ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие метода проектов, виды проектов 6
1.2 Особенности применения метода проектов в обучении английскому языку учащихся 5 классов 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 28
2.1. Понятие самостоятельной работы, ее роль в учебной деятельности 28
2.2. Способы организации самостоятельной работы 31
2.3. Описание эксперимента по использованию проектной методики 36
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ГЛОССАРИЙ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
В современном мире информатизация общества и процессы, связанные с расширением научных, экономических, культурных, туристических связей поставили перед образованием новые задачи. У педагогов появилась потребность не только в формировании у учащихся основных компетенций, знаний и умений. Сегодня педагогам также необходимо научить школьников применять пройденный материал на практике, в процессе коммуникации с носителями иностранного языка. Для осуществления этих задач необходимо совершенствовать технологии и методики современного обучения. Учебные проекты выступают одним из эффективных методов обучения, позволяющих достичь намеченные цели.
Выбранная тема является актуальной, так как при применении проектной деятельности и активизации самостоятельной работы учащихся можно оптимизировать процесс преподавания иностранного языка, сделать его более эффективным.
Объектом исследования является самостоятельная работа учащихся по английскому языку.
Предмет исследования - метод проектов как способ организации самостоятельной работы по английскому языку.
Цель исследования - выявить особенности проектной методики при организации самостоятельной работы по английскому языку учащихся пятых классов средней школы.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
• дать определение понятиям «метод проектов» и «самостоятельная работа»;
• проанализировать виды проектной деятельности и способы организации самостоятельной работы учащихся;
• определить специфику использования метода проектов при обучении английскому языку учащихся средней школы;
• разработать проект для учащихся пятых классов;
• провести эксперимент по применению проектной методики и описать полученные результаты.
Теоретическую базу исследования составляют работы Е.С. Полат, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, С.Т. Шацкого, Е.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, В.М. Полонского, В.В. Гузеева, М.Б. Романовской, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектов как способа организации самостоятельной работы учащихся в средней школе на уроках английского языка.
Практическое значение работы состоит в описании разработки проекта «Изучение культуры страны изучаемого языка» на основе учебного плана 5 класса и его результатов. Данная работа может послужить как исходный материал для дальнейших исследований данного явления. Более того, результаты работы могут принести пользу для составления уроков и занятий по английскому языку, послужить дополнительным материалом в процессе преподавания иностранных языков.
Новизна данного исследования заключается в разработке проекта «Изучение культуры страны изучаемого языка» для 5 класса.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ, сравнение, изучение литературы и Интернет-ресурсов по выбранной теме;
• эмпирические методы: наблюдение и тестирование по специальной разработке.
• экспериментальный: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, обработка статистических данных....
Из проделанной работы можно сделать вывод о том, что выбранная автором тема является достаточно актуальной и привлекает внимание многих учёных. Проектная методика - модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путём совершенствования его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Это процесс создания оригинального, нового интеллектуального продукта, имеющего практическую значимость под контролем учителя.
Анализ определений понятия "проектная методика" в работах российских и зарубежных авторов и видов проектов, классифицированных разными учеными показывает, что данная методика является достаточно эффективной для применения на уроках английского языка в средней школе. Более того, учебные проекты способствуют быстрому освоению лексических единиц по изучаемым темам, интересующих детей.
В процессе проектной методики учащиеся учатся применять полученный материал в реальных жизненных ситуациях. Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы.
В настоящее время можно выделить следующие основные идеи проектной деятельности: взаимодействие обучения с жизнью; развитие самостоятельности, активности учащихся; умение адаптации к реальности; сотрудничество; гуманизм по отношению к ученику; возможность выбирать темы в соответствии с интересами учащихся; создание условий, близких к реальной жизни; быстрое достижение результатов с учётом индивидуальных особенностей и способностей детей.
Важно отметить, что данный метод развивает критическое мышление учащихся, повышает познавательный интерес учащихся, помогает самореализации учащихся. В процессе создания проектов формируются как навыки самостоятельной работы, так и навыки работы в группе.
Помимо перечисленного, учебные проекты помогают улучшить навыки логического мышления, стимулируют учащихся к научно-исследовательской работе. Данный процесс оказывает огромное влияние на развитие творческих способностей ребёнка. Таким образом, в процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения.
Следует отметить что, особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. Считается, что применение метода проектов является хорошим стимулом для повышения интереса к иностранному языку именно в подростковом возрасте. Метод проектов способствует, заинтересованности и энтузиазму детей в работе, развивает умения работать в группе, дисциплинирует учащихся, улучшает взаимоотношения в коллективе, навыки общения, что важно для подростков.
В данной работе мы показали важность проектной методики в педагогическом процессе на примере использования ее на занятиях английского языка в средней школе.
Обучение детей иностранному языку должно носить коммуникативный характер, общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Способом создания такой положительной мотивации является проектная методика. У детей возникает потребность в познании какой- либо интересующей их темы.
При выполнении дипломной работы нами было разработано и проведено экспериментальное исследование эффективности использования проектной методики при обучении английскому языку учащихся средней школы.
Целью экспериментального исследования являлось проверить эффективность использования метода проектов как способа организации самостоятельной работы учеников. Данное экспериментальное исследование состояло из трех частей: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов....
1) Атутов П.Р. Дидактика технологического образования. Ч.1. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 230 с.
2) Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. - 2001. - №2. - С. 64-67.
3) М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования//Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 56-59.
4) Божович Л.И. Психологические проблемы методов обучения в средней общеобразовательной школе // Школа здоровья. - 1995. - № 3. — С. 5-20.
5) Бондаревская Е.Н. Ценностные основания личностно¬ориентированного образования// Педагогика. - 1995.-№ 4.- С. 29.
6) Булатова О. С. Искусство современного урока: учебное пособие для студентов высших учебных заведени. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.
7) Васильев П.М. Система дистанционного обучения в университете «Дубна» // Сборник научных трудов кафедры системного анализа и управления. Вып. 2. - Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2003. - 189 с.
8) Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. 192 c.
9) Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. [и др.]. - М.: Высш. школа, 1982. -- 373 с.
10) Горохольская О.Г. Проблемы теории обучения. //Иркутск: Изд-во Оттиск, 2007. - 340 с.
11) Горохольская О.Г. Проблемы современной дидактики. -М.: ИР-ПО, 2004. - 70 с.
12) Гузеев В.В. Теория и практика образовательной технологии // НИИ Школьные технологии. - 2004. № 4. - 192 с.
13) Джуринский А.Н. История педагогики: уч. пособ. для студентов пед. вузов. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1993. - 431 с.
14) Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. -2011 - апрель [Электронный ресурс]. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html(дата обращения: 05.05.2017)
15) Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения». - М.:1987. — 208 с....(60)