. В. Кулапов, Ю. И. Стародубцев)
Но с изменением законодательства внутри государств в данной области потребовались новый комплексный анализ и новое осмысление проблемы. Многочисленные публикации в современных средствах массовой информации и научной литературе о нарушениях прав детей свидетельствуют не только о национальной, но и международной катастрофе, которая носит массовый характер.
Так же стоит отметить, что нормативно-правовая база, которая была мною использована, достаточно обширна. В ней представлены как международные нормативно-правовые акты, так и наше отечественное федеральное и региональное законодательство.
Объектом данного исследования является законодательство в сфере защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются закон и подзаконные акты в сфере зашиты прав ребенка.
Целью данной работы является анализ существующих проблем в соотношении законов и подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка.
Для реализации цели необходимо прибегнуть к следующим задачам:
1. изучить существующее законодательство в сфере защиты прав ребенка в международной и отечественной нормативно-правовой системе;
2. выделить локальные акты и подзаконные акты ведомств, которые регулируют права ребенка в РФ;
3. выделить основную проблематику совершаемых нарушений в сфере защиты прав ребенка в РФ
4. определить существующие механизмы, которые регулируют несоответствие локальных актов с законом и нарушения прав ребенка Характеристика источников. В данной работе мною были использованы
официальные письменные акты, именуемые нормативно-правовыми источниками, представленные в форме федеральных законов, региональных законов и локальных актов. Также я использовал договоры, регулирующие полномочия и предметы ведения между государственными органами власти и отдельными субъектами, именуемые нормативными договорами.
Научная новизна данной работы заключается в том, что не смотря на существующие исследования в сфере защиты прав ребенка с точки зрения педагогики и юриспруденции, мало кто обращает внимание на то, что многие проблемные ситуации возникают из-за того, что нарушается соответствие закона и подзаконных актов. По моему мнению важной темой является конфликтология федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов, исследование которой поможет их реформировании и эффективном использовании в дальнейшей практике.
Методы исследования. В своей работе я использовал общенаучные методы (анализ, сравнение и обобщение), частнонаучные методы (метод структурного анализа и статистический метода), специальные методы (анализ структуры правовых учений).
Практическое значимость данной темы заключается в том, что выпускники педагогического вуза как будущие участники образовательного процесса в своей работе будут иметь дело с конфликтными ситуациями, которые неизбежны. Моя работа даст им возможность быть готовыми к подобным ситуация и знать механизмы их решения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников.
В первой главе мною было рассмотрено законодательство в сфере защиты прав ребенка как в мировой, так и в отечественной практике, а так же действие подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка в РФ. Во второй главе мною была проанализирована деятельность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка, а так же существующие механизмы, регулирующие несоответствие локальных актов с законом и нарушения прав ребенка. В заключении я еще раз выделил основные моменты и подвел итоги моей выпускной квалификационной работы.
Одним из примеров подтверждения данного тезиса можно назвать наблюдение выдающегося итальянского врача и педагога Марии Монтессори, которая по решению международной организации ЮНЕСКО является одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Антоном Макаренко: «ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей. Слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка. Никогда правами человека не пренебрегали так, как в случае с ребенком» .
Это означает, что существует ряд проблем, важность которых остается неизменной даже с течением времени. Одной из них можно назвать права ребенка и их защиту. По моему мнению международная система, осуществляющая защиту детей путём разработки международных стандартов в области прав ребёнка, а также внутригосударственные законы и подзаконные акты могут быть усовершенствованны путем исследования их соотношения между собой и выявления проблемных моментов. Поиск механизмов решения этих несоответствий обусловил выбор темы моей работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что деятельность учителя непосредственно сопряжена с юридической ответственностью. Поэтому в случае возникновения в будущем возможных конфликтных ситуаций, разрешение которых будет затруднительно, данная работа может быть использована как руководство для педагогического работника.
Разработанность данной темы в отечественной и мировой науке и практике находится на должном уровне.
С научной точки зрения исследовательский отдел ЮНИСЕФ, созданный в 1988 году, содействует лучшему пониманию международным сообществом вопросов, которые связанны с правами детей, а также осуществлению в полном объеме положений Конвенции о правах ребенка во всех странах мира. Публикации, издаваемые отделом, вносят значимый вклад в дискуссию по вопросам защиты прав детей и представляют широкий диапазон мнений для всего мирового сообщества.
«За последние два десятилетия был достигнут значительный прогресс в развитии независимых учреждений по защите прав детей. В 1989 году их было намного меньше по сравнению с более чем 200 независимыми учреждениями, существующими в настоящее время в более чем 70 странах. При всем многообразии форм (омбудсмены или уполномоченные по правам ребенка, комиссии по правам человека или комиссары по правам ребенка) их объединяет уникальная роль, заключающаяся в оказании содействия процессам управления в интересах детей» . Российская Федерация старается не отставать от мировых тенденций как в научной, так и в практической сфере защиты прав детей и с каждым годом совершенствует свой методический и государственный аппараты. «Появляется все больше случаев, когда решения Европейского суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе в сфере защиты прав ребенка» .
Степень изученности темы защиты прав ребенка в отечественной историографии. Становление общеправовой теории в сфере защиты прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в стране и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось только во второй половине 90-х гг. прошлого века. Причиной этому послужило принятие Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, после которой стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание (В. И. Абрамов, Н. Е. Борисова, Е. Б. Бреева,, Ю. А. Дмитриев, В. Д. Ермаков, A. B. Кортунов, Э. Б. Мельникова, Е. М. Рыбинский, С. А. Сорокин и др.).
Также свой вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, которые были написанные с общетеоретических правовых позиций и освещающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты.(О. В. Бутько, Л. Ю. Голышева, В. В. Кулапов, Ю. И. Стародубцев)
Но с изменением законодательства внутри государств в данной области потребовались новый комплексный анализ и новое осмысление проблемы. Многочисленные публикации в современных средствах массовой информации и научной литературе о нарушениях прав детей свидетельствуют не только о национальной, но и международной катастрофе, которая носит массовый характер.
Так же стоит отметить, что нормативно-правовая база, которая была мною использована, достаточно обширна. В ней представлены как международные нормативно-правовые акты, так и наше отечественное федеральное и региональное законодательство.
Объектом данного исследования является законодательство в сфере защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются закон и подзаконные акты в сфере зашиты прав ребенка.
Целью данной работы является анализ существующих проблем в соотношении законов и подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка.
Для реализации цели необходимо прибегнуть к следующим задачам:
1. изучить существующее законодательство в сфере защиты прав ребенка в международной и отечественной нормативно-правовой системе;
2. выделить локальные акты и подзаконные акты ведомств, которые регулируют права ребенка в РФ;
3. выделить основную проблематику совершаемых нарушений в сфере защиты прав ребенка в РФ
4. определить существующие механизмы, которые регулируют несоответствие локальных актов с законом и нарушения прав ребенка Характеристика источников. В данной работе мною были использованы
официальные письменные акты, именуемые нормативно-правовыми источниками, представленные в форме федеральных законов, региональных законов и локальных актов. Также я использовал договоры, регулирующие полномочия и предметы ведения между государственными органами власти и отдельными субъектами, именуемые нормативными договорами.
Научная новизна данной работы заключается в том, что не смотря на существующие исследования в сфере защиты прав ребенка с точки зрения педагогики и юриспруденции, мало кто обращает внимание на то, что многие проблемные ситуации возникают из-за того, что нарушается соответствие закона и подзаконных актов. По моему мнению важной темой является конфликтология федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов, исследование которой поможет их реформировании и эффективном использовании в дальнейшей практике.
Методы исследования. В своей работе я использовал общенаучные методы (анализ, сравнение и обобщение), частнонаучные методы (метод структурного анализа и статистический метода), специальные методы (анализ структуры правовых учений).
Практическое значимость данной темы заключается в том, что выпускники педагогического вуза как будущие участники образовательного процесса в своей работе будут иметь дело с конфликтными ситуациями, которые неизбежны. Моя работа даст им возможность быть готовыми к подобным ситуация и знать механизмы их решения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников.
В первой главе мною было рассмотрено законодательство в сфере защиты прав ребенка как в мировой, так и в отечественной практике, а так же действие подзаконных актов в сфере защиты прав ребенка в РФ. Во второй главе мною была проанализирована деятельность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка, а так же существующие механизмы, регулирующие несоответствие локальных актов с законом и нарушения прав ребенка. В заключении я еще раз выделил основные моменты и подвел итоги моей выпускной квалификационной работы.
Таким образом, нормативно-правовая база защиты прав детей как на международном уровне, так и на уровне государства имеет длительный исторический период развития. Российская Федерация как участник международных отношений занимается законотворчеством в этой сфере, основываясь на положения международных договоров, конвенций и декларация о защите прав ребенка.
Не смотря на то, что Россия имеет четкую структура законодательства, представленную на уровне федерации, регионов и местных органов, зачастую между этими уровнями возникают противоречия, которые приводят к тому, что дети, та категория населения, которая особенно требуется в защите государства и социальных служб, оказываются в ситуации, когда их права нарушаются.
Основой законодательства в Российской Федерации являются нормативные акты, издаваемыми в соответствии с законом компетентными органами и направленными на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. В Российской Федерации подзаконные акты делятся на следующие уровни:
• федеральный уровень — сюда относятся указы и распоряжения, изданные Президентом; нормативные акты, изданные Правительством; нормативные акты, изданные министерств и ведомств федерации;
• региональный уровень — нормативные акты, изданные местной думой, губернатором и администрацией;
• местный уровень — нормативные акты, изданные органами местного самоуправления и локальные акты организаций.
Одним из основных механизмов защиты интересов ребенка по разным вопросам является институт Уполномоченного по правам ребенка, которые решает разнообразные вопросы:
• оказание юридической помощи и судебная защита;
• правоотношения внутри семьи;
• обеспечение жильем;
• вопросы социального обеспечения;
• вопросы образования;
• защиты от насилия и безопасность жизнедеятельности;
• охрана здоровья детей;
• алиментные обязательства;
• вопросы гражданства, а так же защита от насильственного перемещения и удержания на территории иностранного государства детей-граждан РФ;
• вопросы информационной безопасности и доступа к ней;
• право на отдых и получение медицинской помощи;
• возможность заниматься спортом и доступ к культурным ценностям.
Так же механизм решения конфликтных ситуация включает в себя деятельность федеральных, региональных и местных органов:
• управляющий образовательным учреждением
• управляющий совет
• комиссия по урегулированию споров
• Прокуратура
• Рособрнадзор
• инспекция по надзору за соблюдением прав в сфере образования
• Судебная власть (суд)
Так же действенным механизмом в ситуациях, когда противоречия федерального закона с подзаконными актами приводят к нарушению прав детей являются средства массовой информации (СМИ). Существует много примеров, когда конфликтные ситуации были разрешены после освещения в СМИ и предания проблеме общественной огласки.
Не смотря на то, что Россия имеет четкую структура законодательства, представленную на уровне федерации, регионов и местных органов, зачастую между этими уровнями возникают противоречия, которые приводят к тому, что дети, та категория населения, которая особенно требуется в защите государства и социальных служб, оказываются в ситуации, когда их права нарушаются.
Основой законодательства в Российской Федерации являются нормативные акты, издаваемыми в соответствии с законом компетентными органами и направленными на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. В Российской Федерации подзаконные акты делятся на следующие уровни:
• федеральный уровень — сюда относятся указы и распоряжения, изданные Президентом; нормативные акты, изданные Правительством; нормативные акты, изданные министерств и ведомств федерации;
• региональный уровень — нормативные акты, изданные местной думой, губернатором и администрацией;
• местный уровень — нормативные акты, изданные органами местного самоуправления и локальные акты организаций.
Одним из основных механизмов защиты интересов ребенка по разным вопросам является институт Уполномоченного по правам ребенка, которые решает разнообразные вопросы:
• оказание юридической помощи и судебная защита;
• правоотношения внутри семьи;
• обеспечение жильем;
• вопросы социального обеспечения;
• вопросы образования;
• защиты от насилия и безопасность жизнедеятельности;
• охрана здоровья детей;
• алиментные обязательства;
• вопросы гражданства, а так же защита от насильственного перемещения и удержания на территории иностранного государства детей-граждан РФ;
• вопросы информационной безопасности и доступа к ней;
• право на отдых и получение медицинской помощи;
• возможность заниматься спортом и доступ к культурным ценностям.
Так же механизм решения конфликтных ситуация включает в себя деятельность федеральных, региональных и местных органов:
• управляющий образовательным учреждением
• управляющий совет
• комиссия по урегулированию споров
• Прокуратура
• Рособрнадзор
• инспекция по надзору за соблюдением прав в сфере образования
• Судебная власть (суд)
Так же действенным механизмом в ситуациях, когда противоречия федерального закона с подзаконными актами приводят к нарушению прав детей являются средства массовой информации (СМИ). Существует много примеров, когда конфликтные ситуации были разрешены после освещения в СМИ и предания проблеме общественной огласки.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Право на достоинство несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовая защита субъектов индивидуальной предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Право на достоинство в России и зарубежом (вопросы теории)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Конституционное право на судебную защиту в Российской Федерации: гарантии и проблемы реализации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



