Проектирование работы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов
|
Введение 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ 7
1.1. Синдром эмоционального выгорания: понятие, факторы, симптомы,
стадии 7
1.2. Способы проектирования профилактики эмоционального выгорания
педагогов, используемые в работе психолога 14
Выводы по 1 главе 22
Глава II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ 23
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов диагностики 23
2.2. Разработка кабинета экстренной психологической помощи 33
2.3. Реализация проекта 40
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ 7
1.1. Синдром эмоционального выгорания: понятие, факторы, симптомы,
стадии 7
1.2. Способы проектирования профилактики эмоционального выгорания
педагогов, используемые в работе психолога 14
Выводы по 1 главе 22
Глава II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ 23
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов диагностики 23
2.2. Разработка кабинета экстренной психологической помощи 33
2.3. Реализация проекта 40
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В последние годы количество педагогов, у которых наблюдаются симптомы эмоционального выгорания значительно увеличилось. На сегодняшний день очень часто можно слышать о синдроме эмоционального выгорания (далее - СЭВ) работников. В сфере образования происходят быстрые изменения, которые должны обладать большим потенциалом для обучения и развития, а также не подвергать угрозе здоровье участников образовательного процесса. Все это возможно, только если педагог профессионально осведомлен, физически и психологически здоров, и способен противостоять изменению различных негативных состояний.
Каждому из нас известно, что профессия «учитель» относится к системе «человек - человек», то есть к профессии, характерными чертами которой являются интенсивность и напряженность психоэмоционального состояния. Люди данной профессии в наибольшей степени подвержены СЭВ. С каждым днем мы можем наблюдать различные изменения, современный мир диктует свои правила: требования к учителям и их роли в образовательном процессе со стороны родителей значительно выросли. Преобразования в системе образования также возрастают: к работе должен быть творческий подход, приветствуется новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Все это по силам только психологически здоровому, творчески работающему и профессионально компетентному педагогу.
Всем известно, что от здоровья учителя напрямую зависит психологическое здоровье его учеников. Влияние многочисленных эмоциогенных факторов создает у педагогов готовность к нарастанию чувства неудовлетворенности, накопление усталости, ухудшение самочувствия, настроения, что впоследствии приводит к профессиональным кризисам, переутомлению, стрессу и выгоранию.
Результатом данных процессов является снижение эффективной работы педагога: он начинает не справляться со своими должностными обязанностями, ухудшает свои взаимоотношения и связь с участниками образовательного процесса, ухудшается творческий настрой, работоспособность и результат проделанной работы.
У работников с СЭВ часто можно заметить такие симптомы как: раздражительность, напряженность, постоянная усталость, повышенная тревожность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, плохое отношение к коллегам, к ученикам и их родителям, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, то постепенно оно приведет к патологическому изменению личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ.
Цель исследования - обосновать и разработать условия для организации проектирования профилактики эмоционального выгорания педагогов в работе психолога.
Объект исследования - проектировочная деятельность психолога в образовательной организации.
Предмет исследования - проектировочная деятельность психолога по организации профилактики эмоционального выгорания педагогов в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать специфику проявления синдрома
эмоционального выгорания у педагогов;
3. Изучить способы проектирования профилактики
эмоционального выгорания педагогов в работе психолога;
4. Разработать и апробировать условия профилактики эмоционального выгорания у педагогов с помощью методов интенсивного восстановления;
5. Оценить эффективность реализованных условий профилактики эмоционального выгорания у педагогов с помощью методов интенсивного восстановления
Гипотеза исследования: условиями осуществления профилактики эмоционального выгорания у педагогов будут:
- внедрение методов интенсивного восстановление в профессиональную деятельность педагогов посредством их приобщения к занятиям психологической релаксацией;
- организация работы кабинета экстренной психологической помощи на базе образовательной организации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование (Опросник «Профессиональное выгорание» (MBI), разработан К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой; «методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «Незаконченные предложения» адаптированная С. А. Болотовой).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №150». В исследовании приняли участие педагоги школы, в количестве 10 человек.
Основные понятия:
Эмоциональное выгорание - долговременная реакция организма на стресс, которая возникает из-за длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Его можно рассматривать в аспекте личностной деформации, которое происходит под действием профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова).
Профилактика - это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность в целях предупреждения отклонений в ее поведении.
Проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Каждому из нас известно, что профессия «учитель» относится к системе «человек - человек», то есть к профессии, характерными чертами которой являются интенсивность и напряженность психоэмоционального состояния. Люди данной профессии в наибольшей степени подвержены СЭВ. С каждым днем мы можем наблюдать различные изменения, современный мир диктует свои правила: требования к учителям и их роли в образовательном процессе со стороны родителей значительно выросли. Преобразования в системе образования также возрастают: к работе должен быть творческий подход, приветствуется новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Все это по силам только психологически здоровому, творчески работающему и профессионально компетентному педагогу.
Всем известно, что от здоровья учителя напрямую зависит психологическое здоровье его учеников. Влияние многочисленных эмоциогенных факторов создает у педагогов готовность к нарастанию чувства неудовлетворенности, накопление усталости, ухудшение самочувствия, настроения, что впоследствии приводит к профессиональным кризисам, переутомлению, стрессу и выгоранию.
Результатом данных процессов является снижение эффективной работы педагога: он начинает не справляться со своими должностными обязанностями, ухудшает свои взаимоотношения и связь с участниками образовательного процесса, ухудшается творческий настрой, работоспособность и результат проделанной работы.
У работников с СЭВ часто можно заметить такие симптомы как: раздражительность, напряженность, постоянная усталость, повышенная тревожность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, плохое отношение к коллегам, к ученикам и их родителям, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, то постепенно оно приведет к патологическому изменению личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ.
Цель исследования - обосновать и разработать условия для организации проектирования профилактики эмоционального выгорания педагогов в работе психолога.
Объект исследования - проектировочная деятельность психолога в образовательной организации.
Предмет исследования - проектировочная деятельность психолога по организации профилактики эмоционального выгорания педагогов в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать специфику проявления синдрома
эмоционального выгорания у педагогов;
3. Изучить способы проектирования профилактики
эмоционального выгорания педагогов в работе психолога;
4. Разработать и апробировать условия профилактики эмоционального выгорания у педагогов с помощью методов интенсивного восстановления;
5. Оценить эффективность реализованных условий профилактики эмоционального выгорания у педагогов с помощью методов интенсивного восстановления
Гипотеза исследования: условиями осуществления профилактики эмоционального выгорания у педагогов будут:
- внедрение методов интенсивного восстановление в профессиональную деятельность педагогов посредством их приобщения к занятиям психологической релаксацией;
- организация работы кабинета экстренной психологической помощи на базе образовательной организации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование (Опросник «Профессиональное выгорание» (MBI), разработан К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой; «методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «Незаконченные предложения» адаптированная С. А. Болотовой).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №150». В исследовании приняли участие педагоги школы, в количестве 10 человек.
Основные понятия:
Эмоциональное выгорание - долговременная реакция организма на стресс, которая возникает из-за длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Его можно рассматривать в аспекте личностной деформации, которое происходит под действием профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова).
Профилактика - это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность в целях предупреждения отклонений в ее поведении.
Проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
В данной работе мы затронули проблему эмоционального выгорания педагогов. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, выделили причины и факторы, которые влияют на возникновение, рассматриваемого нами синдрома.
Обобщая точки зрения всех авторов можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание - это процесс, который развивается в условиях постоянного стресса, и в итоге приводит к истощению эмоциональных, энергетических и творческих ресурсов работающего человека, при близком общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере.
Для педагогов характерно: «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных взаимоотношений, нежелание вступать в контакт с незнакомым, городской стресс, «неулыбчивость», психическая напряженность и переутомление.
С целью изучения риска возникновения эмоционального выгорания у учителей, нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы МАОУ СШ №150 г. Красноярска. Выборка исследования представлена 10 педагогами.
Проанализировав результаты методик, и исследовав синдром выгорания, мы выявили, что эмоциональное выгорание замечено у педагогов школы, и проявляется у них на всех стадиях очень часто. Также следует отметить, что у педагогов, у которых обнаружены признаки выгорания, замечены вспышки агрессии, частое апатичное состояние, нежелание общаться с кем-либо после рабочего дня. У них появляется некая отстраненность в отношении с членами семьи, и начинают проявляться отрицательные эмоции к некоторым ученикам. Они постоянно чем-то недовольны, эмоции приглушаются, и уровень тревожность повышается.
В заключение хочется отметить, что благодаря кабинету экстренной психологической помощи можно предотвратить симптомы эмоционального выгорания, и помочь снизить уровень эмоционального выгорания педагогов. Важное значение в преодолении эмоционального выгорания имеют такие качества, как самооценка, стрессоустойчивость, физическая тренированность, в короткое время восстанавливать душевное равновесие, чрезвычайно важным является навык самообладания, необходимый процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать.
Обобщая точки зрения всех авторов можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание - это процесс, который развивается в условиях постоянного стресса, и в итоге приводит к истощению эмоциональных, энергетических и творческих ресурсов работающего человека, при близком общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере.
Для педагогов характерно: «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных взаимоотношений, нежелание вступать в контакт с незнакомым, городской стресс, «неулыбчивость», психическая напряженность и переутомление.
С целью изучения риска возникновения эмоционального выгорания у учителей, нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы МАОУ СШ №150 г. Красноярска. Выборка исследования представлена 10 педагогами.
Проанализировав результаты методик, и исследовав синдром выгорания, мы выявили, что эмоциональное выгорание замечено у педагогов школы, и проявляется у них на всех стадиях очень часто. Также следует отметить, что у педагогов, у которых обнаружены признаки выгорания, замечены вспышки агрессии, частое апатичное состояние, нежелание общаться с кем-либо после рабочего дня. У них появляется некая отстраненность в отношении с членами семьи, и начинают проявляться отрицательные эмоции к некоторым ученикам. Они постоянно чем-то недовольны, эмоции приглушаются, и уровень тревожность повышается.
В заключение хочется отметить, что благодаря кабинету экстренной психологической помощи можно предотвратить симптомы эмоционального выгорания, и помочь снизить уровень эмоционального выгорания педагогов. Важное значение в преодолении эмоционального выгорания имеют такие качества, как самооценка, стрессоустойчивость, физическая тренированность, в короткое время восстанавливать душевное равновесие, чрезвычайно важным является навык самообладания, необходимый процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать.
Подобные работы
- Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности личности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - Эмоциональное выгорание у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (Психофизиология профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС))
Курсовые работы, психофизиология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Синдром эмоционального выгорания у программистов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - РАЗРАБОТКА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



