Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подсудность административных дел (Российский Государственный Университет Правосудия (Северо-кавказский филиал))

Работа №150231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы62
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понятие подсудности и правила её определения в административном судопроизводстве 6
2. Основные виды подсудности в административном судопроизводстве. 32
§1. Правила родовой подсудности административных дел 32
§2. Правила территориальной подсудности административных дел 42
Заключение 54
Список использованных источников 57


Актуальность исследования. Административное судопроизводство представляет собой относительно новую ветвь процессуальной практики, возникшую вследствие становления административного права на рубеже XIX-XX веков. Постепенная кодификация процессуальных норм привела к формированию обособленной сферы правового регулирования. Значительным импульсом для развития отношений, подпадающих под действие данных норм, послужило принятие в 1987 году Закона «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан».
В современных условиях одной из приоритетных задач государственных институтов выступает практическая реализация механизмов административного принуждения. Такая актуальность обусловлена тем, что данные меры непосредственно ориентированы на поддержание законности, охрану общественного порядка, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, сохранность собственности, а также на создание благоприятных условий для функционирования органов публичной власти.
В рамках обширного спектра мер административного принуждения особое место занимают меры, направленные на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. Их приоритетность обусловлена, главным образом, способностью оперативно влиять на общественные отношения, возникающие в связи с совершением противоправных деяний административного характера.
Применение мер процессуального обеспечения, в первую очередь, преследует цели пресечения административных правонарушений, установления личности правонарушителя, а также составления протокола в случаях, когда его оформление на месте выявления правонарушения невозможно. Кроме того, данные меры направлены на обеспечение своевременного и надлежащего рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение вынесенного по нему постановления.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы развития правовых основ административного процесса изучали дореволюционные правоведы И.Т. Тарасов, И.Е. Андреевский и прочие учёные, советские юристы А.А. Лунёв, Г.И. Петров, другие исследователи, современные российские учёные Н.В. Сухарева, Д.М. Овсянко, И.В. Панова, К.С. Каверина, А.В. Кирин и другие.
В последние годы российское законодательство в сфере административного судопроизводства активно совершенствуется, в частности, Арбитражный процессуальный кодекс и КАС РФ претерпели значительные изменения. Данные нововведения направлены на повышение эффективности и доступности административного судопроизводства, в том числе и в части определения подсудности административных дел. В рамках настоящего исследования будут проанализированы актуальные проблемы подсудности административных дел в свете последних изменений законодательства.
В работе использованы некоторые труды вышеперечисленных и других современных российских исследователей, в том числе авторефераты диссертаций, монографии, научные работы и учебные пособия, нормативно-правовые акты и научная периодика.
Цель исследования – проанализировать подсудность административных дел в Российской Федерации.
Объект исследования – система правовых норм, регулирующих распределение подсудности в административном судопроизводстве
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты подсудности административных дел, включая понятие подсудности, правила её определения, основные виды подсудности (родовая и территориальная), а также проблемы правового регулирования и правоприменения в данной сфере
Задачи исследования:
1. Изучить понятие подсудности и правила её определения в административном судопроизводстве;
2. Рассмотреть правила родовой подсудности административных дел;
3. Представить правила территориальной подсудности административных дел.
4. Изучить и проанализировать возможности совершенствования Арбитражного процессуального кодекса РФ и Кодекса административного судопроизводства РФ.
Методы исследования. При написании данной работы были использованы такие методы исследования как исторический, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа. Нормативная основа работы заключается в изучении Конституции РФ, а также Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса об Административных правонарушениях РФ и т.д.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Юстиция в сфере административно-правовых отношений занимает ключевое место в системе защиты гражданских прав и законных интересов физических и юридических лиц. КАС РФ регламентирует четкие принципы определения компетенции судебных инстанций, распределяя административные дела между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и военными судами с учетом специфики правового конфликта и состава его участников. Данный подход обеспечивает доступность и результативность судебной защиты, способствует унификации правоприменения и формированию устойчивой судебной практики.
Несмотря на существенные достижения в эволюции административного судопроизводства, сохраняются аспекты, нуждающиеся в дальнейшей оптимизации. В частности, требуется более детальная проработка критериев определения компетенции, исключение дублирования правовых норм и расширение возможностей альтернативной подсудности. Необходимо также гарантировать единообразие в толковании и применении правил подсудности различными судебными инстанциями.
Административный процесс характеризуется рядом фундаментальных свойств, которые отражают его природу и составляют его основу. Типология административных споров определяется как доктриной административного и административно-процессуального права, так и положениями КАС РФ. Помимо объекта спора, сторон и существа правового конфликта, могут варьироваться иные условия, влияющие не на конкретный вид спора, а лишь на процедуру его разрешения.
Категорию спора формируют существенные признаки, что обуславливает необходимость дифференциации сроков рассмотрения различных административных дел, подходов к их судебному разбирательству и т.д. КАС РФ детально регламентирует условия рассмотрения ряда категорий дел, ранее регулировавшихся нормами гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства. Значимую роль в процессе доказывания играют мотивы действий субъектов правоотношений.
Административные споры классифицируются по различным критериям. В зависимости от объекта спора, они подразделяются на споры, связанные с объективным или субъективным административным правом. Административные споры обладают специфическими видами и категориями, которые существенно различаются по своим характеристикам, уровню сложности и общественной значимости.
Выделяют ряд оснований для систематизации административных дел. К ним, в частности, относятся: состав участников спора, предмет спора, объективное или субъективное право, подведомственность и подсудность дела, судебная инстанция, наделенная полномочиями по рассмотрению административного спора, тип общественных отношений, на которые оказывают влияние нормы административного права и процесса, а также иные основания. Обязательным участником спора выступает публично-правовое образование, другую сторону представляют физические лица, юридические лица, публично-правовые образования и другие субъекты административных отношений. Кроме того, существуют споры, разрешаемые судами общей юрисдикции, военными и иными судами, ряд категорий дел рассматриваются Верховным Судом РФ, судами субъектов Федерации в качестве суда первой инстанции.
Глава 2 КАС РФ регламентирует иные аспекты подведомственности дел административным судам. Специфика административного процесса проявляется и в деятельности судебных органов различных уровней. Например, аналогично гражданскому процессу, суды первой инстанции выносят решения по делам, а вышестоящие инстанции разрешают споры путем издания постановлений.
В целях комплексной оптимизации законодательства об административном судопроизводстве, можно выделить следующие ключевые направления: укрепление правовых механизмов, обеспечивающих защиту прав граждан от неправомерных действий государственных органов; разработку и принятие федерального закона «О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации»; внесение в КАС РФ статьи-глоссария, содержащей определения основных понятий, необходимых для надлежащей защиты прав граждан в рамках административного судопроизводства; расширение института бесплатной юридической помощи в административном процессе для повышения уровня государственных гарантий прав граждан.
В первую очередь, следует отметить насущную необходимость принятия КАС РФ, который устранил противоречие между положениями ст. 118 Конституции РФ и фактическим отсутствием нормативного регулирования административного судопроизводства.
В рамках КАС РФ осуществляется разрешение споров, возникающих в сфере публично-правовых отношений. Такие споры, как правило, инициируются вследствие реализации государственными органами своих полномочий и возникают между ними и другими субъектами права – как физическими, так и юридическими лицами.
В сравнении с ГПК РФ, ранее регулировавшим аналогичные споры, КАС РФ внес ряд нововведений. В частности, расширен перечень административных споров за счет включения дел, рассматриваемых Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ, дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и других. Претерпели изменения и некоторые аспекты процедуры разрешения споров. Например, срок рассмотрения дел об иностранных гражданах, связанных с публичными правоотношениями, остался прежним (5 дней), в то время как для дел об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемых судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ), срок увеличен с одного до двух месяцев.



1. Конституция Российской Федерации принята Р всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом г поправок] // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 1999. № 26. Ст. 3170
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. №6. Ст. 797.
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. №6. Ст. 550.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
9. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2016 N 103-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2065
10. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 41 Ст. 4849.
11. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158640/
12. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_415892/
13. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400312/
14. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429712/
15. Девятый арбитражный апелляционный суд постановление от 15 сентября 2022 года № 09АП-65732/2022 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://1jur.ru/?utm_source=law.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=refer_law.ru_content_link_native_middle&utm_term=27867&utm_content=art#/document/98/73411830
16. Дело № 8Г-18299/2022 [88-22994/2022] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://судебные решения.рф /69204284?ysclid=m1c7n2n46f202666130
17. Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 N 306-ЭС21-9124 по делу N А65-1597/2021 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-28062021-n-306-es21-9124-po-delu-n-a65-15972021/?ysclid=m1c7ty357n648777 095
18. Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 58-О «По жалобе гражданина Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60422/6f5388c23284a43e29dde30c48025ccef23c721e/?ysclid=m1c7d6wq1g138171299
19. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 262-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Томской области о проверке конституционности части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=36974#xDl91PUyt40SBZEo2
20. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 144-О-П «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Халимбековой Шамалы Шарабутдиновны положениями части 4 статьи 39, статей 270, 288 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87217/?ysclid=m1c7uvble6822482775
21. Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 N 261-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мешалкина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159940/
22. Определение Московского городского суда от 15 июня 2010 г. по делу № 33-17438. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://mos-gorsud.ru/mgs/cases/docs/content/153a9923-a6cf-4175-939e-5fb012d6ac6c?ysclid=m1c7mcg524953929337
23. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2022 г. по делу N 8Г-31227/2022[88-31610/2022] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/331638722/?ysclid=m1c7pq0nrr838455360
24. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2021 N 305-ЭС20-23627 по делу N А40-161067/2020 Обстоятельства: Определением дело о солидарном взыскании задолженности по договорам подряда передано по подсудности на рассмотрении другого суда. Решение: Определение оставлено без изменения. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=663666#GGp81PU4fYsEY9Lx
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177352/?ysclid=m1c7bph9hp717727528
26. Постановление от 21 июня 2022 г. по делу № А40-173326/2021 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/57Lbgs95E8xv/?ysclid=m1c7skckp6894909096
27. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 (ред. от 17.11.2015) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40630/?ysclid=m1c7736nvt16302161
28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431215/?ysclid=m1c7vm073s967229463
29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52681/
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420838/?ysclid=m1c7xi91se898990296
31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательств а о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163741/?ysclid=m1c79h9y8577190316
32. Актуальные проблемы государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти / Коллектив авторов. - Москва: ИЛ, 2023. - 932 c.
33. Борисов, А.Н., Лагвилава Р.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2018. – 544 с.
34. Волков, А. М., Лютягина Е. А. Административное судопроизводство. — М.: Юрайт, 2024. 276 с.
35. Волков, А. М., Лютягина Е. А. Административно-процессуальное право. — М.: Юрайт, 2023. 300 с.
36. Зарубина, М.Н. Правовая природа примирения как самостоятельного способа упрощения процессуальной формы в административном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. N 11. С. 43 — 48.
37. Зеленцов, А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуальное право России в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2024. 312 с.
38. Зеленцов, А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуальное право России в 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт, 2024. 302 с.
39. Зуева, Л. Ю. Административное право. Судопроизводство по делам об обязательном судебном контроле. — М.: Юрайт, 2023. 147 с.
40. Зуева, Л. Ю. Административное судопроизводство. Дела об обязательном судебном контроле. — М.: Юрайт, 2023. 147 с.
41. Зуева, Л. Ю. Административное судопроизводство. Практикум. — М.: Юрайт, 2023. 188 с.
42. Каширкина, А. Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ / Анна Каширкина. - М.: Юриспруденция, 2023. - 932 c.
43. Коновалова, Ж. С. Практикум: моногр. / Жанна Коновалова. - М.: Вышэйшая школа, 2023. - 211 c.
44. Кононов, П.И. Производство в судах по делам об административных правонарушениях как составная часть административного судопроизводства // Правосудие. 2023. N 3. С. 60 — 84.
45. Кто может выступать представителем в административном судопроизводстве // СПС КонсультантПлюс. 2024.
46. Курындин, П.А. Беспристрастность: от принципа административного судопроизводства к общему принципу административного права // Российский юридический журнал. 2023. N 4. С. 109 — 118.
47. Михайлова, Е.В. О некоторых проблемах административного судопроизводства // Российский юридический журнал. 2023. N 3. С. 122 — 132.
48. Поляк, М.И. Преюдиция в гражданском, арбитражном, уголовном, административном судопроизводстве // СПС КонсультантПлюс. 2024.
49. Протасов, В. Н. Общая теория процессуального права. — М.: Юрайт, 2024. 187 с.
50. Севрюгин, В.Е. Административно-процессуальное право России: состояние, проблемы и перспективы // Сибирское юридическое обозрение. 2022. N 1. С. 109 — 123.
51. Стахов, А. И., Кононов, П. И. Исполнительное административно-процессуальное право. — М.: Юрайт, 2023. 374 с.
52. Стахов, А. И., Кононов, П. И., Ландерсон, Н. В. Судебное административно-процессуальное право России. — М.: Юрайт, 2023. 572 с.
53. Туганов, Ю. Н., Бойцова, И. С. Пересмотр судебных постановлений в административном судопроизводстве. Схемы. — М.: Юрайт, 2023. 110 с.
54. Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы / М.В. Самсонова, Е.Г. Стрельцова, А.В. Чайкина и др.; отв. ред. Е.Г. Стрельцова. М.: Инфотропик Медиа, 2022. 336 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ