Введение 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ 7
1.1. Синдром эмоционального выгорания: понятие, факторы, симптомы,
стадии 7
1.2. Способы проектирования профилактики эмоционального выгорания
педагогов, используемые в работе психолога 14
Выводы по 1 главе 22
Глава II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ 23
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов диагностики 23
2.2. Разработка кабинета экстренной психологической помощи 33
2.3. Реализация проекта 40
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В последние годы количество педагогов, у которых наблюдаются симптомы эмоционального выгорания значительно увеличилось. На сегодняшний день очень часто можно слышать о синдроме эмоционального выгорания (далее - СЭВ) работников. В сфере образования происходят быстрые изменения, которые должны обладать большим потенциалом для обучения и развития, а также не подвергать угрозе здоровье участников образовательного процесса. Все это возможно, только если педагог профессионально осведомлен, физически и психологически здоров, и способен противостоять изменению различных негативных состояний.
Каждому из нас известно, что профессия «учитель» относится к системе «человек - человек», то есть к профессии, характерными чертами которой являются интенсивность и напряженность психоэмоционального состояния. Люди данной профессии в наибольшей степени подвержены СЭВ. С каждым днем мы можем наблюдать различные изменения, современный мир диктует свои правила: требования к учителям и их роли в образовательном процессе со стороны родителей значительно выросли. Преобразования в системе образования также возрастают: к работе должен быть творческий подход, приветствуется новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Все это по силам только психологически здоровому, творчески работающему и профессионально компетентному педагогу.
Всем известно, что от здоровья учителя напрямую зависит психологическое здоровье его учеников. Влияние многочисленных эмоциогенных факторов создает у педагогов готовность к нарастанию чувства неудовлетворенности, накопление усталости, ухудшение самочувствия, настроения, что впоследствии приводит к профессиональным кризисам, переутомлению, стрессу и выгоранию.
Результатом данных процессов является снижение эффективной работы педагога: он начинает не справляться со своими должностными обязанностями, ухудшает свои взаимоотношения и связь с участниками образовательного процесса, ухудшается творческий настрой, работоспособность и результат проделанной работы.
У работников с СЭВ часто можно заметить такие симптомы как: раздражительность, напряженность, постоянная усталость, повышенная тревожность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, плохое отношение к коллегам, к ученикам и их родителям, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, то постепенно оно приведет к патологическому изменению личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ.
Цель исследования - обосновать и разработать условия для организации проектирования профилактики эмоционального выгорания педагогов в работе психолога.
Объект исследования - проектировочная деятельность психолога в образовательной организации.
Предмет исследования - проектировочная деятельность психолога по организации профилактики эмоционального выгорания педагогов в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать специфику проявления синдрома
эмоционального выгорания у педагогов;
3. Изучить способы проектирования профилактики
эмоционального выгорания педагогов в работе психолога;
4. Разработать и апробировать условия профилактики эмоционального выгорания у педагогов с помощью методов интенсивного восстановления;
5. Оценить эффективность реализованных условий профилактики эмоционального выгорания у педагогов с помощью методов интенсивного восстановления
Гипотеза исследования: условиями осуществления профилактики эмоционального выгорания у педагогов будут:
- внедрение методов интенсивного восстановление в профессиональную деятельность педагогов посредством их приобщения к занятиям психологической релаксацией;
- организация работы кабинета экстренной психологической помощи на базе образовательной организации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование (Опросник «Профессиональное выгорание» (MBI), разработан К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой; «методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «Незаконченные предложения» адаптированная С. А. Болотовой).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №150». В исследовании приняли участие педагоги школы, в количестве 10 человек.
Основные понятия:
Эмоциональное выгорание - долговременная реакция организма на стресс, которая возникает из-за длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Его можно рассматривать в аспекте личностной деформации, которое происходит под действием профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова).
Профилактика - это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность в целях предупреждения отклонений в ее поведении.
Проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
В данной работе мы затронули проблему эмоционального выгорания педагогов. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, выделили причины и факторы, которые влияют на возникновение, рассматриваемого нами синдрома.
Обобщая точки зрения всех авторов можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание - это процесс, который развивается в условиях постоянного стресса, и в итоге приводит к истощению эмоциональных, энергетических и творческих ресурсов работающего человека, при близком общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере.
Для педагогов характерно: «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных взаимоотношений, нежелание вступать в контакт с незнакомым, городской стресс, «неулыбчивость», психическая напряженность и переутомление.
С целью изучения риска возникновения эмоционального выгорания у учителей, нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы МАОУ СШ №150 г. Красноярска. Выборка исследования представлена 10 педагогами.
Проанализировав результаты методик, и исследовав синдром выгорания, мы выявили, что эмоциональное выгорание замечено у педагогов школы, и проявляется у них на всех стадиях очень часто. Также следует отметить, что у педагогов, у которых обнаружены признаки выгорания, замечены вспышки агрессии, частое апатичное состояние, нежелание общаться с кем-либо после рабочего дня. У них появляется некая отстраненность в отношении с членами семьи, и начинают проявляться отрицательные эмоции к некоторым ученикам. Они постоянно чем-то недовольны, эмоции приглушаются, и уровень тревожность повышается.
В заключение хочется отметить, что благодаря кабинету экстренной психологической помощи можно предотвратить симптомы эмоционального выгорания, и помочь снизить уровень эмоционального выгорания педагогов. Важное значение в преодолении эмоционального выгорания имеют такие качества, как самооценка, стрессоустойчивость, физическая тренированность, в короткое время восстанавливать душевное равновесие, чрезвычайно важным является навык самообладания, необходимый процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать.
1. Алехин А.И. Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях А.И. Алехин, А.А. Метелева. - Текст: непосредственный// Молодой ученый. - 2019. -№2 (240).- С.315-317. - URL:https: //moluch.ru/archive/240/55382/
2. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Москва. Изд-во «Учитель», 2014. С. 45-56.
3. Бардакова Е.С. Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 43-45.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. -336 с.
6. Воронин Р.В., Ушков Ф.И., Применение техник психической саморегуляции как перспективное направление психологического сопровождения сотрудников. - СПб.: Санкт- Петербургский имени В.В. Бобкова филиал РТА, 2015- 34-38 с.
7. Грабе М. - Синдром выгорания. Болезнь нашего времени (Психологический практикум) - 2008 г.
8. Гримак Л., Кордобовский О. Психическая саморегуляция личности - важный элемент современной культуры // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 139-152.
9. Гринберг Д. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2004. - 315 с.
10. Демъянчук Р.В. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры // Клиническая испециальная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 12—28.
11. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность [Текст]: психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202с.
12. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во ИнститутаПсихотерапии, 2012. - 33с.
13. Коваленко И.Г. Здоровье учителя как условие здоровья ученика // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 177— 178.
14. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учеб, пособие. Красноярск : Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013.
15. Кравчук Ю. А. Эмоциональное выгорание педагогов и способы
егопреодоления [Электронный ресурс] //Schools.by.-
URL: https://na.schools.by/pages/emotsionalnoe-vygoranie-pedagogov-i-
sposoby-ego- preodolenija
16. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди
справляются. -М., 1987.
17. Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В.В. Бойко. [Электронный ресурс] // Психологи на b17.ru. -URL: https: //www.b17.ru/article/4338/
18. Методика «Диагностика профессионального выгорания» К.
Маслач, С. Джексон. [Электронный ресурсф/nsportal.ru.-URL:
https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/06/14/metodika-diagnostika-professionalnogo-vygoraniya-k
19. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психическая саморегуляция //Большой психологический словарь. - СПб., 2003. - С. 433.
20. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. -М.: Наука, 2010. - 519 с.
21. Организация профилактики профессионального выгорания
48 педагога [Текст]: методические рекомендации / сост. : Комякова И. В., Гееб Н. Н., Турова Л.Е., Приходько Н. И. - под общ. ред. Т. Б. Игониной. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. - 99 с.
22. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирическое исследование и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 34-39.
23. Решетова Т.В. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников - ресурсы коррекции // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2012. - № 3. - С. 105¬
111.
24. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в образовательных профессиях// Психологический журнал. - 2014. - № 3. - С.85-95.
25. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.
26. Сидоров П.И., Васильева Е.Ю. Системный мониторинг образовательной среды. - М.: Медицинская газета, 2007.
27. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии ипсихология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. - 310 с.
28. Соловьева С.Л. Психическая саморегуляция. Пособие по самопомощи (начало) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2019. - Т. 7, № 4(26) [Электронный ресурс]. - URL:http://medpsy.ru/climp
29. Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко - СПб.: Речь, 2009. - 114 с.
30. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка / пер. с нем. - М.:
Медицина, 1985. - 32 с.