Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №150212

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в психолого¬педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков в детском
возрасте 20
1.3. Современное состояние изучения проблемы коммуникативных
навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР... 38
2.1. Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР. 49
Выводы по второй главе 62
Глава 3. Программа формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР 64
3.1. Теоретико - методологические основы формирующего
эксперимента 64
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 74
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 84
Выводы по третьей главе 93
Заключение 95
Список использованной литературы 99
Приложение


Актуальность исследования. В последнее время все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с нарушением в развитии. Это ответ на качественное усложнение требований общества к уровню социализированное™ личности. Общение же, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности в системе субъект-субъектных отношений, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с окружающими людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательно-деятельностные способности и коммуникативные навыки и умения.
Не всегда способность к установлению контактов является природной, и именно в таких случаях задачей психологии и педагогики является формирование и коррекция данной способности с целью реализации функций общения. В трудах исследователей отмечается, что коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию ребенка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (3. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин).
Искусство общения и знание его психологических механизмов необходимы сегодня каждому как основа жизненного и профессионального успеха. Эффективность совместной деятельности людей во многом обуславливается уровнем их компетентности в сфере межличностных взаимодействий, в том числе коммуникативной компетенции, в состав которой входят коммуникативные навыки и умения (О. В. Костюк).
Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности: искажено представление детей о себе, отношение к себе, затруднено осознание себя как личности (И. Т. Дмитров, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.). К моменту поступления в школу у таких детей не формируется нужный социальный статус, в связи с чем, они попадают в категорию дезадаптированных детей (М. К. Бардышевская, Е. И. Казакова, Г. С. Красницкая, Л. М. Шипицына и др.).
В трудах Л. С. Выготского на концептуальном уровне представлены специфические особенности социализации детей, имеющих нарушения психического и физического развития. По мнению ученого, важным фактором развития ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе является общение. Физический и психический дефект, с точки зрения Л. С. Выготского, создает почву для возникновения препятствий в развитии общения ребенка с окружающими, в расширении социальных связей, выступая в качестве неблагоприятного фактора личностного развития и нарушая «нормальное врастание ребенка в культуру» (Л. С. Выготский, 1983). В нормализации общения Л. С. Выготский видел основной путь компенсации дефектов развития. Можно предположить, что организация коррекционно - педагогической помощи детям с нарушениями в развитии возможна на основе становления их как субъектов общения в контексте их социальной ситуации развития. Непосредственно проблемой формирования коммуникативных навыков и умений у учащихся с нормальным развитием занимались Н. С. Глуханкж, Л. Я. Лозован, Л. Р. Мунирова, С. В. Проняева, Е. Г. Савина и др.
К настоящему времени проведен ряд исследований, в той или иной мере посвященных особенностям общения детей с задержкой психического развития (О. В. Алмазова, Д. И. Альраххаль, А. А. Байбородских, И. П. Бучкина, Ю. С. Галлямова, А. И. Гаурилюс, О. Н. Дианова, Е. Е. Дмитриева, Г. А. Карпова, Л. В. Кузнецова, Т. С. Никандрова, А. В. Поповичев, Е. С. Слепович, Т. 3. Стернина, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, С. Н. Чаплинская и др.). В основном авторы акцентируют внимание на изучении особенностей высших психических функций, участвующих в обеспечении процесса общения; структуре межличностных отношений детей; социальной перцепции; особенностях речи как средства общения.
Тем не менее, в существующих работах специально не изучались структура, содержание, критерии и показатели их сформированности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста, недостаточно изучены теоретические основы и практические способы
совершенствования данных навыков, как важнейшего компонента процесса общения.
Таким образом, актуальность исследования связана с необходимостью поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР и отсутствием теоретических разработок в данном направлении.
Проблема исследования. Заключается в изучении уровня сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику программы по их развитию у детей данной категории.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: программа формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР возможно оптимизировать, если в практику школьного образования внедрить разработанную нами программу по формированию данных навыков.
Цель исследования: изучить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР, разработать и апробировать программу по их развитию.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Методологические основы исследования: теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теория коммуникации (Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, М. С. Каган, Е. В. Коротаева, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Ширшов и др.); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л. С. Выготский, А. Е. Дмитриев, В. А. Крутецкий, В. А. Сластенин); коцепция личностно-ориентированного образования (А. В. Запорожец, А. В. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); исследования в области изучения общения детей с ЗПР разных возрастов (Д. И. Альраххаль, А. А. Байбородских, И. П. Бучкина, Ю. С. Галлямова, Е. Е. Дмитриева, А. В. Поповичев, Р. Д. Тригер и др.); работы по вопросам теории педагогического взаимодействия (В. К. Дьяченко, Е. В. Коротаева, А. В. Мудрик, Л. И. Уманский и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; аналз документации, обобщение теоретических и экспериментальных данных; моделирование педагогических ситуаций, методы математической статистики; ко вторым - наблюдение, беседа, адаптированные тесты, психолого-педагогический эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Социометрический эксперимент «У кого больше» Я.Л. Коломинского (2001);
2. Проективная методика «Мой друг» Т.П. Авдуловой. (2009);
3. Экспериментальная проблемная ситуация «Раскраска» Г.Р. Хузеевой (2009);
4. «Особенности межличностных отношений» (ОМО) Шутца (1958) (модификация и критерии анализа для детей Г.Р. Хузеевой (2009)).
Организация исследования. Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 39» г. Красноярска (МБОУ «Средняя школа № 39»). В указанной школе существует несколько классов коррекции в первой ступени образования. В эксперименте участвовало 12 учеников 2 «в» класса, из них 8 мальчиков и 4 девочки. Возраст испытуемых 8 - 9 лет.
Исследование проводилось в период с 2016 г. по 2018 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (ноябрь 2016 - январь 2017) - анализ общей психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (февраль 2017 - март 2017) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (апрель 2017 - октябрь 2017) - подбор диагностического инструментария, выявление особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР на основании отобранных методов и методик. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (ноябрь 2017 - июнь 2018) - разработка и реализация психологической программы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Пятый этап (июль 2018 - ноябрь 2018) - обработка результатов формирующего эксперимента, оценка сформированности коммуникативных компетенций. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о коммуникативных навыках детей младшего школьного возраста с ЗПР и их значимости в психическом и социальном развитии личности. Структура коммуникативных навыков адаптирована в соответствии с психологическими возможностями младших школьников с ЗПР на уровне показателей сформированности данных навыков, а также расширены и уточнены представления об актуальном уровне и особенностях формирования коммуникативных навыков и умений детей данной категории на покомпонентной основе (коммуникативном, интерактивном и перцептивном).
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментальной работы и их качественная интерпретация, позволяют определить содержание психологической программы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Представленные в магистерской диссертации материалы, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 124 источников, приложения, включает 22 таблицы, 7 гистограмм, 1 схему.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В системе специального образования большое внимание уделяется процессу социализации детей с отклонениями в развитии, являющихся постоянными участниками субъект-субъектных взаимодействий. Рассматривая учебный процесс с точки зрения взаимодействий и взаимоотношений, не вызывает сомнения значимость сформированности коммуникативных умений и навыков для каждого ученика. Сформированные коммуникативные умения и навыки, оказывая влияние на полноценное протекание процесса общения, дают возможность детям активно включаться в систему взаимоотношений и взаимодействий, что в результате ведет их к полной социализации.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием данных о низком уровне сформированности коммуникативных навыков и умений младших школьников с ЗПР и отсутствием разработанных путей и средств их формирования.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в психолого-педагогической литературе нет единства в понимании сущности и содержания коммуникативных умений. Не определены структура и уровни их сформированности у младших школьников с ЗПР, что затрудняет работу педагогов в направлении их совершенствования.
Понимая под коммуникативными умениями и навыками осознанные коммуникативные действия обучающихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения, мы путем анализа психолого-педагогической литературы выделили в структуре коммуникативных умений три компонента: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Каждый компонент включает в себя параметры, раскрывающие его сущность. На основе наблюдения за социальным поведением и социальными контактами детей с ЗПР были скомпонованы эмпирические показатели каждого из параметров.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что дети младшего школьного возраста с ЗПР, как правило:
- не в состоянии самостоятельно и устойчиво принимать и передавать информацию собеседнику, а именно испытывают сложности в удержании внимания в процессе принятия информации, затрудняются в адекватном планировании предстоящего сообщения и его устно - речевом воплощении;
- не всегда готовы взаимодействовать на основе совместного планирования предстоящей деятельности, ориентации на партнера и самостоятельного решения конфликтных ситуаций в режиме сотрудничества;
- испытывают затруднения при включении в систему взаимоотношений в классе, недостаточно удовлетворены общением и проявляют признаки дезадаптации к условиям обучения в школе;
- проявляют искаженное понимание отношения со стороны другого, отсутствие способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, и в результате - низкую способность к сопереживанию;
- затрудняются в выделении личностных характеристик партнера по общению, не имеют представления о сущности межличностного общения и личной значимости данных отношений.
Говоря об итоговых уровнях сформированности коммуникативных умений и навыков, мы констатируем наличие большого количества детей с низким уровнем сформированности изучаемых умений и навыков. Следовательно, значительное число детей с ЗПР, не могут самостоятельно выработать у себя коммуникативные умения и навыки на уровне, достаточном для успешного социального контакта. Необходимо специально-организованное формирование указанных умений и навыков различными приемами и средствами.
Полученные в результате констатации данные и анализ психолого-педагогической литературы явились основанием для разработки педагогической технологии формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ЗПР. Нами была разработана и реализована программа «Приглашение в мир общения». Работа проводилась на групповых занятиях, где были использованы материалы и игровые упражнения, предложенные Н.В. Клюевой (1996), Ю.В. Касаткиной (1996), Т.П. Авдуловой
(2009), Г.Р. Хузеевой (2014), С.С. Бычковой (2002), М.П. Чистяковой (1995), Н.В. Пилипко (2004).
Эффективность внедрения психологической программы по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР «Приглашение в мир общения» показал, что в экспериментальной группе не стало «непринятых» детей. Увеличилось число «предпочитаемых» детей с 33,3% до 50%. Стали выше показатели: уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе 66,7% и коэффициент взаимности (KB) из низкого 18% перешел в средний 23%. Детей, неудовлетворенных своими взаимоотношениями, в экспериментальной группе стало меньше, было 50%, стало 16,7%.
Анализ методики «Мой друг» Т. П. Авдуловой (2009) свидетельствует об уменьшение числа детей в экспериментальной группе с низким уровнем сформированности образного и вербального компонента образа сверстника. До формирующего эксперимента эти показатели составляли 50%, после формирующего эксперимента снизились до 33,3%. Дети стали более чувствительны к сверстникам.
Результаты, полученные по методике экспериментальная ситуация «Раскраска» Г.Р. Хузеевой (2009), свидетельствуют об уменьшении числа детей экспериментальной группы с индифферентным типом отношения к сверстнику - с 33,3% до 16,7% и предметным - с 50% до 33,3%. Детей с личностным типом отношения к сверстнику стало больше - с 16,7% до 33,3%. Анализ методики «Особенности межличностных отношений» (ОМО) Шутца (1958), модификация и критерии анализа для детей Г.Р. Хузеевой (2009) показал, что увеличились показатели познавательного мотива в общении с 16,7% до 33,3% и личностного мотива с 33,3% до 50%. Это говорит о том, что детей, осуществляющих общение со сверстником, как с равным партнером стало больше. Снизился показатель отрицательного эмоционального отношения со сверстниками с 66,7%. до 33,3%. 66,7% детей экспериментальной группы имели узкий круг общения со сверстниками. После формирующего эксперимента этот показатель снизился до 50%. Снизился показатель отрицательного отношения к лидерству с 83,3 % до 50%. Стало больше детей, проявляющих позицию сотрудничества в общении со взрослыми - было 16,7%, стало 50%.
В своей работе мы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что уровень развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР возможно оптимизировать, если в практику школьного образования внедрить разработанную нами программу. Также мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определив ее современное состояние, изучили особенности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР, разработали и экспериментально проверили эффективность психологической программы по формированию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР «Приглашение в мир общения». Таким образом, цель работы достигнута.



1. Абрамова Н., Кормилица В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре Дошкольное воспитание. - 1996.- №3. - С.30 - 32.
2. Аванесова В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. - В кн. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. - С. 159 - 169.
3. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие: Прометей; Москва; 2009 ISBN 978 5 7042 2401.
4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 2 Изд- во: Санкт-Петербургского университета 2007.
6. Анохина Т. Как организовать современную предметно - развивающую среду: Из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 1999. - С.32 38.
7. Антонова Л.Г. Развитие речи (уроки риторики). Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. - С. 65-73; 79-80; 111-113.
8. Артемова JI.B. Формирование общественной направленности ребенка - дошкольника в игре. - Киев: Вшуа шк., 1988. - 159 с.
9. Арушанова А.Г, Юртайкина Т. Сценарии активизирующего общения // Дошкольное воспитание. - 1994. - №12; 1995. - №2. - С. 47 - 50.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: ИП, 1968. 464 с.
11. Бодалев А.А. Личность и общение М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
12. Бодалев А.А Популярная психология для родителей/- М.: Педагогика, 1988.
13. Бондаренко А.К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр // Дошкольное воспитание. - 1987. - №3. - С. 23 - 26.
14. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: юнити-дана, 2003. - С. 145
15. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. - 207 с.
16. Богуславец И. А. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. г. Москва, июнь 2015 г. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 31-33.
17. Божович Л .И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2002.
18. Бориснёв С.В. Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнитидана, 2003. - 270 с.
19. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
20. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл 1999 - 377 с.
21. Венгер Л.В. Психология дошкольника - М.: Просвещение, 1975. - 237с.
22. Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие. - М.: А.П.О., 1996. - 102 с.
23. Воронов А.М. Этикет и мы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1993. - 241 с.
24. Выготский Л .С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
25. Выготский. Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.
26. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
27. Галигузова Л.Н, Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М.: ИНТОР, 1996. - 160 с.
28. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - 236 с.
29. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностр. яз. в шк. - 1985. - №- С. 17-24.
30. Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и
коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл (1902-1978). Материал опубликован: Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 11-20.
31. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
32. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации Учебник для вузов - М.: Юнити-Дана 2003- 352 с.
33. Давыдов В П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. М. : Логос, 2006. - 128 с.
34. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
35. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1978. - 381 с.
36. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1987. - С. 42-58; 68-74; 169-178.
37. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М: «Просвещение», 1989. - 302 с.
38. Дьяченко О.М. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошк. воспитание. 1995. № 1.С. 46-51.
39. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
40. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1986. - 169 с.
41. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: практическое пособие / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. -Киров : Эниом ; Москва : Издательство Московского университета, 1991. - 96 с.
42.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. 208 с.
43.Запорожец А. В. 3-12 Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.- М.: Педагогика, 1986.- 320 с.
44.Запорожец А.В. Лисина М.И Развитие общения у дошкольников/. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
45.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
46.Зимняя И.А Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
47. Иванец И.И. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у
старших дошкольников // Электронный журнал «Исследовано в России». 2000. № 31. С. 429-437. URL:
http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/031.pdf дата обращения:
15.02.2012).
48. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1998. - 23 с.
49. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Просвещение, 1995. - 108с.
50. Каптерев П.Д. Детская и педагогическая психология. Москва - Воронеж, 1999. 331 с.
51. Киличенко О.И. К проблеме формирования коммуникативных умений воспитателя: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1987. - 17 с.
52. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
53. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. - М.: Астпресс, Новая школа, 1993. - 432 с.
54. Коломенский Я.Л. Психология общения. М., 1974.
55. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Мн., 2001.
56. Кочурова Е.Э «Беседы с учителем», М., «Вентана-Граф», 2008.
57. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е Психология и педагогика обучения дошкольников-М.: Мозаика-Синтез, 2013.
58. Кузнецова М.И. «Готов ли ребёнок к обучению в первом классе?», М., «Ювента», 2008.
59. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2004.
60. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001. - 544 с.
61. Коллективная изобразительная деятельность - одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3 - 7 лет / Мирошкина Р.А. - Магнитогорск, 1982. - 35 с.
62. Леонтьев А.Н Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986.
63. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. М., 1983.
64. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студентов высших. учебных заведений. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007. - 368 с.
65. Лидак Л.В. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх: Старший дошкол. возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - №5. - С. 34 -36.
66. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. Под ред. Давыдова В.В. - М., 1978.
67. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-35.
68. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. - М., Педагогика, 1986. - 143 с.
69. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. - 384 с.
70. Лисина. М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
71. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под ред. Лисиной М.И. - М., 1980.
72. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / Генетические проблемы социальной психологии. Под ред. Коломинского Я.Я. - Минск, 1985.
73. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000.
74. Марцинковская Т.Д. История детской психологии//Учебник для студ. пед. вузов.. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,М., 1998. - 272 с.
75. «Муниципальное образование: Инновации и эксперимент» №2, 2010.
76. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1993.
77. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1975. 240 с.
78. Насонкина С.А. Уроки этикета. Санкт-Петербург: Изд-во «Акцидент», 1997. - 40 с.
79. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
80.Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика. 1990. - 152 с.
81.Оконечникова Л.Б. Коммуникативная инициатива как условие формирования учебной деятельности у детей 6-7 лет. Дис. канд. психол. наук. М., 1980. 131 с.
82. Парыгин Б.Д. Основы социально психологической теории. М.: Мысль, 1971. 248 с.
83. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды М; 2007. 386 с.
84. Петровский В.А., Виноградова А.М,. Кларина Л.М Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателей детского сада/ М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
85. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. - М.: Ай-Кью, 1994. - 203 с.
86. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 96с.
87. Платонов К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
88. Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введению в специальность и обучение практического психолога ОВД. - М., 1995. - 31 с.
89. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 (ФГОС ДО).
90. Проблемы общения в психологии / П од ред. Б.Ф. Ломова. М., 1981.
91. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 231 с.
92. Психологический словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Я. - М., 1985.
93. Джон Равен «Компетентность в современном обществе»: Когито-Центр; М. 2002.
94. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М., 1974.
95. Реан А.А. Социальная педагогическая психология/А.А.Реан,
Я.Л.Коломенский - СПб., 1999. - Серия «Мастера психологии». С. 265¬269.
96. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада - М.: Педагогика, 1978. - 200 с.
97. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2014. - 336 с.: ил. - (Азбука психологии).
98. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 224 с.
99. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М.: Педагогика, 1989. - 216 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ