Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации проектной деятельности в процессе изучения литературы в школе
1.1 Цели и задачи проектной деятельности 7
1.2 Классификация проектов 9
1.3 Этапы работы над проектом 11
1.4 Подходы к проектной деятельности по литературе: анализ учебных и
методических источников 13
Глава 2. Специфика изображения мира подростка в рассказах Н. Дашевской
2.1. Традиции подростковой темы в русской литературе 19-20 вв 25
2.2 Образ подростка в рассказах Н. Дашевской 30
Глава 3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в 6-8 классах
3.1 Исследовательские проекты 37
3.2 Творческие проекты 46
Заключение 55
Список литературы
Система образования в наше время не стоит на месте, регулярно претерпевает изменения, так как меняется само общество и его запросы. Современное образование в условиях ФГОС направлено на формирование уникальной личности, на индивидуальные возможности каждого обучающегося и ученического сообщества в целом. Современный урок требует создания условий для развития самостоятельной, инициативной личности, общеучебных навыков и умений. Задача учителя - помочь будущему ученику в самореализации и самосоциализации. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на потребности и интересы школьника и на личный опыт, а также требуемые результаты освоения ООО.
Особенно актуальной в современной системе образования является проектная деятельность, так как именно проектная деятельность направлена не только на развитие познавательных умений, но и на умение их конструировать, понимать, для чего это нужно, и применять в дальнейшем.
В положении об итоговом индивидуальном проекте, разработанном в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, говорится об обязательной организации работы над итоговым индивидуальным проектом. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ, и является обязательным для каждого обучающегося 9 класса: формой допуска к ГИА. Поэтому учителю важно формировать навыки, требуемые для организации проектной деятельности. К сожалению, не все учащиеся демонстрируют развитые исследовательские компетенции, многие испытывают трудности в создании творческого продукта. Необходимо проектную деятельность внедрять заранее, так как проектная деятельность должна носить системный характер, только тогда данная методика будет эффективна.
Изучив и проанализировав учебно-методическую литературу, мы видим не только необходимость ведения проектной деятельности в средних классах согласно целям и задачам образовательной программы, но и ее значимость и возможность внедрения в преподавание литературы в средних классах. Образовательные программы не содержат дальнейших положений с привязкой к конкретным учебным областям и дисциплинам - проектная деятельность по-прежнему вызывает ряд затруднений. Они возникают как у учеников (нехватка идей, отсутствие навыков использования алгоритма проведения работы, самооценки), так и у педагогов (нехватка времени и источников).
Так как в старших классах проектная деятельность обязательна, то технологию нужно реализовывать, начиная со среднего звена: от простого к сложному, от выполнения «по желанию» к обязательному. Данную технологию предлагаем начать на не программном материале, а на современной подростковой литературе. Подростковый период является самым оптимальным, именно в это время у ребенка появляется потребность в стремлении принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. В этом возрасте обусловлена большая восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения во взрослой жизни. Поэтому важно реализовывать все принципы обучения, инициирующие умственную деятельность подростка: его индивидуализацию, проблематизацию, диалогизацию и мотивацию. Больший интерес на уроках литературы вызывает чтение тех произведений, в которых проблематика, переживания, мироощущение близко к их личным. К таким можно отнести литературу, где главные герои - подростки. Так как в учебных программах таких включено немного, то целесообразно включить современную подростковую литературу в другие формы изучения литературы, в частности в проектную деятельность. Наиболее популярны, изучаемы в наше время являются повести и рассказы отечественного писателя Нины Дашевской. Её произведения относятся к качественной современной литературе, отмечены литературными премиями. Герои-подростки изображены людьми талантливыми, умными, которые тонко чувствуют красоту окружающего мира, а также близких по духу людей, проявляющих нетерпимость к жестокости и несправедливости. Созданные образы помогают школьникам в некоторых ситуациях увидеть себя, интересующие темы и проблемы, которые могут быть схожи с их личными, всегда решаемы. Соответственно, творчество Н. Дашевской положительно влияет на читателей, которыми могут быть не только дети, но и родители. Автор уделяет большое внимание воспитательной части, где каждый может увидеть определенную модель поведения во взаимодействии с окружающими людьми: родитель и подросток, подросток - подросток. Также образовательная часть идет прямой линией во всех рассказах, так как главные герои - школьники, которые получают не только основное среднее образование, но и посещают детскую музыкальную школу.
Объект: проектная деятельность как образовательная технология.
Предмет: организация проектной деятельности в процессе изучения современной отечественной подростковой литературы в 6-8 классах.
Цель работы: представить возможности проектной технологии в процессе изучения современной подростковой литературы в школе (на примере рассказов Н. Дашевской).
Задачи:
• Обозначить особенности проектной деятельности как образовательной технологии;
• Определить подходы к проектной деятельности в процессе изучения литературы в учебно-методических источниках;
• Выявить особенности изображения подростковой жизни в рассказах Н. Дашевской;
• Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности в 6-8 классах на основе рассказов Н. Дашевской.
Методы исследования: структурный, типологический, культурно-исторический, экспериментальный (констатирующий, поисковый).
Методологической основой исследования явились работы Е.С. Полат, А.И. Савенкова, И. Свадковского, Ю.О. Стекановой, Н.Ф. Яковлевой, Л.Л. Розанова, В.Н. Янушевского и др.
Практическая значимость: результаты данной работы могут использовать учителя литературы при организации проектной деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе обозначены особенности проектной деятельности как образовательной технологии, где рассмотрены история возникновения проектной технологии, ее цели и задачи, этапы работы. Нами также определены подходы к проектной деятельности в процессе изучения литературы в учебно-методических источниках. Во второй главе выявлены традиции образа подростка в литературе 19 - 20 вв., особенности изображения подростковой жизни в рассказах Н. Дашевской. В третьей главе нами предложены методические рекомендации по организации проектной деятельности в 6-8 классах на основе рассказов Н. Дашевской, которые включают паспорт исследовательского и творческого проекта, описана деятельность учителя и учащихся на каждом этапе, рекомендуемые темы исследовательских проектов и возможные творческие продукты.
Современность предъявляет серьезные требования к развитию и совершенствованию образования. От качества, глубины и объема знаний, которыми овладевает подрастающее поколение, во многом зависит прогресс общества. Неоспоримым является тот факт, что в современной школе, кроме сугубо традиционного обучения, все больше практикуются методы, приемы, задачи, формы занятий, позволяющие ученику не репродуктивно воспринимать новое, а побуждают, развивая приобретенные ранее умения и навыки, самостоятельно приобретать новые знания, информацию, творчески все это обрабатывать.
Поэтому цель, поставленная в работе, трансформируется и ведет к переосмыслению содержания и задач образования. И заключается в том, чтобы воспитать личность, способную к взаимодействию со средой.
С помощью использования следующих методов исследования: анализа методической, психолого-педагогической литературы, самоанализа уроков, практической работы по внедрению метода проектов, изучение передового педагогического опыта, доказано, что использование метода проектов способствует реализации творческого потенциала учащихся, лучшему усвоению знаний у школьников, а также выработке у них умений самостоятельно искать и пользоваться различными источниками информации.
Учебный проект по литературе для школьников-исследователей - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно - учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
В работе по формированию творческих способностей учащихся нужно использовать разнообразные задания. Строить уроки так, чтобы каждый ученик чувствовал себя исследователем, который самостоятельно приобретает знания, имеет возможность сопоставлять, сравнивать, искать и находить истину, доказывать выдвинутые гипотезы во время общения со своими одноклассниками и с учителем.
Такой подход к процессу обучения и воспитания детей способствует развитию их интеллектуально-творческих задатков и формированию исследовательско-поисковых способностей, которое обеспечивается альтернативными формами обучения: индивидуальная работа, фронтальная, кооперативная, работа в парах, в малых и больших группах.
Анализ учебно-методической литературы и опыт учителей показал, что проектную деятельность необходимо включать в систему уроков. Таким образом, мы видим не только необходимость ведения проектной деятельности в средних классах согласно целям и задачам образовательной программы, но и ее значимость и возможность внедрения в преподавание литературы в средних классах. Однако, кроме общих условий организации и проведения проектно-исследовательской работы как способа формирования универсальных учебных действий, образовательные программы не содержат дальнейших положений с привязкой к конкретным учебным областям и дисциплинам. Несмотря на то, что метод проектов с начала XXI в. признан одним из наиболее эффективным для развития самостоятельности в познавательной деятельности, самоорганизации обучающихся и их навыков публичных выступлений (работы Е.С. Полат), проектная деятельность по- прежнему вызывает ряд затруднений. Они возникают как у учеников (нехватка идей, отсутствие навыков использования алгоритма проведения работы, самооценки), так и у педагогов (нехватка времени и источников). Необходимость исследования данного вида учебной деятельности признана педагогической наукой, однако работы ученых в области изучения литературы в средних классах школы на сегодняшний день практически отсутствуют.
Методические пособия, составленные в соответствии с требованиями ФГОСа второго поколения, оказывают существенную поддержку учителям, в том числе в среднем звене (к примеру, разработки К.Н. Поливановой), но также носят обобщенный характер и изданы 8-10 лет назад. В педагогическом сообществе учителя обмениваются своими наработками, что представляет ценный актуальный источник передачи передового опыта, но их недостаточно для организации планомерной эффективной проектной работы по литературе в 6-8 классах.
В соответствии с целями и задачами исследования был рассмотрен образ подростка в современной литературе на примере рассказов Н. Дашевской «Наушники», «Весенняя соната», «Промельк», «Грошик», «Лук».
Образ подростка в произведениях Н. Дашевской создается определенными приемами: посредством создания портрета, который позволяет читателю получить визуальное представление о внешности героя и взаимодействовать с ним на более глубоком уровне и может служить ключом к раскрытию внутреннего мира персонажа и помочь понять его характер и поведение; посредством речи персонажей, отражающей их эмоциональное состоянии и мысли; посредством различных деталей, которые передают отношения героев к себе и окружающему миру; посредством поступков, которые отражают черты характера персонажа, его взгляды и ценности; посредством аллюзий на классические музыкальные произведения, что позволяет раскрыть процесс становления личности персонажей. Созданные образы помогают школьникам в некоторых ситуациях увидеть себя, интересующие темы и проблемы, которые могут быть схожи с их личными, всегда решаемы. Соответственно, творчество Н. Дашевской положительно влияет на читателя, которыми могут быть не только дети, но и родители. Автор уделяет большое внимание воспитательной части, где каждый может увидеть определенную модель поведения во взаимодействии с окружающими людьми: родитель и подросток, подросток - подросток. Также образовательная часть идет прямой линией во всех рассказах, так как главные герои - школьники, которые получают не только основное среднее образование, но и посещают детскую музыкальную школу.
Основной целью разработанных методических рекомендаций по организации проектной деятельности в 6-8 классах на основе рассказов Нины Дашевской является создание условий для развития творческого потенциала каждого учащегося, стимулирование его самостоятельности и инициативности. Представленные темы исследовательских проектов имеют важное значение для понимания художественных произведений. Исследования позволяют раскрыть глубину и многозначность литературных текстов, анализировать их символическую природу и связывать ее с авторскими намерениями, культурным и историческим контекстом.
Творчество Н. Дашевской позволяет проводить глубокий анализ текстов, содержание которых дает основу для создания условий развития творческого потенциала каждого учащегося, стимулирует его самостоятельность и инициативность. Важность таких исследований заключается в том, что они позволяют нам лучше понять художественные произведения, раскрыть их символические слои и внутренний мир автора. Они расширяют наше культурное и литературное образование, помогают нам осознанно и глубже воспринимать и интерпретировать тексты.
Выполнение творческих проектов дает возможность всем без исключения проявить себя и достичь вершины творчества. Такая деятельность способствует развитию воли ученика, так как он учится изготавливать свой продукт от появления в идее до воплощения в готовом виде, из урока в урок постепенно делает школьника более находчивым, дисциплинированным, собранным и целеустремленным. Каждый этап и каждая технологическая операция выполнения творческих проектов предполагает не только комплексное использование учащимися полученного на занятиях по литературе, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также пусть небольшой свой личный опыт.
1. Божкова Г.Н. Типы героев-подростков в современной юношеской прозе / Г.Н. Божкова, З. Ибришевич // Цифровая наука. - 2021. - №3. - С. 80-95.
2. Галимуллина А.Ф. Образы подростков в повести В. В. Корчагина "Тайна реки Злых Духов" // Читатель в поиске. - М.: Библиомир, 2018. - 10 с.
3. Герцен А.И. Былое и думы [Текст] : [в 3-х т.] / А. И. Герцен ; [вступ. ст., с. 3-26 и коммент. Г. Г. Елизаветиной]. - Москва : Художественная литература, 1982. - 543 с.
4. Глухова О.Ю. Экзистенциональный анализ образа подростка на уроках литературы (на материале романа Ф.М. Достоевского «Подросток) // Наука и образование. - Томск: ТГПУ, 2017. - С.15-19.
5. Горький М. Полн. собр. соч.: Художественные произведения в 25 т. - М.: Наука, 1968 - 1976.
6. Гутрина Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» // Филологический класс. - 2015. - № 4 (42). - С. 52-54.
7. Дашевская Н.С. Около музыки. - М.: КомпасГид ИД, 2017. - 128 с.
8. Дашевская Н.С. Второй (сборник). - М.: КомпасГид ИД, 2018. - 128 с.
9. Золотухина А.В. Эволюция образа подростка в русской
детской литературе 1930-х-1970-х годов : автореф. дис. ...канд. филол. наук. -Москва, 2018. - 18 с.
10. Катайкина И.В. Организация проектной деятельности по литературе с
учащимися 8-9 классов как способ развития исследовательских умений школьников [Электронный ресурс]. - 08.12.2017. - URL:
https://multiurok.ru/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-80.html (дата
обращения 20.06.2023).
11. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 175 с.
12. Ковалева Н.Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности // Психологические науки. - 2018. - №3(24). - С. 317-321.
13. Козлова В.В. Образ подростка в русской литературе XIII и XIX веков / В.В. Козлова, В.П. Лазаренко, А.Н. Славинская // Комплексные исследования детства. - 2022. - №2. - С. 94-104.
14. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 8-12.
15. Коровина В.Я., Полухина В.П. Литература. 6 класс. Учеб.для общеобраз.орган. В 2 ч. М.: Просвещение 2016.
16. Кутейникова Н.Е. Одарённые дети в реалиях жизни и художественной литературе XXI века: Нина Дашевская. «День числа Пи» : VII-IX классы // Литература в школе. - 2019. - №2. - С.37-40.
17. Лаборатория проектов: Издательство «Просвещение» [Электронный ресурс]. - URL: https://media.prosv.ru/lsp/(дата обращения: 20.06.2023).
18. Ларина Е.Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у лиц юношеского возраста [Текст] / Е. Н. Ларина // Мир психологии. - 2015. - №4. - С. 63-66
19. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. 206 с.
20. Маранцман В.Г. и др. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. М., «Просвещение», 2009.
21. Маренкова Н. В. Проектная деятельность учащихся на уроках
литературы. - [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literaturi-klass- 2032464.html(дата обращения: 20.06.2023).
22. Муравьева И.В. Типология и специфика российского фильма с героем подростком на современном этапе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 124. - С. 272-277.
23. Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата
обращения: 20.06.2023).
24. Николина В.В. Метод проектов на уроках математики в школе [Текст] / В.В. Николина // Открытая школа. - 2015. - №4. - С. 51-55.
25. Огородникова, И. А. Организация проектной деятельности на уроках
литературы / И. А. Огородникова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 173-175. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9564/(дата обращения: 19.04.2022).
26. Охрименко М.П. Учебный проект по литературе/ Литература в школе. 2013. № 1. С.41-42.
27. Патрик Т.Л. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т.Л. Патрик. - М., 2007. - 249 с.
28. Перунов А.Ю. Роль идеала в становлении образа подростка // Шаг в науку. - 2018. - №1. - С.68-69.
29. Петренко В.Н. Проектная мастерская «Литературный блог» как форма организации внеурочной деятельности/ Литература в школе. 2022. №4. С. 98-109.
30. Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010.- С. 254-264.
31. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., исправ. и допол. - М.: Академия, 2011. - 412 с.
32. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
33. Полковникова И.В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. - 2009. - № 7. - С. 98-102.
34. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. - М., 2022. - 1418 с.
35. Розанов, Л.Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л.Л. Розанов // Педагогика. - 2014. - №4. - С. 74-77.
36. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения. - Москва: Институт мировой литературы им. Горького, 2022.
37. Сафонова О.В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы: на примере творчества А.С. Пушкина в 9 классе: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.02 / С.В. Сафонова. - Москва, 2010. - 207 с.
38. Севастьянова А.А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий/ Литература в школе. 2014. № 6. С. 24-26
39. Сосновская О.А. Профессора стенографии П. М. Ольхин и Ю.-В. Цайбиг, знакомые Ф. М. и А. Г. Достоевских // Неизвестный Достоевский. - 2018. - №4. - С. 206-223.
школьников на уроках математики средствами технологии группового и коллективного взаимообучения [Текст] / Ю.О. Стеканова // Одаренный ребенок. - 2014. - № 2 (март-апрель). - С. 29-35.
41. Талалаева А.Г. Образ подростка в советской детской литературе и его воспитательное значение: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Ташкент, 1969. - 26 с.
42. Таньчева И.В. Образ мира подростка // Евразийский союз ученых. - 2015. - №1-4(18). - С. 87-89.
43. Трубима Л.А. Комплексное внедрение новых педагогических
технологий в образовательный процесс. [Текст]/ Л.А. Трубима.- Инновационное среднее образование в России: сущность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции, 15-16 марта 2006 г. СПб: Изд-во СПбГУП, 2006.
44. Хомич Э.П. — Подросток в литературе нового типа // Литература в школе. 2015. - № 7. - С. 17-20.
45. Челышева И.Л. Групповая проектная деятельность учащихся/ Литература в школе. 2015. № 2. С. 25
46. Чернобровкина С.В. Образ героя современных подростков // Вестник ОмГУ: Психология. - 2013. - № 2. - С. 23-32.
47. Чудинова В.П. «Гарри Поттер» и проблемы оценки содержания художественной литературы для детей и подростков // От Года литературы - к веку чтения. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2016.
48. Щелокова О.А. Исследовательская деятельность обучающихся на
уроках литературы [Электронный ресурс]. - URL: ed-
kopilka. ru/blogs/olga-aleksandrovna-sch-lokova/statja-na- pedagogicheskuyu-tematiku-isledovatelskaja-dejatelnost-obuchayuschihsja- na-urokah-literatury.html (дата обращения: 20.06. 2023).
49. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: [Текст] учеб. пособие. - 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.
50. Янушевский В.Н. Учебный исследовательский проект в основной средней школе/ Литература в школе. 2015. № 2. С. 24
51. Эпштейн М. Образы детства / М. Эпштейн, Е. Юкина // Новый мир. - 1979. - №12. - С. 25-38.
52. https://media.prosv.ru/lsp/
53. https: //infourok.ru/
54. https://rosuchebnik.ru/
55. https://multiurok.ru/