Введение
Глава 1. Проектная деятельность в современной школе
1.1. ФГОС и ИКС о проектной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности
1.2. Понятие проекта и особенности его организации
Глава 2. Проектная деятельность в преподавании истории средних веков и внеучебной деятельности
2.1. Возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса
2.2. Организация проектной работы на уроках истории средних веков в 6 классе.
2.3. Организация проектной работы во внеучебной деятельности в 6 классе.
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальностью данной темы является, что при переходе к ФГОС ООО изменяется роль учителя и ученика, и тем самым меняется их стиль взаимодействия. Чтобы достичь новый уровень обучения, необходимо повышение качества исторического образования, развивать компетенции учащихся в соответствии с требованиями ФГОС по формированию единого культурно-исторического пространства. Следовательно, образовательные стандарты нового поколения стали основой процесса модернизации основного образования. В концепции стандартов констатируется, что цель основного общего образования - это формирование разносторонне развитой личности, которая обладает высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых задач. И названные выше документы заложили основу для реализации стратегии развития исторического образования.
Основная задача современного образования - не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, способной адаптироваться к меняющимся реалиям, осваивать новые навыки на протяжении всей жизни, искать и приобретать новые знания, быть подвижным и мобильным в развивающемся гражданском обществе.
И для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, нужно организовывать эти поиски, через управление учащимися и, следовательно, через развитие их познавательной деятельности. И делать это необходимо с помощью системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС.
В связи с объективно изменившимися условиями основная миссия учителей истории - подготовить выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Причем формирование этого восприятия происходит в 5-6 классах, где через некоторые темы формируется взгляд на мир и внешний вид поведения учащихся.
Научиться жить здесь и сейчас - важнейшая ценность занятий по истории. Обществом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, которые освоили различные виды деятельности и поэтому способны действовать в любой жизненной ситуации в правильном направлении. При развитии именно таких качеств у студентов упор делается на результат обучения, и, как упоминалось ранее, результат считается не суммой полученной информации, а способностью человека действовать в различных ситуациях.
А важными целями исторического образования являются воспитание граждан и патриотов Отечества, ценностно ориентированных личностей, способных к самореализации в современной российской социокультурной ситуации. И с помощью исторического знания человек определяет себя в этом мире.
Но снижение интереса к истории как школьному предмету - очевидно негативное явление. Это приводит к росту бездуховности, гражданского безразличия значительной части молодежи. Таким образом, историческое образование не в полной мере достигает своих целей. В последние годы упор делается на исправление этих ошибок, потому что история - фундаментальный элемент каждой развитой страны, который определяет место этого главного института в мире.
Модернизация образования, особенно исторического, является приоритетной в России. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит важной проблемой является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие
и успешно адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях общества.
Нужно научить учащихся среднего звена работать самостоятельно на уроках истории, добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. И, следовательно, необходимым составляющим современного образования является обучение проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, которая формирует развитие умений и навыков в исследовательском поиске. Обучение этому составляющему становится важнейшей задачей для учителя истории.
Проанализировав содержания и результаты имеющихся исследований, получается, что не раскрыт в полном объёме развивающий потенциал проектно-исследовательской деятельности, принципы её организации в образовательном процессе, особенности построения педагогом содержания и формы совместной учебно-познавательной деятельности. И во время проведения практической части работы, это стало очевидным.
Авторами проектного метода являются американские учёные Джон Дьюи и Уильям Килпатрик. По их мнению целью образования должно быть не накопление знаний, а обучение ребёнка самостоятельно решать проблемы. При этом проблема должна быть из жизненной ситуации. Следовательно, при использовании проектной деятельности будет практический результат решения поставленной проблемы. В работах Дж. Дьюи «Демократия и образование» и У Килпатрика «Метод проектов» идёт обоснование необходимости этого метода.
В России проектная деятельность внедрялась в педагогическую практику известным педагогом С. Т Шацким с 1905 по 1931 годы. По его мнению, ученика необходимо стимулировать к самостоятельной работе таким образом, чтобы теоретические знания соединялись с практическими умениями. В 1930-х годах этот метод был подвергнут острой критике со стороны правящих кругов СССР, а вскоре и вовсе запрещён.
Интерес к проектной деятельности возродился в 1990-е годы. Отечественными педагогами и методистами создано обширное количество трудов, связанных с различными аспектами проектно-исследовательской деятельности. Рассмотрены технологии организации исследовательских проектов, целевой компонент проектной работы, основные стадии разработки, дидактические, психологические и методические рекомендации. В основном современные отечественные исследователи рассматривают проектное обучение на качественном уровне: как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений, социальных навыков
В трудах В. Гузеевой, С. Шевцовой, И. Дичковской, И. Ермакова, Г. Исаевой, О. Пехоти, О. Любарской, И. Чечель освещены вопросы применения метода проектов в образовательном процессе.
Механизмы реализации проектной технологии проанализированы в работах Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. ; исторический аспект появления и разработки проектной работы наличествует в пособии Полат С. Е. ; теоретические положения проектирования сформулированы в работе Заир-Бек Е. С. ; использование проектов во внеурочной деятельности обосновано в труде Павлюкевич Т Н..
Н. В. Матяш рассмотрела проектную деятельность с точки зрения педагогики и психологии. Автор считает, что проект является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.
В пособии Пахомовой Н. Ю. для учителей и студентов педагогических вузов «Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении» проектный метод рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, который позволяет построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов и личностно-ориентированного обучения. В нём также представлены дидактические возможности проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода на практике.
В работе Сергеева И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» рассматривается проблема внедрения проектно-исследовательской деятельности в педагогической практике. В ней изложены основные проблемы организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, какие существуют требования к проекту, как безошибочно спланировать проектную деятельность на уроках, а также и в масштабах школы.
В статье «Проектная деятельность на уроках истории» Хоруженко Е. Г. выделяет пять основных видов проектов и основные этапы работы. А также возможность использования метода проектов как при закреплении материала, так и в ходе его освоения .
Иоффе А. Н. и Никитаева М. В. в статье «Проектирование в современном образовании: возможности и проблемные зоны социальных проектов» показали место для проектирования в современном образовании, различные подходы к структурированию элементов проекта, его отличительные особенности, а также критерии и показатели для оценки результатов проектной деятельности .
Анализ литературы показывает, что в науке существуют теоретические предпосылки для создания в школе необходимых условий для организации проектной и исследовательской деятельности. Но в то же время есть вопросы для обсуждения из-за отсутствия единого мнения по некоторым теоретическим аспектам. Это делает выбранную тему статьи актуальной.
С учётом этого и была выбрана тема работы: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории в 6 классе».
Предмет исследования - формирование метапредметных, предметных компетенций через исследовательский проект
Объект исследования - проектно-исследовательская деятельность по истории в основной школе.
Цель работы - проанализировать эффективные приёмы организации проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1) проанализировать нормативные документы по организации проектной деятельности на уроках истории
2) раскрыть понятие проектной деятельности и охарактеризовать способы её организации
3) выявить возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса
4) организовать проектно-исследовательскую работу на уроке истории и во внеурочной деятельности.
Методы исследования - анализ литературы, педагогические (включенное наблюдение, мониторинг деятельности учащихся), эксперимент по организации проектно-исследовательской деятельности.
Научная новизна результатов исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала проектно-исследовательской деятельности учащихся среднего звена на уроках истории, уточнена логика в преемственности содержания, методов и организационных форм, теоретически обоснованы принципы и технологические этапы, а также необходимое методическое обеспечение. И подкреплено практическим обоснованием.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в определении специфики содержания и применения компонентов проектно-исследовательской деятельности студентов среднего звена на уроках истории, что является вкладом в поддержание научной основы личностного развития учащихся; аргументированы содержание и формы организации проектной и исследовательской деятельности учеников на уроках истории, открыл принципы ее организации.
Практическая значимость результатов исследования заключается в раскрытии специфики проектно-исследовательской деятельности учащихся 6-х классов на уроках истории и внеучебной деятельности, что может помочь административно-методической службе и преподавателям вузов в разработке образовательных программ.
Полученные в ходе работы результаты и выводы могут стать теоретической и практической базой для разработки организационных, содержательных и методических аспектов формирования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе описываются отношение основных образовательных нормативных документов к проектной деятельность, а также раскрывается теоретическая сущность этого метода. Во второй главе ведётся речь о подготовке и реализации практической апробации проектного метода в 6 классе, основных проблемах и результатах работы во время педагогической практики в школе.
Одно из требований ФГОС ООО обретение опыта проектной деятельности.
Проектная деятельность как особая форма образовательной и иной деятельности способствует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности. В процессе реализации первоначальных планов на практическом уровне студенты приобретают способность выбирать подходящие средства для выполнения задачи по их решению, включая ситуации неопределенности. Школьники могут развить способность разрабатывать несколько решений, находить необычные решения, а также находить и применять подходящие решения.
Таким образом, проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию положительного самовосприятия (переживания увлекательной работы и публичного представления ее результатов), развитию информационной компетентности.
И здесь тоже очень часто, особенно групповые формы образовательной деятельности, помогают учащимся установить уважительные отношения со сверстниками и взрослыми, воспитать в них толерантность, открытость, такт, готовность помочь и другие ценные личные качества.
В условиях целенаправленно организованного образовательного сотрудничества (проектной деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более активно, с большей скоростью и масштабом.
Метод проектов дает возможность сформировать как предметные, так и метапредметные компетенции. И вся работа над проектом сформировывает регулятивные умения.
В результате проведенного исследования, можно констатировать, что систематическое, поэтапное и активное включение учащихся в проектную деятельность, разработка и реализация комплекса учебно-методических материалов, неизменное увеличение уровня управления исследовательской деятельностью учащихся содействуют увеличению их познавательной активности, реализации их творческого потенциала, формированию там положительного дела к учебе в целом, и, как результат, дают обеспечение огромную эффективность исследовательской деятельности учащихся гимназии.
Социально-экономические изменения, происходящие в российском сообществе, требуют современных, профессиональных, независимых, быстрых и творческих решений. Колоссальное увеличение потока информации приводит к тому, что студенты не могут сосредоточиться на приобретении разных знаний, едва следя за научными достижениями, не всегда понимая их смысл. Поэтому среди основных целей обучения - развитие у студентов умения создавать задачи, находить адекватные, нестандартные способы их решения. Достижение этой цели возможно только при соблюдении условий для развития проектной деятельности студентов.
Конфигурации образовательной деятельности требуют разработки принципиально новых образовательных технологий, в отличие от репродуктивных методов, широко используемых в современной образовательной системе и основанных на простом воссоздании готового материала. Поиск лучших способов разработки образовательных программ требует новых профессиональных и педагогических соображений. Но при этом выявляется нежелание многих преподавателей организовывать исследовательскую деятельность студентов, а с другой стороны, неразвитость и неопределенность содержания, методов и форм ее организации на разных этапах обучения.
Несмотря на огромный объем исследовательских работ и публикаций по теме технологии проектирования, в настоящее время некоторые вопросы остаются нерешенными с изменением тенденций и требований к образовательному процессу. Это связано с тем, что за последние несколько лет среди молодых и опытных руководителей и учителей появилось много статей и статей о методах проектов. Материал использованной литературы повторяет идеи исследователей 1990-х и 2000-х годов, что актуализирует эти знания и теоретические положения. Необходимо пересмотреть методологию проектной технологии применительно к новым стандартам в образовании и проблемам, возникающим при их использовании.
Практическая работа по применению методики проектирования во внеклассной деятельности в 6 классе показала продуктивность данной технологии, но ее постоянное использование нецелесообразно.
Необходимо учитывать недостатки метода проектирования:
- неравномерная нагрузка на разных этапах деятельности;
- повышение эмоциональной нагрузки учителей и учеников.
При подготовке к опытно-экспериментальной работе, мною был проанализирован учебно-методический комплекс издательства «Просвещение» по истории средних веков в 6 классе, а также несколько разработок практикующих учителей истории.
Опираясь на методическую помощь учебно-методического комплекса, я столкнулся с проблемой неразвитости преподавания по интересующей меня методике в учебных пособиях. Примером применения методики проекта стали разработки учителей истории из разных уголков нашей страны и стран СНГ. На основе анализа разработки уроков и методических рекомендаций из учебно-методического комплекса были разработаны мероприятия по применению проектного метода, которые в дальнейшем апробировались. Правда, во внеклассных занятиях.
Нельзя также забывать и про то, что не все шестиклассники смогли завершить все этапы проекта без посторонней помощи. Им сложно ставить цели и задачи, формулировать выводы и аргументировать их, детально сравнивать полученные результаты с прогнозируемыми, оценивать результаты собственной деятельности.
В особенности остро стоял вопрос в выборе окончательного продукта проектной деятельности. Отсюда следует, на каждом этапе детям необходима поддержка, систематическое консультирование, помощь в систематизации и обобщении материалов при анализе проделанной работы.
Использование мини-проектов во внеучебной деятельности дает возможность формировать положительную динамику мотивации учебного процесса, возникновение ситуации успеха и творческой атмосферы на уроках и дома. Среднесрочные и долгосрочные проекты наилучшим образом соответствуют индивидуальным потребностям каждого студента. Я склонен думать, что такая эффективность наиболее эффективна во внеклассных занятиях.
Поэтому использование проективных методов на уроках истории и во внеклассной деятельности является эффективным, поскольку позволяет решать ряд основных образовательных задач: изложение тем проекта, самостоятельное видение решения проблем, приобретение знаний, знаний и навыков в планировании и завершении работы. Опыт, полученный в ходе проектной деятельности, основан на интересах студентов. Приобретенные в процессе работы исследовательские и проектные навыки помогут выпускникам обогатить знания об окружающем мире, применить собственный творческий потенциал.
Эта выпускная квалификационная работа имеет большое практическое значение. В процессе ее подготовки мною были сконструированы методические разработки. Они обеспечивают более эффективный и увлекательный учебный процесс для учащихся 6-х классов на уроках истории (учебник истории средних веков под редакцией А.А. Сванидзе) и внеучебных занятий. Эти результаты помогут студентам практиковаться и для будущих учителей истории. Итоги практической части работы иллюстрируют особенности применения технологии проектирования и помогут организовать работу на занятиях на более высоком методическом уровне.
Данная выпускная квалификационная работа была апробирована на VI Национальной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в секции «Концепция преподавания курса «Истории России» в школе: традиции и новации» где заняла 3 место.
1. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http: //school .historians .ru/wp-
content/uploads/2013/08/%D0%98%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0% B8%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %82%D 1 %8 3%D 1 %80%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BD %D0%B4%D0%B0%D 1 %80%D 1 %82.pdf
2. Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе» [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.info/node/53561
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
второго поколения. [Электронный ресурс].
URL:https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov
4. Федеральный государственный образовательный стандарт
первого поколения. [Электронный ресурс]. URL: https://blag-
bol. edu.yar. ru/fgos_new/fgos_1_go_pokoleniya. html
Литература
1. Баханов К., Нищета В. Жизнетворческие проекты в обучении истории Украины. - ОСНОВА, 2008.
2. Бордовская Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Бордовская, А. Реан. - Москва [и др.] : Питер, 2015. - 299 с.
3. Волоскова М.Л. Информационные технологии на уроке истории.
Метод проектов [Электронный ресурс]. URL:
http: //vio. uchim. info/V io_72/cd_site/articles/art_2_3. htm
4. Всероссийский педагогический портал МЕТОДКАБИНЕТ.РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/
5. Выготский Л. С. Педология подростка. - М: Бюро заочного обучения при Педфаке 2 МГУ, 1929-1931 (Центр. тип. НКВМ). - 504 с.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. - 556 с.
7. Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетеностно-ориентированного образования - Самара: Учебная литература, 2006.
8. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика- Пресс, 2000. - 384с.
9. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб, 1995.
10. Иоффе А.Н., Никитаева М.В. Проектирование в современном образовании: возможности и проблемные зоны социальных проектов. Преподавание истории в школе, №5. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2018. - С.3-11.
11. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
12. История средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. [Е. В. Агибалова, Г. М. Донской]; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2018. - 288 с.
13. История средних веков. 6 класс. Тетрадь для проектов и творческих работ. [В. В. Артёмов, Л. А. Соколова]; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2017. - 95 с.
14. Карл Фрей. Проектный метод / К. Фрей. - Германия: Бельц., 1997г.
15. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингс, проф. педагогики Ун-та штата Оклахома ; С предисл. проф. Вильяма Кильпатрик ; Пер. с англ. С. Тюрберт ; Под ред. и с введ. А. У.
Зеленко. - M: Новая Москва, 1926. - 286 с.
16. У Х. Килпатрик. Метод проектов : Применение целевой установки в педагогическом процессе / У. Х. Кильпатрик, проф. педагогики Учительск. колледжа Колумбийск. ун-та Пер. с 7-го нем. изд. Е. Н. Янжул С предисл. Н. В. Чехова. - Ленинград : Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.;
17. Матяш Н. В.Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н. В. Матяш. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с.
18. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
19. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1973. - 389 с.
20. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.
21. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2-еизд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.
22. Хоруженко Е.Г. Проектная деятельность на уроках истории. Актуальные вопросы современной педагоги: материалы X Междунар. науч. конф. (г.Самара, март 2017 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. К, 80 с.
23. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.: Просвещение, 1962-1965. — Т.2.
24. Чернилова Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. [Текст] / Н. Г. Чернилова. - Саратов, 1997. - С.130.
25. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью
педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.
Интернет ресурсы
26. Образовательный портал России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.ru/
27. Т.Н.Павлюкевич. Метод проектов во внеурочной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://wiki.iteach.ru/images/d/d6/Метод_проектов_во_внеурочной_деятельнос ти_Павлюкевич_Т.Н.^Г
28. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. URL: http s: //studfil e.net/preview/6306194/