Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»

Работа №150130

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы профилактики девиантного поведения подростков «группы риска»
1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» 6
1.2 Особенности проявления девиантного поведения у подростков 13
1.3 Теоретические и методические основы профилактики поведения
подростков «группы риска» 25
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска» средствами рукопашного боя и самообороны и проверка ее эффективности в педагогическом эксперименте
2.1 Исследование склонности к девиантному поведению у подростков
«группы риска» 37
2.2 Программное обеспечение профилактики девиантного поведения
подростков «группы риска», средствами рукопашного боя и самообороны 40
2.3 Проверка эффективности программы профилактики девиантного поведения подростков «группы риска» средствами рукопашного боя и
самообороны 45
Выводы по Главе 2 47
Заключение 49
Библиографический список 53
Приложения 61


Актуальность проблемы: изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. С каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения их психического состояния, и особенно в переходном подростковом периоде.
Согласно статистике 8% всех преступлений в нашей стране совершается именно в подростково-юношеском возрасте. Большая часть из которых, естественно, подростки, ведь этот возраст самый сложный период в жизни человека: время сомнений, период выбора жизненного пути, пересмотра своих жизненных позиций.
На протяжении многих столетий воспитание всех детей происходит примерно одинаково, но все равно мы сталкиваемся с тем, что какая-то часть из них идет по преступному пути. Несомненно это связано с нигилизмом, демонстративным и вызывающим поведением по отношению ко взрослым, с проявлением крайности агрессивности и жестокости в поведении. Резко возросла преступность среди современной молодежи. Почти 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки.
Потребность в создании определенных условиях социального воспитания подрастающего поколения возрастает, а данная проблема недостаточно проработана в современной социально-педагогической науке и практике, которая не может в полной мере решить эту проблему, что, в свою очередь, приводит к главному противоречию между потребностью социума в создании специальных условий профилактики отклоняющегося поведения подростков «группы риска».
Объект исследования: воспитательный процесс подростков «группы риска»
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»
Цель исследования:
Выявить причину девиантного поведения и на этой основе разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения подростков «группы риска» средствами рукопашного боя и самообороны.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. Исследовать особенности проявления и склонности к девиантному поведению у подростков «группы риска»;
3. Разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения подростков «группы риска» средствами рукопашного боя и самообороны.
4. Проверить эффективность программы профилактики девиантного поведения подростков «группы риска» средствами рукопашного боя и самообороны.
Гипотеза: профилактика девиантного поведения старших подростков на занятиях в секции рукопашного боя будет эффективна, если в педагогической работе:
• будут выявлены причины девиантного поведения;
• будут исследованы особенности проявления и склонности к девиантному поведению у подростков «группы риска».
Методы исследования:
• анализ и обобщение сведений, представленных в психолого-педагогической литературе по теме исследования;
• метод констатирующего и формирующего эксперимента;
• методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
База исследования: экспериментальная работа проводилась в молодежном военно-спортивном центре «Патриот» с подростками «группы риска» (12-16 лет) в количестве 30 человек с сентября 2013 года по декабрь 2014 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. [39]
Отклоняющееся поведение подростков может быть в форме непослушания, детского негативизма и девиантных форм поведения. Нарушения поведения обусловлены целым рядом причин психологической природы, которые являются следствием неравномерности развития в процессе взросления и особенностей воспитания. На основании анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что основными ошибками в семейном воспитании, ведущими к формированию делинквентности, являются:
- стили (методы, способы и пр.) воспитания на основе гиперпротекции (усиленный контроль поведения ребёнка, повышенное внимание к его потребностям, гиперопека, повышенные требования и пр.)
- стили воспитания на основе гипопротекции (гипоопека, недостаток внимания, заботы и контроля со стороны родителей).
- асоциальный образ жизни родителей.
- тяжелые жизненные ситуации.
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации. Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. Все это во многом предопределяет попадание детей в категорию «группа риска».
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.
Девиантное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся. Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. [52]
По мнению специалистов [42], оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления.
В исследованиях В.А.Кабачкова о влиянии занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность младших школьников и подростков было эмпирически доказано, что занятия спортом нормализуют уровень агрессивности детей с асоциальным поведением. Из общего числа 74,3% мальчиков - 43,5% - спортивные единоборства стали положительно относиться к учебе; в группе мальчиков, занимающихся спортивными единоборствами, сократилось число учащихся, имеющих различные степени педагогической запущенности, повысилось качество успеваемости с 28,4 до 25,7%. В ходе проведенного исследования изменилось отношение занимающихся к разрешению конфликтных ситуаций. [30]
Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии детей является одной из острых и актуальных задач современности. Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение школьников в активную деятельность. Так как занятия спортом способствуют психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, при этом в организме резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов, а двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, можно предположить, что именно активные занятия спортом могут являться способом коррекции агрессии подростка.
Программа профилактики девиантного поведения подростков «группы риска», основанная на занятиях в секции рукопашного боя и самообороны включает в себя 4 блока специальных физических упражнений. Наряду с решением основных задач, в педагогической работе нами были использованы методы и приемы нравственно-патриотического воспитания, направленные на осмысление потенциала рукопашного боя как средства развития личности подростков, на улучшение микроклимата в группе, сплочение коллектива, на эмоциональную поддержку и психологическое закаливание подростков. В социально-педагогической работе с подростками были смоделированы ситуации, в которых воспитанники могли получить опыт применения на практике полученных знаний, умений и навыков самообороны.
По итогам реализации программы профилактики девиантного поведения подростков «группы риска», основанной на занятиях в секции рукопашного боя и самообороны, существенно изменилось количество подростков с максимальными показателями косвенной агрессии, оно возросло с 16,7% (5 человек) до 40% (12 человек), в то время как количество подростков, имеющих максимальные показатели уровня физической агрессии, уменьшилось с 33,3% (10 человек) до 20% (6 человек). Количество испытуемых, имеющих максимальные показатели уровня вербальной агрессии, уменьшилось с 13,3% (4 человека) до 10% (3 человека). Данные количественные изменения могут свидетельствовать об эффективности разработанной программы профилактики девиантного поведения подростков «группы риска», основанной на занятиях в секции рукопашного боя и самообороны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.



1. Адольф В.А., Методические рекомендации для подготовки магистерской диссертации. (Составитель Адольф В.А.-2014 г. Утверждено на заседании кафедры 5.09.14 г, протокол № 1.)
2. Адольф В.А., Савчук А.Н., Прогнозирование становление профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 352с.
3. Адольф В.А., Савчук А.Н., Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.-256с.
4. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы «риска» // Завуч. - 1999. - №2. - С.76-83.
5. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
6. Бадараева С.Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка / С.Ж Бадараева.- М.: Просвещение, 2007.- 165с.
7. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - 2001. - №2. - С.34-39.
8. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция
социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- М., 1991.
9. Бытко Ю.И., Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс.
- 1988. - №4.
10. Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.
11. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
12. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - №3. - С.52-60.
13. Вим Лот, Хан Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам (Как профилактика асоциального поведения) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С.60-74.
14. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.
15. Воспитывает Киплинг: Игровая программа проведения палаточного лагеря для школьников: Опыт работы с "трудными подростками" // Внешкольник. - 1999. - №4. - С.10-12.
16. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного
(отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
17. Гиндикин В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.
18. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.: Триада-Х,
1999. - 266 с.
19. Гордон М., Зарецкий В. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска // Народное образование. - 1999. - №5. - С.173-178.
20. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.
21. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3¬
22.
22. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994. - 310 с.
23. Дети "группы риска": Мат-лы Междун. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.
24. Дети улицы: Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. - М.: Интеллект-Центр, 2001.
25. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84.
26. Завражин С.А. Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива // СоцИс. - 1995. - № 2.
27. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. - 1999. - №9. - С.233-234.
28. Зенкин В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних // Первые итоги. - 1997. - С. 61-66.
29. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С. 17-21.
30. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982
31. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.
32. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.
33. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
34. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.
35. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
36. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988.
37. Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М., Медицина, 1992.
38. Кофырин И.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // СоцИс. - 1991. - № 1.
39. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.81
40. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. -
2001. - №9. - С.17-25.
41. Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.
42. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. -
2000. - №№ 29, 30, 31.
43. Курганов С.И. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // СоцИс. - 1989. - № 5.
44. Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики
правонарушний детей и подростков // Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.
45. Майсак Н.В. Возможности теста Р.Кеттелла в определении первичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка // Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. - 2000. - №4. - С.33-41.
46. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 с.
47. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
48. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения //
Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 1999. - С.351-416.
49. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей «трудного» подростка // Домашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.
50. Морозов В.В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике // Внешкольник. - 1999. - №10-11. - С.11-13.
51. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления
социально-психологической, психотерапевтической и правовой
реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.
52. Невский И.Л., Колесова JI.C. «Подростки «группы риска» в школе» / И.Л. Невский, JI.C. Колесова - М., 2001.- 420с.
53. Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // СоцИс. -1992. - № 3.
54. Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.
55. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.
56. Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье // СоцИс. - 2003. -№4. - С.135-138.
57. Пономарев Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической защищенности / Н.Л. Пономарев // Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Екатеринбург, 1999.- 34с.
58. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие/Под ред. И.Соковни. - М.: Просвещение,
2002.
59. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся: Методические рекомендации. - Йошкар-Ола: Марий Эл учитель, 2001. - 24 с.
60. Психология трудных школьников Степанов В. Г. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
61. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве/М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая, С.Л. Нечаева. - // Психологическая наука и образование. - 1999. - №3. - С.4.
62. Пушкина Т.В. Лазарева О.В. Терентьева Н.П. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально - педагогически запущенных детей. - М.,2005. - 362с.
63. Реан А.А. Социальные, педагогические и психологические проблемы "уличных" детей и подростков в России // Magister. - 1999. - №6. - С.1-5.
64. Родичев Н., Чистякова С. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С.132-138.
65. Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1993
66. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000.
67. Садовский М. Г. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах (специализированных лагерях): [г. Красноярск] // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - С. 192-201.
68. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения / X.Сакату // Автореферат диссертации кандидата психологических наук. - М., 2000. - 32с.
69. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
70. Селиванова О.А. Личностно-значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61.
71. Сергиенко А., Симонова М. Смогут ли центры досуга соперничать с криминальной улицей? // Первое сентября. - 2000. - №27. - С.6.
72. Спицын Н.П. Работа классного руководителя с трудными семьями // Классный руководитель. - 1999. - №2. - С.83-85.
73. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-41.
74. Сухомлинский В.А. «Письмо к сыну». - М.,1979
75. Татитдинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь // СоцИс. - 2000. - №1. - С.55-91.
76. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.
77. Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С.75-87.
78.Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.
79. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.
80. Шмелев А.Г. Делинквентное поведение // Основы психодиагностики: Учеб. пособие. - М., Ростов н/Д: Феникс, 1996. - С.383¬401.
81. Юноши и девушки "группы риска" // Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.436¬458.
82. Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000. - №6. - С.267-270.
83. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
84.Чечулин В. Л. Об основаниях системы кризисов развития личности и структурировании отклоняющегося поведения. — Университетские исследования (раздел: психология). — 2010. — 6 с.
85.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп.- М.: Academia, 2008. - 428с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ