Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения проектно-исследовательской деятельности в СПО при обучении финансовой грамотности 7
1.1. Сущность и характеристика проектно-исследовательской деятельности7
1.2. Использование проектно-исследовательской деятельности при обучении
финансовой грамотности 14
1.3. Проведение занятий с применением проектно-исследовательской
деятельности студентов СПО 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию проектно-исследовательской деятельности в КГБПОУ Красноярском медицинском техникуме 27
2.1. Обзор КГБПОУ Красноярский медицинский техникума 27
2.2. Составление проектно-исследовательских заданий по дисциплине
«Основы финансовой грамотности» 31
2.3. Апробация проектно-исследовательского занятия на дисциплине «Основы
финансовой грамотности» и анализ результатов 39
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения
В современном мире актуальной проблемой является качественного обучения будущих специалистов. Выпускник среднего профессионального образования (далее - СПО) должен обладать набором профессиональных и общих компетенций, которые помогут ему адаптироваться и развиваться в быстроразвивающихся экономических условиях. Студенту СПО также необходимы навыки поиска творческого решения проблем, анализировать ситуацию и принимать оптимальный выбор.
Процесс подготовки будущего специалиста в профессиональных образовательных организациях СПО включает в себя не только развитие навыков, которые напрямую связаны со специальностью обучающихся, но и формирование личностных качеств, навыков самоорганизации, анализа, работы в команде.
Вышеперечисленные требования к студентам раскрываются в полном перечне компетенций, содержащихся в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 34.02.01 Сестринское дело. Одной из общих компетенций является ОК 03: «выпускник должен планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях»1. Этот же ФГОС СПО предусматривается дисциплину "Основы финансовой грамотности".
В Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года отмечается, что финансово грамотный гражданин должен планировать доходы и расходы, рационально подходить к выбору финансовых услуг, быть способным различать финансовое мошенничество. Можно определить финансовую грамотность как совокупность знаний, навыков и личных установок, необходимых для принятия взвешенных решений в сфере личных финансов.
Следуя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости анализа существующих рабочих программ по дисциплине «Основы финансовой грамотности» с применением современных образовательных методов с учетом специфики профиля организации для эффективного внедрения занятий в новые учебные заведения.
В связи с переходом на новый ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело в Красноярском медицинском техникуме в 2024-2025 учебном году впервые вводится дисциплина "Основы финансовой грамотности", что порождает необходимость разработки методического обеспечения. Красноярский медицинский техникум обратился в Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева с заявкой на подготовку выпускной квалификационной работы.
В результате освоения учебной дисциплины студенты должны будут уметь презентовать идеи открытия собственного дела, оформлять бизнес-план, определять инвестиционную привлекательность идей в рамках профессиональной деятельности.
Поспособствовать развитию вышеперечисленных умений может практико-ориентированное обучение. В процессе обучения важное значение имеет не только приобретение теоретических знаний, но и развитие практических навыков студентов. Одним из методов, использующихся в практико-ориентированном обучении, является проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательный метод, где обучающиеся решают исследовательские и творческие задачи под руководством преподавателей и педагогов. Отличительными чертами проектной деятельности является направленность на конкретные результаты, которые в дальнейшем могут быть реализованы. Создание учебных проектов формирует такие компетенции, как сбор и анализ информации, планирование и самоорганизации. Тему проектного метода в обучении описывали в своих трудах ученые по всему миру. Его рассматривали психологи и педагоги: Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, В.В.Гузеева, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова.
В отличие от проекта, исследовательская деятельность не предполагает наличие заранее известного результата. Она направлена на получение нового знания. Исследовательская деятельность включает в себя этапы: определение проблемы, планирования и проверки гипотезы, анализ результатов.
В разработку теории исследовательского обучения наибольший вклад внесли американские ученые Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Паркхерст, а также русские психологи и педагоги В.И. Андреев, П.П. Блонский, М.В. Кларин, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, И.Ф. Свадковский.
Проблемой исследования является недостаток методических разработок для организаций среднего профессионального образования по преподаванию основам финансовой грамотности с использованием проектных и исследовательских методов обучения для развития необходимых компетенций.
Объектом исследования является проектно-исследовательская деятельность в преподавании финансовой грамотности, а предметом исследования - применение проектно-исследовательской деятельности студентов СПО в обучении основам финансовой грамотности.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение проектно-исследовательской деятельности приведёт к повышению эффективности обучения финансовой грамотности студентов Красноярского медицинского техникума.
Цель исследования: выявление эффективности проектно-исследовательской деятельности при преподавании дисциплины «Основы финансовой грамотности» в системе СПО.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники и раскрыть сущность проектно-исследовательской деятельности.
2. Проанализировать опыт использования проектно-исследовательской деятельности в преподавании основ финансовой грамотности.
3. Рассмотреть примерную рабочую программу дисциплины «Основы финансовой грамотности» и ФГОС СПО специальности «Сестринское дело»
4. Составить методическое обеспечение для дисциплины «Основы финансовой грамотности» по ряду тем.
5. Апробировать занятие по теме «Создание медицинской компании»
6. Провести анализ полученных результатов.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
тестирование.
- теоретические: анализ методической литературы, метод
классификации, сравнение.
База исследования: КГБПОУ Красноярский медицинский техникум.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении занятия с применением проектно-исследовательской деятельности в курс «Основы финансовой грамотности» Красноярского медицинского техникума. На основе проведенного эксперимента составлены рекомендаций, которые могут использоваться в педагогической практике для повышения финансовой грамотности студентов СПО.
Результаты исследования апробированы путём доклада на конференции Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания», проводящейся в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЁЖЬ ИНАУКА XXI ВЕКА» КГПУ им. В.П. Астафьева. Тезисы доклада находятся в печати.
Первый раздел нашей выпускной квалификационной работы раскрывает понятия проекта, исследования и их объединения в рамках образовательного процесса. Под проектно-исследовательской деятельностью в данном исследовании понимается вид учебной деятельности, объединяющий в себе элементы проектной и исследовательской при этом основополагающим звеном выступает проектирование учебных объектов, каждый этап которого сопровождается исследованием, самостоятельным поиском знаний.
Анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов и образовательной практики позволил сделать вывод, что важную роль в развитии компетенций студентов среднего профессионального образования в процессе их обучения финансовой грамотности имеет проектно-исследовательская деятельность. Проведенный анализ позволил заключить, что изначально относительно независимые проектная и исследовательская деятельность находятся на данном этапе в стадии интеграции.
Результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о необходимости интеллектуального и личностного развития студента образовательной организации среднего профессионального образования таким образом, чтобы он был способен самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, быстро адаптироваться к постоянно меняющиеся условиям, быть конкурентно способным на рынке труда. В связи с этим, дисциплина «Основы финансовой грамотности» должна обеспечивать эффективное формирование у обучающихся общих компетенций.
Во втором разделе нашей выпускной квалификационной работы мы проанализировали ФГОС СПО, примерной основной образовательной программы специальности 34.02.01 Сестринское дело Красноярского медицинского техникума. Нами были выделены основные компетенции, которые могут быть сформированы у студентов при изучении основ финансовой грамотности в результате их проектно-исследовательской деятельности:
ОК 02 - использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации;
ОК 03 - планировать и реализовывать собственное профессиональное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 05 - осуществлять устную и письменную речь коммуникацию на государственном языке Российской Федерации.
Были составлены методические обеспечения для практических занятий по темам: «Создание медицинской компании», «Налоговый вычет по расходам на медицинские услуги», «Медицинское страхование», «Финансовое планирование в случае болезни».
После мы провели педагогический эксперимент по применению проектного-исследовательской деятельности на занятии по финансовой грамотности у 2 курса студентов специальности сестринское дело в Красноярском медицинском техникуме. На основе апробации занятия на тему «Создание медицинского стартапа» и анализа результатов исследования, нами было выявлено, что применение проектно-исследовательской деятельности положительно сказывается на формировании ОК 03 в части планирования предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. В сравнении с контрольной группой, студенты экспериментальной группы показали лучшие результаты по следующим критериям: знаниевому, уровню умения работы в команде и развитию проектно-исследовательских умений.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» от 24.10.2023 N 2958-р // Официальный сайт Правительства России. - 2023.
2. Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело".
II. Литература
3. Вахнина, Ю.Н., Афонин Н.Н. Сущность метода проектов: как он раскрывается в российском образовании // Вестник науки. 2024. №2.
4. Винникова, Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Дружинина Ксения Евгеньевна Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении финансовой грамотности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-3.
5. Винникова, И.С. Некоторые особенности применения методики обучения в сотрудничестве при изучении финансовой грамотности студентами вуза / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, С.В. Оленева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-4.
6. Дороня, И. А. Плюсы и минусы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся / Методические и педагогические аспекты в организации проектной деятельности в рамках реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2023.
7. Дробышева, Е.А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. - 2020. - №36.
8. Дудина, Н. Д. Проектная и исследовательская деятельность студентов СПО в системе практико-ориентированного обучения // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / Под редакцией И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, Н.Д. Дудиной, М.Н. Бученковой. - Москва, 2019.
9. Журавлева, Е. В. Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор повышения социально-профессиональной мобильности студентов колледжа / Е. В. Журавлева // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции/ Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. - Екатеринбург : РГ1111У, 2019.
10. Земсков, Ю. П. Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 184 с.
11. Ильченко, В. Н. Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе / В. Н. Ильченко А. А. Носко // Педагогическое образование в России. 2017. No 4.
12. Калистратова, Алина Александровна Ученые античности как основной двигатель становления методологии научного познания // Холодная наука. 2024. №3.
13. Калмыкова, С. А. Проблема разграничения исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе // С. А. Калмыкова, Е. Б. Черепанова // Литература и культура Сибири, Дальнего Востока и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации. Материалы участников X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ Отв. редактор А.А. Новикова. - Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет, 2020.
14. Корнетов, Григорий Борисович Метод проектов у. Х. Килпатрика. Часть 1. Сущность и становление метода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. №5
15. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.
16. Лозовская, Т. Н. Технологии обучения финансовой грамотности студентов СПО //Под редакцией Материалы II Всероссийской научно-методической конференции под ред. Н.В. Яшковой - Н. Новгород, 2022.
17. Недельская, О. С. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся и ее педагогическое сопровождение в рамках реализации обновленных ФГОС // Актуальные вопросы внедрения и реализации обновленных ФГОС общего образования : Всероссийская научно-практическая конференция : сборник материалов, Киров, 18 ноября 2022 года / Министерство образования Кировской области; Институт развития образования Кировской области. - Киров: Б. и., 2022.
18. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 107 с.
19. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учеб. пособие / А. И. Савенков. - М. «Ось-89», 2006. - 479 с.
20. Соловьёва, Ю. В. Особенности преподавания основ финансовой грамотности на различных ступенях обучения //научной работе и инновационной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет». - 2022.
21. Уразаева, Л. Ю. Проектная деятельность в образовательном процесс: учебное пособие / Л. Ю. Уразаева. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 79 с.
Т1. Чиркунова, Е. К. Организация исследовательской деятельности: учебное пособие /сост. Е. К. Чиркунова. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. - 103 с.
23. Шарафиева, А. В. Педагогические идеи Джона Дьюи - основателя метода проектов / А. В. Шарафиева // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. - 2022. - № 1(44).
24. Экштейн, Л. С. Формирование основ финансовой грамотности
студентов педагогического колледжа / Л. С. Экштейн // Финансовое просвещение: новые форматы в образовательной деятельности в эпоху цифровизации: Сборник материалов VIII Всероссийской научно¬
практической конференции / Отв. редактор Е.Г. Ситдикова. Том 2. - Уфа: государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, 2021.
III. Интернет-ресурсы
25. Алексеенко, Е.В. Опыт формирования финансовой грамотности у
студентов педагогических направлений подготовки / Е.В. Алексеенко, И.П. Геращенко // Путеводитель предпринимателя. - 2020. - 13(4). URL:
https: //www.pp-mag.ru/j our/article/view/1487
26. Антипов, С. А., Полухина И. В., Сафонов С. В. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО // Вестник ВГТУ. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-vozrastnye-osobennosti- obuchayuschihsya-v-uchrezhdeniyah-spo
27. Богданов, Э.С., Коркин Е.А. Технологизация взаимодействия между учителем и учеником в школе // Сидоров С.В. Сайт педагога- исследователя - URL:http://si-sv.com/publ/tekhnologizacija/10-1-0-680
28. Воронов, А.А. Финансовая грамотность российских студентов / А.А. Воронов // Изв. Сарат. Ун-та Нов. Сер. Социология. Политология. - 2010. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/finansovaya-gramotnost-rossiyskih- studentov
29. Коротенков, Ю. Г. Информационно-образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков / Москва: Академия АйТи, 2011. 152 с. - URL:http://eor.it.ru/file.php/1/metod material/Uchebnoe posobie IOS.pdf.
30. Методические рекомендации по реализации проектной деятельности в области финансовой грамотности в общеобразовательных организациях. - URL:https://fincult.info/teaching/metodicheskie-rekomendatsii-po-vklvuchenivu-osnovfinansovov-gramotnosti-v-obrazovatelnye-programmv-/