Аннотация 2
Введение 11
1 Теоретический аспект экономического воспитания детей
дошкольного возраста
1.1 Сущность экономического воспитания 14
1.2 Учкт возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста при организации экономического воспитания 14
1.3.Анализ программ ДОУ в контексте экономического воспитания дошкольников 23
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня
экономической воспитанности старшиз дошкольников 32
2.1 Анализ уровня экономической воспитанности старших
дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения 32
2.2 Методические рекомендации по| организации
экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 52
В средствах массовой информации за последние годы увеличилось число экономических понятий (налоги, кредиты, инвестиции, торговля, спрос и предложение, рынок, доход, прибыль и др.). Поэтому сегодня так важно совершенствовать систему экономического воспитания в России, формировать экономические представления и финансовую грамотность подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. Дошкольное образование рассматривает экономическое воспитание дошкольников в связи с решением проблемы нравственного и трудового воспитания. Актуальность проблемы экономического воспитания для дошкольников определяется социальным заказом, что регламентируется ФГОС дошкольного образования ; Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019г.) «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжением «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др.
Важность проблемы экономического воспитания подчеркивается болшим количеством исследований, среди которых работы А.Ф. Аменд, Е.А.Курак , А.А. Смоленцевой, А.Д. Шатовой и др. Авторы на обширном аналитическом материале показываью необходимо организации экономического воспитания с дошкольного возраста, формулируют цели и задачи, принципы экономического воспитания, определяют направления его реализации; утверждают, что организация работы с дошкольниками по формированию экономических представлений является важной и существенной, так ка знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, послужат фундаментом для будующеей успешной экономической деятельности.
Исходя из обозначенной проблемы, сформулирована тема исследования: «Экономическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Цель исследования: охарактеризовать экономическое воспитание старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экономическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность экономического воспитания;
• показать важность учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации экономического воспитания;
• охарактеризовать анализ программ ДОУ в контексте экономического воспитания дошкольников;
• проанализиировать уровень сформированное™ экономических представлений старших дошкольников в условиях ДОУ и разработать методические рекомендации по организации экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы, наблюдение; сбор эмпирического материала; количественный и качественный анализ результатов практического исследования, обобщение.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Рождественская средняя школа» села Рождественское Казачинского района Красноярского края.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме экономического воспитания старших дошкольников, составлен цикл занятий по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, подобраны дидактические игры и упражнения. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам ДОУ, родителям. Также представленный материал может быть использован студентами при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
...
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что экономическое воспитание представляет собой организованную педагогическую деятельность, специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания детей.
Наиболее благоприятным периодом для организации экономического воспитания является старший дошкольный возраст. В данном возрасте ребёнок приобретает первый опыт социальных отношений, у него формируются начальные экономические представления. Нервная система старших дошкольников пластична, дети без труда воспринимают реальность и обучаются. Ребенок активно осваивает мир финансовых отношений, ему становятся любопытны понятия «дешевле и дороже», «деньги», «выиграл и проиграл», «касса» и т.д. Всё перечисленное определяет вероятность для успешного экономического воспитания старших дошкольников.
Охарактеризовав образовательные программы ДОУ, мы выяснили, что базовые программы реализуют экономическое воспитание через формирование нравственных и трудовых качеств у дошкольников. Парциальные и экономические программы дают возможность воспитателям ДОУ реализовать экономическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для определения уровня сформированное™ экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» (дошкольная группа) села Рождественское Казачинского района Красноярского края (диагностика из программы «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой) На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень выявлен у 6 (55 %) детей дошкольного возраста; средний уровень сформированное™ экономических представлений - у 4 (45%), высокий уровень ни одного ребёнка не был выявлен.
С целью повышения уровня сформированное™ экономических представлений у старших дошкольников нами были разработаны методические рекомендации по организации экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Результаты повторной диагностики уровня сформированное™ экономических представлений у старших дошкольников подтвердили эффективность предложенных мероприятий: низкий уровень сформированное™ экономических представлений не показал ни один; средний уровень был выявлен у 2 дошкольников (28 %); высокий уровеньпоказали 8 (72 %) дошкольников.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Алиева, Т. Экономика: жизнь и играть / Т. Алиева // Обруч. - №1. - 2016. - С. 3-5.
2. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания / А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский слад от А до Я. - №4. - 2015. - C. 55 - 57.
3. Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями / Л. М. Аношина // Детский слад от А до Я. - №4. - 2015. - C. 103 - 106.
4. Архипов, А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории экономического воспитания и образования / А.Ю. Архипов // Российский экономический журнал. - № 8. - 2016. - С. 95-101.
5. Белокашина, С.В. Экономика для дошкольников / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - С. 63 - 65.
6. Белокашина, С.В. Особенности детей дошкольного возраста / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №7. - С. 8-10.
7. Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. Л. Беляева ; Челяб. гос. педи ун - т. - Челябинск, 2019. - 23 с.
8. Богомолова, М. И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М. И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции Часть 1 / под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. — Тольятти : ТГУ, 2016. - С. 29-34.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2016. - 512 с.
10. Глазырина, Л. Д. «Экономическое воспитание дошкольника» / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. - Мозырь: Содействие, 2014. - 243 с.
11. Г олуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Г олуб // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 34 - 38.
12. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб // Детский сад от А дао Я. - 2015. - № 5. - С. 149 -153.
13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / под ред. Т.И. Бабаевой, 3.A. Михайловой, Л.М. Гурович. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 255с.
14. Дыбина, О. В. «Мир экономики глазами ребёнка». План-программа по экономическому воспитанию старших дошкольников / О.В. Дыбина, Е. А. Сидякина, Н. П. Паленова и др. / под ред. О.В. Дыбиной. - Московка : Просвещение, 2017. - 105с.
15. Дыбина, О. В. Играем вместе с детьми / О.В. Дыбина, Е. А. Сидякина, Н. П. Паленова / плод рейд. О. В. Дыбиной. - Тольятти: ТФСамГПУ, 2010. - 89 с.
... всего 37 источников