Введение 3
1. Цифровая дипломатия как инструмент мягкой силы 6
1.1 Эволюция цифровой дипломатии 6
1.2 Ключевые инструменты цифровой дипломатии в современном мире 15
2. Особенности цифровой дипломатии отдельных государств на примере США,
России и Китая 29
2.1 Цифровая дипломатия США 29
2.2 Цифровая дипломатия России 36
2.3 Цифровая дипломатия Китая 41
Заключение 47
Список использованных источников 50
Под влиянием процессов глобализации варианты и способы воздействия государств на международные отношения приумножаются. К традиционным способам влияния на другие государства и мировые процессы, таким как военная мощь и обладание ядерным оружием, добавляются и другие. Например, экономический успех государства, идеологическая убедительность и культурная привлекательность страны, которые в совокупности отражают термин «мягкая сила».
Одновременно с этим происходит появление и дальнейшее развитие Интернет-пространства, влияние которого невозможно отрицать. Интернет облегчил и ускорил процесс поиска информации, а также затронул сферу развлечений и досуга, начав процесс ее цифровизации. При этом, в последнее десятилетие наблюдается процесс смещения передачи объемов информации от традиционных СМИ, таких как, например, телевидение и радио, к «новым медиа» [1, с. 223]. К «новым медиа» относят СМИ, использующие цифровой формат передачи данных, например, социальные сети, блоги и сервисы видеохостинга.
Процессы, вызванные появлением и развитием Интернет-пространства, затронули и сферу международных отношений. Однако, в ней «новые медиа» играют роль не средства коммуникации отдельных членов общества, а инструмента «мягкой силы», которым пользуются многие суверенные государства. Помимо этого, они могут быть использованы не только для распространения позитивного имиджа государства, но и распространению негативных настроений о других странах. В таком случае фундамент цифровой дипломатии меняется от «мягкой силы» к «острой силе».
В связи с пандемией COVID-19, ускорившей процесс глобальной цифровизации, а так же затронувшей все сферы общественной жизни, в том числе и международную политику, произошел вынужденный переход человечества к более активному использованию Интернет-платформ. Влияние цифровизации на данном этапе очевидно и с каждым годом оно будет лишь усиливаться, что определяет актуальность данной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование и анализ цифровой дипломатии в современных международных отношениях на примере США, России и Китая. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Проанализировать эволюцию цифровой дипломатии.
2. Выявить и охарактеризовать ключевые инструменты цифровой дипломатии на современном этапе.
3. Изучить особенности цифровой дипломатии отдельных государств на примере США, России и Китая.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является цифровая дипломатия в современных международных отношениях.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является цифровая дипломатия, проводимая Соединенными Штатами Америки, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в целях ознакомления специалистов, изучающих политику «мягкой силы» и место цифровой дипломатии в ней, а также для повышения их образовательного уровня.
Изучаемая тема является хорошо научно разработанной в связи со своей актуальностью на данный момент. Так, в период с 2011 года по настоящее время по ней было написано множество работ, как зарубежных, так и отечественных. На мой взгляд, значимый вклад в изучение данной проблемы внесли Цветкова Н.А., Зиновьева Е. и Глебов М.Е. А.Н. Марчуков также изучал публичную дипломатию как некий инструмент внешнеполитической деятельности, взяв за основу новое направление - публичную дипломатию 2.0. и пролил свет на двухступенчатое развитие инструментов цифровой дипломатии. Русскоязычные работы на современном этапе ничем не уступают иностранным, поэтому к зарубежным авторам для изучения данной темы я обращалась лишь с целью поиска первоисточника.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав и заключения.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Изучив развитие феномена цифровой дипломатии, можно прийти к выводу, что под цифровой дипломатией в узком смысле стоит понимать направление публичной дипломатии, целью которого является продвижение национальных и внешнеполитических интересов государств в массы и элиты других государств с использованием инноваций ИКТ для формирования позитивного образа государства за рубежом.
Программы цифровой дипломатии различных государств преследуют схожие интересы, которые отражаются в основных задачах цифровой дипломатии. Данные задачи достигаются государствами посредством использования характерных инструментов. В свою очередь, к ключевым инструментам цифровой дипломатии следует относить сервисы микроблоггинга, социальные сети, сервисы медиахостинга, официальные сайты МИД государств.
Самой первостепенной задачей программ цифровой дипломатии является осуществление публичной дипломатии посредством выстраивания горизонтальных сетей коммуникации между государственными деятелями и пользователями. Наибольшей эффективности в ее достижении можно добиться с помощью использования таких инструментов, как социальные сети и сервисы микроблоггинга. Оба инструмента обладают функцией публикации контента различного рода и комментирования, что в совокупности позволяет охватывать как национальную, так и зарубежную аудиторию. Однако микроблоггинг также может использоваться для формирования образа государства за рубежом посредством использования харизмы внешнеполитического деятеля. Эта стратегия очень широко используется в США.
Все инструменты цифровой дипломатии позволяют проводить анализ различных тематических дискуссий пользователей благодаря функции комментариев. Разница в них может быть за счет различий в целевых аудиториях анализируемых платформ, как по гендерному, так и по возрастному признаку. Также, абсолютно все инструменты могут быть использованы с целью дискредитации внешнеполитических конкурентов посредством размещения пропагандистской информации.
Многие инструменты цифровой дипломатии могут быть взаимозаменяемы из-за схожести выполняемых ими функций, например, практически любая актуальная социальная сеть может заменить площадку для микроблоггинга или медиахостинг за счет своего обширного функционала, позволяющего размещать различный контент.
Анализ цифровой дипломатии США показывает, что государство использует стандартные инструменты цифровой дипломатии, но также популярностью пользуются и иные, например, рассылка информации через мобильные телефоны зарубежных граждан и внедрение популярных блоггеров в программы цифровой дипломатии. Чаще всего США использует социальные сети, например Facebook, а также микроблоггинг (Twitter). Помимо этого, особо важной платформой является официальный сайт Государственного департамента США, а также блог DipNote.
...
1. Рогалева О.С. Новые медиа: эволюция понятия (Аналитический обзор) / О.С. Рогалева, Т.В. Шкайдерова // Вестник Омского Университета. Серия 6: Филология. - 2015. - №1. - С. 222-225.
2. Нестерович В.Ф. Хноземне мовлення США у систем! американсько! публ1чно! дипломат!!. / В.Ф. Нестерович // В!че. — 2016. — № 7. - С. 32-36. - №8. - С. 28-34.
3. Марчуков А.Н. Публичная дипломатия 2.0. / А.Н. Марчуков // Вести Волгоградского университета. Серия 4: Международные отношения. — 2014. — №4. — С. 104-113.
4. Cull, Nickolas J. The Long Road to Public Diplomacy 2.0: The Internet in US Public Diplomacy. / N.J. Cull // International Studies Review. - 2013. - №15. - P. 123-139.
5. Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты. // Российский совет по международным делам: [сайт]. - 2012. - 27 сент. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tsifrovaya-diplomatiya- napravleniya-raboty-riski-i-instrumen/ (дата обращения: 22.04.2022).
6. Цветкова Н.А. Феномен дипломатии больших данных в мировой политике. / Н.А. Цветкова, Н.М. Кузнецов // Вестник РГГУ. Серия 1: Политология. История. Международные отношения» -2020. - №4. - С. 27-44.
7. Dizard, Wilson. Digital Diplomacy: US Foreign Policy in the Information Age. / W. Dizard // Westport, CT, Praeger Publishers. - 2001. - P. 215250.
8. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике. / И.В. Сурма // Государственное управление. Электронный вестник. Серия 4: Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация в государственном управлении. - 2015. - №49. - С. 222-230.
9. Зиновьева Е.С. Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России. / Е.С. Зиновьева // Индекс безопасности. Серия 6: Комментарии. - 2013. — №1. - С. 214-220.
10. Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США. / Н.А. Цветкова // США и Канада: Экономика, политика, культура. Серия 6: Справки. — 2011. — № 3. - С. 109-122.
11. Публичная дипломатия. Теория и практика: Научное издание. / Под ред. М.М. Лебедевой. - М: Московский государственный институт международных отношений, «Аспект Пресс», 2017. - 272 с.
12. Дж. С. Най-мл. Умная сила: эссе. / Най Дж. С. // Политическая наука. Серия 5: Перечитывая классику. — 2012. - №4. - С. 190.
13. 21st century statecraft. // U. S. Department of State: [сайт]. - 2009. -
URL: https://2009-2017.state.gov/statecraft/index.htm (дата обращения:
23.04.2022).
14. Hocking, Brian. Diplomacy in the Digital Age. / B. Hocking, J. Melissen // Netherlands Institute of International Relations. - 2015. - P. 16.
15. ИНТЕРНЕТ. // Большая российская энциклопедия: [сайт]. - 2016. - URL: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2014701 (дата обращения: 25.04.2022).
... всего 49 источников