Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность как средство реализации преемственности экологического образования в системе дошкольного учреждения и школы

Работа №150194

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 7
1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт как система
основных параметров государственной нормы образованности 7
1.2 Преемственность в экологическом образовании дошкольников 11
1.3 Целевые ориентиры как основание для преемственности дошкольного и
начального общего образования 19
Глава 2. Возможности проектной деятельности в реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в экологическом образовании 23
2.1 ФГОС ДО по экологическому образованию 23
2.2 Модель реализации преемственности экологического образования 27
2.3 Технология проектной деятельности как средство реализации ФГОС ДО в
условиях дошкольных учреждений 31
2.4 Комплекс методических мероприятий 37
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния технологии проектной деятельности на экологическое образование обучающихся 39
3.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента с дошкольниками 39
3.2 Экспериментальная методика экологического образования младших школьников 46
3.3. Диагностика сформированное™ экологических представлений, обучающихся 53
Выводы 65
Библиографический список 67
Приложение 1


Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена. В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека, любви к окружающей природе, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и заканчивая высшей школой [22].
Выстраивание преемственных линий содержания образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, является актуальной проблемой современности. Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное - сохраняет "радость детства". С другой стороны, школа, как преемник дошкольной ступени образования, строит свою работу на достижениях ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал [6]. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в экологическом образовании.
Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности, по мнению Б.Г. Ананьева, является единство содержательного и процессуального аспектов обучения [2]. Б.Г. Асмолов утверждает, что к характерным признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся: а) использование на каждом последующем этапе предметных знаний, умений, навыков, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; б) перспективный характер обучения, то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся: а) учет ведущего вида деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ДОУ [34]. Таким образом, преемственность в учебно-воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Важное значение в изучении психолого-педагогических основ преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой имеют работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающие возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром. Авторами подчеркнуто, что каждый возрастной этап характеризуется своеобразием отдельных свойств и качеств ребенка, его целостной личности, типичным сочетанием внешних и внутренних обстоятельств развития, обусловливающим динамику развития ребенка, его отношений к природе, людям, собственному внутреннему миру. Советский психолог Лев Семенович Выготский писал: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». А по определению его последователя - Данила Борисовича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» [37]. Он считал, что дети в возрасте от трех до десяти лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
В настоящее время данная проблема становится более актуальной, так как общество, в котором развивается ребенок день за днем, требует от детей все большей самостоятельности, а педагоги должны позитивно воспринимать новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС, и умело подбирать инновационные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольников, чтобы на следующей ступени образования детей учебная деятельность была для них привычной и знакомой.
Анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников является одним из наименее разработанных вопросов. Существующее противоречие между необходимостью осуществления преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как основы непрерывного экологического образования и недостаточным организационно-методическим обеспечением этого процесса (технологии обучения в ДОУ и школе: ДОУ не использует в практике классно-урочную систему, школа не использует в практике игровые технологии обучения) обусловило проблему исследования: будет ли эффективным осуществление преемственности в экологическом образовании старших дошкольников и первоклассников посредством проектной деятельности? В связи с этим был сделан выбор темы нашего исследования: «Проектная деятельность как средство реализации преемственности экологического образования в системе дошкольного учреждения и школы».
Цель исследования: обоснование эффективности применения технологии проектной деятельности как средства реализации преемственности в экологическом образовании старших дошкольников и младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить состояние исследуемой проблемы, ее отражение в теории и практике экологического образования на основе психолого-педагогической и методической литературы;
2) Обосновать модель системы непрерывного экологического образования и охарактеризовать организационно-педагогические условия реализации преемственности в экологическом обучении;
3) Разработать и экспериментально апробировать методические рекомендации для учителей и воспитателей по экологическому образованию обучающихся на основе преемственности дошкольного учреждения и начальной школы.
Объект исследования: процесс экологического образования в системе дошкольного учреждения и школы.
Предмет исследования: методика формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что преемственность в экологическом образовании старших дошкольников и первоклассников будет эффективной при применении технологии проектной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Выстраивание преемственных линий содержания образования между дошкольным учреждением и начальной образовательной школой является актуальной проблемой современности. Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное - сохраняет «радость детства». С другой стороны, школа, как преемник дошкольной ступени образования, строит свою работу на достижениях ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовывать непрерывность экологического образования.
2. В качестве системообразующего ядра модели экологическое образования вступила идея непрерывности экологического образования в системе дошкольного учреждения и школы. Преемственность детского сада и школы имеет двустороннюю и содержательную связь: с точки зрения ДОУ - это ориентация на требования школы, формирование тех фундаментальных личностных качеств и достижений дошкольниками необходимого уровня общего развития, которые служат основой для начального обучения в школе; с точки зрения начальной школы - это опора на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, и дальнейшее развитие накопленного им потенциала, подготавливая его таким образом к переходу в среднее звено образования. Для того, чтобы осуществлялась преемственность дошкольного и начального общего образования, необходима соответствующая организация образовательного процесса, единые методы, технологии, используемые педагогами, а также создание условий для эмоциональной вовлеченности обучающихся.
3. Экспериментальная методика опиралась на три аспекта: согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне; отбор содержания образования детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГОС ДО; обогащение организационных форм и методов обучения как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе. Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи, а также является эффективным при рассматривании преемственности дошкольного и начального общего образования.



1. Актуальные проблемы педагогики и психологии детства: Мат. Межд. науч.- прак. конф. Под об. Ред. С.О. Каминской. Могилев: МГУ им. A.A. Кулешова, 2003.
2. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. - М.; АРКТИ, 2007.
3. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. - 2005. - N 12.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
5. Данюкова А. А вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - №4.
6. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.
7. Дронова Т.Н. Из ДОУ в школу. - М.; Линка - Пресс, 2014.
8. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
9. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с.
10. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании
дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.
11. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология //
Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.
12. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.
14. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.
15. Метод проектов в образовательной работе детского сада. /Л. В. Михайлова- Свирская, - М.: «Просвещение», 2015. - 120с.
16. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 156 с.
17. Николаева С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4.
18. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011.
19. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. -2012. - N 3.
20. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
21. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.
22. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
23. Проектная деятельность дошкольников. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015. - 64 с.
24. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
25. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. - N 11.
26. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: монография / Н.А. Рыжова; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т развития проф. образования. - М.: Издат. центр Акад. проф. образования, 1999. - 170 с.
27. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
28. Смирнова Н.З. Теория и практика современного экологического образования: монография / Смирнова Наиля Заиловна. КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2016. - 292 с.
29. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ: Учебное пособие. - Красноярск, 2004. - 280с.
30. Токарев А. А., Токарева Г. В. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах // Образование и воспитание. - 2015. - №1.
31. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. // Вестник образования. - 2013. - № 24.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. // Вестник образования России. - 2010. - № 2.
34. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
35. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. - 2015. - №21.
36. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
37. Экологическое образование / Авт.-сост. Н. В. Гороховатская и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.
38. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. - 1971. - № 4.
39. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2005. - 186 с.
40. Jacobson S. Rapid Assessment for Environmental education // The Journal of Environmental Education. 1997. -№ 28. - P. 10-19.
41. Children's learning in the zone of proximal development / B. Podoffand J. Wertsch eds. San-Francisco. 1984.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ