Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 6
1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение
личности», его роль в жизни человека 6
1.2 Роль общеобразовательной школы и уроков иностранного языка в
организации профессионального самоопределения 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профессиональному самоопределению школьников 33
2.1 Технологии профессионального самоопределения школьников на уроках
английского языка 33
2.2 Разработка и апробация методических рекомендаций по профессиональному самоопределению средствами английского языка 38
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
В современном мире социально-экономические изменения, происходящие в государстве и социуме, оказывают непосредственное влияние на рынок труда. Эти изменения предъявляют повышенные требования к личной ответственности каждого человека за выбор своей будущей профессии. От будущих работников различных сфер требуется высокий профессионализм, компетентность, профессиональная мобильность, высокое качество выполнения трудовых обязанностей, творческий подход к трудовой деятельности. От того, насколько правильным будет выбор профессии ребят, которые сегодня обучаются в школах, зависит не только их счастье и успешность в жизни, но и развитие всей страны. Поэтому так важно, чтобы каждый из обучающихся определился со своей профессией до выпуска из школы и получил соответствующее образование, в той деятельности, где он сможет развить свои способности.
Школа является основной ступенью при формировании профессионального самоопределения человека. Именно в школе будущие работники знакомятся с разными видами наук, развивают свои навыки, способности, начинают проявлять интерес к какой-либо деятельности, узнают о профессиях, делают выбор при сдаче экзаменов и обдумывают свое поступление в различные образовательные учреждения. Задачей школы становится предоставить обучающемуся комфортную среду для развития его навыков и способностей, а также помощь квалифицированных педагогов, которые могут помочь ребенку не только усвоить определенную базу знаний, но и создать психологически комфортную среду, в которой ребенок уверенно сделает правильный профессиональный выбор в будущем.
Педагог может помочь ученику в поиске подходящей для него профессии, анализируя его личные возможности и способности, в соответствии с профессиональными требованиями и направить в сторону наиболее интересной и подходящей ученику профессии, где он полностью сможет раскрыть свой потенциал.
Предмет английского языка в школе характерен не только тем, что развивает у обучающихся способность к коммуникации на неродном языке, но и тем, что посвящает школьников в культуру развития англоязычных стран, а также содержание обучения в данном предмете формируется на изучении общения в различных аспектах его жизнедеятельности. Поэтому, на уроках английского языка школьники изучают не только названия различных видов профессий, но и погружаются в них, методами аудирования и самостоятельного разыгрывания различных диалогов, сцен, которые помогают им увидеть применимость полученных языковых знаний в жизни.
Актуальность темы заключается в том, что для современной системы образования характерны интеграционные связи между предметами, на уроках английского языка школьники не только изучают язык, но и знакомятся с другими областями, в том числе с различными профессиональными направлениями.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать методические рекомендации по профессиональному самоопределению школьников.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение школьников средствами английского языка.
Задачи:
1. Уточнить понятие «профессиональное самоопределение» и его содержание.
2. Определить потенциал школы в профессиональном самоопределении обучающихся на уроках английского языка.
3. Разработать методические рекомендации по профессиональному самоопределению школьников на уроках английского языка.
Методы научного исследования: методологической основой для исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвященные исследованиям на тему профессионального самоопределения школьников средствами английского языка. В отечественной и зарубежной педагогической науке разработкой основ социально-профессиональной ориентации занимались такие педагоги как Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, A.C. Макаренко, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин, Д. Сьюпер, К. Роджерс, Д. Браун. В качестве практической части была проведена работа с учениками школы, анкетирование и последующий анализ полученных результатов.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В старших классах необходима активная работа над содержанием обучения, особенно при организации профильных классов, так как необходимо поддерживать и усиливать мотивацию старшеклассников к изучению английского языка, путем внедрения тем, которые касаются их профессионального самоопределения.
По теме исследования опубликованы следующие статьи:
Тюрина А.А. «Профессиональное самоопределение обучающихся средствами английского языка», сборник «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире» в рамках Международного научно-практического форума «Человек, семья и общество» на конференции по теме «Социализация и межкультурная коммуникация» в 2018 году.
Тюрина А.А. «Роль общеобразовательной школы в организации профессионального самоопределения», сборник «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире» в рамках Международного научно-практического форума «Человек, семья и общество» на конференции по теме «Социализация и межкультурная коммуникация» в 2019 году.
Профессиональная жизнь человека в современных условиях очень хаотична. Выбор профессии - сложный процесс, который должен быть осуществлен еще в юном возрасте, всегда сопровождается сомнениями и стрессом. Отношение к профессии, понимание значения карьеры в жизни человека и смысл работы меняется в зависимости от различных факторов. Влияние социальных факторов, психологические характеристики ученика (мотивы, опыт, влияние со стороны окружающих и др.) проявляются в особенностях его деятельности, поведения и взаимодействия с окружающими.
Образование в Российской Федерации сегодня претерпевает радикальные изменения, которые позволяют обучающимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и будущей профессиональной деятельности. Важным становится переход от предметно-ориентированного обучения, цель которого заключается в передаче содержания определенной предметной области, к обучению, ориентированному на развитие способностей к самоопределению. Этого требует и развивающийся рынок труда, характеризующийся быстрой сменой спроса на умения, квалификации и опыт.
Роль школы в вопросе профессионального самоопределения школы колоссальна, так как школа призвана помогать обучающимся в выборе их будущей профессии. Школа является одним из важнейших этапов на пути становления будущего специалиста. Поэтому школа должна предоставить условия для развития обучающихся.
Одну из важнейших ролей в вопросе самоопределения играет педагог, поэтому необходимо тщательно отбирать высокообразованных, квалифицированных специалистов, которые смогут помочь ребенку на всех этапах его личностного становления.
Выбор будущей профессии является одним из самых важных этапов самоопределения личности, так как от этого зависит будущее человека, образ его жизни и его работы на благо страны и общества.
Активное владение иностранным языком является одним из наиболее важных показателей личностного и профессионального развития обучающегося. «Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта» [4].
Предмет английского языка в школе характерен не только тем, что развивает у обучающихся способность к межнациональной коммуникации, но и тем, что посвящает школьников в культуру развития англоязычных стран, развивает учеников в различных областях знаний, так как содержание обучения в данном предмете формируется на изучении общения в различных аспектах его жизнедеятельности. Иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с обучающимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника. профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов. Цель нашей работы в данном направлении: создание возможностей для овладения обучающимися знаниями о разнообразии профессионального мира.
Анализ проводимых исследований показал, что после проведения уроков по иностранному языку, в которых учитывались интересы школьников в будущем профессиональном становлении, у большинства обучающихся возрос уровень мотивации к изучению иностранного языка. Школьники увидели перспективы учебы, работы и стажировок за рубежом, которые могут помочь им взойти на новый профессиональный уровень вне зависимости от их изначального выбора профессии. Многие школьники при прохождении первого опроса видели гораздо меньшую значимость в вопросе изучения иностранного языка, как средства, которое поможет в их будущем профессиональном становлении, благодаря проведенной работе они открыли для себя новые знания и возможности, а также увеличили уровень своей мотивации к изучении данного предмета.
Поэтому в старших классах необходима активная работа над содержанием обучения, особенно при организации профильных классов, так как необходимо поддерживать и усиливать мотивацию старшеклассников к изучению английского языка, путем внедрения тем, которые касаются их профессионального самоопределения.
Школьники увидели перспективы учебы, работы и стажировок за рубежом, которые могут помочь им взойти на новый профессиональный уровень вне зависимости от их изначального выбора профессии.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) URL: https://fzrf.su/zakon/ob- obrazovanii-273-fz/
2. Белова И. А., Французова Л. Я., Французов М. М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социологические исследования. -2000. -№5. -С. 103- 106.
3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 279 с.
4. Вайсбурд М. Л. Преподавание иностранного языка в свете основных направлений реформы школы // Иностранные языки в школе, 2008, №2
5. Воронцов А. Б. Качество образования. Качество и стандарты образования как основной проект российской школы - М.: Авторский клуб, 2015. - 88 с.
6. Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 778-781
7. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2005. - 190 с.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 234 с.
9. Китайгородская Г. А., Леонтьев А. А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение. В сб.: — Методика и психология интенсивного обучения иностранным языкам”. Изд. АПН СССР, М., 1981.
10. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
11. Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Технология педагогического труда - 1996 - №1, с.87.
12. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перрет Ж. Английский язык: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - ученик», 2017. - 128 с.
13. Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 530-533.
14. Махлеева Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1088-1090.
15. Муратова А. А. Психолого-педагогическая поддержка
профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008.
16. Орлов А.Б. Склонность и профессии. / А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1981. - 312 с.
17. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989г.
18. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. - 390 с.
19. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - СПб.: Питер, 2001. - 217 с.
20. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры. Упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 178 с.
21. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос - пресс, 2013. - 384 с.
22. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - СПб: Изд-во «Питер», 2000,- 720 с.
23. Савиных В.Л. Профессиональное самоопределение школьников: подходы и технологии в условиях профильного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.
24. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. - М.:ВАКО, 2005. - 210 с.
25. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. -М.:ВАКО, 2005. - 210 с.
26. Селевко Г.К., Бабурина Н. И., Левина О.Г. Найди себя. - М.: Народное образование, 2001.- 180 с.
27. Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 76-79.
28. Чистякова С. Н., Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе. Электронный ресурс:www.academia-proforint.ru
29. Чудинский Р. М. Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Воронеж, 2000.- 19 с.
30. Шамионов Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Р.М. Шамионов - СПб: Питер, 1997. - 19 с.
31. Brown, D. Career choice and development. San Francisko: Jossey-Bas., 2002. - 535 p.
32. Hirschi A., Vondracek F.W. Adaptation of career goals to self and opportunities in early adolescence / Journal of Vocational Behavior. 2009. vol. 75, no. 2, pp. 120-128.