ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 11
1.1 Игра в образовательном процессе 11
1.2. Дидактические возможности игровых технологий в организации
познавательной деятельности на уроках истории 18
1.3. Требования к изучению истории посредством игровых технологий в
нормативно-правовых документах и локальных актах 31
ГЛАВА 2. Разбор игровых технологий используемых на уроках истории. Примеры и особенности 37
2.1. Классические дидактические игры на уроках истории 37
2.2. Дидактические игры с использованием сети интернет и образовательных
платформ 52
ГЛАВА 3 58
3.1. Проблемы применения игровых технологий на уроках истории 58
3.2. Возможные пути решения внедрения игровых технологий в
общеобразовательном процессе на уроках истории 69
Заключение 79
Библиографический список Нормативно-правовые акты 82
Учебно-методическая литература 82
Литература 83
Актуальность темы. Современный процесс обучения и воспитания требует усовершенствования и разработки новых методик и технологий для того, чтобы работа с детьми нового поколения. Поколения, чье информационное поле постоянно перегружено большим количеством информации, а потому заинтересовать и мотивировать ребенка к учебному процессу весьма проблематично. Игровая деятельность способствует созданию комплекса необходимых условий для осуществления системно- деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС. Системно - деятельностный подход направлен на формирование гражданской идентичности, роста личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие, игровая деятельность является важным видом деятельности, ориентированной на комплексное осуществление системно-деятельностного подхода. Одной из наиболее удачных форм игровой деятельности является дидактическая игра, подходящая как младшей, так и средней и старшей школе. Игровая деятельность часто рекомендуется к реализации на уроках и во время внеучебной деятельности, однако проблемам использования игровых технологий уделено мало внимания.
Степень изученности проблемы. Тема игровой деятельности и игровых технологий в последнее время всё чаще освещается в различных публикациях как отечественной, так и зарубежной литературы. Безусловно, можно говорить о тенденции к внедрению игровых технологий в образовательный процесс, количество научных работ на эту тему велико. Появляется всё больше работ по эффективности такого подхода. В частности, доказано, что игровые технологии позволяют развивать когнитивную, эмоциональную, мотивационно-потребностную сферы ребенка.
Рассмотрен ряд исследований дидактических возможностей применения игровых технологий, в частности исторической (этнографической) реконструкции, во внеурочной деятельности.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
Изучением применения игровых технологий именно на уроках истории, занимались следующие специалисты.
А.Ф. Гартвиг считается одним из основоположников применения игр в процессе обучения истории. Метод драматизации заслужил популярность у педагогов в 1920-е годы. Гартвигу принадлежит и фраза обосновывающая необходимость применения игровых технологий в учебном процесее: «Игре совершенно необходимо уделять место в школе. Если мы, взрослые, не можем жить без игры, без искусства, то дадим и ребенку пользоваться этим эстетическим методом познания жизни». Андрей Федорович акцентирует внимание на том, что драматизации есть место не только в спектаклях, но и проведении рядового урока истории, который с применением данного приема и воображения учеников погружает учеников в атмосферу изучаемой эпохи.
В советский период процесс игры на уроке истории, роль учителя и творческий потенциал игровых технологий рассматривали Ю.Б. Золотов44, Г.А. Калугина 51, И.В. Кучерук [33], Г.И. Щукина [48].
Юрий Александрович Золотов подчеркивает, что процесс получения новых знаний и умений учениками улучшается при вовлечении их в творческий процесс, который представляет из себя самостоятельную работу, эффективную при формировании творческой личности. [44, с. 93].
На воспитании историей делают акцент современные исследователи, такие как, Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова [21], исследователи утверждают, что через выполнение творческих заданий на уроках истории, таких как дидактическая игра, усвоение материала учащимися повышается. Н.В Камардина и В.В. Колесникова в своей работе «Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации» [26], дали обзор на то, как часто рекомендуется использовать игровые технологии на уроках истории, подомную тему в своей научной диссертации подняла и Л.П. Борзова [19]. Борзова также занималась вопросами проведения и особенностями организации игровой деятельности на уроках истории [20]. Также с темой игры на уроках истории работали: М.В. Короткова [28] - рассматривает навыки и способности развиваемые при использовании игры на уроках истории. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина в работе «Современный урок» [32] перечисляют игры, которые наиболее хорошо подходят для проведения на уроках истории. Тему исторической реконструкции подробно рассматривает В.В. Шоган Г.К. [46]. Использование игровой деятельности в старших классах затронул Г.К. Селевко[42].
Г.А. Кулагина затрагивает роль учителя на уроках истории с игровыми элементами. Галина Александровна подчеркивает, что роль учителя при частом использовании исторической игры должна постепенно уходить на второй план. Учитель задает мотивацию, а в дальнейшем, предоставляет ребятам свободу действий. Также Калугина говоря о подобных уроках не подразумевает использование каких-либо контрольных листов с готовыми ответами, предоставляя ученикам возможность самим сформулировать ответ, отражающий их точку зрения и уровень знаний. [31, с. 7, 120].
Что касается предмета моего исследования, а именно «проблем применения игровых технологий на уроках истории», степень его изученности еще более мала. Исследованием проблем при подготовке и осуществлении игры на уроке истории, а также плюсы и минусы их применения рассматривают В.И. Кириченко [27], А.В. Приходько [40], Л.А. Шипинина [45].
Стоит заметить, что довольно мало внимания в отечественной и зарубежной литературе уделяется проблемам, возникающим при внедрении игровых технологий на уроке, в частности в средней школе и старшей школе. Слабо раскрыта и тема использования игровых технологий на уроках истории. В условиях повышенного интереса к теме игры в образовательном процессе, считаю, что тема актуальна и имеет право на подробное изучение.
Объект исследования. процесс обучения на уроках истории с применением игровых технологий.
Предмет исследования. Проблемы, возникающие в ходе применения и подготовки игровых технологий на уроках истории.
Цель исследования. Проанализировать проблемы применения игровых технологий на уроках истории и показать возможные варианты решения проблем. Составить методические рекомендации для внедрения игровых технологий в процесс обучения на уроках истории.
Задачи исследования. В соответствии с намеченной целью и выдвинутыми гипотетическими положениями определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, отражающую специфику применения игровых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе;
2. определить дидактические возможности игровых технологий в организации познавательной деятельности на уроках истории
3. подобрать и проанализировать, используемые при на уроках истории исторические игры
4. Выделить и проанализировать проблемы применения игровых технологий на уроках истории в педагогической и методической литературе;
5. Наметить пути решения выявленных проблем применения игровых технологий;
6. Разработать методические рекомендации для внедрения игровых технологий в процесс обучения истории.
Источниковая база исследования. Источниковой базой педагогического исследования стали нормативные документы: ФЗ «Об образовании в РФ» [1], ФГОС основного общего образования [3], ФГОС среднего общего образования [4], Историко- культурный стандарт [5]. Материалы электронных образовательных порталов: Л.В. Бранденбург Урок- ролевая игра «Суд над И.В. Сталиным» Инфоурок[27], Н.Б. Коннова урок- суд «Нюрнбергский процесс» Мультиурок[28], К.А. Бороздунова урок-игра «Турнир знатоков истории» nsportal.ru[26], Г. Шутова Как провести урок- суд: советы и рекомендации, или: «Встать! Суд идет! Слушается дело...» Pedsovet[29].
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения отечественной зарубежной психологической и педагогической науки, раскрывающие содержательную и методологическую стороны обучения и воспитания детей на уроках истории.
Методологической основой исследования явились положения психологии, педагогики и коррекционной педагогики о роли игровой деятельности в психическом развитии ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин, и др.); концепция Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития; теоретико-методологическое обоснование значимости эмоционального развития индивида (П. К. Анохин, Е. П. Ильин, М. И. Никитина и др.); теории современных инновационных подходов к процессу обучения (Г. К. Селевко, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков).
Новизна исследования. Новизна исследования заключается в акцентировании внимания не только на методологической базе игровых технологий, но и в освещении проблем, касающихся реализации игровых технологий на практике, а также предложений по способам их решения.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы определяется тем, что результаты и выводы ВКР представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и практической деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса с обучающимися на уроках истории. Исследуемая проблема раскрывает ряд психолого-педагогических проблем применения игровых технологий на уроках истории и работы с обучающимися. Выявление проблематики использования игровых технологий, в будущем позволит скорректировать методологию для достижения максимальный эффективности применения игровых технологий. Так же появляется возможность для учителей, использовать полученные данные в работе с детьми на уроках истории.
Методы исследования:
1) Анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме применения игровых педагогических технологий на уроках истории.
2) Историографический и источниковедческий анализ служили основой исторической части исследования.
3) Эмпирические методы: наблюдение за уроком истории без внедрения игровых технологий, эксперимент с изучением в классе темы по истории с использованием игровых технологий. Повторное проведение эксперимента с учетом проблемного опыта предыдущего урока. Изучение и обобщение опыта других педагогов, что позволило выявить проблемы при использовании игровых технологий на уроках истории в школе; педагогическое наблюдение; анкетирование; игровое моделирование.
4) Методы статистической обработки данных. Сравнение в усвоении темы, через проведение контрольной работы по теме. Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании игровых технологий при проведении урока.
Опытно-экспериментальная база исследования. Выборку исследования составили учащиеся 7-11 классов МБОУ № 155.
Структура исследования. Работа включает: введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, библиографический список, приложения. Первая глава знакомит с теоретическими проблемами применения игровых технологий на уроках истории, а также дидактическими возможностями игровых технологий в организации познавательной деятельности на урочном и внеурочном уровнях. Вторая глава раскрывает исторические аспекты применения игровых технологий на уроках истории СССР. Третья глава обобщает проблемы возникающие при применении игровых технологий, описанные как в научной литературе, так и те проблемы, о которых говорят сами учителя (школы № 155), анализ опытно- экспериментальной работы в 11 классе на уроке истории. Содержится, в частности, рекомендации по внедрению игровых технологий в учебный процесс и способы устранения возникающих в ходе игровой деятельности проблем. В заключении отражены основные выводы по работе.
Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.
Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра — это средство создания "детского общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России, в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.
Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Однако сегодня многие учителя боятся или не хотят внедрять игровые технологии в процесс обучения истории, связывая это с большими проблемами в ходе подготовки и проведения игр. Однако, мы установили, что эти проблемы являются решаемыми и наметили пути решения проблем и подробно описали их в третьей главе.
Занимаясь проблемой использования игр на уроках истории, мы пришли к следующим выводам:
1. Игра — это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
2. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
3. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. Что помогает при обучении учащихся работе с документами.
4. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
5. Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребёнок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
6. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)
В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:
Отрицательные: игра для преподавателя - большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Преподаватель играет многоплановую роль.
Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание. Повышается интерес к истории.
Сейчас мы бы хотели ответить на вопрос, который задали сами себе в начале исследования: почему сегодня мотивация детей к обучению столь низка? И действительно ли поможет внедрение игровых технологий или учащиеся лишь будут предпочитать играть, но так и не будут желать трудиться и переходить к более серьезным и сложным видам работ. Не является ли игра послаблением для учащихся, ведь при получении высшего образования игровому элементу будет мало места.
Ответом на этот вопрос является само исследование, пожалуй, игра как раз может стать спасением интереса обучающихся к истории. Но как говорил Парацельс «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Частое внедрение игр может негативно сказаться на восприятии уроков без их внедрения, потому частое их применение нежелательно.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Электронный ресурс: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ //
КонсультантПлюс: справ. правовая система. -
URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 09.05.2021).
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н // Российская газета. - URL: https: //rg.ru/2013/12/18/pedago g-dok.html(дата обращения: 09.05.2021).
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». // Гарант: справ. правовая система. - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 09.05.2021).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). // КонсультантПлюс: справ. правовая система. -
URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 131131/(дата обращения: 09.05.2021).
5. Историко-культурный стандарт / Электронный
ресурс // Министерство образования и науки РФ:
официальный сайт. -
URL: йРрз://минобрнауки.рф/4осишеп1з/3483/111е/2325/13.07.01- Проект Историко-культурного стандарта.рСГ(дата обращения: 09.05.2021).
6. Основная образовательная программа основного общего образования
- URL:http://оо538.edu22.into)/images/documents/OOH ООО.рсЩдата обращения: 09.05.2021).
7. Основная образовательная программа среднего общего образования.
-
URL:http://oo538.edu22.info/iшages/docuшents/Oсновная _образовательная_программ СОО.рСГ (дата обращения: 09.05.2021).
Учебно-методическая литература
8. План воспитательной работы МБОУ №155 г. Красноярск на 2020¬2021 учебный год.
9. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония.
- 7-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 432 с.
• URL: https://www. ozon.ru/context/detail/id/19724047/(дата обращения: 11.05.2021).
10. Зайцева, Н.В. автор-составитель История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века / авт.-сост. Н.В. Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2008. -
271 с. - URL:https://nashol.com/2015011181706/istoriya- 10-klass-pourochnie-plani-zaiceva-n-v-2008.html(дата обращения: 11.05.2021).
11. Бороздунова, К.А. Урок-игра «Турнир знатоков истории» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru// Электронный ресурс. - URL: https: //nsportal. ru/shkola/istoriya/library/2014/03/13/urok-igra-turnir-znatokov-istorii-obobshchayushchiy-urok-po-kursu(дата публикации: 13.03.2014).
12. Бранденбург, Л.В. Урок-ролевая игра «Суд над И.В. Сталиным» // Ведущий образовательный портал России Инфоурок // Электронный ресурс.
• URL: https://infourok.ru/urok-rolevaya igrasud nad i.v.stalinym
11 klass-463642.htm/дата публикации: 28.03.2015).
13. Коннова, Н.Б. урок-суд по истории «Нюрнбергский процесс» // Мультиурок // Электронный ресурс. - URL:https://multiurok.ru/files/urok-sud-po-istorii-niurnbierghskii-protsiess.html (дата публикации: 17.12.2016).
14. Шутова, Г. Как провести урок-суд: советы и рекомендации, или:
«Встать! Суд идет! Слушается дело...» // Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su // Электронный ресурс. - URL:
http://pedsovet.su/uroki/5912 urok sud (дата публикации: 09.09.2015).
Литература
15. Абрамович, Р.А. и др. Инсценировки на исторические темы: пособие для учителей по внеклассной работе. - Москва: Просвещение, 1974.
- 149 с.
16. Бадмажапова, Н.И. Игровые технологии на уроках истории. - URL:https://multiurok.ru/index.php/files/ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-1.html (дата публикации: 01.02.2018).
17. Баранова, В.В. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания // Международный педагогический журнал
«Предметник». - URL:https://www.predmetnik.ru/categories/5/articles/726(дата публикации: 13.11.2016).
18. Бирюкова, Л.А. и др. Методика проведения традиционных
праздников и народных игр в учреждениях системы образования: Учебное пособие / сост. Бирюкова Л.А., Корженко О.А., Самсонова Н.Е., Соколова А.А. - СПб.: ДТДиМКолпинского района Санкт-Петербурга, 2018. - 157 с. -
URL:https://docviewer.yandex.ru/view/154693557/(дата обращения: 11.05.2020).
19. Борзова, Л.П. Дидактические игры как одна из форм организации
познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории: На материале истории России XIX века [Текст]: диссертация канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 20.10.00. - Москва, 2000. - 227 с.-
URL: https: //www. &ззегса1.сош/(дата обращения: 16.19.2019).
20. Борзова, Л.П. Игры на уроках истории: Метод. пособие для учителя.
- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
-
URL: https: //psv4 .userapi .сош/с61213 0/u29160171/docs/374d762c0dd5/Borzova Igry na urokakh istorii.pdf (дата обращения: 19.10.2019).
21. Виноградова, Е.Е. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания. - URL:https://docviewer.yandex.ru/view/154693557/(дата обращения: 11.05.2021).
22. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в
школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 112 с.-
URL:http://padaread.com/?book=183990&pg=3 (дата обращения: 19.10.2019).
23. Гартвиг, А.Ф. Драматический метод в преподавании истории // Педагогический вестник Московского учебного округа, 1914. - № 3. - 150 с.
24. Дьячкова, Е.Н. Методические рекомендации «Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время». - URL:https://urok.1sept.ru/статьи/580762/ (дата публикации: 08.07.2010).
25. Золотов, Ю.Б. Организация современного урока:
Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984- 144 с.-
URL:https://booksedu.ru/books/ (дата обращения: 11.05.2021).
26. Камардина, Н.В., Колесникова, В.В. Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации / Народное образование. Педагогика // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, 2017. - №1(29). - С. 95-98. - URL:https://cyberleninka.ru/article/v/igrovaya-deyatelnost-na-urokah-istorii-traditsii-i-novatsii(дата обращения: 19.10.2019).
27. Кириченко, В.И. Использование игровых технологий на уроках истории. / Психология // Сборники конференций НИЦ социосфера, 2012. - № 14¬
С. 220-223. - URL:https://elibrary.ru/download/elibrary(дата
обращения: 11.05.2021).
28. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках
истории. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 256 с. -
URL:http://padaread.com/?book=183991 (дата обращения: 20.10.2019).
29. Короткова, М.В., Студеникин, М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 270 с.- URL:http://padaread.com/?book=183988(дата обращения:21.10.2019).
30. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.-Ростов
н/Д.: Феникс, 2005 - 474 с. -
URL:https://docvieweг.yandex.гu/view/154693557/(дата обращения: 05.09.2019).
31. Кулагина, Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. - 2-е изд.,
доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1983. - 240 с. - URL:https://pl.b-
ok.cc/ireader/2839895(дата обращения: 21.10.2019).
32. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П Современный урок. Часть I:
Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб.заведений. Слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель»,2004. - 288 с. - URL:
https://school3semey.ucoz.ru/sovremennyj urok chast 1.pdf(дата обращения:
11.05.2021).
33. Кучерук, И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1989. - №4. - С. 91-99.
34. Латыпова, Л.Д. Применение игровых технологий на уроках истории
// Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции (25 июня 2019 - Пенза, 2019. - С. 79-81. -
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=38222356 (дата обращения: 11.05.2021).
35. Люкина, В.А. Современные игровые технологии на уроках истории //
Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22-24 мая 2015 г.) / Сост. Л.М. Гончарова. - Калининград, 2015. - С. 119-121. -
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 26332561 51549966.pdf(дата обращения: 16.05.2021).
36. Макарова, Н.И. Игровые технологии на уроках истории // 1 сентября. Открытый урок. - URL:https://urok. 1 зер1.ги/статьи/603914/(дата публикации: 02.11.2011).
37. Пакшина, Е.Г. Роль игры в процессы обучения // Открытый класс. - URL:http://www.openclass.ru/node/363008(дата публикации: 27.06.2013).
38. Паринова, Е.Е. Методический бюллетень «Применение игровых технологий на уроках истории». - URL: https://multiurok.ru/index.php/(дата публикации: 18.04.2017).
39. Пименов, А.Н. Возможности использования игровых технологий на
уроках истории. -
URL:https://урок.рф/librarv/vozmozhnosti ispolzovamva igrovih tehnologij na ur 221219.html(дата публикации: 10.03.2018).
40. Приходько, А.В. Проблемы использования игровых технологий и игр на школьных уроках и внеурочных мероприятиях по истории и обществознанию // Раскрой свой научный потенциал!: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической молодежной конференции 30 ноября 2016 г. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2016. - С. 57-61. - URL:https://elibrary.ru/download/elibrary 27494342 40397469.pdf(дата обращения: 16.05.2021).
41. Пушкарева, Т. Из опыта работы «Использование технологии
игрового обучения на уроках истории». -
URL: https: //znanio .ru/media/iz opyta raboty ispolzovanie tehnologii i grovo goobucheniya na urokah istorii-325887/361644 (дата публикации: 03.03.2019).
42. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии DOC
Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - URL:http://
school11sp.ru/data/ uploads/docs/v_ pomosch_ uchitely/7. pdf(дата
обращения: 16.05.2021).
43. Тахо-Годи, А.А. Греческая мифология. - Москва: Искусство, 1989. -
304 с. - URL:http://litra.pro/grecheskaya-mifologiya/taho-godi-aza-
alibekovna/read(дата обращения: 25.04.2020).
44. Тожелкина, Н.П. Игровые технологии на уроках истории // Вестник
педагога, 2018. - URL: http: //vestnikpedago ga.ru/servisy/publik/publ ?idдата
публикации: 17.11.2018).
45. Шипинина, Л.А. Использование игровых технологий и театрализованной деятельности на уроках истории // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки, 2018. - №1 (13). - С. 63-66. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 32819518 23356301 .pdf/дата обращения: 16.05.2021).
46. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки нового поколения. Серия «Здравствуй, школа!». - Ростов н/Д: «Феникс». 2005. - 128 с.
47. Щеглова, Т.К. Русское население Алтайского края: этнокультурное многообразие и идентичность // Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. - 200 с.
48. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с. -
URL: https: //eknigi. org/nauka i ucheba/136146-aktivizaciya-poznavatelnoj -deyatelnosti.html (дата обращения: 16.05.2021).