Коммуникативно-функциональный подход в обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕ-СКОГО НАВЫКА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ КОММУ-НИКАТИВНОГО ПОДХОДА 7
1.1.Краткий экскурс в историю методики формирования грамматических навыков 7
1.2 Цели и содержание обучения грамматике на современном этапе 9
1.3 Сущность коммуникативно-функционального подхода к формированию грамматических навыков 13
1.4 Этапы и способы формирования грамматических навыков 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В ШЕСТОМ КЛАС¬СЕ 25
2.1 Анализ действующих УМК 25
2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических навыков в 6 классе 29
2.3 Эксперимент по формированию грамматических навыков с помощью коммуникативных упражнений 31
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕ-СКОГО НАВЫКА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ КОММУ-НИКАТИВНОГО ПОДХОДА 7
1.1.Краткий экскурс в историю методики формирования грамматических навыков 7
1.2 Цели и содержание обучения грамматике на современном этапе 9
1.3 Сущность коммуникативно-функционального подхода к формированию грамматических навыков 13
1.4 Этапы и способы формирования грамматических навыков 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В ШЕСТОМ КЛАС¬СЕ 25
2.1 Анализ действующих УМК 25
2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических навыков в 6 классе 29
2.3 Эксперимент по формированию грамматических навыков с помощью коммуникативных упражнений 31
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 75
В настоящее время в методике обучения иностранным языкам превалирует коммуникативно-функциональный подход. В контексте данного подхода происходят изменения в формировании грамматических навыков. Ранее целью изучения грамматики иностранного языка было знание структур и правил, теперь же требуется продуктивный, творческий подход. Учащиеся должны знать не только теорию, но и успешно применять, полученные знания в речевой деятельности. Данная задача, поставленная перед преподавателями заставляет их искать новые способы обучения грамматике, переходить от языковых упражнений к условно-речевым и речевым.
Процесс формирования данного подхода ведется до сих пор, появляются новые учебно-методические комплекты, основанные на коммуникативном под-ходе, но в то же время не у всех школ есть возможность приобретения данных учебников. Также, несмотря на то, что увеличилась доля коммуникативных упражнений для усвоения лексического материала, в грамматическом аспекте данные упражнения зачастую позволяют совершенствовать лишь употребление простейших времен.
Актуальность работы заключается в том, что существует необходимость увеличения доли коммуникативных упражнений, направленных на формирование грамматической компетенции. В ходе данного исследования будет сформирован комплекс таких упражнений. Данный комплекс может дополнять существующий УМК, рекомендованный министерством образования Российской Федерации.
Объект исследования - формирование грамматического навыка на уроке иностранного языка
Предмет исследования - коммуникативные упражнения как средство формирования грамматического навыка на уроке английского языка в шестом классе.
Цель работы: обосновать и апробировать на практике эффективность применения коммуникативных упражнений при изучении иностранного языка на среднем этапе в общеобразовательной школе.
Задачи:
1) Раскрытие роли формирования грамматического навыка на различных этапах истории методики обучения иностранным языкам;
2) Определение целей и содержания обучения грамматике на современном этапе;
3) Раскрытие сущности коммуникативно-функционального подхода к формированию грамматического навыка;
4) Описание этапов и способов формирования грамматического навыка;
5) Проведение анализа действующих УМК на предмет количества коммуникативных упражнений, направленных на формирование грамматических навыков;
6) Разработка комплекса речевых упражнений, направленных на формирование грамматических навыков для учащихся 6 классов общеобразовательных школ;
7) Выявление целесообразности применения коммуникативных упражнений грамматической направленности на уроках английского языка в 6 классе в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования, применяемые в данной работе:
• метод наблюдения и описание его результатов;
• анализ учебников и письменных работ учащихся;
• анализ научно-методической литературы;
• проведение экспериментов и анализ результатов.
Методологическая база исследования - работы таких исследователей как Е.И. Пассов, А.А. Миролюбов, П.В. Сысоев, Л.П. Ефимов, Д. Хармер, С. Сорнбери, Т. Хэдж
Теоретическая значимость - работа предоставляет теоретическую базу, которая способствует более широкому пониманию методов формирования грамматического навыка....
Процесс формирования данного подхода ведется до сих пор, появляются новые учебно-методические комплекты, основанные на коммуникативном под-ходе, но в то же время не у всех школ есть возможность приобретения данных учебников. Также, несмотря на то, что увеличилась доля коммуникативных упражнений для усвоения лексического материала, в грамматическом аспекте данные упражнения зачастую позволяют совершенствовать лишь употребление простейших времен.
Актуальность работы заключается в том, что существует необходимость увеличения доли коммуникативных упражнений, направленных на формирование грамматической компетенции. В ходе данного исследования будет сформирован комплекс таких упражнений. Данный комплекс может дополнять существующий УМК, рекомендованный министерством образования Российской Федерации.
Объект исследования - формирование грамматического навыка на уроке иностранного языка
Предмет исследования - коммуникативные упражнения как средство формирования грамматического навыка на уроке английского языка в шестом классе.
Цель работы: обосновать и апробировать на практике эффективность применения коммуникативных упражнений при изучении иностранного языка на среднем этапе в общеобразовательной школе.
Задачи:
1) Раскрытие роли формирования грамматического навыка на различных этапах истории методики обучения иностранным языкам;
2) Определение целей и содержания обучения грамматике на современном этапе;
3) Раскрытие сущности коммуникативно-функционального подхода к формированию грамматического навыка;
4) Описание этапов и способов формирования грамматического навыка;
5) Проведение анализа действующих УМК на предмет количества коммуникативных упражнений, направленных на формирование грамматических навыков;
6) Разработка комплекса речевых упражнений, направленных на формирование грамматических навыков для учащихся 6 классов общеобразовательных школ;
7) Выявление целесообразности применения коммуникативных упражнений грамматической направленности на уроках английского языка в 6 классе в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования, применяемые в данной работе:
• метод наблюдения и описание его результатов;
• анализ учебников и письменных работ учащихся;
• анализ научно-методической литературы;
• проведение экспериментов и анализ результатов.
Методологическая база исследования - работы таких исследователей как Е.И. Пассов, А.А. Миролюбов, П.В. Сысоев, Л.П. Ефимов, Д. Хармер, С. Сорнбери, Т. Хэдж
Теоретическая значимость - работа предоставляет теоретическую базу, которая способствует более широкому пониманию методов формирования грамматического навыка....
Формирование грамматических навыков занимает не последнее место в формировании комплексной коммуникативной компетенции. Ошибки, допускаемые в грамматической стороне речи, могут коренным образом изменить смысл сообщения отправителя.
В настоящее время обучение иностранному языку проходит в рамках коммуникативного подхода, где грамматике уделяется должное внимание, но в тоже время грамматика во многом является лишь обслуживающим речевой акт элементом.
Формированию грамматических навыков при обучении иностранному языку посвящена довольно большая часть федерального государственного образовательного стандарта. Российским школьникам необходимо усвоить обширный грамматический материал. В то же время, учителя вольны выбирать способ обучения грамматике. В наше время существует большое количество пособий как отечественных, так и зарубежных, где описываются способы формирования грамматического навыка, также выпускается большое количество периодических изданий, где описана данная тема.
Как мы выяснили в ходе нашего исследования многие методисты и практикующие преподаватели английского языка сходятся во мнении, что речевые упражнения должны присутствовать в формировании грамматического навыка, особенно на этапе закрепления полученных знаний. Ведь, как известно самое действенное обучение это обучение на практике. Коммуникативные упражнения как раз помогают создать иллюзию реальной жизни, что способствует не только лучшему закреплению знаний, но и созданию дополнительной мотивации в изучении иностранного языка.
В практической части исследования было установлено, что доля речевых упражнений, способствующих формированию грамматического навыка крайне мала. Исходя из этого, было принято решение создать комплекс упражнений, который можно использовать в дополнение к основным учебно-методическим комплектам. Мы создали комплекс, который освещает основные грамматические темы, изучаемые в шестых классах общеобразовательных школ России.
Данный комплекс был апробирован на базе МАОУ Гимназии №176 г. Екатеринбург. Результаты эксперимента показали, что, несмотря на то, что в решении тестов как контрольная, так и экспериментальная группы достигли одинаковых успехов. Группа, в которой использовались упражнения из нашего комплекса, совершила меньше ошибок в ходе тестирования с помощью ролевой игры.
Таким образом, мы достигли цели и выполнили задачи, которые были поставлены перед нашим исследованием о коммуникативно-функциональном подходе в обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения.
В настоящее время обучение иностранному языку проходит в рамках коммуникативного подхода, где грамматике уделяется должное внимание, но в тоже время грамматика во многом является лишь обслуживающим речевой акт элементом.
Формированию грамматических навыков при обучении иностранному языку посвящена довольно большая часть федерального государственного образовательного стандарта. Российским школьникам необходимо усвоить обширный грамматический материал. В то же время, учителя вольны выбирать способ обучения грамматике. В наше время существует большое количество пособий как отечественных, так и зарубежных, где описываются способы формирования грамматического навыка, также выпускается большое количество периодических изданий, где описана данная тема.
Как мы выяснили в ходе нашего исследования многие методисты и практикующие преподаватели английского языка сходятся во мнении, что речевые упражнения должны присутствовать в формировании грамматического навыка, особенно на этапе закрепления полученных знаний. Ведь, как известно самое действенное обучение это обучение на практике. Коммуникативные упражнения как раз помогают создать иллюзию реальной жизни, что способствует не только лучшему закреплению знаний, но и созданию дополнительной мотивации в изучении иностранного языка.
В практической части исследования было установлено, что доля речевых упражнений, способствующих формированию грамматического навыка крайне мала. Исходя из этого, было принято решение создать комплекс упражнений, который можно использовать в дополнение к основным учебно-методическим комплектам. Мы создали комплекс, который освещает основные грамматические темы, изучаемые в шестых классах общеобразовательных школ России.
Данный комплекс был апробирован на базе МАОУ Гимназии №176 г. Екатеринбург. Результаты эксперимента показали, что, несмотря на то, что в решении тестов как контрольная, так и экспериментальная группы достигли одинаковых успехов. Группа, в которой использовались упражнения из нашего комплекса, совершила меньше ошибок в ходе тестирования с помощью ролевой игры.
Таким образом, мы достигли цели и выполнили задачи, которые были поставлены перед нашим исследованием о коммуникативно-функциональном подходе в обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения.
Подобные работы
- Изучение наречий английского языка с использованием игровых
форм обучения на среднем этапе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВИЛА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении грамматике английского языка в средней школе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Способы и приемы формирования и совершенствования рецептивных лексических навыков у школьников в процессе обучения иностранным языкам на среднем этапе
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - БИЛИНГВИЗМ И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивные основы обучения грамматике английского языка
в рамках коммуникативного метода
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В 11 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022





