Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью к условиям проживания в доме-интернате

Работа №150211

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Подходы к пониманию социально-психологической адаптации в
психологии 8
1.2. Особенности социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении социального обслуживания ....21
1.3. Современное состояние изучения проблемы социально-психологической
адаптации молодых людей с инвалидностью 33
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью 40
2.1. Организация, методы и методики исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 51
Глава 3. Программа социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью 53
3.1. Научно-методологическое обоснование социально-психологической
адаптации молодых людей с инвалидностью 53
3.2. Содержание психологической программы повышения уровня социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью, проживающих
в интернатном учреждении 59
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 79


Актуальность исследования. Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с серьезными изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Не менее важным является и изучение проблемы социально¬психологической адаптации молодых инвалидов. Уровень адаптированности этой категории граждан к условиям жизни общества остается практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с молодыми инвалидами, проживающими в интернатных учреждениях.
Актуальность исследования особенностей адаптации молодых инвалидов обусловлена рядом общественных противоречий. Основное из них состоит в несоответствии меняющейся системы нравственных ценностей гуманного общественного отношения к инвалидам и реальной практики социального исключения инвалидов из общественного воспроизводства. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы адаптации молодых инвалидов не ориентированы на исследование данной группы и на современную социально-психологическую действительность. Возникает необходимость адаптировать существующие и обосновать новые подходы к исследованию уровня социально-психологической адаптации молодых инвалидов.
Особое место в решении этой задачи отводится стационарным учреждениям социального обслуживания населения, специфика деятельности которых состоит в том, что там постоянно проживают лица с особой тяжестью состояния здоровья (тяжелыми формами поражения опорно¬двигательного аппарата, расстройством психики, ярко выраженной умственной отсталостью и т.д.). Несмотря на расширение области нестационарного обслуживания инвалидов, стационарные учреждения в настоящее время выполняют и, по нашему мнению, еще долго будут выполнять важную функцию социального и психологического устройства инвалидов, которые не могут существовать самостоятельно.
Инвалидность, как специфическое социально-психологическое явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Авторы рассматривают социально-психологические факторы инвалидности: неблагоприятную окружающую среду, войны, рост алкоголизма, профессионального травматизма, проблемы медико-социальной экспертизы и психологической коррекции, реабилитации инвалидов.
Современные отечественные ученые начали активно исследовать социально-психологические проблемы инвалидов с конца 80-х гг. XX века. Л.К. Грачев, А.А. Дыскин изучали процессы социальной реабилитации и интеграции инвалидов; А.И. Осадчих, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Ташохина исследовали сущность и содержание процесса социальной адаптации инвалидов, разработали первые типологии стратегий социальной и психологической адаптации инвалидов; Е.Р. Смирнова-Ярская, П.В. Романов анализировали проблемы инвалидов с феноменологических позиций и изучали влияние общественных стереотипов инвалидности на их адаптационное.
Особенное место занимают труды, рассматривающие проблемы работы с инвалидами в стационарных учреждениях. Среди них следует выделить работы О.С. Андреевой, Н.Ф. Дементьевой, В.В. Поляничко, Б.А. Сырниковой, В.И Явных и других авторов. Таким образом, проблема социально-психологической адаптации и реабилитации различных категорий инвалидов является актуальной и востребованной. Вместе с тем, многие вопросы данной проблематики остаются не раскрытыми. В частности, недостаточно исследован потенциал стационарных учреждений в процессе социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все вышесказанное позволило нам выявить проблему настоящего исследования, которая заключается в необходимости своевременной целенаправленной социально-психологической помощи инвалидам, проживающих в доме-интернате, направленной на повышение уровня адаптации данных лиц в стационарном учреждении и социуме.
Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме- интернате, теоретически обосновать и разработать программу по повышению уровня социально-психологической адаптации данной категории лиц.
Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью.
Предмет исследования: программа социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью к условиям проживания в доме- интернате.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что для молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме-интернате, характерен низкий уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в неадекватном восприятии окружающей действительности и самого себя, негативном отношении к близким, предпочтении стратегии избегания взаимодействия.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психологической и социально-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучить особенности социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении.
3. Разработать программу, направленную на повышение уровня социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью.
Методологическую основу исследования составили: инвалидность, как специфическое социально-психологическое явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.; Л.К. Грачев, А.А. Дыскин изучали процессы социальной реабилитации и интеграции инвалидов; А.И. Осадчих, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Ташохина исследовали сущность и содержание процесса социальной адаптации инвалидов, разработали первые типологии стратегий социальной и психологической адаптации инвалидов; Е.Р. Смирнова-Ярская, П.В. Романов анализировали проблемы инвалидов с феноменологических позиций и изучали влияние общественных стереотипов инвалидности на их адаптационное; проблемы работы с инвалидами в стационарных учреждениях рассматривали О.С. Андреева, Н.Ф. Дементьева, В.В. Поляничко, Б.А. Сырникова.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, социально-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, планирование;
- эмпирические: психодиагностические методы, методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Опросник социально-психологической адаптированности (СПА), Осницкий А.К.
2. Анкетирования лиц с инвалидностью.
Организация исследования. Базой исследования явилось Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Красноярский дом-интернат для инвалидов" (КГБУ СО "Красноярский дом- интернат для инвалидов"). В исследовании приняли участие 20 молодых людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 35 лет.
Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап включал в себя изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач.
Второй этап - составление плана исследования; подбор психодиагностических методик, проведение констатирующего эксперимента и анализа его результатов.
Третий этап - разработка психологической программы повышения уровня социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью.
Четвертый этап - обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста работы и ее оформление.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и систематизации научных представлений о социально-психологической помощи инвалидам, проживающих в доме-интернате.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные, полученные в ходе экспериментальной работы и их качественная интерпретация, могут выступать в качестве основы для разработки и внедрения в практическую работу психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов дома-интерната социально-психологической программы с целью повышения адаптации инвалидов, проживающих в стационарном учреждении.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 84 источников, включает таблицы, гистограмму, приложения.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор психодиагностических методик, выявление особенностей социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении, анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка социально-психологической программы повышения уровня адаптации данных лиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшей проблемой современного общества является неприспособленность молодых людей с инвалидностью к жизни вне стационарного учреждения. Актуальность проблемы изучения особенностей социально-психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью обусловила выбор темы исследования. Целью нашего исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме- интернате.
В рамках данного исследования были реализованы следующие задачи:
Проанализирована психологическая и социально-педагогическая литература по теме исследования.
Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Авторы рассматривают социальные факторы инвалидности. С конца 80-х гг. XX века начали активно исследовать социальные проблемы инвалидов Л.К. Грачев, А.А. Дыскин, А.И. Осадчих, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Ташохина, Е.Р. Смирнова-Ярская, П.В. Романов. Проблемы работы с инвалидами в стационарных учреждениях. Рассматривались в работах О.С. Андреевой, Н.Ф. Дементьевой, В.В. Поляничко, Б.А. Сырниковой, В.И Явных и других авторов.
Сущность социально-психологической адаптации заключается в поиске и нахождении конструктивного жизненного смысла, ценностей, обладающих для личности большой значимостью и позволяющих преодолевать проблемные ситуации и фрустрации, которые сопровождают жизненный путь личности [41].
Адаптированность можно определить, как такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия [34].
Социально-психологическая адаптированность проявляется способность человека адаптироваться в широком спектре различных ситуаций, которые возникают в данной общественной среде. Следовательно, в процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Экспериментально было доказано, что адаптированность у молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении занижена. Результатом социальной адаптации молодого инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.
Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью, проживающих в стационарном доме-интернате, было организовано и проведено на базе КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов», при участии 20 молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35лет, проживающих в данном учреждении.
На подготовительном этапе экспериментальной работы был взят опросник социально-психологической адаптивности (СПА) А.К. Осницкого и определены критерии для исследования: адаптивность, дезадаптивность, принятие себя, не принятие себя, доминирование, ведомость.
Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы о том, что 70 % (14) молодых людей с инвалидностью, принявших участие в эксперименте, продемонстрировали удовлетворительный уровень социально-психологической адаптированности. Для них характерно наличие адекватного восприятия действительности, что проявляется в активном участии в жизни учреждения. Эти люди достаточно легко устанавливают контакты, доверительные отношения с окружающими, с удовольствием принимают участие в мероприятиях учреждения. Все 14 человек демонстрируют относительно адекватное восприятие себя, своих возможностей и потребностей. Поведение этих людей может быть охарактеризовано как соответствующее социальным нормам и правилам: они включены в продуктивную деятельность (учебную, трудовую), что позволяет им в дальнейшем претендовать на восстановление дееспособности.
У 30 % представителей экспериментальной группы (6 молодых людей) был зафиксирован низкий уровень социально-психологической адаптированности. Для них характерно неадекватное восприятие окружающей действительности и самого себя: они отказываются контактировать с другими проживающими, избегают общения, предпочитают одиночество, не воспринимают критику в свой адрес, что становится причиной возникновения конфликтов, которые зачастую сами провоцируют. Самооценка этих молодых людей, как правило, сильно занижена, они проявляют аутоагрессию, а также вербальную и физическую агрессию по отношению к окружающим, не принимают участия в мероприятиях учреждения, никак не воспринимают попытки специалистов оказать помощь в устранении данной проблемы.
Анализ социальных историй молодых людей с низким уровнем социально-психологической адаптированности позволил выяснить, что трое из них - это люди, оказавшиеся в интернате в результате отказа родственников, а остальные молодые люди переведены из интернатов, расположенных достаточно далеко территориально. Таким образом, все шестеро имеют нарушения контактов с близкими людьми.
Результаты нашего исследования привели нас к пониманию необходимости разработки и дальнейшего внедрения программы по формированию успешной социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении. Нами были определены направления психологической и социально-педагогической деятельности, разработаны и частично апробированы мероприятия программы.
Сделанные выводы позволяют нам утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась частично, для 30% людей из экспериментальной группы характерен низкий уровень социально-психологической адаптированности, проявляющийся в неадекватном восприятии окружающей действительности и самого себя, негативном отношении к близким, предпочтении стратегии избегания взаимодействия, 70% испытуемых продемонстрировали удовлетворительный и высокий уровни социально-психологической адаптированности.



1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 2001.
2. Албегова И.Ф., Корешкова И.В. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии.// Вестник социально-политических наук. 2016. № 15 (15). С. 23-26.
3. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психология социальных ситуаций /- СПб.,
2001. - С. 285-309.
4. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете //Образование и саморазвитие.-№2 (40), 2014. - С. 208-212.
5. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - 400 с.
6. Басова, В. М. Социальная помощь уязвимым категориям молодежи / Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 1. - С. 64-70.
7. Башаев С.В., Горелик В.В. Проблемы социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе)
8. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. ... канд.психол. наук. М., 1986.
9. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 1998. - 112 с.
10. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003.
11. Боровик, В.С. Занятость населения / В.С. Боровик, Е.Е. Ермаков, В.А. Похвощев. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 318 с.
12. Бочко М.Э. Занятость инвалидов в регионе: проблемы, пути решения // Вестник Челябинского Университета - 2007. - №1. С117-122.
13. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов - М.: Дело, 2000. - 256 с.
14. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
15. Гетманенко Е.С. Адаптация людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как задача современного государства // Вестник Московского университета. Сер.21. Управление (государство и общество). - 2008. - No 4.
16. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020.
17. Гришина Н.В. Исследование индивидуальности: человек как субъект жизни. Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч.конф., Москва, 1-3 декабря 2010: в 2-х ч. / Изд. дом Гос. у-та Высшей школы экономики, 2010. - ч.1.
18. Гришина Н.В. Исследование индивидуальности: человек как субъект жизни. Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч.конф., Москва, 1-3 декабря 2010: в 2-х ч. / Изд. дом Гос. у-та Высшей школы экономики, 2010.
19. Гришко Н.А. Молодые инвалиды как представители специфической категории в процессе социализации.// Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 1. - С. 138-141.
20. Гюлджян А.Г. Проблемы социальной адаптации молодежи // Молодой ученый. — 2018. — №29. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/215/48423.
21. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с.
22. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992.
23. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Материалы всероссийской научно¬практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. - М.,
2002.
24. Дмитриева М.А. Социально-психологическая профессиональная адаптация // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб: Речь, 2001.
25. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/ Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000.
26. Домбровская А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия Тульского госуд. ун-та. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-1. - С. 190-200.
27. Дудкин А.С. Десять доступных мер повышения эффективности социального обслуживания в России / А.С. Дудкин // Социальная работа. -
2012. - №12. - С. 25-28.
28. Егорова Е.О. Пути решения проблем социально-психологической адаптации инвалидов. / Психология в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. 2017.
29. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1.
30. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов / Т.В. Зозуля. - М.: Академия, 2005. — 304 с.
31. Ковкова Т.Г., Рюмина Ю.Н. Специфика социальной работы с молодыми инвалидами в стационарном учреждении. - Шадринск, 2012.
32. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.
33. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 26 января. - № 4. - ст. 445.
34. Кочемасова Л.А., Лутошина В.И. Социологическое исследование адаптации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в региональном социуме// Концепт. -2015. - N 5.
35. Краснова О.В. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь. - 2001.
36. Куваева Н.В. Проблемы профессионального становления молодого инвалида //Социологические исследования. 2007. № 1. С. 67-72.
37. Кузнецова, Л.Э. Влияние структурной организации отношений на формирование адаптационного потенциала личности / Л.Э. Кузнецова // Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал. - № 2. - М.: АПСН СКНЦВШ, 2014. - С. 193-199.
38. Лутошина В.И. Адаптация людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России: социологический анализ// Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2014.
39. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998 [Электронный ресурс]. // URL: http://ethnopsyhology.narod.rU/libr/N/nalchajan/nalchjan-adapt.htm.
40. Никончук А.С. Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы. / А.С. Никончук // СПР .-2005. № 3.
41. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. - М.: Азъ, 1992 . - 944 с.
42. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2004. - (Серия «Высшее образование»). - С.196.
43. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева ; под ред. проф. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009.
44. Панов А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации: современное состояние, проблемы, перспективы / А.М. Панов // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 3. -С. 44-58
45. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии "социальное самочувствие" // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям "Молодежь - будущее России". - Екатеринбург, 2010 г.
46. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: Академический проект, 2012.
47. Петросян В.А. Особенности реабилитации инвалидов в условиях стационарных учреждений // Отечественный журнал социальной работы, № 3, 2003.
48. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
49. Разнадежина Н.А. Проблемы социально-психологической адаптации молодых инвалидов и пути их решения // Социальное обслуживание. - 2014. - №1. - С. 25-29.
50. Рассказова Е.И. Жизнестойкость как фактор совладания со стрессом в контексте психического здоровья // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2014. - №1. - С. 104.
51. Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1997.Каган, М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
52. Самыгин С.И. Социальная политика. Учебник / Наука-Спектр,
2013. — 224 с.
53. Словарь социального педагога и социального работника:/Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского. - Мн.: БелЭн., 2001.
54. Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. 2014. - №7. - [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425.
55. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №3 (3).
56. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева // Психология обучения. - 2014. - №6.
57. Социальная адаптация инвалидов: трудности и особенности, виды, программы реабилитации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://invalidu.com/raznoe/socialnaya-adaptaciya-invalidov
58. Социальная адаптация подростков /авт.-сост. Л.В. Астапович. - МН.: Кришко- Принт, 2008.
59. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т.А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
60. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2002.
61. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е. П. Тавокин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
62. Твардовская А.А. Инклюзивная стратегия - вектор образования. // Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика» (10-11 июня 2014г) / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Отечество, 2014. - Вып. 8. - С.35-37.
63. Технология социальной работы / под ред. И.Т. Зайнышева. - М.: Владос, МГСУ, 2002.
64. Толкачёва А.Б. Особенности социализации молодых инвалидов в психоневрологическом интернате.// Научный альманах. - 2016. №2-4(16) [Электронный ресурс]:ййр://е11Ьгагу.ги/йоуп1оай/53344857.рй1?
65. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии //
Вестник АГТУ. 2007. №5. URL:й11р://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/ропуайе-
айар1а1дп-у-зоугешеппоу-рз1йо1одп
66. Усков М.П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов . // Отечественный журнал социальной работы. 2006. - № 3.
67. Файзрахманова А.Т. Проблема получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции, Казань, 20-21 марта 2014 г./ Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2014. - 628 с.
68. Федеральная служба государственной статистики, электронный ресурс:1Шр:/Лууу.д1^.П|/
69. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - 17 декабря. - № 51. - ст. 4831.
70. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 1999. -19 июля. - № 29. - ст. 3699. 
71. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 27 ноября. - № 48. - ст. 4563.
72. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. - 30 декабря. - № 295.
73. Фетисова А.В. Молодежь с ограниченными возможностями как объект молодежной политики // Science Time. - 2014. - №5 (5). - С. 200-221.
74. Фетисова А.В. Нормативно-правовые основы организации работы с молодыми инвалидами.// Science Time. - 2016. - № 4 (28). - С. 861¬866.

метод. - Харьков: Азбука, 2008.
76. Черникова И.В. Проблемы адаптации в и практике работы Ставрополь СКГТУ. С. 23.
77. Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. - КноРус, 2016.
78. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
79. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения". - 2013. - №1 (3). - С. 220 - 223.
80. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: Дис. ...д-ра социол. наук. Кемерово, 1992.
81. Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент
качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. -
2014. - С. 132-136.
82. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - №1 (15). - С. 149.
83. Энциклопедия социологии. /Проект Яндекса. М. 2012. - С. 47-63.
84. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования, 2014. № 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ